АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел.(351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
«25» сентября 2008 года Дело № А76-83512008-61-165
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2008 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Т.В. Тиунова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабинковой Е.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:
1) Общество с ограниченной ответственностью «Компания МИГ», г. Тюмень,
2) ФИО1, г. Челябинск
о признании недействительным решения о государственной регистрации
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: ФИО2 специалиста 1 разряда удостоверение УР № 389368, по доверенности № 05-27/1708 от 23.01.2008 года;
от третьих лиц:
1) ООО «Компания МИГ»: не явился, извещен надлежащим образом;
2) ФИО1: не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области (далее по тексту – заявитель, МР ИФНС России № 14 по Тюменской области) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее по тексту – ответчик, ИФНС по Курчатовскому г. Челябинска, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 20.03.2008 № 0915 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Компания МИГ» (далее по тексту – ООО «Компания МИГ»); признании недействительным решения о передаче регистрационного дела от 20.03.2008 № 0915; признании недействительной записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений от 20.03.2008 № 2087448020834 и обязании исключить из Единого государственного реестра запись от 20.03.2008 № 2087448020834.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области в обоснование требований указала, что в соответствии с письмом Инспекции Федеральной службы России по г. Тюмени №2 от 31.03.2008 за № 7231 ДСП «О направлении справок налогового органа о наличии признаков причин миграции юридических лиц», регистрирующим органом был направлен запрос за № 03-16/7410 от 23.04.2008 г. в адрес Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени на предмет наличия договора аренды нежилых помещений по адресу: <...> с ООО «Компания МИГ». Как следует из ответа за № 08-2539 от 14.05.2008 г. Департамента имущественных отношений г. Тюмени договор аренды нежилых помещений с ООО «Компания МИГ» по вышеуказанному адресу не заключался.
Юридическим лицом при регистрации предоставлены не соответствующие действительности сведения о своем месте нахождения. Предоставленные сведения о месте нахождения юридического лица при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Компания МИГ» являются не соответствующими действительности, что влечет отмену решения о государственной регистрации от 20.03.2008 года № 0915 и записи внесенной в ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Компания МИГ» от 20.03.2008 года за государственным регистрационным номером 2087448020834 (том 1 л.д. 4-7).
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен с соблюдением требований ст.ст.121-123 АПК РФ.
Представитель ответчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска в судебном заседании требования не признал по основаниям указанным в отзыве (том 2 л.д. 2-3), пояснил, что в соответствии с положениями Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган не проверяет достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах, а лишь удостоверяется в факте их наличия. Ответственность за достоверность сведений, указываемых в документах, предоставляемых при государственной регистрации, возлагается на заявителя. Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Для государственной регистрации юридическим лицом были представлены все необходимые документы.
Третьи лица – Общество с ограниченной ответственностью «Компания МИГ», ФИО1 в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства.
Поскольку о времени и месте рассмотрения дела заявитель, третьи лица извещены с соблюдением требований ст.ст. 121 - 123 АПК РФ, в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав мнение представителя ответчика, изучив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.
Общество с ограниченной ответственностью «Компания МИГ» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска 20.03.2008 за основным государственным регистрационным номером 1067448050779, о чем выдано свидетельство серии 74 номер 004861692 (л.д.18).
13.03.2008 участниками ООО «Компания МИГ» было принято решение о смене местонахождения общества на адрес: 625000, <...>, что следует из протокола № 3 от 13.03.2008 (том 1 л.д. 31).
14.03.2008 ООО «Компания МИГ» обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приобщив к нему все документы, установленные законом: заявление (том 1 л.д. 24-28), изменения № 1 от 13.03.2008 к Учредительным документам (том 1 л.д. 30), протокол общего собрания учредителей № 3 от 13.03.2008 (л.д. 31), договоры купли продажи доли в Уставном капитале ООО «Компания МИГ» (том 1 л.д. 32, 33), документ об уплате госпошлины (том 1 л.д. 45).
20.03.2008 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска принято решение о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления общества с ограниченной ответственностью «Компания МИГ» № 0915 (том 1 л.д. 21).
В связи со сменой адреса юридического лица 20.03.2008 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска принято решение № 0915 о передаче дела ООО «Комнания МИГ» в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области (том 1 л.д. 20).
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области 23.04.2008 направила в Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени запрос № 03-16/7410 о предоставлении информации на предмет наличия договора аренды нежилых помещений по адресу: <...> с ООО «Компания МИГ» (том 1 л.д. 10).
Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени в ответ на запрос № 03-16/7410 от 23.04.2008 сообщил, что договор аренды нежилых помещений с ООО «Компания МИГ» по адресу: <...>, не заключался (том 1 л.д. 15).
Полагая, что Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району г. Челябинска в нарушение требований Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" осуществлена государственная регистрация изменений вносимых в учредительные документы юридического лица на основании недостоверных сведений, заявитель обратился в суд с требованиями о признании недействительным решения от 20.03.2008 № 0915 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Компания МИГ», признании недействительным решения о передаче регистрационного дела от 20.03.2008 № 0915, признании недействительной записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений от 20.03.2008 № 2087448020834 и обязании исключить из Единого государственного реестра запись от 20.03.2008 № 2087448020834.
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, закреплены в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В силу статьи 2 указанного Федерального закона и Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506 Федеральная налоговая служба в лице территориальных органов является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52, пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должно определяться место его нахождения.
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно пункту 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
На основании статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации) под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах, а потому государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является неотъемлемой частью понятия государственной регистрации юридических лиц и не требует отдельного полномочия налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Пунктом 4 ст. 18 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
2) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
3) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
4) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества.
Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона для регистрации общества.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, к заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и к заявлению о государственной регистрации изменений, не вносимых в учредительные документы, Обществом были приобщены все необходимые документы, которые предусмотрены законом, следовательно, у Инспекции не было правовых оснований для отказа Обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
В соответствии с ч.4 ст.9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных правовых оснований применительно к данной ситуации для отказа в государственной регистрации названным Законом не предусмотрено.
Концепция Закона о государственной регистрации исходит из заявительного характера государственной регистрации юридических лиц и изменений, вносимых в их учредительные документы. Предъявляя требования относительно перечня, содержания и формы документов, Закон о государственной регистрации не наделяет регистрирующий орган полномочиями по проведению проверки соответствия заявляемых к регистрации сведений об изменении нахождения организации фактическим обстоятельствам. В том числе проверки достоверности сведений о новом месте нахождения юридического лица либо других предоставляемых сведений путём проведения фактических мероприятий контроля (обследования, направления запросов). Доказательств наличия у регистрирующего органа информации о недостоверности заявленных к регистрации сведений в материалах дела не содержится. В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации обязанность указания достоверной информации о государственной регистрации возложена на заявителя, подающего соответствующие сведения, который, наравне с юридическим лицом несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за представление недостоверных сведений (пункт 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации).
Поскольку все необходимые документы заявителем, в соответствии с требованиями закона были представлены, оснований для отказа в государственной регистрации изменений у ответчика не имелось.
Представление документов, соответствующих по форме и содержанию требованиям действующего законодательства порождает обязанность регистрирующего органа внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственные органы (налоговые органы) вправе обратиться в арбитражный суд с таким же заявлением в защиту публичных интересов (ст. 53, ч. 2 ст. 198 названного Кодекса, п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов.
Суд считает, что заявитель не представил доказательств публичности нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя о том, что по месту нахождения юридического лица по адресу: 625000, <...>, Общество не находится, судом отклоняется, поскольку результаты проведенных заявителем мероприятий по проверке нахождения организации по юридическому адресу не свидетельствуют о недостоверности документов, представленных на регистрацию.
Доказательств того, что на момент государственной регистрации Общество не находилось по указанному в учредительных документах адресу, заявителем также не представлено.
Признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и - незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице, законодательством не предусмотрено.
Данная правовая позиция отражена в определении ВАС РФ от 07.07.2008 № 8441/08.
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Таким образом, данные нормы не предусматривают, что в случае, если постоянно действующим исполнительным органом юридического лица является директор, то государственная регистрация этого юридического лица осуществляется только по месту жительства директора.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области требований о признании недействительным решения о государственной регистрации от 20.03.2008 № 0915 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Компания МИГ», признании недействительным решения о передаче регистрационного дела от 20.03.2008 № 0915, признании недействительной записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений от 20.03.2008 № 2087448020834 и обязании исключить из Единого государственного реестра запись от 20.03.2008 № 2087448020834, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.167-170,176,197,200,201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области о признании недействительным решения о государственной регистрации от 20.03.2008 № 0915 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Компания МИГ», признании недействительным решения о передаче регистрационного дела от 20.03.2008 № 0915, признании недействительной записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений от 20.03.2008 № 2087448020834 и обязании исключить из Единого государственного реестра запись от 20.03.2008 № 2087448020834, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Т.В. Тиунова