ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8501/12 от 15.10.2012 АС Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

«19» октября 2012 года Дело № А76-8501/2012

Резолютивная часть объявлена 15 октября 2012

Решение в полном объеме изготовлено 19 октября 2012

Судья Арбитражного суда Челябинской области И. В. Мрез, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Мартын И. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенного по адресу: <...>, каб. 416, дело по заявлению Прокурора Челябинской области к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области,

о признании недействительными ненормативных правовых актов,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Глава Аргаяшского муниципального района, Дачное некоммерческое товарищество «Солнечный стан», г.Челябинск, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Челябинской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Администрация Байрамгуловского сельского поселения

при участии в заседании представителей:

от истца: ФИО1, служебное удостоверение;

от ответчика: ФИО2- представителя по доверенности № 1993 от 20.08.2012, личность удостоверена паспортом

от третьего лица:

1. не явился, извещен;

2. ФИО3- представителя по доверенности 74 АА 0999927 от 08.06.2012, личность удостоверена паспортом, ФИО4- представителя по доверенности от 30.08.2010, личность удостоверена паспортом

3. ФИО5 - представителя по доверенности № 15/30-62 от 23.08.2012, личность удостоверена с. удостоверением

4. не явился, извещен;

5. не явился, извещен;

6. не явился, извещен;

7. ФИО6- представителя по доверенности № 18 от 27.02.2012, личность удостоверена паспортом

8. не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Челябинской области, г. Челябинск обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главе Аргаяшского муниципального района Челябинской области, с. Аргаяш Челябинской области о:

- признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района от 28.01.2010 № 128 «Об утверждении акта выбора земельного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское»;

- признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 19.05.2011 № 1038 о предоставлении ДНТ «Солнечный стан» земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, общей площадью 38774 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенный примерно в 1350 м по направлению на северо-восток от ориентира поселка Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Аргаяшский район;

- признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 26.09.2011 № 1968 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельный участок площадью 38774 кв. метров с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, отнесен к землям рекреационного назначения;

- признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 06.12.2011 № 2504 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельный участок площадью 38774 кв. метров с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, отнесен к землям рекреационного назначения;

- снятии с учета объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, общей площадью 38774 кв.м., как земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенного примерно в 4400 м по направлению на северо-восток от ориентира поселок Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Аргаяшский район, в Государственном кадастре недвижимости.

Определениями суда от 15.05.2012 и от 27.08.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены:Администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Дачное некоммерческое товарищество «Солнечный стан» (ДНТ «Солнечный стан», Товарищество), Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (Управление Роспотребнадзора), Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Челябинской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (Управление Росреестра), Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (Минпром), Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области,Администрация Байрамгуловского сельского поселения.

29.08.2012 прокурором Челябинской области было заявлено письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которыми, заявитель просил:

1. Восстановить срок подачи заявления.

2. Признать недействительным постановление Главы Аргаяшского муни­ципального района от 28.01.2010 №  128 «Об утверждении акта выбора земель­ного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское».

3. Признать недействительным постановление Главы Аргаяшского муни­ципального района Челябинской области от 26.09.2011 № 1968 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельный участок площадью 38774 кв. метров с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, отне­сен к землям рекреационного назначения.

4. Признать недействительным постановление Главы Аргаяшского муни­ципального района Челябинской области от 06.12.2011 № 2504 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельный участок площадью 38774 кв. метров с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, отне­сен к землям рекреационного назначения.

5. Производство по делу в части признания недействительным постанов­ления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 19.05.2011 № 1038 о предоставлении в аренду ДНТ «Солнечный стан» земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:1318 прекратить в соответ­ствии с п. 4 части 1 ст. 150 АПК РФ.

Уточнения заявленных требований судом приняты в порядке ст. 49 АПК РФ.

В процессе рассмотрения дела прокурор Челябинской области ходатайством от 07.09.2012 заявил частичный отказ от заявленных требований в связи с тем, что отпали правовые основания для применения последствий, а именно: снятия с учета в КГН объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:1318 и просил принять отказ и прекратить производство по делу в указанной части требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец (заявитель) вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от требования полностью или частично.

Суд считает возможным принять отказ прокурора от требований, как не противоречащий закону и не нарушающий прав других лиц в порядке ст. 49 АПК РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

При таких обстоятельствах, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

В судебном заседании 09.10.2012 объявлялся перерыв до 15.10.2012. Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.

После перерыва представители заявителя, ответчика и третьих лиц, за исключением Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.

Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.

Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Кодексом гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание, в порядке в порядке ст. 156,163 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».

Прокурор в обоснование заявленных требований указал, что требования о недействительности ненормативных правовых актов основа­ны на нарушении положений земельного и природоохранного законодательст­ва, что при вынесении решения об утверждении акта выбора земельного участка был нарушен выше обозна­ченный порядок его подготовки и принятия, информация о предстоящем пре­доставлении спорного земельного участка для строительства до утверждения Акта выбора земельного участка в установленном порядке не опубликовыва­лась. Спорный земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное ис­пользование: для сельскохозяйственного производства. Следовательно, спорный земельный участок имеет статус сельскохозяйст­венных угодий, и не входит в состав границ какого-либо населенного пункта муниципального района. В настоящее время отсутствует какой-либо федеральный закон, который определял бы порядок изменения разрешенного использования земельных уча­стков сельскохозяйственных угодий. Отнесение Главой района согласно оспариваемым постанов­лениям от 26.09.2011, от 06.12.2011 земельного участка к землям рекреационного назначения без изменения категории земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли особо охраняемых территорий, в составе которого данный участок находится, противоречит приведенным нормам. Вместе с тем, решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципально­го района № 43 от 18.05.2011 года утверждено Положение о порядке проведе­ния публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков из земель сельскохозяй­ственного назначения, расположенных на территории Аргаяшского муници­пального района Челябинской области. При вынесении оспариваемых актов Глава района нарушил утвержденный Решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района № 43 от 18.05.2011. Доказательств проведения публичных слушаний по вопросу изменения ви­да разрешенного использования из земель сельскохозяйственного назначения на земли рекреационного назначения в материалы дела ответчиком не пред­ставлено. При этом Прокурор указал, что о незаконных актах Главы Аргаяшского муниципального рай­она ему стало известно «02» марта 2012 года из информации, поступившей в Челя­бинскую природоохранную прокуратуру, из администрации Аргаяшского му­ниципального района (сопроводительное письмо № 450 от 02.03.12).

Представитель ответчика в обоснование возражений указал, что спорный земельный участок учтен в схеме территориального планирования Аргаяшского муниципального района как земельный участок, отнесенный к землям рекреационного назначения для организации зоны летнего отдыха. Схема территориального планирования утверждена Постановлением № 2241 от 24.10.2010 г. Главы Аргаяшского муниципального района, а также Решением от 18.05.2011 г. № 42-1 Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области, была размещена на официальном сайте Аргаяшского муниципального района в сети Интернет в течение 90 календарных дней. Ссылка прокурора на Решение от 18 мая 2011 г. № 43 Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области «Об утверждении Положения о порядке проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» не применима к рассматриваемым постановлениям, т.к определяет порядок и проведение публичных слушаний по вопросам о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Постановление Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 28.01.2010 № 128 «Об утверждении акта выбора земельного участка» утверждает схему размещения рекреационных объектов в виде объектов малой архитектуры и прочих элементов инфраструктуры зон отдыха (беседки, шезлонга, пункты мед. помощи, пункты спасателей и проч.), капитальное строительство не планировалось именно поэтому не было публичного извещения. Акт выбора участков подготовлен Администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области согласно её компетенции с учетом зонирования территории, согласовав членами комиссии, которые проводили обследование Комиссия рекомендовала акт выбора участка к утверждению. Указал, что рассматриваемая территория не находится в стометровой санитарной зоне пунктов водозабора для питьевых нужд населения, т.к. на данном водохранилище отсутствую пункты водозабора для этих нужд, в связи с чем просил суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области представил письменное мнение относительно заявленного требования, в котором указал, что требования прокурора Челябинской области о признании недействительными постановлений Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области подлежат удовлетворению.

Министерство по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области в письменном мнении, представленном в материалы дела указал, что Аргазинское водохранилище отнесено к памятникам природы областного значения решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 21 января 1969 года № 29 "Об охране памятников природы в области». Разделом V «Положения о памятнике природы Челябинской области Аргазинском водохранилище», утвержденном Постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2008 N 414-П "О положениях о памятниках природы Челябинской области» установлен режим особой охраны памятника природы Аргазинского водохранилища. При этом размещение пляжа (зоны отдыха) не противоречит режиму памятника природы Аргазинского водохранилища.

В соответствии с мнением Роспотребнадзора по Челябинской области истребуемый для организации зоны отдыха – пляжа земельный участок площадью 0,9 га может быть выделен под зону пляжа (рекреации) при условии выполнения санитарно-эпидемиологических требований к проекту.

Согласно мнению Дачного некоммерческого товарищества «Солнечный стан» с требованием искового заявления прокурора о признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 19.05.2011 г. № 1038 – Товарищество согласно. Так, по инициативе ДНТ «Солнечный стан» Постановлением Администрации Аргаяшского муниципального района от 17.08.2012 г. № 1453 Постановление от 19.05.2011 г. № 1038 отменено. Соответственно Соглашением от 17.08.2012 г. договор аренды земли № 294 от 19.05.2011 г. расторгнут, Актом приёма - передачи земельного участка от 17.08.2012 г. участок возвращён Администрации муниципального района Челябинской области. В остальной части заявленных требований Товарищество с заявителем не согласилось по основаниям, изложенным в письменном мнении от 09.10.2012.

Иные участники процесса, привлеченные в качестве третьих лиц, письменного мнения по существу спора не представили.

Заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Письмом, направленным в природоохранную прокуратуру, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области сообщило, что Земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1363, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1244, 74:02:0412001:1246, 74:02:0412001:1318, 74:02:0412001:1243, 74:02:0410002:490 в соответствии с постановлениями администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области «Об отнесении земельных участков к землям рекреационного назначения» от 26.09.2011 №№ 1965-1969, от 17.10.2011 № 2059, от 28.11.2021 №2372 отнесены к землям рекреационного назначения в Аргаяшском районе для организаций зоны летнего отдыха.

Вышеуказанные Постановления являются одним из оснований для принятия распоряжений Минпрома о переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов. Вместе с тем, согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области часть участков (кадастровые номера 74:02:0412001:1243, 74:02:0412001:1245, 74:02:0412001:1318, 74:02:0410002:490) входит в зону «первый пояс санитарной охраны Аргазинского водохранилища» как источника питьевого водоснабжения, сведения о которых внесены в государственный кадастр
 недвижимости.

Указанным письмом в целях   обеспечения исполнения законодательства в сфере перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую, Министерство просило проверить законность принятия Постановлений администрацией Аргаяшского муниципального района.

При проведении проверки, прокуратурой установлено следующее.

Постановлением Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 28.01.2010 № 128 утвержден акт выбора земельного участка под про­ектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское ДНТ «Солнечный стан» общей площадью 3,0 га, в т.ч. пастбищ 3,0 га в границах Байрамгуловского сельского поселения.

Постановлением Главы Аргаяшского муниципального района от 19.05.2011 № 1038 предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев до 01.02.2012 Дачному не­коммерческому товариществу «Солнечный стан» земельный участок с кадастро­вым номером 74:02:0412001:1318, общей площадью 38774 кв. м, из земель сель­скохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, распо­ложенный примерно в 1350 м по направлению на северо-восток от ориентира по­селка Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябин­ская область, Аргаяшский район.

На основании постановления Главы района от 19.05.2011 № 1038 между Гла­вой Аргаяшского муниципального района и ДНТ «Солнечный стан» 19.05.2011 заключен договор № 294 аренды земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:1318 сроком на 11 месяцев до 01.02.2012.

Постановлением Главы Аргаяшского муниципального района от 26.09.2011 № 1968 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельный участок площадью 38774 кв. метров с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, отнесен к землям рекреационного назначения.

Постановлением Главы Аргаяшского муниципального района от 06.12.2011 № 2504 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельный участок площадью 38774 кв. метров с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, отнесен к землям рекреационного назначения.

Посчитав, что указанные Постановления от 28.01.2010 № 128, от 26.09.2011 № 1968, от 06.12.2011 № 2504 приняты Главой Аргаяшского муници­пального района с превышением полномочий и противоречат требованиям дейст­вующего законодательства, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального законаот 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»:

- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- вносит представление об устранении нарушений закона (ст. 22).

1.требование Прокурора Челябинской области о признании недействительным постановление Главы Аргаяшского муниципального района от 28.01.2010 № 128 «Об утверждении акта выбора земельного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское».

Из содержания ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что предоставление земельного участка для целей строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта.

Процедура предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта урегулирована нормами ст. 30 - 31 ЗК РФ, из содержания которых следует, что правом на предоставление земельного участка в аренду под строительство обладает лицо, в пользу которого органом местного самоуправления осуществлен выбор земельного участка под строительство.

Норма ст. 30 ЗК РФ не устанавливает исчерпывающее разграничение тех случаев, когда земельный участок предоставляется на торгах, то есть без предварительного согласования места размещения объекта, а когда без проведения торгов, то есть с предварительным согласованием места размещения объекта.

Между тем в силу п. п. 4 и 11 ст. 1 ЗК РФ регулирование земельных отношений основано на принципах обеспечения реализации гражданами права участвовать в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан

Для реализации указанных принципов в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

По смыслу указанных норм, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.

Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4224/2010 от 14.09.2010 (ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Между тем в рассматриваемом случае обязанность, предусмотренная п. 3 ст. 31 ЗК РФ, Администрацией не исполнена, доказательств обратного в материалы арбитражного дела, не представлено.

С учетом изложенного, суд полагает, что Администрацией нарушена предусмотренная п. 3 ст. 31 ЗК РФ обязанность по публичному информированию населения, ввиду чего при предоставлении земельного участка нарушены принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельного участка.

При таких обстоятельствах, требования Прокурора в части признания недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района от 28.01.2010 № 128 «Об утверждении акта выбора земельного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское», подлежат удовлетворению.

2. требования Прокурора о признании недействительными:

- постановления Главы Аргаяшского муни­ципального района Челябинской области от 26.09.2011 № 1968 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельный участок площадью 38774 кв. метров с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, отне­сен к землям рекреационного назначения;

- постановления Главы Аргаяшского муни­ципального района Челябинской области от 06.12.2011 № 2504 «Об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения» земельный участок площадью 38774 кв. метров с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, отне­сен к землям рекреационного назначения.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон №172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 7 Закона №172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.

При этом, согласно статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ч.1).

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.2).

При этом, в силу ч.4. ст. 94 Земельного кодекса РФ, порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 18.03.2009 №21 было утверждено Положение «О порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения в Аргаяшском муниципальном районе» (далее – Порядок). Указанный Порядок разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территорий", Законом Челябинской области от 25 апреля 2002 года N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" и регулирует отношения в области отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения в Аргаяшском муниципальном районе.

В соответствии с п.4.3. Порядка, постановление об отнесении земель к землям рекреационного назначения в Аргаяшском муниципальном районе принимается на основании следующих документов:

- документ, подтверждающий использование земельного участка в рекреационных целях (акт выбора; размещение на участке объектов рекреационного назначения);

- кадастровый паспорт земельного участка;

- правоустанавливающие документы на земельный участок.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что указанные документы были представлены.

Ссылка Прокурора на Решение Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района от 18.05.2011 №43 «Об утверждении Положения о порядке проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» не применима к рассматриваемым отношениям, поскольку изменение вида разрешенного использования не производилось.

Оснований для удовлетворения требований в указанной части, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 110, 150, 151, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Принять отказ Прокурора Челябинской области от требований о признании недействительным постановления Главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 19.05.2011 № 1038 о предоставлении ДНТ «Солнечный стан» земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, общей площадью 38774 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенный примерно в 1350 м по направлению на северо-восток от ориентира поселка Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Аргаяшский район и от требований о снятии с учета объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:1318, общей площадью 38774 кв.м., как земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенного примерно в 4400 м по направлению на северо-восток от ориентира поселок Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Аргаяшский район, в Государственном кадастре недвижимости.

Производство по делу №А76-8501/2012 в указанной части прекратить.

Требования прокурора Челябинской области в оставшейся части удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление Главы Аргаяшского муниципального района от 28.01.2010 № 128 «Об утверждении акта выбора земельного участка под проектирование для организации зоны летнего отдыха вблизи водохранилища Аргазинское».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), через арбитражный суд, принявший решение.

Судья И. В. Мрез

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18.aas.аrbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Уральского округа http:// www.fasuo.arbitr.ru.