ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8987/14 от 30.07.2014 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

30 июля 2014 года                                                                Дело №А76-8987/2014

Судья Арбитражного суда Челябинской области Бастен Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Игошевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Профнедвижимость» к Администрации г.Челябинска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора  Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, индивидуального предпринимателя ФИО4 о признании незаконным бездействия, при участии в заседании от заявителя: ФИО1 представителя по доверенности от 28.03.2014 №58; от ответчика: ФИО2 представителя по доверенности от 12.03.2012 №05-227; от третьего лица индивидуального предпринимателя ФИО4: ФИО3 конкурсный управляющий имуществом должника на основании решения седа от 04.09.2013 по делу №А76-1460/2013.

УСТАНОВИЛ

Общество «Профнедвижимость» (далее по тексту заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, измененным в порядке ст.49 АПК Российской Федерации к Администрации г.Челябинска (далее по тексту ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия выразившегося в не рассмотрении заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:36:0606002:32, расположенного по адресу <...>, обязании в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда принять правовой акт о предоставлении в аренду земельного участка, подготовить и направить подписанный проект договора аренды земельного участка (л.д.3-7, 76-78 т.1).

Определением суда от 17.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска (л.д.1-2 т.1).

Определением суда от 30.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен индивидуальный предприниматель ФИО4 (л.д.150-151 т.1).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В материалы дела представлен отзыв (л.д.10-11 т.2).

Представитель третьего лица индивидуального предпринимателя ФИО4, являющийся конкурсным управляющим имуществом предпринимателя, на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от 04.09.2013 по делу №А76-1460/2013, в судебном заседании высказал мнение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. 

Представитель третьего лица Комитета, а также третье лицо предприниматель ФИО4 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены с соблюдением требований ст. ст. 121-123 АПК РФ, а потому в силу ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие указанных лиц (л.д.3-4,6 т.2).

Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.

         Материалами дела установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект, площадь застройки 2162,1 кв.м., расположенный  по адресу <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.102-109, 129 т.1).

         На государственный кадастровый учет 02.06.2004 поставлен земельный участок площадью 1815 кв.м., из земель населенных пунктов, разрешенное использование –для эксплуатации территории, прилегающей к зданию, местонахождение <...>, земельному участку присвоен кадастровый номер 74:36:0606002:32 (л.д.47-50 т.1).

         На государственный кадастровый учет 12.05.2004 поставлен земельный участок площадью  1465 кв.м., из земель населенных пунктов, разрешенное использование –для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации здания, местонахождение <...>, земельному участку присвоен кадастровый номер 74:36:0606002:31 (л.д.82-88 т.1).

         Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0606002:31 находится в собственности у заявителя. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0606002:32 не зарегистрировано, при этом, в отношении данного земельного участка зарегистрировано ограничение (обременение) права в виде аренды в пользу ФИО4, на основании договора аренды земли от 27.05.2004 УЗ №005633-К-2004 (л.д.80 т.1).

         В материалы дела представлено дополнительное соглашение от 06.11.2013 №1  к договору аренды земли от 27.05.2004 УЗ №005633-К-2004, подписанное между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО4 в лице конкурсного управляющего (арендатор), по условиям которого, срок действия договора определен сторонами до 30.04.2029 (л.д.91, 97-100 т.1).

         Общество обратилось к Главе Администрации г.Челябинска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:36:0606002:32 и осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка. Участок необходим для эксплуатации здания, принадлежащего обществу на праве собственности. Данное заявление направлено по почте 27.01.2014 (л.д.10-11 т.1).

         Полагая, что ответчиком допущено незаконное бездействия выразившееся в нерассмотрении указанного заявления, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав  представленные документы,  заслушав  пояснения  сторон,  арбитражный  суд  считает  заявленные требования подлежащими  удовлетворению по  следующим  основаниям.

         Согласно ч. 1 ст. 198 АПК Российской Федерации граждане, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

         В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

         Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

         В силу пункта 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

         Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

         Решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 №13/3 утвержден Порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска (далее по тексту Порядок).

         Согласно п.6 Порядка гражданин или юридическое лицо обращаются на имя Главы Администрации Челябинска с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, собственность для эксплуатации существующих объектов. Заявление с копиями документов, заверенными надлежащим образом, подается в канцелярию администрации города Челябинска.

         Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается законодательством (п.7 Порядка).

В случае поступления заявления от гражданина или юридического лица с приложенным к заявлению кадастровым паспортом земельного участка о предоставлении в собственность или в аренду, а также в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска: 1) в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка обеспечивает подготовку и принятие правового акта Администрации города Челябинска о предоставлении земельного участка в аренду или в случаях, указанных в части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на основании решения Комиссии на праве собственности и направляет заявителю копию такого правового акта с приложением кадастрового паспорта земельного участка; 2) в месячный срок с даты издания правового акта о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.10 Порядка).

         Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что после утверждения правового акта о предоставлении земельного участка, постановки договора на учет в комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (в случае предоставления земельного участка на праве аренды) заявитель получает правоустанавливающие документы на земельный участок в отделе выдачи документов комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

         В целях повышения доступности и качества предоставления Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска муниципальной услуги по предоставлению физическим и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду, собственность земельных участков (далее - муниципальная услуга) по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан или их законных представителей (далее - заявитель), создания комфортных условий для потребителей муниципальной услуги, постановлением Администрации г.Челябинска от 04.12.2012 N 260-п утвержден указанный Административный регламент (далее по тексту Регламент).

         Административный регламент устанавливает порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении Комитетом полномочий по предоставлению муниципальной услуги, формы контроля исполнения регламента (п.1 Регламента).

         Согласно п.5 Регламента муниципальную услугу предоставляет Администрация города Челябинска. Исполнителем муниципальной услуги является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

         Результатом предоставления муниципальной услуги является: решение о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, собственность земельных участков; заключение договора безвозмездного пользования земельным участком; заключение договора аренды земельного участка; заключение договора купли-продажи земельного участка; решение об отказе в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду, собственность земельных участков (п.6 Регламента).

         Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: нарушение требований федерального законодательства, законов Челябинской области, нормативных правовых актов органа местного самоуправления, нормативных требований; предоставление поддельных документов, документов, утративших силу, недействительных документов (п.11 Регламента).

         Пунктом 9 Регламента предусмотрено, что самостоятельно заявитель представляет следующие документы: копию документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в подпунктах 1 - 6 настоящего пункта; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

         Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 №475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.

         Как следует из материалов дела, общество обратилось к ответчику с заявлением в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.10 т.1). Факт обращения с данным заявлением в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации подтверждается содержанием данного заявления, а именно указанием на то, что испрашиваемый земельный участок необходим для эксплуатации здания, принадлежащего заявителю на праве собственности, а также содержанием заявления представленного в суд, в основание которого обществом указано на положения п.5,6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

         Материалами дела установлено, что письмом от 13.03.2014 №4369 обществу отказано в предоставлении муниципальной услуги. Основанием для отказа, послужило представление документов, не заверенных в установленном порядке. Кроме того, Комитетом указано на то, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 74:36:0606002:32 предоставлен в аренду иному лицу (л.д.12-13 т.2).

         Судом также установлено, что на земельном участке с кадастровым номером  74:36:0606002:32 отсутствуют какие –либо здания, строения, сооружения, объекты незавершенные строительством принадлежащие обществу на праве собственности. Принадлежащий заявителю на праве собственности объект незавершенный строительством (л.д.129 т.1), расположен на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0606002:31, с разрешенным использованием –для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации здания. Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела техническим заключением (л.д.120-145 т.1) и не оспаривается заявителем. Фактически, как следует из доводов заявителя и вывода, сделанного в указанном техническом заключении, имеющийся у общества в собственности земельный участок с кадастровым номером  74:36:0606002:31 недостаточен, по мнению общества, для завершения строительства указанного объекта и его дальнейшей эксплуатации.

         Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у заявителя отсутствовали правовые основания для обращения к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером  74:36:0606002:32 в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на данном земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие обществу на праве собственности. Предоставление земельного участка в собственность либо в аренду в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации возможно исключительно собственнику указанных объектов, расположенных на испрашиваемом земельном участке.

         Кроме того, как установлено судом, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 74:36:0606002:32 предоставлен в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО4, для эксплуатации территории, прилегающей к зданию по пр.Победы,168-В.

         Учитывая, что испрашиваемый в аренду земельный участок с кадастровым номером 74:36:0606002:32 предоставлен в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО4, т.е. не свободен от прав третьих лиц, суд считает отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, изложенный в письме Комитета от 13.03.2014 №4369 законным и обоснованным.

         В судебном заседании, состоявшемся 30.07.2014 заявителем в материалы дела представлено второе заявление общества, направленное заместителю Главы Администрации, идентичное по содержанию заявлению направленному Главе администрации. Данное заявление также направлено по почте 27.01.2014 (л.д.9-оборот). Кроме того, представитель заявителя в данном судебном заседании высказал мнение о том, что возможно данные заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:36:0606002:32 основаны на ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации и земельный участок испрашивался в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. По мнению заявителя, отказать в предоставлении земельного участка может Администрация но не Комитет, в связи с чем, считает отказ Комитета ненадлежащим.

         Конкурсный управляющий имуществом индивидуального предпринимателя ФИО4 в заседании пояснил, что объект незавершенного строительства, принадлежащий заявителю несколько лет эксплуатируется, какие –либо строительные работы на данном объекте не ведутся. Данные обстоятельства подтверждены и представителем заявителя.

         Как предусмотрено п.5 Регламента, исполнителем муниципальной услуги является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, в связи с чем суд, суд считает отказ в предоставлении муниципальной услуги, изложенный в письме Комитета является надлежащим. Более того, как следует из п.11 Регламента, об отказе в предоставлении муниципальной услуги заявитель может быть уведомлен устно во время приема.

         Кроме того, отсутствие отказа в предоставлении муниципальной услуги на второе заявление общества, учитывая их идентичность и одновременность направления, не свидетельствует о не рассмотрении одного из данных заявлений и не имеет в данном случае правового значения для правильного рассмотрения настоящего дела.

         Довод представителя общества, заявленный лишь в судебном заседании, состоявшемся 30.07.2014 о том, что возможно указанные обращения общества следует  расценивать как заявление в порядке ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, не принимается судом во внимание как не основанный ни на аргументированных доводах, ни на имеющихся в деле доказательствах.

         Так, согласно п.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

         Пунктом 6 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, т.е. исключительно по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов).

         Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0606002:32 поставлен на государственный кадастровый учет 02.06.2004, с разрешенным использованием –для эксплуатации территории, прилегающей к зданию, но не для строительства.

         При этом, в судебном заседании представитель заявителя признал, что какое-либо строительство на данном земельном участке не планируется.

         Таким образом, судом установлено, что общество испрашивало земельный участок не в порядке ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, а в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, на что прямо указано в названных заявлениях на необходимость земельного участка для эксплуатации здания, принадлежащего обществу.

         Учитывая, что материалами дела не установлено незаконного бездействия ответчика в виде не рассмотрения заявления общества о предоставления земельного участка в аренду для эксплуатации здания, данное заявление рассмотрено уполномоченным органом и обоснованно отказано в предоставлении муниципальной услуги, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

         Руководствуясь ст.ст.110,167-171, 176, 181,200,201    АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Закрытому акционерному обществу «Профнедвижимость» в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru

Судья:                                                                Д.А. Бастен