ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-9959/2012 от 10.09.2012 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел.(351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск Дело №А76-9959/2012

17 сентября 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2012 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Михайлова Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Нарутдиновой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Усть-Катавская неделя», г.Усть-Катав Челябинской области

к Главному государственному инспектору Отдела надзорной деятельности №4 по пожарному надзору Окорокову А.В., г.Сатка Челябинской области

к Главному управлению МЧС России по Челябинской области, г.Челябинск

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчиков:

от Главного государственного инспектора ОНД №4 по пожарному надзору Окорокову А.В.: не явился, извещен;

от ГУ МЧС России по Челябинской области: не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Усть-Катавская неделя», г.Усть-Катав Челябинской области (далее – АНО «Редакция газеты «Усть-Катавская неделя», организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному государственному инспектору Отдела надзорной деятельности №4 по пожарному надзору Окорокову А.В., г.Сатка Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2012 №204/205/206 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 4-5).

Определением суда от 26.06.2012, в порядке ст.46 АПК РФ, судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - Главное управление МЧС России по Челябинской области, ответчик, административный орган) (л.д. 24 оборот).

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о начавшемся судебном процессе, о времени и месте судебного разбирательства извещены с соблюдением требований ст.ст.121-123 АПК РФ (л.д. 131-133).

Исследовав материалы дела, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения (приказа) начальника ОНД №4 по пожарному надзору Окорокова А.В. от 20.02.2012 №45 (л.д. 100-102) государственным инспектором ОНД №4 ГУ МЧС России по Челябинской области Малаховым К.Р. в период с 9.3.2012 по 23.03.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения АНО Редакция газеты «Усть-Катавская неделя» обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений в здании по адресу: Челябинская область, г.Усть-Катав-Иванов, ул.Ленина, 31.

По результатам проверки составлен акт проверки от 23.03.2012 №45 (л.д.103-105), в котором отражены нарушения норм и требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:

п/п

Вид нарушения требований пожарной безопасности с указанием конкретного места выявленного нарушения

Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта РФ и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого(ых) нарушены

1

2

3

1

Не организовано изучение минимума пожарно-технических знаний руководителя, специалистов и работников организации, ответственных за пожарную безопасность.

ППБ 01-03 п. 3;

Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 №645

п.п. 31, 32, 34, 36

2

Противопожарный инструктаж администрацией (собственником) организации не проводится по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организации и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации.

ППБ 01-03 п. 3;

Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 №645 п. 6

3

О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей не делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

ППБ 01-03 п. 3;

Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 №645 п. 10, приложение 1

4

Работники организации допущены к работе без прохождения противопожарного инструктажа.

ППБ 01-03 п. 7

5

На объекте не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (помещение типографского участка, помещение для разрезания бумаги).

ППБ-01-03 п. 6, приложение 1

6

В помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

ППБ-01-03 п. 13

7

В организации распорядительным документом не установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

не определены и не оборудованы места для курения;

не определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

не установлен порядок уборки горючих отходов и пыли;

не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

не регламентированы:

порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

действия работников при обнаружении пожара;

не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение.

ППБ 01-03 п. 15

8

Отсутствуют эвакуационные знаки и знаки пожарной безопасности, выполненные из фотолюминесцентных материалов.

ППБ 01-03 п. 3;

ГОСТ 6.2.6;

ГОСТ Р 12.2.143-2009 п.п. 3.5, 4.1, 4.2, 5.3.1

9

В здании при единовременном нахождении на этаже более 10 человек не разработаны и на видных местах не вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

ППБ-01-0316

10

Для производственных (помещение типографского участка, помещение для разрезания бумаги) помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые не обозначены на дверях помещений.

ППБ 01-03 п. 33

11

Дверь пожароопасного технического помещения (помещение типографского участка) не имеет предела огнестойкости не менее ЕI 30 (установлена деревянная дверь).

ППБ-01-03 п. 3;

СНиП 21-01-97*

п. 5.14, 7.4;

СП 2.13130.2009

п. 6.8.19

12

Дверь пожароопасного технического помещения (помещение для разрезания бумаги) не имеет предела огнестойкости не менее ЕI 30 (установлена деревянная дверь).

ППБ-01-03 п. 3;

СНиП 21-01-97*

п. 5.14, 7.4;

СП 2.13130.2009

п. 6.8.19

13

На окнах всех помещений установлены глухие металлические решетки.

ППБ 01-03 п. 40

14

В помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики.

ППБ-01-03 п. 97

15

На объекте не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения.

ППБ-01-03 п. 108, приложение № 3, п. 15

16

На огнетушители не заведены эксплуатационные паспорта по установленной форме.

ППБ-01-03 п. 108, приложение 3, п. 16

17

О проведенных проверках и испытаниях не делается отметка на огнетушителе, в его паспорте и в журнале учета огнетушителей.

ППБ 01-03 п. 3;

НПБ 166-97 п. 7.17

18

О проведенном техническом обслуживании не делается отметка в паспорте, на корпусе (с помощью этикетки или бирки) огнетушителя и не производится запись в специальном журнале.

ППБ 01-03 п. 3;

НПБ 166-97 п. 12.1

19

В подсобном помещении типографского участка эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника.

ППБ 01-03 п. 60

20

Огнетушители ОП-4 07.2005 года выпуска своевременно не перезаряжены.

ППБ-01-03 п.п. 3, 108, приложение № 3, п. 17; НПБ 166-97 п.п. 7.1, 7.11, 7.12

21

Для облицовки стен коридоров применены горючие материалы (панели ДСП).

ППБ 01-03 п. 53.

22

Применяются горючие материалы для отделки потолка коридоров (панели ДСП).

ППБ 01-03 п. 53

23

На путях эвакуации для покрытия пола в коридорах допускается применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум).

ППБ 01-03 п. 3;

СНиП 21-01-97*

п. 6.25*

24

Помещения редакции (кроме помещений №№ 4,8,10) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

ППБ-01-03 п. 3;

НПБ 110-03 п. 14

25

Помещения типографского участка оборудованы тепловыми пожарными извещателями (следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями).

ППБ-01-03 п. 3;

НПБ 110-03 п. 3

26

Помещение цеха набора и верстки оборудовано тепловыми пожарными извещателями (следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями).

ППБ-01-03 п. 3;

НПБ 110-03 п. 3

27

В помещении главного бухгалтера установлен один пожарный извещатель (следует оборудовать двумя пожарными извещателями).

ППБ 01-03 п. 3;

НПБ 88-2001 п. 12.16

28

Помещения редакции не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.

ППБ-01-03 п. 3;

НПБ 104-03 п. 5.1

Проверка по контролю за соблюдением организацией обязательных требований пожарной безопасности на объекте надзора проведена в присутствии главного редактора АНО «Редакция газеты «Усть-Катавская неделя» Коледина Н.Д. Копия акта вручена главному редактору Коледину Н.Д. лично, под подпись (л.д. 105 оборот).

На основании акта проверки в отношении организации, при участии главного редактора Коледина Н.Д., составлены протоколы об административном правонарушении от 23.03.2012 №204, 205, 206 (л.д.106-111), на основании которых организация постановлением о наложении административного наказания от 15.05.2012 №204/205/206 по результатам рассмотрения материалов проверки, привлечен к административной ответственности предусмотренной ч.1, 3, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 150000 рублей (л.д. 115-119).

Протоколы об административном правонарушении были составлены в присутствии главного редактора Коледина Н.Д., которому были разъяснены права лица, привлекаемого к ответственности, предусмотренные ст.ст. 25.1., 25.4, 25.5, 28.2 КоАП РФ. Копии протоколов вручены главному редактору Коледину Н.Д. лично, под подпись, о чем в протоколах имеется соответствующая отметка (л.д. 107, 109, 111). Постановление о наложении административного наказания вынесено в в присутствии главного редактора Коледина Н.Д. Копия постановления вручена главному редакторуКоледину Н.Д. лично, под подпись, о чем в протоколах имеется соответствующая отметка (л.д. 119).

Заявитель не согласился с постановлением административного органа от 15.05.2012 №204/205/206 и обжаловал его в арбитражный суд.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Суд отмечает, что срок для обращения с заявлением в арбитражный суд заявителем не пропущен.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 названной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник. Следовательно, законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03; далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 №313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

Согласно пункту 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности.

Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент, Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (п.2, 3 ст.3 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ).

В силу части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Требования пожарной безопасности также установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 (далее – ППБ 01-03).

В силу п. 3 названных правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения вышеназванного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта, защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 4 Технического регламента).

Нормами правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, ГОСТ Р 12.2.143-2009, ГОСТ 12.4.026-2011, Приказ МЧС от 12.12.2007 №645, СП 2.13130.2009, НПБ 110-03, НПБ 88-2001, ПБ 104-03, НПБ 166-97), нарушение которых вменяется заявителю, установлено: На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с приложением №1 (п. 6 приложение 1 ППБ 01-03); Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем (п.7 ППБ 01-03); В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение (п. 15 ППБ 01-03); В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (п. 16 ППБ 01-03); В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.; устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня; оставлять неубранным промасленный обтирочный материал; устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов; устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир; устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла (п. 40 ППБ 01-03); При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их; остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг (п. 53 ППБ 01-03); При эксплуатации действующих электроустановок запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.60 ППБ 01-03); В помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. Диспетчерский пункт (пожарный пост) должен быть обеспечен телефонной связью и исправными электрическими фонарями (не менее 3 шт.) (п. 97 ППБ 01-03); Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением №3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов (п. 108 ППБ 01-03); Противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3 (п. 5.14 СНиП 21-01-97*); Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания (п. 7.4 СНиП 21-01-97*); В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе (п.6.25* СНиП 21-01-97*); Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее EI 30 (п. 6.8.19) СП 2.13130.2009); Тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями (п.3 НПБ 110-03); Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении (п. 14 НПБ 110-03); В каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей (п. 12.16 НПБ 88-2001); Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей (п. 5.1 НПБ 104-03); Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей (п. 7.1 НПБ 166-97); Не реже одного раза в 5 лет каждый огнетушитель и баллон с вытесняющим газом должны быть разряжены, корпус огнетушителя полностью очищен от остатков ОТВ, произведены внешний и внутренний осмотры, а также гидравлическое испытание на прочность и пневматические испытания на герметичность корпуса огнетушителя, пусковой головки, шланга и запорного устройства (п. 7.11 НПБ 166-97); Если гарантийный срок хранения заряда ОТВ истек или обнаружено, что заряд хотя бы по одному из параметров не соответствует требованиям технических условий, то такой заряд ОТВ подлежит замене (п. 7.12 НПБ 166-97); О проведенных проверках и испытаниях делается отметка на огнетушителе, в его паспорте и в журнале учета огнетушителей (Приложение 5) (п. 7.17 НПБ 166-97); . О проведенном техническом обслуживании делается отметка в паспорте, на корпусе (с помощью этикетки или бирки) огнетушителя и производится запись в специальном журнале (п. 12.4,Приложение 6) (п. 12.1 НПБ 166-97); Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации) (п.6 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 №645 (далее – Приказ №645)); проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (приложение 1) (п. 10 Приказа №645); Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре (п. 31 Приказа №645); Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год (п. 32 Приказа №645); Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя (п. 34 Приказа №645); Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны; руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков; работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы; водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений; иные категории работников (граждан) по решению руководителя (п. 36 Приказа №645).

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.ч. 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.

При этом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что до вынесения судом решения заявитель подтвердил факт принятия мер по устранению нарушений Правил пожарной безопасности. Факт устранения правонарушения административным органом в судебном заседании не оспаривается.

С учетом установленных обстоятельств дела, суд полагает возможным применить малозначительность к совершенному предпринимателем правонарушению по ч.ч. 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, в силу следующего.

В силу п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» установлено, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя – некоммерческая организация, финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

По смыслу ст.2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Суд, исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 АПК РФ, материалы дела, установил, что совершенное заявителем административное правонарушение является малозначительным и обладает низкой степенью общественной опасности, поскольку действия нарушителя не причинили значительного общественного вреда. При этом, заявителем приняты все возможные меры к устранению выявленных нарушений.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд полагает, что административным органом необоснованно не была применена ст.2.9 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд, оценив характер и степень вины предпринимателя, считает возможным применить ст.2.9 КоАП РФ и освободить заявителя от административной ответственности по ч.ч. 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, в связи с его малозначительностью и ограничиться устным замечанием.

Суд отмечает, что законодатель в ст. 2.9 КоАП РФ предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание, как метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия.

Устное замечание не влечет юридических последствий для нарушителя. Однако он должен осознать противоправность своего поведения, с тем, чтобы не допускать подобного в будущем. Установление в законе такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.

Также, по мнению суда, административным органом доказано наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Цель административного наказания в силу положений ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в виде предупреждения совершения новых правонарушений.

Согласно п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ст.ст. 2.1, 2.2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое предусмотрена ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вместе с тем, учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также характер правонарушения, отсутствие вредных последствий для государства и конкретных граждан, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при привлечении к административной ответственности административным органом избрана мера ответственности в виде штрафа, тогда как наименьшая мера, предусмотренная данной статьей, является предупреждение.

Как установлено судом, правонарушение лицом, привлекаемым к ответственности, совершено впервые (обратного административным органом не доказано), обстоятельств, отягчающих вину лица, привлекаемого к ответственности, не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

В конкретном случае отсутствует причинённый вред или угроза его причинения личности, обществу или государству, проводятся мероприятия на устранение выявленных нарушений, государственные интересы не пострадали.

На основании изложенного, суд считает возможным требования заявителя о признании незаконным постановления административного органа о наложении административного наказания, с учетом мнения административного органа, удовлетворить, ограничиться предупреждением - наименьшей мерой ответственности, предусмотренной в качестве санкции по статье 20.4 КоАП РФ.

В удовлетворении требований заявителя к Главному государственному инспектору ОНД №4 по пожарному надзору Окорокову А.В. суд отказывает, поскольку требования заявлены к ненадлежащему ответчику.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Усть-Катавская неделя», г.Усть-Катав Челябинской области, заявленные к Главному управлению МЧС России по Челябинской области, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление о назначении наказания от 15.05.2012 №204/205/206 главного государственного инспектора ОНД №4 по пожарному надзору Окорокова А.В. о привлечении Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Усть-Катавская неделя» к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, в связи с малозначительностью правонарушения.

Объявить Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Усть-Катавская неделя», г.Усть-Катав Челябинской области устное замечание в указанной части правонарушения.

Признать незаконным и отменить постановление о назначении наказания от 15.05.2012 №204/205/206 главного государственного инспектора ОНД №4 по пожарному надзору Окорокова А.В. о привлечении Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Усть-Катавская неделя», г.Усть-Катав Челябинской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, изменив его на предупреждение.

В удовлетворении требований к Главному государственному инспектору ОНД №4 по пожарному надзору Окорокову А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Е.А. Михайлова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.