Арбитражный суд Чеченской Республики
364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шейха Али Митаева, 22 «Б»
www.chechnya.arbitr.ru
e-mail: info@chechnya.arbitr.ru
тел: (8712) 22-26-32
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Грозный
25 июля 2016 года Дело № А77-09/2016
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2016 года.
Арбитражный суд Чеченской Республики в составе судьи М.С-А. ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Нурадиевой З.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Акционерного общества «Чеченэнерго» (АО «Чеченэнерго»), ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 364020, ЧР, <...>;
к Государственному комитету цен и тарифов Чеченской Республики,
ИНН <***> ОГРН <***>, адрес: <...>,
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (Чеченское УФАС России), ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 366000, <...>
о признании недействительным предписания Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики № 47-э от 16.12.2015,
при участии: представителя заявителя – ФИО2 по доверенности, представителя ответчика – ФИО3 по доверенности, в отсутствии надлежаще извещенного третьего лица,
установил:
Акционерное общество «Чеченэнерго» (далее – Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением от 15.01.2016 № 28/20 о признании недействительным предписания Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики № 47-э от 16.12.2015.
Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики (далее – Комитет, Ответчик) требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (Чеченское УФАС России) своего представителя в судебное заседание не направило. Согласно отзыва от 16.05.2016 №1770 Чеченское УФАС России поддерживает требования Общества.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Согласно имеющимся в материалах дела уведомлению информация о судебном разбирательстве с участием Чеченского УФАС России доведена до третьего лица 19.04.2016 года. Представление третьим лицом отзыва также подтверждает тот факт, что третьему лицу было известноо судебном разбирательстве с участием Чеченского УФАС России.
Кроме того, информация о судебном процессе с участием третьего лица была своевременно размещена на официальном сайте Арбитражного суда Чеченской Республики в сети Интернет по адресу: www.chechnya.arbitr.ru. Однако в назначенное время третье лицо своего представителя в судебное заседание не направила, ходатайства о рассмотрении дела без его участия не заявила.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, обсудив приводимые доводы сторон, и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела Акционерное общество «Чеченэнерго» обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением к Государственному комитету цен и тарифов Чеченской Республики от 15.01.2016 № 28/20 о признании недействительным предписания Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики № 47-э от 16.12.2015 согласно которому Обществу предписано произвести перерасчет необоснованно начисленной суммы, вследствие неправомерного применения уровня напряжения в отношении ГУП «Чечводоканал» в точках поставки электрической энергии и указано, что при расчете и применении цены (тарифа), уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определять в соответствии с пунктом 15.2. Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.
В обоснование заявления ее податель приводит довод о том, что Комитет не обладает правом выдачи предписаний.Подробно доводы Общества изложены в тексте заявления.
Комитет в представленном в материалы дела отзыве на заявление не соглашается с ее доводами, указывает, что предписание вынесено должностным лицом в рамках полномочий, предоставленных Положением о государственном комитете цен и тарифов Чеченской Республики, утвержденных Постановлением Правительства Чеченской Республики от 28.06.2007 №99 и ПостановленияПравительства Чеченской Республики от 03.12.2013 №303 и просит в удовлетворении требований Обществу отказать. Подробно доводы Комитета изложены в тексте отзыва.
По существу, выявленных нарушений, а также порядка выдачи предписания возражений Общество не заявляет и не оспаривает.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, а также осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые указанными органами цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков.
Согласно пункту 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) принимаются определенные меры, включая выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с Положением о государственном комитете цен и тарифов Чеченской Республики, утвержденных Постановлением Правительства Чеченской Республики от 28.06.2007 №99 Государственный комитет цен и тарифов Чеченской Республики является органом исполнительной власти Чеченской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за соблюдением порядка ценообразования, уполномоченным осуществлять проведение в Чеченской Республике единой ценовой политики Российской Федерации, а также регулирование деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, зона деятельности которых расположена на территории Чеченской Республики.
Задачами деятельности Комитета являются, в частности, осуществление на территории Чеченской Республики государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за соблюдением порядка ценообразования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики.
Для реализации задач Комитет выполняет определенные функции, которые перечислены в разделе 3 Положения о Комитете, в том числе: осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики и рассмотрение обращений субъектов регулирования по защите нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов в области ценообразования.
В соответствии с подпунктом 4.2.1. пункта 4.2. Положения в целях выполнения функций, указанных в разделе 3 Положения о Комитете, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Комитет имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания. Кроме того, пунктами 4.9., 4.10. и 4.11. Комитету предоставлено право возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, и органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, проводить проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов), проверять деятельность субъектов регулирования и ценообразования, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, в отношении соблюдения ими порядка ценообразования.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 13.08.2014 № 143 утвержден Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Чеченской Республики, согласно которому государственный контроль осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и настоящим Порядком в отношении:
1) установления и (или) применения цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, а также в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
2) регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), в части использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), в части применения платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами электроэнергетики;
3) деятельности гарантирующих поставщиков по обеспечению надежного энергоснабжения населения;
4) регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса;
5) регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), в том числе в части соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения;
6) регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) регулирования цен (тарифов, плат, ставок, надбавок, наценок и т.п.) согласно компетенции органа государственного контроля - в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов, плат, ставок, надбавок, наценок и т.п.).
Пунктом 28 указанного Порядка предусмотрено, что в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля принимаются следующие меры:
1) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
2) привлечение должностных и (или) юридических лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, также установлено, что в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) принимаются определенные меры, включая выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии предусмотрено право Комитета в случае выявления нарушений в области регулируемых тарифов, выдавать предписания, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами.
При этом из указанных нормативных правовых актов не следует, что предписание может быть выдано только по результатам проведенной проверки и только Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике.
На основании изложенного, судом отклоняется довод заявления об отсутствии у должностных лиц Комитета полномочий для выдачи предписаний, направленных на устранение выявленных в процессе осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых тарифов нарушений действующего законодательства.
При этом суд учитывает и сложившуюся судебную практику в части отнесения выявленных Комитетом и изложенных в предписании и отзыве Комитета нарушений к нарушениям порядка ценообразования и полномочий должностных лиц данного органа не только выдавать предписания, но и возбуждать дела об административных правонарушениях.
Так, пунктом 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, установлено, что изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и правонарушение в указанной части охватывается признаками части 1 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушениях (дело №А77-705/2015).
На основании вышеизложенных положений нормативных правовых актов судом не принимаются и доводы заявителя об отсутствии прав Комитета на выдачу предписаний, сформированных исходя из анализа положений пункта 66 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правил №861), и, с учетом того, что из буквального текста данного положения не следует, что рассмотрение дел о нарушений требований Правил №861 в части предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятие по ним решений (предписаний) управомочен лишь федеральный антимонопольный орган.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в виде уплаченной госпошлины по платежному поручению от 13.01.2016 № 5, относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Акционерного общества «Чеченэнерго» от 15.01.2016 №28/20 - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чеченской Республики.
Судья М.С-А. ФИО1