Арбитражный суд Чеченской Республики
364000, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Краснофлотская, 4
www.chechnya.arbitr.ru
e-mail: info@chechnya.arbitr.ru
тел: (8712) 22-26-32
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Грозный
21 февраля 2014 года Дело № А77-1264/2013
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2014 года. Полный текст решения изготовлен февраля 2014 года .
Судья Арбитражного суда Чеченской Республики Хаджиев Т.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сулеймановым Р.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:
истец: ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в лице директора филиала по Чеченской Республике (ИНН <***>), адрес: ЧР, <...>,
ответчик: Министерство по национальной политике, внешним связям, печати и информации (ИНН 2014007000), адрес: ЧР, г. Грозный, ул. Маяковского, 92,
о взыскании задолженности по договору на оказание услуг в размере 1 929 997 руб. 15 коп.
третье лицо: МРИ ФНС России № 1 по ЧР, ИНН <***>, адрес: 364051, ЧР, <...> 12
при участии:
от истца – ФИО1, доверенность в деле
от ответчика – ФИО2, доверенность в деле,
от соответчика – ФИО3, доверенность в деле,
от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом (расписка в материалах дела)
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с иском к Министерству территориального развития, национальной политике и массовых коммуникаций Чеченской Республики о взыскании 1 929 997 рублей 15 копеек задолженности за оказанные услуги по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества по договору от 17.12.2012 года №245, 49 215 рублей - штрафных санкций по договору, 111 899 рублей 63 копейки – процентов за пользование чужими денежными средствами и 32 299 рублей 97 копеек расходов по государственной пошлине.
В ходе судебного заседания представитель истца поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик возражал относительно удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 Указа Главы Чеченской Республики за № 166 от 16 сентября 2013 «Об изменениях в структуре органов исполнительной власти Чеченской Республики и в составе Правительства Чеченской Республики», функции Министерства территориального развития, национальной политики и массовых коммуникаций Чеченской Республики в части реализации единой государственной политики в сфере строительства, промышленности строительных материалов и строительной индустрии закреплены за Министерством экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики. Передача самих функций, без закрепления материально-технической базы не влечет за собой перемену лиц в обязательствах и переход правопреемства между юридическими лицами в отношениях с третьими лицами, что правомерно отражено в пункте 5 настоящего Указа. Однако, во исполнение реализации данного Указа, распоряжением Правительства Чеченской Республики от 14 октября 2013 г. за № 320-р «Об утверждении Перечня государственных предприятий, подведомственных Министерству экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики», объекты недвижимого имущества (из приложения № 1 к Договору за № 245 от 17 декабря 2012 г.), по технической инвентаризации которых образовалась задолженность по настоящему иску, фактически переданы на баланс Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики, либо подведомственных ему государственных предприятий.
По мнению ответчика, указанное распоряжение Правительства Чеченской Республики в соответствии с общими положениями, предусмотренными в статье 8 ГК РФ, является основанием возникновения прав и обязанностей, согласно которому субъект права в лице Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики, обретает как права и полномочия, так и обязанности по их реализации в порядке универсального правопреемства предусмотренного статьей 129 ГК РФ, имея в виду гражданские права и обязанности юридического лица, в том числе права на имущество, возникшие из оснований, предусмотренных статьей 8 ГК РФ.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве и просил отказать в иске.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Между Министерством строительства Чеченской Республики (Заказчик) и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Чеченской Республике (Подрядчик) заключен договор от 17.12.2012 № 245 на оказание услуг по технической инвентаризации Объектов в соответствии с перечнем объектов, которые указаны в Приложении №1 к Договору.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по оказанию Заказчику вышеуказанных услуг. Заказчик обязуется оплачивать оказанные услуги.
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что стоимость выполнения работ по настоящему Договору составляет 1 929 997 рублей 15 копеек, в том числе НДС по ставке 18% .
В соответствии с пунктами 5.1., 5.2., по завершению выполненных работ, Подрядчик передает Заказчику техническую документацию, подписанный Подрядчиком и заверенный печатью Подрядчика Акт сдачи-приема выполненных работ в 2-х экземплярах. Заказчик, в свою очередь, обязан рассмотреть полученную техническую документацию в течение 10 рабочих дней. По истечении этого срока Заказчик сообщает Подрядчику о принятии выполненных работ с одновременным подписанием Акта сдачи-приемки выполненных работ в 2-х экземплярах и заверением печатью организации.
Пунктом 7.2 предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения обязательств взятых на себя Сторонами.
Оказав Министерству строительства ЧР услуги по технической инвентаризации Объектов, Подрядчик составил об этом акт №2000/1212/000027 от 18 декабря 2012 года на сумму 1 929 997 рублей 15 копеек, который подписан представителями сторон без возражений и поправок.
Таким образом, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Министерству строительства ЧР оказаны услуги по технической инвентаризации Объектов на общую сумму 1 929 997 рублей 15 копеек.
Указами Главы Чеченской Республики № 61 от 21 мая 2012 года, №93 от 27.05.2013 года и № 166 от 16.09.2013 года проведена реорганизация Департамента строительства Правительства Чеченской Республики. Согласно выписке из ЕГРЮЛ №231 от 12.12.2013 года, официальным правопреемником Департамента строительства Правительства Чеченской Республики является Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации.
Данная информация не является закрытой и была известна ответчику как регистратору Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, что представителем указанной организации не отрицается.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 14 Федерального закона о государственной регистрации при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляется, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правопреемство в порядке пункта 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации является универсальным и охватывает не только обязательства, но и иные имущественные и неимущественные права реорганизуемого юридического лица. При слиянии юридических лиц вся совокупность их прав и обязанностей переходит к правопреемнику - вновь создаваемому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Согласно данным Межрайонной ИФНС России №1, а также выписке из ЕГРЮЛ № 231 от 12.12.2013 года, сведения свидетельствующие о реорганизации и правопреемстве между Департаментом строительства Правительства Чеченской Республики, Министерством строительства Чеченской Республики, Министерством территориального развития, национальной политики и массовых коммуникаций и Министерством Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации усматриваются из п.п.128,129,130, а именно - Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования № 1425, от 10.09.2012 года в п. 138 – передаточный акт, в п.п. 148,149,150 – Указ №61 от 21.05.2012 года (о реорганизации Департамента строительства Правительства Чеченской Республики в Министерство строительства Чеченской Республики), также сведения о правопреемстве указаны в п.п. 212,213,214 – Указ Главы Чеченской Республики № 93 от 27.05.2013 года п.п.,315,316,317 – Указ Главы Чеченской Республики № 166 от 16.09.2013 года. В материалах дела имеется выписка из ЕГРЮЛ № 24 от 29.01.2014 года, в которой также отражены указанные сведения.
Ссылку ответчика на Указ Главы Чеченской Республики № 166 от 16.09.2013 года суд считает несостоятельной, поскольку она носит предположительный характер. Сторонами не заявлялось о несоответствии Указов Главы Чеченской Республики действующему законодательству. Заявлений о незаконных действиях регистрирующего органа, выраженных во внесении в выписку из ЕГРЮЛ недостоверной информации в виде безосновательных записей также не поступало, соответственно у суда нет оснований для сомнений в законности представленных документов.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что реорганизация Министерства строительства Чеченской Республики препятствует ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» требовать от его правопреемника - Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации погашения задолженности по договору №245 от 17.12.2012 года.
Заключенный сторонами Договор попадает под правовой режим регулирования Главы 39 Гражданского кодекса РФ "Возмездное оказание услуг".
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702-729 Кодекса), если это не противоречит статьям 779-782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По смыслу статьи 720, пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для оплаты оказанных истцом услуг является их оказание и принятие ответчиком.
В подтверждение заявленных требований в части оказания услуг по технической инвентаризации Объектов истец представил акт выполненных работ, который подписан заказчиком.
Ответчик в судебном заседании отсутствие задолженности не доказал.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании с ответчика задолженности по договору выполнения работ по технической инвентаризации от 17.12.2012 года № 245 в размере 1929 997 рублей 15 копеек арбитражный суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом также заявлены требования о взыскании 49 215 рублей - штрафных санкций по договору, 111 899 рублей 63 копейки – процентов за пользование чужими денежными средствами.
До принятия решения истец отказался от требования о взыскании 111 899 рублей 63 копейки – процентов за пользование чужими денежными средствами.
Пунктом 6.5. договора установлено, что в случае просрочки Подрядчиком обязательств по настоящему Договору, Заказчик вправе выставить Подрядчику пени в размере 0,01% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Требование об уплате пени должно быть оформлено в письменном виде и подписано полномочным представителем Заказчика. В случае отсутствия надлежаще оформленного требования пени не начисляются и не уплачиваются.
Как установлено частью 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки его исполнения.
Исходя из представленных истцом доказательств, период взыскания пени установлен истцом с декабря 2012 года по 31 августа 2013 года. Требование об уплате пени оформленное в письменном виде и подписанное полномочным представителем Заказчика (в соответствии с требованиями Договора № 245) содержится только в исковом заявлении и представлено ответчику 27.08.2013 года (входящий штамп). Соответственно условиям Договора № 245 от 17.12.2012 года п.6.6. Требование об уплате пени должно быть оформлено в письменном виде и подписано полномочным представителем Заказчика. В случае отсутствия надлежаще оформленного требования пени не начисляются и не уплачиваются. С 27.08.2013 года по 31.08.2013 года период просрочки - 5 дней, сумма задолженности - 1 929 997, 15 руб. пеня – 0,01% от суммы задолженности, соответственно общая сумма пени, подлежащей взысканию равна 965 рублям (5*193=965).
При подаче иска в Арбитражный суд Чеченской Республики ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" была уплачена государственная пошлина в размере 32 299 рублей, 97 копеек. Сумма иска составляет 2 091 111 рублей 78 копеек, соответственно госпошлина по указанной сумме иска составляет 33455 рублей 56 копеек, то есть фактически истцом не доплачена госпошлины в размере 1 155 рублей 59 копеек.
Суд учитывает отказ истца от иска в части взыскания 111 899 рублей 63 копейки и фактический расчет суммы пени, подлежащей взысканию в размере 965 рублей, в связи с чем, считает возможным не взыскивать с истца в пользу Федерального бюджета недоплаченную сумму государственной пошлины в размере 1 155 рублей 59 копеек.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу пункта 3 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ, регламентирующей особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды, положения названной статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.37 Налогового кодекса РФ. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные
органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Однако, в данном случае, с ответчика следует взыскать не государственную пошлину в доход федерального бюджета, а судебные расходы в пользу заявителя. Освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных издержек на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 32 299 рублей 97 копеек следует возложить на Министерство по национальной политике, внешним связям, печати и информации как судебные расходы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
Принять отказ от иска в части взыскания 111 899 рублей 63 копеек – процентов за пользование чужими денежными средствами производство по делу в указанной части прекратить.
Взыскать с Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» 1 929 997 (один миллион девятьсот двадцать девять тысяч девятьсот девяносто семь) рублей 15 копеек – задолженности за оказанные услуги по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества по договору от 17.12.2012 года № 245, 965 рублей - штрафных санкций по договору, и 32 299 рублей 97 копеек судебных расходов.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Чеченской Республики.
Судья Т.А. Хаджиев.