Арбитражный суд Чеченской Республики
364000, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Краснофлотская, 4
www.chechnya.arbitr.ru
e-mail: info@chechnya.arbitr.ru
тел: (8712) 22-26-32
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
15 сентября 2014 года Дело № А77-310/2014 г. Грозный
Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2014года.
Полный текст решения изготовлен сентября 2014 года .
Арбитражный суд Чеченской Республики в составе судьи Зубайраева А.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Закриевой Л.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Государственного казенного учреждения « Служба весового контроля Республики Башкортостан» ИНН 0276143260 ( далее – Учреждение, истец)
адрес: <...>
к ответчику: Обществу с ограниченной ответственностью «Инвек»
(далее - Общество, ответчик) адрес: <...>
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Транс Сервис»
адрес: ЧР, <...>
о взыскании ущерба автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесных грузов и процентов за пользование чужими денежными средствами
при участии
от истца - не явился, извещен, ходатайство о рассмотрении без участия
от ответчика – не явился, извещен, ходатайство о рассмотрении без участия
третье лицо – ФИО1 доверенность от 18.07.2013г.
установил:
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением к ООО «Бизнес Транс Сервис» с требованием о возмещении вреда в размере 178 504,68 рублей, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 12 231,29 рублей.
В ходе судебного разбирательства, по инициативе ответчика и с согласия истца, определением арбитражного суда от 09.06.2014г. произведена замена ненадлежащего ответчика, ООО «Бизнес Транс Сервис», на надлежащего – ООО «Инвек».
Представители истца и ответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представили письменные ходатайства о рассмотрении дела без их участия и поддержке требований и возражений, изложенных соответственно в иске и отзыве на него.
Рассмотрение дела проведено судом по имеющимся материалам, в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон, в соответствии с положениями статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица, ООО «Бизнес Транс Сервис», в судебном заседании причастность своего общества к причиненному истцу материальному ущербу отрицал, ввиду отсутствия владения транспортным средством в указанный период. Разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Арбитражный суд, выслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства, пришел к выводу об обоснованности части заявленных истцом требований и необходимости их частичного удовлетворения. При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статьей 28 АПК РФ, установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
В соответствии с частью 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: как-то, передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Согласно части 2 статьи 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Правоотношения сторон возникли из исполнения истцом полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и (или) опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан и регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, 12.04.2013г. при осуществлении весового контроля на 152 км автодороги Уфа-Бирск-Янаул сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортного средства марки MAN TGA модели 18.350 4х2 BLS, государственный регистрационный номер F534NЕ регион 95, c полуприцепом марки 9963000001001, модели 99963000001001, регистрационный номер <***>, принадлежащего на праве собственности ООО «Бизнес Транс Сервис» согласно свидетельствам о регистрации транспортных средств.
По результатам взвешивания был составлен акт № 91 от 12.04.2013г. которым зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства и факт перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения, предусмотренного ч.1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ, а в отношении водителя транспортного средства сотрудниками ГИБДД составлен протокол 02 МК № 003498 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 КоАП РФ. Взвешивание произведено на весах модификации ВА-15С-2 ( заводской № 1925,1926). Указанные весы прошли ежегодную поверку, о чем имеются соответствующие отметки в паспортах весов, весовое оборудование поверено 29.11.2012г., что подтверждает исправность оборудования, использованного при осуществлении весового контроля, и соответственно, достоверность результатов взвешивания, отраженных в акте № 91 от 12.04.2013г. Размер ущерба, причиненного в результате нарушения установленных требований, согласно расчетам истца, составил 178 504,68рублей.
Выводы истца о причинении указанного вреда ООО «Бизнес Транс Сервис», как владельцем транспортного средства, были построены без учета договора аренды транспортного средства без экипажа от 01.04.2013г., заключенного между ООО «Бизнес Транс Сервис» ( Арендодатель) и ООО «Инвек» ( Арендатор)
Таким образом, указанное обстоятельство, в совокупности с иными доказательствами (отзыв ответчика на иск), подтверждает использование данного транспортного средства ООО «Инвек» в указанные истцом сроки.
Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934, вред, причиненный автомобильным дорогам транспортным средством, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцем транспортного средства является лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения конкретным лицом возложенных на него обязанностей, установленных правил (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также обоснованный размер убытков.
При этом для взыскания убытков, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска. Для взыскания убытков, лицо, чье право нарушено и требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, совершения действия (бездействия) конкретным лицом, наличие причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу, возмещается лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктом 5 Правил Перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011г. № 272, тяжеловесный груз – это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному постановлению. Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом. При этом, в соответствии с пунктом 2.12 статьи 30 федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального, местного значения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012г. № 50 утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2013г. № 145-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 по 30 апреля 2013 года было введено временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1,2 и 3 к указанному распоряжению. При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и ( или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиненного таким транспортным средством ( часть 3 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ. В специальном разрешении указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства, ущерб от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливается уполномоченным Правительством российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, каковым является Министерство транспорта Российской Федерации. Прик5азом Минтранса РФ от 27.04.2011г. № 125 утвержден Порядок осуществления весового габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.
В соответствии пунктом 2.2.2.1.2 Порядка взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог. Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013г. № 166-р является государственное казенное учреждение « Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан», которое, на основании Соглашения о разделений полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения наделило ГКУ « Служба весового контроля Республики Башкортостан» полномочиями владельца автомобильных дорог с осуществлением весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе, со взвешиванием транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется сотрудниками ГКУ «Служба весового контроля РБ» на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме. Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства ( полной массы и нагрузки на ось транспортного средства) на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.02.2013г. № 145-р. Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.11.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля. Пол результатам взвешивания транспортного средства ответчика, перевозившего тяжеловесный груз, 12.04.2013г. составлен акт № 91, которым зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства и перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения, предусмотренного частью 1 статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 № 257. Расчет размера вреда определен в соответствии с постановлением Правительства РБ от 01.03.2010г. № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения».
В связи с изложенным, доводы ответчика об отсутствии у истца правомочий собственника автомобильной дороги для подачи иска, о невозможности причинения вреда автомобильной дороге принадлежащим ему транспортным средством ввиду установленности допустимых нагрузок заводом-изготовителем транспортного средства, недоказанности факта перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения, отсутствии документов, отражающих фактические показания приборов весового контроля, отсутствии у лиц, производивших взвешивание, соответствующих полномочий – судом отклоняются, как необоснованные и опровергаемые представленными истцом в дело доказательствами, отвечающими требованиям достоверности и допустимости.
Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В данном случае, истцом и третьим лицом в дело представлены достаточные доказательства в подтверждение причастности конкретного перевозчика грузов, ООО «Инвек», к причинению убытков, являющейся необходимым условием для привлечения к ответственности за причиненный вред.
Оценив совокупность представленных истцом в обосновании иска доказательств, и доводы возражений ответчика, суд считает, что исковые требования к конкретному ответчику, ООО «Инвек», обоснованы в части взыскания ущерба, и не могут быть удовлетворены в части дополнительной ответственности в виде процентов за пользование чужими денежными средствами. При этом суд исходит из следующего.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 12 231 рубль 29 копеек, рассчитанных в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 5451/09 от 22.09.2009г., как пользование денежными средствами истца в сумме 178 504,68 руб. в течении 299 дней (с 23.04.2013 – даты добровольной уплаты по 21.02.2014г. – дату предъявления иска) с применением ставки рефинансирования Центробанка РФ в 8, 25%.
В соответствие с частью 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате в случае пользования денежными средствами вследствие неправомерного удержания от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
Взыскание процентов по статье 395 Гражданского кодекса является мерой гражданско-правовой ответственности, взысканию они подлежат при наличии полного состава правонарушения, указанного в этой статье Кодекса, а именно при наличии неправомерного неисполнения денежного обязательства и наличия пользования чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.
Как следует из материалов дела, ответчику, ООО «Инвек», о факте нарушения и причинения ущерба ( в том числе о его размере) стало известно из претензии ООО «Бизнес Транс Сервис» от 23.03.2014г., привлеченного по данному делу первичным ответчиком, и полученного в связи с этим объяснения водителя ФИО2 от 22.04.2014г. И первая, и вторая дата информирования ответчика о причинении вреда истцу лежат за границами временного периода, определенного истцом как неправомерное пользование чужими денежными средствами, в связи с чем ответчику, как юридическому лицу, не может быть вменено виновное (осознанное) пользование чужими денежными средствами. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии факта неправомерного использования либо иного виновного удержания ответчиком денежных средств истца в исковой период. Доказательства обратного истцом суду не представлены.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Руководствуясь статьями 110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить частично.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Инвек» /ИНН <***>/
в пользу государственного казённого учреждения «Служба весового контроля Республики Башкортостан» /ИНН <***>/ денежные средства в размере 178 504 (сто семьдесят восемь тысяч пятьсот четыре) рубля 68 копеек в возмещение вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов.
3. В остальной части иска отказать.
4.Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Инвек» /ИНН <***>/
в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 9 355 ( девять тысяч триста пятьдесят пять) рублей 12 копеек.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Зубайраев А.М.