ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-11046/20 от 27.05.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело № А78-11046/2020

31 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  27 мая 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 31 мая 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи М.И. Обуховой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску  акционерного общества «Оборонэнерго» (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225) к Администрации сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» (ОГРН 1057515019880, ИНН 7515006038) о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде возмещения расходов на установку приборов учета в размере 25422,62 руб., расходов по уплате государственной пошлины,

при участии в судебном заседании:

от истца – Бянкиной Н.А., представителя по доверенности от 05.08.2020;

от ответчика - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Акционерное общество «Оборонэнерго» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде возмещения расходов на установку приборов учета в размере 25422,62 руб., расходов по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Позиция истца изложена в исковом заявлении и дополнительных пояснениях.

Ответчик с требованиями истца не согласился, указал, что принимая во внимание заключение межведомственной жилищной комиссии от 04.02.2019 по оценке состояния многоквартирных жилых домов №9 по ул. Мира, №3,6 по ул. Ленина в с.п. «Яснинское», что жилые помещения в указанных многоквартирных домах признаны  не пригодными для проживания, многоквартирный дом по ул.Мира,9 постановлением главы администрации сельского поселения «Яснинское» №32 от 15.06.2019 снят с баланса муниципальной собственности, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Акционерное общество «Обороэнерго» (далее - истец) зарегистрировано 30.04.2009 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, адрес: 107140, г. Москва, ул. Русаковская, д. 13 стр.19_21_25.

Администрация  сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район»  (далее – ответчик) зарегистрирована 14.12.2005  в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1057515019880, ИНН 7515006038, адрес: 674504, Забайкальский край, Оловяннинский район, поселок и (при) станция (и) Ясная, ул. Ленина, 11.

Как следует из материалов дела в 2017 году истец в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ  «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» произвел установку, замену, допуск измерительных комплексов учета электрической энергии на объектах администрации сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район».

Администрация сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» в 2017 году являлась собственником объектов недвижимости – многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, ст. Ясная, ул. Октября, 2 и ул. Мира, 9 (подъезд 1 и2), что подтверждается приказом Министерства обороны Российской Федерации №2067 от 02.11.2011 « О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» (приложение №2) и ответчиком не оспорено.

Сведения об управляющей организации в отношении многоквартирных жилых домов на сайте ГИС ЖКХ отсутствуют.

Ответчик не исполнил в установленный пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ  «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок обязанности по оснащению приборами учета  используемых электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Истец, являясь сетевой организаций, произвел работы по установке (замене) и допуску в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии по указанным выше объектам в 2017 году.

Факт установки и использования общедомовых приборов учета, подтверждается актами проверки, допуска расчетных приборов учета электрической энергии,  ответчиком не оспорен.

Размер платы на установку общедомовых приборов учета по расчету истца составил 25422,62 руб.

Неисполнение ответчиком обязательств по оплате расходов на установку прибора учета электрической энергии явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд, рассмотрев доказательства в совокупности, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

По смыслу указанной нормы права при рассмотрении иска о взыскании неосновательного обогащения суд должен установить факт приобретения или сбережения имущества ответчиком за счет истца, так и отсутствие у него для этого правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.

Наличие данных обстоятельств в совокупности в соответствии со статьей 65 АПК РФ должно доказать лицо, обратившееся с соответствующими исковыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергоснабжении в срок до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 9 указанной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями этой статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении на организации, указанные в части 9 этой статьи (то есть на ресурсоснабжающие и сетевые организации), возложена обязанность в срок до 1 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, предусмотренных частями 5 и 6 этой статьи (то есть жилых домов и многоквартирных жилых домов), инженернотехническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

При этом названной нормой предусмотрено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Исходя из содержания указанных норм Закона об энергоснабжении обязанность по обеспечению оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии и электрической энергии была возложена на собственников помещений этих домов, которые должны были выполнить эту обязанность в срок до 01.07.2012. В отношении тех многоквартирных домов, собственники помещений которых не выполнили эту обязанность в установленный срок, оснащение приборами учета должно было быть произведено в срок до 01.07.2013 соответствующими ресурсоснабжающими и сетевыми организациями, причем такое оснащение должно было осуществляться за счет средств собственников помещений этих домов.

В силу подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии является составной частью содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

В части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Из приведенных норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в МКД возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.

В данном случае способ управления собственниками жилых помещений многоквартирных домов не реализован, следовательно, надлежащим ответчиком в данном случае выступает собственники помещений.

Факт установки истцом ОДПУ в МКД, находящиеся в собственности ответчика, и введение их в эксплуатацию подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.

Ответчик не оспорил достоверности представленных истцом актов о приемке выполненных работ и актов допуска в эксплуатацию узла учета электроэнергии.

ОДПУ допущены в эксплуатацию как работоспособные и пригодные для использования, установленные в соответствии с техническими требованиями.

При таком положении в силу закона ответчик является лицом обязанным возместить истцу расходы на установку ОДПУ электрической энергии в МКД.

В подтверждение несения расходов на установку ОДПУ в МКД, принадлежащие ответчику, истец представил в материалы дела акты о списании материальных запасов, акты о приемке выполненных работ, дефектные ведомости.

В подтверждение стоимости произведенных расходов представлена калькуляция стоимости работ, приказы о приеме на работу лиц, участвующих в установке приборов учета с трудовыми договорами, выписки из списка перечисляемой в банк зарплаты,  приказы о выплате ежемесячной премии по итогам работы, приказы об утверждении  и введение  в действие положения о премировании работников истца.

Расчет истца ответчиком не оспорен. Иной суммы расходов, необходимых на установку ОДПУ в МКД, ответчиком в нарушении статьи 65 АПК РФ не доказано.

Доказательств оплаты задолженности не представлено.

Учитывая изложенное, требования истца являются обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика относительно признания спорных домов непригодными для проживания судом не принимаются как документально не подтвержденные.

В пункте 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данных положений жилищного законодательства Правительство Российской Федерации постановлением от 28.01.2006 № 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение № 47), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения № 47).

В соответствии с пунктом 7 Положения № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с техникоэкономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения; о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения № 47).

В соответствии с пунктом 49 Положения № 47 на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Однако в материалах настоящего дела отсутствуют соответствующие заключения межведомственной комиссии и решения органа местного самоуправления о признании в 2017 году (момент установки ОДПУ) спорных многоквартирных домов аварийными или подлежащими реконструкции, сносу или ремонту.

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Администрации сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» (ОГРН 1057515019880, ИНН 7515006038) в пользу акционерного общества «Оборонэнерго» (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225) неосновательное обогащение в виде возмещения расходов  на установку общедомовых приборов учета в размере  25422,62 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб., всего – 27422,62 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                                   М.И. Обухова