ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1131/18 от 18.06.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                          Дело №А78- 1 / 8

25 июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме июня 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи М.Ю. Барыкина,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.М. Шумаковой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Лидер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании основного долга в размере  2 551,5 руб., процентов в размере 697,13  руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, городского округа «Город Чита» в лице Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО1,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2– представителя по доверенности от 09 января 2019 года;

от ответчика: ФИО3 - представителя по доверенности от 13 ноября 2018 года.

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №14» (далее также – истец) обратилось в суд с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее также – ответчик) о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии в размере 5 634,95 руб., процентов за предоставленную рассрочку с 01 декабря 2014 года по 01 ноября 2017 года в размере 904,99 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Определениями от 31 января 2018 года и от 21 июня 2018 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, городской округ «Город Чита» в лице Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита», Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», ФИО1.

Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с чем, судебное заседание в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие третьих лиц.

Истец неоднократно уточнял требования.

Согласно последнему из уточнений требований истец, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии за период со 02 декабря 2014 по 02 ноября 2017 года в размере 2 551,50 руб., процентов за рассрочку платежей в размере 697,13 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 2 000 руб.

Протокольным определением суд принял уточненные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что последствия признания иска ему известны (аудиозапись судебного заседания от 18 июня 2019 года).

В силу части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.

Как следует из материалов дела, согласно информации, размещенной на интернет сайте «Реформа ЖКХ», ответчик является управляющей организацией в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Чита, мкр. Батарейный, дом 2 (л.д. 100 т.1).

В доме №2 в мкр. Батарейный, в числе прочего, расположена квартира №49, находящаяся в муниципальной собственности городского округа «Город Чита», о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости и выписка из реестра муниципального имущества (л.д. 11-14, 121 т.1).

На основании акта от 02 декабря 2014 года в спорном многоквартирном доме был введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный за счет средств истца. Оплата установки прибора учета производилась истцом в рамках договора лизинга от 10 июля 2013 года №0040 (л.д. 18-36 т.1).

Ссылаясь на возникновение на стороне ответчика обязанности по оплате расходов на установку прибора учета в отношении спорной квартиры, после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

В силу части 5 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Закон №261-ФЗ) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно подпункту «ж» пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №491 от 13 августа 2006 года (далее также - Правила №491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации  в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В подпункте «к» пункта 11 Правил №491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Согласно пункту 38 (1) Правил №491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В материалы дела не представлено доказательств того, что соответствующие расходы на установку прибора учета тепловой энергии были учтены в составе платы за содержание жилого помещения.

На основании положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с подпунктом е(1) пункта 2 Правил №491 в состав общего имущества включаются автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктами 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Таким образом, у собственника помещения в силу закона возникает гражданско-правовое обязательство по уплате денежных средств за содержание и ремонт общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги оказывает. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.

На основании пункта 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Из статьи 13 Закона №261-ФЗ, статей 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5, подпунктов «и», «к» пункта 11 Правил №491 следует, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного ресурсоснабжающей организацией в жилом доме, собственниками которого избран способ управления управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением ей расходов собственниками помещений.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.

Из договора лизинга №0040 от 01 июля 2013 года и платежных поручений следует, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в спорном доме был установлен за счет средств истца, являющегося ресурсоснабжающей организацией в порядке, установленном указанными положениями законодательства (л.д. 49-76 т.2).

Как следует из статьи 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.

Поскольку прибор учета установлен для определения общего количества тепла, поступившего в многоквартирный дом, он в силу своего функционального назначения, вне зависимости от порядка его установки и оплаты, становится общим имуществом собственников многоквартирного дома. Выводы суда подтверждаются правовой позицией, высказанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10545/12 от 22 января 2013 года.

Таким образом, учитывая, что ответчик является управляющей организацией в отношении спорного многоквартирного дома, именно он обязан оплачивать расходы на установку прибора учета ресурсоснабжающей организации.

Общая стоимость установки прибора учета составляет 361 186,04 руб., о чем свидетельствуют договор лизинга №0040 от 01 июля 2013 года с соглашением о досрочном прекращении договора лизинга от 29 августа 2016 года, акт от 29 августа 2016 года приема-передачи в собственность приборов учета и письмо ООО «Базис групп» №42 от 25 июня 2014 года (л.д. 19-36 т.1, 9-25, 39-43, 77-100 т.2).

Согласно техническому паспорту и выписке из Единого государственного реестра недвижимости общая площадь здания составляет 5 347,70 кв.м., площадь спорной квартиры 71,10 кв.м. (л.д. 65-99 т.1, 161-164 т.2).

Таким образом, по расчету истца расходы на установку прибора учета тепловой энергии, приходящиеся на спорную квартиру, составляют сумму 4 374,29 руб., такой расчет не нарушает прав ответчика.

В силу положений части 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 – 6.1 и настоящей статьи, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Обстоятельств, указывающих на то, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, судом по материалам дела не установлено.

В части 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ также указано, что в случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм оплата собственниками помещений расходов на установку прибора учета в порядке рассрочки фактически осуществляется на условиях коммерческого кредитования. Соответственно, указанные проценты, предусмотренные частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, представляют собой плату за предоставленный коммерческий кредит. 

Поскольку расчет процентов производится по ставке, действующей на дату их начисления, суд применительно к позиции  Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре №3 за 2016 год, приходит к выводу о том, что при взыскании суммы процентов в судебном порядке за период до принятия решения суда, подлежит применению ставка на день его вынесения, что позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.

По расчету истца на 02 ноября 2017 года размер обязательств по спорной квартире составляет 2 551,67 руб., размер процентов за период со 02 января 2014 по 02 декабря 2017 года составляет 697,13 руб.

Расчеты истца судом проверены.

На основании изложенное, учитывая, что полномочия представителя ответчика на признание подтверждены доверенностью от 13 ноября 2018 года, суд приходит к выводу, что признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В связи с чем, суд принимает признание иска.

Согласно части 4 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению.

Истец уплатил госпошлину за рассмотрение дела 2 000 руб.

Расходы по уплате госпошлины суд распределяет по правилам статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лидер» в пользу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» основной долг в размере 2 551,50 руб., проценты в размере 697,13 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., всего 5 248,63 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Арбитражный суд Забайкальского края в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               М.Ю. Барыкин