ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-11405/2017 от 30.05.2018 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                               Дело № А78-11405/2017

05 июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2018 года

Решение изготовлено в полном объёме июня 2018 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной И.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Забайкальский краевой клинический фтизиопульмонологический центр" (ОГРН<***>, ИНН<***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными пунктов 2 и 4 решения № 04-03-4024 от 21.06.2017 года,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1. Общества с ограниченной ответственностью «СТ-Тендер» (ОГРН <***> ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 15.01.2018 года

от заинтересованного лица: ФИО2 - представитель по доверенности от 09.01.2018 года,

от третьего лица 1: не явился,

от третьего лица 2: ФИО3 - представитель по доверенности от 04.08.2017 года.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Забайкальский краевой клинический фтизиопульмонологический центр" (далее- Заявитель, учреждение, ГБУЗ «Забайкальский краевой клинический фтизиопульмонологический центр») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России) о признании незаконными пунктов 2 и 4 решения № 04-03-4024 от 21.06.2017.

Определением арбитражного суда от 13.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «СТ-Тендер» (далее- ООО «СТ-Тендер», третье лицо-1) и Государственное казенное учреждение «Забайкальский центр государственных закупок» (ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок», третье лицо-2).

Ввиду назначения судьи Клишиной Ю.Ю. в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в дальнейшем - АПК РФ), распоряжением №А78-К-3/19-17 от 25.10.2017 года, дело № А78-11405/2017 передано на рассмотрение судье Судаковой Ю.В.

Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 09.10.2017 производство по делу №А78-11405/2017 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А78-11407/2017.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 года по делу №А78-11407/2017 решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 октября 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. 

В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.

Учитывая, что основания для приостановления производства по делу устранены,  суд, на основании статей 146, 147, 184, 185 АПК РФ, 03 мая 2018 года протокольным определением возобновил производство по делу № А78-11405/2017.

           Третье лицо-1 явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного заседания в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом судом извещено.

           Дело рассматривается в порядке ст.200 АПК РФ.

           Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, со ссылкой на то, что установленные характеристики товара являются достаточными и объективными для определения потребности заказчика и определены в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ).

           Представитель заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

           Представитель третьего лица-2 поддержал позицию заявителя, представив письменные пояснения относительно заявленных требований.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

21.06.2017 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от ООО «СТ-Тендер» на нарушение требований Закона №44-ФЗ заказчиком -  ГУСО «Нерчинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гарант» Забайкальского края»)  при проведении электронного аукциона на поставку сахара (реестровый номер 0891200000616003391).
           Заявитель жалобы полагает, что объект закупки, указанный в аукционной документации не соответствует требованиям закона №44-ФЗ и противоречит требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.

В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона №44-ФЗ проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено: 13.06.2017 ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» (уполномоченное учреждение) в единой информационной системе размещен аукцион в электронной форме на право заключения контракта: поставка продуктов питания (сахара) (3513-ЭА) для нужд ГБУЗ «Забайкальский краевой клинический фтизиопульмонологический центр» (заказчик). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 48 357 руб.

В соответствии с извещением и документацией  об электронном аукционе предусмотрено требование о предоставлении учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении, предлагаемой ими цены контракта.

Решением Забайкальского УФАС России от 23.06.2017 №04-03-4024, жалоба ООО «СТ-Тендер» признана обоснованной; Заказчик признан нарушившим п.1 ч.1 ст.33 и  ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе; заказчику выдано предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе; решено передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Считая решение №04-03-4024  незаконным  в части пунктов 2 и 4, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя таким решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования учреждения удовлетворению не подлежат.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 стать 9 АПК РФ).

   Федеральный закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: 1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона; 3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день; 4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) 5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона; 6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона; (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ) 7) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч.5 ст.63 Закона №44-ФЗ).

Также в извещении о проведении электронного аукциона указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона. Частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок, в том числе  учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ предусмотрены единые правила описания объекта закупки, в частности, установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ установлена необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.

Как следует из извещения о проведении электронного аукциона (л.д.38-39 т.1) и п.17 аукционной документации (л.д.44 т.1) заказчиком предусмотрено предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.

Порядок предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 649 (далее - постановление N 649), разработчиком которого является Минюст России.

В перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ №649 включен «сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок» код ОКПД2-10.81.12.110.

Извещение о проведении электронного аукциона содержит указание на код ОКПД2-10.81.12.110 - «сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок», объект закупки установлен как – «сахар».

Согласно п.21 Аукционной документации (Наименование, описание объекта закупки и количество товара) установлен объект закупки – «сахар-песок, пищевой продукт, представляющий собой сахарозу в виде отдельных кристаллов, в количестве 900кг».

Пунктами 6.1, 6.8 проекта государственного контракта предусмотрено, что качество товара, поставляемого заказчику должно соответствовать требованиям ГОСТ 33222-2015.

Согласно подпунктам 4.1.2- 4.1.3 ГОСТа 33222-2015 сахар белый бывает свекловичным и из тростникового сахара-сырца.

Забайкальское УФАС России согласилось с доводами жалобы о том, что поскольку сахар белый бывает свекловичным и из тростникового сахара-сырца, заказчик необъективно описал объект закупки вводя в заблуждение участников закупки относительно того какой сахар требуется.

Доводы заказчика (заявитель) и уполномоченного учреждения (третье лицо-2) сводятся к тому, что в извещении о проведении аукциона установлен код ОКПД 2 10.81.12.110 и наименование «сахар», действующим законодательством в сфере закупок, товаров, работ, услуг не содержится требования о связи ОКПД 2 и описания объекта закупки. Из описания объекта закупки и иных документов по данной закупке определенно следует, какими качественными характеристиками должен обладать закупаемый товар и в каком количестве требуется его поставка. Кроме того, потребности заказчика  определяются необходимостью поставки сахара по коду ОКПД-2-10.81.12.110, а из какого сырья он будет произведен, при идентичности параметров и того и другого согласно ГОСТу 33222-2015, значения не имеет.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1239-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33222-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2016 г., область его применения, белый сахар - пищевой продукт, представляющий собой кристаллизованную, без вкусоароматических добавок сахарозу, полученную в результате переработки сахаросодержащего сырья - сахарной свеклы или тростникового сахара-сырца.

  Белый сахар предназначен для реализации в розничной торговой сети, использования в сфере общественного питания, при производстве пищевых продуктов, в фармацевтической промышленности и для других целей.

  Пунктами 6.1,  6.8 проекта контракта установлено, что качество товара должно соответствовать установленным для данных видов товаров нормам и требованиям Государственных стандартов, в том числе ГОСТ 33222-2015.

  ГОСТ 33222-2015 определяет белый сахар как пищевой продукт полученный в результате переработки сахаросодержащего сырья - сахарной свеклы или тростникового сахара-сырца.

           Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 03.05.2017) содержит два кода  на сахар: 10.81.13.110- Сахар белый свекловичный или тростниковый со вкусоароматическими добавками; кленовый сахар и кленовый сироп и 10.81.13.120- Сахар белый тростниковый в твердом состоянии со вкусоароматическими добавками.

  Параметры сахара, полученного путем переработки сахаросодержащего сырья - сахарной свеклы или тростникового сахара-сырца, идентичны и определяются согласно Государственному стандарту 33222-2015.

           В перечень, утвержденный постановлением Правительства №649 включен только сахар, полученный путем переработки из тростникового сахара-сырца.

   Таким образом, изучив описание объекта закупки применительно к требованиям ст.33 Закона №44-ФЗ, суд не усматривает каких либо противоречий, поскольку из описания явно усматривается, какими качественными характеристиками должен обладать закупаемый товар. Извещение о закупке содержит код ОКПД2, указывающий на вид сахара и предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, раздел 17 аукционной документации содержит ссылку на постановление Правительства №649.

  Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, безусловно вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций.

Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Потребности заказчика, согласно пояснениям заявителя и третьего лица-2,  определяются необходимостью поставки сахара по коду ОКПД-2-10.81.12.110, а из какого сырья он будет произведен, при идентичности параметров и того и другого согласно ГОСТу 33222-2015, значения не имеет.  

Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.

В соответствии с ч. 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным.

В данном случае, указание в извещении о проведении аукциона на код ОКПД2-10.81.12.110- («сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок») и п.21 аукционной документации - сахар-песок, пищевой продукции, представляющий собой сахарозу в виде отдельных кристаллов, в количестве 900кг», не нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ и не влечет ограничение количества участников закупки.

           Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемых пунктов решения, в связи с чем, спорные пункты решения следует признать незаконными и в силу ст.201 АПК РФ обязать Забайкальское УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.

  Судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

           Признать незаконными пункты 2 и 4 решения от 21.06.2017 №04-03-4024, принятого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю  (ОГРН <***>, ИНН <***>), как несоответствующие  Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

           Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю  (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю  (ОГРН 1027501158541, ИНН 7536033755) в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Забайкальский краевой клинический фтизиопульмонологический центр" (ОГРН1027501157364 , ИНН7536006543) государственную пошлину в размере 3 000 руб.

           На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия

Судья                                                                                               Ю.В. Судакова