АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-13050/2017
20 ноября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объёме ноября 2017 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голобоковой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лидер»
о признании недействительным предписания Государственной инспекции Забайкальского края от 06.06.2017 № 496,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: ФИО1,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 20.09.2017,
от заинтересованного лица: ФИО3, представителя по доверенности от 15.08.2017,
от третьего лица: не было, уведомлено в соответствии с нормами ст.123 АПК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее ООО «Лидер», заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным предписания Государственной инспекции Забайкальского края от 06.06.2017 № 496.
Заявитель требование поддержала, указав, что проверка госинспекцией была проведена с грубым нарушением.
Представитель Госинспекции требование не признал, указав на отсутствие оснований его удовлетворения.
Суд, изучив материалы дела, установил.
В соответствии с п. 1 Положения о Государственной инспекции Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 02.12.2016 №443, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным осуществлять на территории Забайкальского края, в том числе контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда края, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; региональный государственный жилищный надзор; лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
В соответствии с ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 указанной статьи ЖК РФ лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В соответствии с ч.1 ст.196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - 99-ФЗ). Согласно ч. 2 статьи должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований.
В соответствии с ч.3. ст.196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Заявитель осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Забайкальского края на основании лицензии от 30.04.2015 №82.
В адрес Инспекции поступило заявление от жителя многоквартирного жилого дома Гевлич Л.М. по адресу: г.Чита, ул.Забайкальского рабочего 15 о нарушениях, допущенных Заявителем в процессе управления данным домом. Данные обстоятельства послужили основанием, предусмотренным пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 294-ФЗ и пп.2 п.11 ст.19 99-ФЗ, проведения Инспекцией внеплановой проверки (распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 05.06.2017 №1742-р/ж).
В соответствии с ч.16 ст.10 294-ФЗ, в адрес Заявителя было направлено уведомление №884 от 05.06.2017 о проведении мероприятия по государственному контролю.
В соответствии со ст.16 294-ФЗ, по результатам внеплановой выездной проверки Инспекцией был составлен акт проверки от 06.06.2017 №1163.
Согласно данному акту в ходе проверки установлено: на придомовой территории многоквартирного дома №15 возле торца здания с северной стороны установлены металлические гаражи. Разрешительной документации, решения собственников о пользовании общим имуществом отсутствует. Границы земельного участка, на котором установлен многоквартирный дом, определены на основании данных государственного кадастрового учета.
Согласно п.3 ч.1 ст. 7 99-ФЗ, п.1 ч.1 ст.17 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
В соответствии с п.3.5.8. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением: загромождения балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими); вывешивания белья, одежды, ковров и прочих предметов на свободных земельных участках, выходящих на городской проезд; мытья автомашин на придомовой территории; самостоятельного строительства мелких дворовых построек (гаражей, оград), переоборудования балконов и лоджий; окрашивания оконных переплетов с наружной стороны краской (использования цвета пластиковых окон), отличающихся по цвету от установленного для данного здания; загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами; выливания во дворы помоев, выбрасывание пищевых и других отходов мусора и навоза, а также закапывания или сжигания его во дворах; крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
Согласно пп. «е» п.2 Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491»Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила №491), в состав общего имущества включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пп. «а», «в», «г», «е» п.10 Правил №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно п.13 Правил №491, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Согласно п.14 Правил №491, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах(мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Также в соответствии с ч.2 ст.36 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.4 ст.36 ЖК РФ, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч.2 ст.44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Какого либо собрания собственники помещений многоквартирного жилого дома по поводу размещения металлических гаражей на придомовой территории, не проводили, доказательств обратного заявителем не представлено.
Также представитель Инспекции пояснил следующее.
В соответствии с примечанием к ст.23 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 №198-ЗЗК (ред. от 04.07.2016) «Об административных правонарушениях» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 24.06.2009), в целях настоящего Закона края установлено, что придомовая территория - определенная проектом жилого здания территория, предназначенная для организации мест тихого отдыха, для спортивных (физкультурных), детских и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проездов и стоянок автотранспорта, либо территория в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Также письмом Роспотребнадзора от 07.12.2011 «Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации» разъяснено, что придомовая территория является принадлежностью многоквартирного жилого дома, ее режим регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации. Понятия «двор жилого здания», «дворовая территория» следует рассматривать как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
Согласно сведениям находящимся в общем доступе «Публичная кадастровая карта» (http://pkk5.rosreestr.ru/) на официальном сайте Росреестра, а также в соответствии со схемой земельного участка с границами придомовой территории, предоставленной Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Чита», земельный участок с кадастровым номером 75:32:020142:479 с местонахождением <...> рабочего, 15, имеет площадь 3 709 м2.
При этом, как установлено в ходе проверки Инспекции часть земельного участка 75:32:020142:479 используемого для размещения многоквартирного дома по адресу: <...> рабочего, 15, используется для размещения металлических гаражей.
Материалы проверки: акт проверки №1163 от 06.06.2016, обращение вх.№1684 от 26.04.2017, предоставленные фотоматериалы, содержат достаточные данные, указывающие на нарушение обязательных требований предусмотренных п.10 Правил №491 и п.3.5.8 Правил.
Таким образом, суд полагает установленным, что металлические гаражи расположены в границах придомовой территории дома №15 по ул.Заб.рабочего г.Чита, которую обслуживает Заявитель.
Оценивая вышеприведенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В заявленном обществом с ограниченной ответственностью «Лидер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требовании о признании недействительным предписания Государственной инспекции Забайкальского края от 06.06.2017 № 496, как несоответствующего Жилищному кодексу Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Горкин Д.С.