ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-13340/17 от 23.11.2017 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-13340/2017

24 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2017 года

Решение изготовлено в полном объёме ноября 2017 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Голобоковой О.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

о признании незаконным и отмене постановления Читинской таможни от 01.09.2017 № 10612000-1200/2017,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «ТрансКонтейнер»,

при участии в заседании:

от заявителя: Кора С.В., представителя по доверенности от 07.08.2017; ФИО1, представителя по доверенности от 20.10.2017,

от заинтересованного лица: ФИО2 представителя по доверенности от 19.12.2016; ФИО3, представителя по доверенности от 23.11.2016.

от третьего лица – ФИО4, представителя по доверенности от 20.02.2017 (участвовал до перерыва).

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Читинской таможни от 01.09.2017 № 10612000-1200/2017.

В судебном заседании, начатом 16.11.2017, объявлялся перерыв до 16-30 23.11.2017.

Представители заявителя требование поддержали, указав на отсутствие состава вмененного правонарушения.

Представители таможенного органа пояснили, что выявленное правонарушение подтверждается материалами дела, взыскание наложено уполномоченным на то лицом в пределах, установленных законодателем.        

Суд, изучив материалы дела, установил.

30.01.2017 в 19:40 местного времени из КНР на таможенную территорию ЕАЭС ЖДПП Забайкальск прибыл контейнер № TKRU 4113416, перемещаемый в железнодорожном ваго­не КНР №5232689 по железнодорожной накладной СМГС № 029198 от 26.01.2017 с товаром - одежда.

Сообщение о прибытии железнодорожного вагона КНР № 5232689 с контейнером № TKRU 4301136 зарегистрировано 30.01.2017 за № 10612120/300117/0000135.

Согласно отметкам передаточной ведомости, поезд в составе которого следовал вагон КНР № 5232689 (контейнер № TKRU 4113416) прибыл на станцию Забайкальск 30.01.2017; документы предоставлены в таможенный орган в 09 ч. 30 мин. (время местное) 31.01.2017; документы возвращены перевозчику ОАО «РЖД» 31.01.2017 в 10 ч. 50 мин. (время местное).

Перевозчик в период времени с 10 часов 50 минут до 22 часов50 минут 31.01.2017 (время местное) обязан был совершить таможенные операции, связанные с поме­щением на временное хранение или таможенным декларированием товаров, прибывших на таможенную территорию ЕАЭС в контейнере № TKRU4113416 в вагоне КЖД № 5232689 по накладной СМГС № 029198.

Фактически контейнер № TKRU4113416 в вагоне КЖД № 5232689 был размещен в постоянной зоне таможенного контроля, созданной на территории АКП ст. Забайкальск ПАО «ТрансКонтейнер», 06.02.2017 в 14 часов 10 минут местного времени (т.е. спустя 147 часов 20 минут после завершения операций, связанных с прибытием товаров).

Со­гласно сведениям таможенного органа в установленный таможенным законодательством период времени, после завершения операций, связанных с прибытием товаров, в отношении товаров, перемещавшихся в контейнере № TKRU4113416, таможенные операции по помещению указанных товаров под какую-либо таможенную процедуру не осуществля­лись, указанные товары на временное хранение не помещались.

06.02.2017 в отдел контроля за таможенным транзитом ЖДПП Забайкальск Читин­ской таможни представителем ПАО «ТрансКонтейнер» подана транзитная декларация (далее ТД), которой присвоен № 10612120/060217/0004941, декларация зарегистрирована в 20 ч. 43 мин. (время местное).

При перемещении иностранных товаров железнодорожным транспортом, положения п.4 ст.160 Таможенного кодекса Таможенного союза в совокупности с положениями п.5 ч.1 и ч.2 ст.194 Федерального закона от 27.11.20110 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», п.2 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хране­ния товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места вре­менного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688, обязыва­ют перевозчика, в случаях, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, совершить тамо­женные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение в течение 12 ча­сов с момента предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия. При этом, иные заинтересованные лица наделены правом лишь по совершению таких таможенных операций.

Таким образом, учитывая тот факт, что документы после совершения операций, свя­занных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС возвращены представителю ОАО «РЖД» в 10 ч. 50 мин. (время местное) 31.01.2017, таможенный орган пришел к выводу, что ОАО «РЖД» обязано было не позднее 22 ч. 50 мин. (местного времени) 31.01.2017 совершить таможенные операции, связанные с та­моженным декларированием товаров, прибывших на таможенную территорию ЕАЭС в соот­ветствии с избранной таможенной процедурой, либо совершить таможенные операции, связан­ные с помещением товаров на временное хранение.

В установленные законодательством период времени после завершения операций, свя­занных с прибытием товаров, перемещаемых в контейнере № TKRU 4113416, таможенные операции по помещению товаров под какую-либо таможенную процедуру не осуществлялось, на временное хранение товары не помещались.

Данная обязанность от имени и в интересах ОАО «РЖД» исполнена представителем ПАО «ТрансКонтейнер» 06.02.2017г. в 14 ч. 10 мин. местного времени (согласно жур­налу учета регистрации транзитных деклараций), путем подачи таможенному органу ТД № 10612120/060217/0004941.

Указанные обстоятельства явились поводом для возбуждения 24.05.2017 должно­стным лицом таможенного поста ЖДПП Забайкальск дела об АП № 10612000-1200/2017 по статье 16.14 КоАП России.

По данному факту 22.06.2017 в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об адми­нистративном правонарушении, оспариваемым постановлением таможни № 10612000-1200/2017 от 01.09.2017г. ОАО «РЖД» было признано виновным в совершении администра­тивного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ с на­значением в качестве наказания штрафа в размере 6200 рублей.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия (бездействия) лица, нарушающие установленные требования и условия помещения това­ров в места временного хранения либо порядка их хранения.

Временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным кон­тролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, нало­гов (п.1 ст.167 Таможенного кодекса Таможенного Союза (ТК ТС)). Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза (п.1 ст.168 ТК ТС).

В соответствии с положениями п.4 ст.160 ТК ТС перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным дек­ларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъ­явления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен тамо­женным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза.

В силу положений п.2 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хране­ния товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места вре­менного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688, в отно­шении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, в случаях, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответст­вии с таможенной процедурой, перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее пол­номочиями в отношении товаров, или их представители обязаны поместить товары на вре­менное хранение в течение 12 (двенадцати) часов с момента предъявления товаров таможен­ному органу в месте прибытия.

В соответствии с п. 4 ст. 160 ТК ТС, обязанность по совершению таможенных опера­ций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным деклариро­ванием в течение определенного срока, в месте прибытия возложена на перевозчика или иное заинтересованное лицо. Вместе с тем, из системного анализа п. 4 ст. 160 ТК ТС, п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 194 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Рос­сийской Федерации», п. 24 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорож­ным транспортом, утвержденной приказом ФТС России от 01.06.2011 № 1157 следует, что обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на вре­менное хранение или их таможенным декларированием в течение определенного срока, в мес­те прибытия возложена на перевозчика. При этом иные заинтересованные лица наделены пра­вом по совершению таких таможенных операций.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом из КНР в РФ регламентирована, в том числе, Соглашением о международном грузовом железнодорожном сообщении (далее -СМГС) и Служебной инструкцией (далее - СИ) к нему.

Статья 1 СМГС устанавливает прямое международное железнодорожное сообщение между странами-участниками перевозочного процесса.

Под термином «перевозчик» в СМГС понимается - договорный перевозчик (т.е. пере­возчик, который заключил с отправителем договор перевозки в соответствии с СМГС) и все последующие перевозчики, участвующие в перевозке груза. При этом, моментом приема-передачи перевозимого груза от одного перевозчика к другому устанавливаются исключительно пределы ответственности перевозчика и его обязательства перед грузоотправителем (грузополучателем), возникающие по договору перевозки.

СМГС и СИ к СМГС не регламентирует обязанности перевозчиков, участвующих в международной железнодорожной перевозке грузов, по совершению таможенных формальностей, как не регламентирован и момент приема-передачи груза от одного перевозчика к дру­гому (до проведения таможенных формальностей, либо после их проведения). В соответствии со ст.5 СМГС отсутствие указанных положений в СМГС дает право применять национальное законодательство.

В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 4 ТК ТС для целей таможенного законодательства под определением «перевозчик» понимается, в том числе и лицо, являющееся ответственным за использование транспортных средств. Процедура приема-передачи подвижного железнодо­рожного состава, участвующего в международном перевозочном процессе, оговаривается До­говором о «Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ)» (подписан в г. Тегеране 01.05.2008). Согласно положениям § 3 указанных правил, передача ва­гонов с железной дороги одной страны на железную дорогу другой страны оформляется ва­гонной ведомостью по форме Приложения 3 к ПГВ, которая составляется сдающей дорогой в четырех экземплярах, по два экземпляра для каждой стороны. Моментом предъявления вагонов к передаче считается время вручения вагонной ведомости агенту принимающей стороны. Вагонная ведомость подписывается агентом сдающей стороны и заверяется календарным штемпелем с указанием даты и времени (часы, минуты) до вручения ее агенту принимающей стороны. Агент принимающей стороны подписывает данный документ и заверяет его кален­дарным штемпелем с указанием даты и времени (часы, минуты) немедленно по окончании ос­мотра предъявленных вагонов, но не позднее времени установленного для их осмотра. Вагоны считаются переданными с момента подписания вагонной ведомости и наложения календарно­го штемпеля с указанием даты и времени (часы, минуты) агентом принимающей стороны.

Как пояснила представитель таможенного органа, ссылка представителя ОАО «РЖД» на п. 4.7. «Технологической схемы организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном пункте пропуска Забайкальск» (утверждена решением коорди­национного совета от 07.11.2017; далее - Технологическая схема) является некорректной, поскольку из его содержания следует, что названные документы передаются таможенному наряду для осуществления осмотра локомотива и вагонов поезда; согласно п. 4.8. Технологической схемы по результатам осмотра поезда названные документы возвращаются агенту КЖД для последую­щей передачи работникам станции Забайкальск, которые, по смыслу п. 4.9. Технологической схемы, после перевода документов на русский язык представляют их в государственные кон­трольные органы для осуществления проверки документов и, при необходимости, грузов.

Согласно п.14 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 872, последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государствен­ную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунктов пропуска по видам международного сообщения. Ука­занные типовые схемы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 09.02.2010 № 31 утверждена Типовая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государст­венную границу Российской Федерации, согласно п. 49, 50 после прибытия поезда уполномо­ченный работник перевозчика с разрешения старшего пограничного наряда получает от локо­мотивной бригады перевозочные и товаросопроводительные документы, обрабатывает их и распечатывает ППВ в количестве экземпляров, установленном пограничным железнодорож­ным соглашением между Российской Федерацией и сопредельным государством. После обра­ботки перевозочные и товаросопроводительные документы передаются вместе с ППВ в подразделениях таможенного органа для выполнения контроля документов с занесением времени передачи документов в журнал приема-сдачи документов.

Относительно довода ОАО «РЖД» об отсутствии на штампе, проставленном на передаточной ведомости экземпляра перевозчика времени и даты принятия и выдачи документов, представитель таможенного органа указала, что дата и время принятия и возврата документов дублируется (фикси­руется) не только в оттиске штампа на передаточной ведомости, но и в Листе контроля оформления импортных поездов колеи 1435 мм, экземпляр которого вместе с экземпляром пе­редаточной ведомости № 408 был выдан работнику ОАО «РЖД» и содержал сведения о дате и времени принятия и возврата документов, составляющих сообщение о прибытии.

Как следует из Листа контроля оформления импортных поездов колеи 1435 мм, подтверждение приема-передачи документов в виде подписи в графе № 13 проставлено агентом конторы передач, из Листа контроля также следует, что от агента конторы передач представ­лял интересы старший агент импорт станции Забайкальск ФИО5. Следовательно, ОАО «РЖД» достоверно знало о дате и времени принятия и возврата документов, также подпись ФИО5 стоит в штампе таможенного органа на экземпляре передаточной ведомости та­моженного органа, что еще раз подтверждает осведомленность представителя конторы пере­дач ОАО «РЖД».

Также представители таможенного органа пояснили, что из содержания вагонной ведомости № 0124 от 30.01.2017 спорный контейнер в вагоне КНР № 5232689 был принят ОАО «РЖД» 30.01.2017 в 16-25.

Таким образом, с учетом содержания п. 4.1. Технологиче­ской схемы следует, что в момент представления таможенному органу уведомления о прибы­тии на таможенную территорию товаров (в том числе и контейнера № TKRU4113416 (в вагоне КЖД № 5232689) ОАО «РЖД» был принят к перевозке вагон КЖД № 5232689, ОАО «РЖД» являлось лицом, ответственным за использование прибывших железнодорожных транспорт­ных средств, и, в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС, для целей таможен­ного контроля является перевозчиком, на которого возлагаются обязанности, в том числе, по совершению в месте прибытия таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в течение определенного срока, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 16.14 КоАП России.

Следовательно, в силу закона, установившего данную обязанность для перевозчика, ОАО «РЖД» является субъектом рассматриваемого правонарушения.

Действия юридического лица выражаются, в том числе и в действиях его работников (представителей), т.е. тех физических лиц, которые представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, т.е. все действия работника (представителя) рас­сматриваются как действия этого юридического лица.

Исходя из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, ОАО «РЖД» обязано соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные пра­воотношения, ОАО «РЖД» должно не только знать о существовании обязанностей, установ­ленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, поэтому обязано соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого со­блюдения требований закона. Каких-либо объективных обстоятельств (обстоятельств непре­одолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ОАО «РЖД»), препятствующих выполнению предусмотренных действующим зако­нодательством требований, не установлено. Исходя из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» могло соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена администра­тивная ответственность, но в следствие ненадлежащей организации работы, связанной с про­ведением таможенных операций в месте прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании изложенного, в силу ч.2 ст. 2.1. КоАП России, в действиях ОАО «РЖД» усматривается вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП России.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются вышеуказанные обстоятельства.

Согласно п.п.1 и 3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и виновность ли­ца в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается проти­воправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.  

В п.16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Факт совершения административного правонарушения и вина ОАО «РЖД» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными таможенным органом до­казательствами по делу: копией транзитной декларации № 10612120/060217/0004941, копией передаточ­ной ведомости, копией вагонной ведомости от 30.01.2017 № 0124, выпиской из комплекса программных средств «Учет и контроль товаров на ВХ» и иными материалами дела.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

При таких обстоятельствах, основания для применения по данному делу положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства процессуальных нарушений при проведении административного расследования таможенным органом, не установлено, административное взыскание наложено в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

При этом за совершенные ранее однородные административные правонарушения ОАО «РЖД» уже подвергалось административным наказаниям, по которым не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП России, что явилось обстоятельством, отягчающим административ­ную ответственность.

Возможность применения норм ст.4.1.1 КоАП РФ отсутствует.

Оценивая вышеприведенное, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

                                               Р Е Ш И Л:

В заявленном открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требовании о признании незаконным и отмене постановления Читинской таможни от 01.09.2017 № 10612000-1200/2017, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

                 Судья                                                                           Горкин Д.С.