ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1347/2022 от 18.05.2022 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                         Дело № А78-1347/2022

19 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена  18 мая 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 19 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме мая 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Цыцыкова Б.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сумароковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 к Управлению ФНС России по Забайкальскому краю, о признании незаконным отказа от внесения записи в ЕГРЮЛ, изложенный в письме о 27.01.2022г.,  №2.10-10/26904; об обязании административному органу внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «РСО «Тепловодоканал»,                                                  при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:                                                                                                           - Общества с ограниченной ответственностью «Ресурсноснабжающая организация «Тепловодоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>);                                             - Управления  Федеральной службы  судебных приставов по Забайкальскому краю (ИНН <***> ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 23.12.2021г., диплом  квалификации «юрист» по специальности «Юриспруденция» ВСВ 1741757 (регистрационный номер 6185 от 27.06.2005г);                                                                                 от заинтересованного лица: ФИО3, представителя по доверенности от 11.02.2022г., диплом  квалификации «юрист» по специальности «Юриспруденция» ВСГ 0881236 (регистрационный номер 8106 от 13.07.2006г), ФИО4, представителя по доверенности от 13.04.2022г., диплом степени бакалавра юриспруденции по направлению «Юриспруденция» АВБ 0470904 от 16.08.2001г., также представлено свидетельство о заключении брака от 06.10.2001г;                                                                                                      от третьего лица 1: ФИО5, (личность установлена по паспорту); на основании прав по должности, представлена выписка из ЕГРЮЛ от 18.04.2022г., согласно которой ФИО5, является руководителем ликвидационной комиссии.                                      от третьего лица 2: не явился,

Заявитель – ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратился в суд с заявлением к Управлению ФГС России по Забайкальскому краю ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, управление), о признании незаконным отказа от внесения записи в ЕГРЮЛ, изложенный в письме о 27.01.2022г.,  №2.10-10/26904; об обязании административному органу внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «РСО «Тепловодоканал».                                                                                                                  Представитель третьего лица - Управление  Федеральной службы  судебных приставов по Забайкальскому краю,  явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом в порядке ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).                                            В связи с этим, и учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещалась на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также исходя из положений ч.6 ст.121 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что неявка представителя стороны в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела по существу по правилам ч.3 ст.156 АПК РФ.                                                                                                                                                                     Судом в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв в судебном заседании до 17.00 часов, 18 мая 2022 года.                                                                                                              В судебное заседание после объявленного судом перерыва не явился представитель заявителя и   третьего лица - Управления  Федеральной службы  судебных приставов по Забайкальскому краю.                                                                                                             От заинтересованного лица после объявленного перерыва, участвуют: ФИО6, представитель по доверенности от 22.02.2022г., ФИО4, представитель по доверенности от 13.04.2022г;                                                                                                     от третьего лица 1: ФИО5, (личность установлена по паспорту); на основании прав по должности, представлена выписка из ЕГРЮЛ от 18.04.2022г., согласно которой ФИО5 является руководителем ликвидационной комиссии.                           В ходе судебного заседания, до объявления судом перерыва, представитель заявителя,  заявленные требования полностью поддержала на основании заявления и дополнительных пояснений.                                                                                      Представители заинтересованного лица в судебном заседании считали требования заявителя не подлежащими удовлетворению на основании пояснений, отзыва на заявление и дополнения к отзыву.                                                                                                                                  Представитель третьего лица №1, участвующий в деле, суду пояснил, что просит в удовлетворении заявленных требований отказать и полностью поддержал позицию налогового органа.                                                                                                                           Дело рассматривается в порядке ст.200 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

14.01.2022г., заявитель направил в налоговый орган заявление о внесении сведений в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица ООО «РСО «Тепловодоканал» (третье лицо №1).

При этом заявителем было указано, что в г.Могоче Забайкальского края ООО «РСО «Тепловодоканал» взыскивает с жителей задолженность, являясь ликвидируемой организацией.

28.01.2022г., налоговым органом заявителю было направлено письмо «О сроке ликвидации», в котором налоговый орган отказал заявителю и в ответе указал, что ООО «РСО «Тепловодоканал» не представляло сведений о прекращении деятельности.

Не согласившись с налоговым органом. Заявитель и обратился в арбитражный суд.

Проанализировав имеющиеся в деле документы и доказательства,  суд считает и приходит к выводу, что заявленные требования заявителя не подлежат удовлетворению, а позицию налогового органа правомерной и обоснованной, в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание, своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу п.1 ст.71 названного кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся доказательств.

В соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 ст.31 и п.2 ст.32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).

Также согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991г., №943 - 1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федерального закона от 08.08.2001г., №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ, Закон о регистрации).

В силу п.1 ст.57 Федерального закона от 08.02.1998г., №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон №14-ФЗ, Закон об ООО) общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда но основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Порядок ликвидации юридического лица установлен статьями 61 - 64 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. В силу п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно п.1 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

В п.3ст.62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Согласно п.4 ст.62 ГК РФ ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Пунктом 1 ст.63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Согласно п.2 ст.63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Согласно п.5 ст.63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Исходя из п.6 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001г., №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с п.4. ст.5 Закона №129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Согласно п.4 ст.9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Исходя из положений п.4.1 ст.9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как установлено подпунктами "а" и "б" п.1 ст.21 Закона №129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

В соответствии со ст.20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том. что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Пунктом 4 ст.20 Закона о регистрации предусмотрено, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее определенного срока, в том числе подпунктом "б" установлено, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Так, 18.08.2020г., регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» решения о добровольной ликвидации и назначении ликвидатора на основании решения единственного участника №18 от 10.08.2020г., и уведомления по форме Р15001.

Форма Р15001, утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012г.,                      №ММВ-7-б/25@. Данный документ позднее с 25.11.2020г., утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 31.08.2020г., №ЕД-7-14/617@. Уведомление по форме Р15001 не содержало раздел, в котором указывается срок (дата) ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Следовательно, в ЕГРЮЛ на момент внесения сведений отсутствовала запись о дате окончания срока ликвидации общества.

Пунктом 6 ст.57 Закона №14-ФЗ установлено, что срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев. При этом общество должно своевременно обратиться в суд с заявлением о продлении срока ликвидации.

При наличии судебного решения о продлении срока ликвидации в регистрирующий орган представляется заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме Р15016, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020г., №ЕД-7-14/617@ с указанием срока ликвидации.

Исходя из п.7 ст.57 Закона №14-ФЗ, в случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в п.6 ст.57 Закона №14-ФЗ, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждается, что в решении о ликвидации ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» №18 от 10.08.2020г., был установлен срок ликвидации в один год, следовательно, срок ликвидации, установленный учредителями, истек. Документы о продлении срока ликвидации, а также о прекращении деятельности ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» в регистрирующий орган после этого не представлялись.

Запись об истечении срока ликвидации ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» регистрирующим органом внесена в ЕГРЮЛ 04.03.2022г.,  за ОГРН <***>.

При этом наличие или отсутствие такой записи в ЕГРЮЛ не изменяет нормы закона, регламентирующие порядок ликвидации общества, в том числе комплект необходимых документов, представляемых при ликвидации, а также момент прекращения правоспособности юридического лица.

В соответствии с п.3 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В силу п.9 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц.

В регистрирующий орган 24.02.2022г., в отношении ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» был представлен комплект документов в связи с принятием учредителем повторного решения о ликвидации юридического лица. Решение о ликвидации общества №20 принято учредителем 23.02.2022г., в нем установлен срок ликвидации до 20.02.2023г. Таким образом, суд соглашается м позицией налогового органа и третьего лица, что обществом соблюден шестимесячный срок для возможности повторного принятия решения о ликвидации.

При этом по представленному комплекту документов принято решение об отказе в государственной регистрации на основании пп. «м» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ.

Кроме указанного, в ходе судебного заседания установлено и не оспаривается представителями сторон, что в регистрирующем органе в отношении ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» на настоящий момент имеется Постановление судебного пристава-исполнителя Могочинского МОСП от 20.08.2021г., о запрете совершения следующих регистрационных действий по внесению изменений данных должника в ЕГРЮЛ: - изменений в сведения о размере уставного капитала; - изменений в сведения о составе участников общества с ограниченной ответственностью; - записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса; - записи о начале процедуры реорганизации; - записи о прекращении юридического лица в результате реорганизации и (или) государственной регистрации юридического лица путём реорганизации.

Таким образом, на настоящий момент ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» не ликвидировано, находится в статусе действующего. При этом, организация, находясь в процессе добровольной ликвидации, вправе была вести хозяйственную деятельность, направленную на завершение текущих дел, осуществление расчетов с кредиторами. Нахождение юридического лица в процедуре добровольной ликвидации не является основанием для неисполнения обязательств.

Таким образом, до момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица оно не лишено своей правоспособности и вправе осуществлять права и обязанности.

В ходе судебного заседания представитель ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» пояснил, что ликвидация предприятия и составление ликвидационного баланса на данный момент невозможны в связи с не проведением всех расчетов с кредиторами и должниками и наличием незавершенных судебных процессов по делам №А78-474/2020, №А78-4331/2021, №А78-6774/2021, №А78-10098/2020, №А78-8235/2021).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.2014г., №127/14 подчеркивается недопустимость внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений -составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.08.2017г., №310-ЭС17-8699 по делу №А14-10324/2016, ликвидационной комиссии делегируются публично-правовые функции по исполнению судебного акта, в связи с чем ее обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица и его кредиторов (п.4 ст.62 ГК РФ) предполагает также необходимость осуществлять возложенные на нее полномочия с учетом требований независимости и равного подхода ко всем заинтересованным в итогах процедуры ликвидации лицам, т.е ликвидатор, действуя добросовестно и разумно, должен составить и включить задолженность в промежуточный ликвидационный баланс после вступления в силу судебных актов, произвести расчеты с кредитором, в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве общества.

Также суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований заявителя, хотел бы обратить внимание на следующее.

Прекращение деятельности юридического лица влечет за собой невозможность для этого юридического лица в дальнейшем приобретать и осуществлять права и обязанности от своего имени и каким-либо образом участвовать в гражданском обороте. Ликвидацию можно подразделить на добровольную (по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом) и принудительную (по решению суда). Гражданский кодекс предусматривает прекращение недействующего юридического лица (ст.64.2 ГК РФ), под которым понимается фактически прекратившее свою деятельность и подлежащее исключению из ЕГРЮЛ юридическое лицо. Определение понятия "недействующее юридическое лицо" приведено в п.1 ст.64.2 ГК РФ и п.1 ст.21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ. Под ним понимается юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Оба условия должны выполняться одновременно.

Только при наличии указанных признаков регистрирующим органом принимается решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. В соответствии с п.3 ст.21.1 Федерального закона №129-ФЗ Решение в течение трех дней с момента его принятия публикуется в журнале "Вестник государственной регистрации". Одновременно с этим должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юрлица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

На направление данных заявлений дается не более трех месяцев со дня опубликования Решения. В пункте 4 ст.21.1 Федерального закона №129-ФЗ указано, что способы их направления соответствуют перечисленным в п.6 ст.9 этого Закона. Согласно п.7 ст.22 Закона №129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п.4 ст.21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

При этом Решение об исключении юрлица из ЕГРЮЛ можно оспорить, доказав, что оно фактически действует и при этих обстоятельствах, регистрирующий орган при рассмотрении вопроса о возможности применения упрощенного способа прекращения деятельности юридического лица, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона, не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным основаниям, учитывая, что фактически общество не прекратило осуществления своей деятельности (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.03.2020г., №Ф03-326/2020 по делу №А37-394/2019; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.02.2020г., №ФОЗ-417/2020 по делу №А73-12963/2019).

Таким образом, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона только в случае фактического бесспорного прекращения своей деятельности.

В рассматриваемом случае, учредителями ООО "РСО'ТЕПЛОВОДОКАНАЛ" ОГРН <***> предприняты меры для добровольной ликвидации в порядке 61-64 ГК РФ. В соответствии с п.4. ст.5 Закона №129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. В данном случае, представление документов при ликвидации предусмотрено ст.20 и ст.21 Закона №129-ФЗ.

В п.3 ст.62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (п.4 ст.62 ГК РФ).

Согласно п.6 ст.63 ГК РФ только после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Следовательно, при наличии задолженности перед кредиторами, ликвидационный баланс не может быть составлен, а процедура ликвидации не может быть завершена.

В силу п.6 ст.57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

Решение о ликвидации ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ», как было судом также указано ранее, принято учредителем 10.08.2020г., в котором установлен срок ликвидации в 1 год, следовательно, срок ликвидации, установленный учредителями, истек. При истечении срока ликвидации, установленного решением учредителя, для завершения процедуры ликвидации необходимо обратиться в суд для продления указанного срока, но не более чем на шесть месяцев, либо заново начать процедуру ликвидации по истечении шести месяцев со дня окончания срока, установленного п.6 ст.57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ (далее-Закон № 14-ФЗ).

Запись об истечении срока ликвидации ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» внесена в ЕГРЮЛ 04.03.2022г., (с появлением технической возможности внесения такой записи регистрирующим органом). При этом, наличие или отсутствие такой записи не изменяет нормы закона, регламентирующие порядок ликвидации общества, в том числе комплект необходимых документов, представляемых при ликвидации, момент прекращения правоспособности юридического лица.

Соответственно, такие нормы Закона №129-ФЗ, как ст.21 и ст.21.1 регулируют разные правоотношения в сфере прекращения деятельности организаций и нарушение порядка ликвидации юридического лица, предусмотренного ст.63 ГК РФ в порядке ст.20,21 Закона №129-ФЗ, не обязывает регистрирующий орган исключить такое лицо из ЕГРЮЛ как недействующее в порядке ст.21.1 Закона №129-ФЗ. Тем более, что ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» не отвечает признакам недействующего юридического лица, предусмотренных ст.21.1 Закона №129-ФЗ.

   В части довода заявителя о том, что отказ регистрирующего органа исключить ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» из ЕГРЮЛ влечет нарушение интересов бюджета и кредиторов общества, суд также не соглашается с этим доводом в связи со следующим.

В ходе судебного заседания представитель ООО «РСО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ» суду пояснил, что общество в настоящее время является действующим, полностью осуществляет хозяйственную деятельность, производит расчеты по налогам. Остаток задолженности общества в рамках исполнительных производств составляет 31 млн.рублей, а дебиторская задолженность перед обществом составляет 50 млн.рублей. В подтверждение представителем в материалы дела представлен ответ Могочинского МРО УФССП по Забайкальскому краю от 06.05.2022г; справка №156469 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов; оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 на 15.04.2022г.

Вышеуказанное подтверждает, что общество является фактически осуществляющей деятельность и не отвечает критериям недействующего юридического лица и соответственно у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для исключения данной организации.

Обратного в указанной выше части, материалы дела не содержат и заявителем не опровергнуты.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 06.12.2011г., №26-П, Определения от 17.01.2012г., №143-0-0, от 17.06.2013г., №994-0, от 26.04.2016г., №807-О) правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Таким образом, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона только в случае фактического бесспорного прекращения своей деятельности.

Кроме того, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии с п.8 ст.22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, что направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц и реализацию ими права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, положения ст.21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", как определяющие четкие критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), а соответственно, не допускающие их произвольного применения, не могут рассматриваться как основания для исключения юридического лица при истечении срока ликвидации.

Как раз наоборот, исключение такой организации повлекло бы нарушение интересов бюджета и кредиторов общества.

На основании всего вышеизложенного, заявленные требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.

            Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

            По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

            Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                               Б.В. Цыцыков