АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело №А78-1359/2022
09 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2022 года
Решение изготовлено в полном объёме 09 июня 2022 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Минашкина Д.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Цымпиловой М.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес 672000, <...>)
к потребительскому гаражно-строительному кооперативу «7» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672038, <...>)
о взыскании 8552,60 руб.,
третье лицо – Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672000, <...>),
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представителя по доверенности №40 от 10.01.2022.
Общество с ограниченной ответственностью «Олерон+» (далее – истец, ООО «Олерон+», общество) обратилось в арбитражный суд к потребительскому гаражно-строительному кооперативу «7» (далее – ответчик, кооператив) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принятым к рассмотрению по правилам статьи 159 АПК РФ, о взыскании суммы долга за период с 01.06.2020 по 30.09.2020 в размере 7213,64 руб.; неустойки, начисленной за несвоевременную оплату оказанных услуг в размере 1338,96 руб., с её последующим начислением по день фактической оплаты основного долга с учетом постановления Правительства №497; расходов по уплате госпошлины.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края, третье лицо).
Представитель истца в судебном заседании уточненные требования поддержал.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства по правилам статьи 123 АПК РФ, явку своих представителей не обеспечили. Надлежащее уведомление участников процесса подтверждается находящимися в материалах дела документами, согласно которым они о факте возбуждения производства по настоящему делу извещены. В связи с изложенным, и учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещалась на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также исходя из положений части 6 статьи 121 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что неявка указанных лиц в судебное разбирательство не является препятствием для рассмотрения заявления по существу в силу части 3 статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы истца, суд установил следующее.
Между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и ООО «Олерон+» 30.03.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Забайкальского края (размещено на сайте https://oleron.plus).
ООО «Олерон+» присвоен статус регионального оператора, которое является единственной организацией, имеющей право на оказание услуг по обращению с ТКО на территории Забайкальского края.
Региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается с 01.01.2020.
Приказами РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 №173-НПА, от 18.12.2020 №590-НПА, от 18.02.2021 №21-НПА установлены нормативы накопления ТКО на территории Забайкальского края и предельный единый тариф на услугу регионального оператора.
Ссылаясь на публичность договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не подписание договора ответчиком и фактическое оказание услуг, истцом предъявлены требования о взыскании их стоимости за период с 01.06.2020 по 30.09.2020 в рассматриваемом объеме.
Ответчик оказанные истцом услуги не оплатил, претензию истца оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.
Суд, рассмотрев заявленные требования, изучив представленные документы и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее – правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из пункта 5 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Как следует из пункта 1 статьи 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно пункту 148(7) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила №354) предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 148(5) Правил №354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно, кооператив в силу вышеприведенных норм является лицом, уполномоченным собственниками твердых коммунальных отходов (членами кооператива) на заключение с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком не подписан, доказательств наличия в собственности ответчика или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, в дело не представлено (часть 1 статья 65 АПК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила №1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил (пункт 5 Правил №1156).
В пункте 8(4) Правил №1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом №89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Сведения с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликованы на официальном сайте истца. Предложение о заключении договора на обращение с ТКО также размещено в газете «Забайкальский рабочий» (№242/243) от 25.12.2019.
В соответствии с пунктом 8(18) Правил №1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 №14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду то, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В силу приведенных нормоположений и разъяснений суд отмечает, что отсутствие заключенного между сторонами договора, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, в связи с чем, признается, что в спорный период отношения истца и ответчика в части оказания услуг по обращению с ТКО регламентированы условиями типового договора, установленного Правилами №1156.
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, при этом потребитель в силу закона лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан утилизировать их не иначе, как посредством услуг регионального оператора.
Постановка иных выводов создавала бы предпосылки для нарушения собственниками ТКО экологических требований, установленных Законом №89-ФЗ, путем уклонения от оформления договорных отношений с региональным оператором, как единственно возможным субъектом по сбору, транспортированию и захоронению ТКО.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются главой 39 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Оплата оказанных услуг производится в порядке, определенном пунктом 1 статьи 781 ГК РФ, в силу которого заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 6 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 2.3 представленного в материалы дела договора №609ЧТ) потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Факт оказания услуг подтверждается материалами дела (маршрутными журналами движения мусоровоза, данными системы ГЛОНАСС, 2-ГИС).
В силу подпункта «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», автомобильные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Доказательств того, что в заявленном к взысканию периоде кооператив не функционировал и машиноместа (гаражи) не эксплуатировались в материалы дела не представлено.
Поскольку в процессе любой деятельности образуются ТКО, а истец является единственным лицом, уполномоченным на их вывоз и утилизацию, то в отсутствие доказательств предъявления заказчиком исполнителю в спорном периоде претензий относительно объема и качества оказываемых услуг, а также доказательств оказания услуг по транспортировке ТКО иными лицами, следует исходить из того, что истец оказал соответствующие услуги.
Направление акта оказания услуг, счета на оплату осуществлено истцом одновременно с направлением претензии ответчику.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ответчик свои обязательства по оплате за оказанные услуги не исполнил.
Следовательно, имеет место факт неисполнения ответчиком своих обязательств.
По расчету истца размер задолженности по оплате оказанных услуг за период с 01.06.2020 по 30.09.2020 составляет 7213,64 руб., произведенисходя из 3 минимальных контейнеров 1,1=3,3 куб.м., предельного тарифа, установленного приказами РСТ Забайкальского края, периода оказания услуг.
Между тем, суд находит такой расчет по отношению к ответчику недостаточно корректным с учетом следующего.
Согласно подпункту «б» пункта 10, подпунктам «а», «б» пункта 11, пункту 12 Правил №1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 13(1) Правил №1156 установлено, что региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Из материалов дела не следует, что по адресу кооператива установлены контейнеры в заявленном к взысканию количестве, и сведения о них отражены в реестре мест (площадок) накопления ТКО органом местного самоуправления, что исключает возможность применения в расчете истца соответствующего показателя (3 минимальных контейнера 1,1=3,3 куб.м.).
Приказом РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 №173-НПА «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края» нормативы накопления установлены в размере 0,288 куб. м/расч. ед./мес. для предприятий транспортной инфраструктуры.
Приказом Минстроя России от 28.07.2016 №524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов» определены категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям. В частности, в разделе предприятия транспортной инфраструктуры перечислены следующие категории: автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического обслуживания; автозаправочные станции; автостоянки и парковки; гаражи, парковки закрытого типа; автомойка; железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты.
Вместе с тем Приказ РСТ Забайкальского края №173-НПА от 14.08.2019 не содержит в перечне объектов «Предприятия транспортной инфраструктуры» такой категории как потребительский гаражно-строительный кооператив.
Применительно к гаражам нормативы накопления ТКО впервые определены Приказом РСТ Забайкальского края №21-НПА от 18.02.2021, заменяющим Приказ №173-НПА от 14.08.2019, и составляют 0,008 расчетных единиц. Предельный тариф установлен в размере 546,49 руб.
С учетом изложенного, суд полагает возможным в рассматриваемой ситуации применить к расчету основного долга норматив накопления, установленный заменяющим нормативным правовым актом, как в большей степени охватывающим осуществляемую ответчиком деятельность и отвечающим его статусу кооператива, который должен обеспечить реализацию коммунальной услуги по обращению с ТКО своим потребителям, и что соответствует основным принципам государственной политики в области обращения с отходами, закрепленными в статье 3 Закона №89-ФЗ.
Количество машиномест (гаражей), отраженных в уточненном требовании истца, представленном 08.06.2022 (149 шт.), определено путем проведения осмотра объекта потребителя по месту нахождения в связи с отсутствием полных данных об их государственной регистрации, что ответчиком не оспорено (акт от 13.05.2022 с приложением фотоснимков).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации расчет за оказанные услуги подлежит определению как 0,008*149=1,19*546,49 руб.*4 (месяца)=2601,28 руб., что также соответствует представленному истцом 08.06.2022 в материалы дела справочному расчету.
В этой связи, предъявление ответчику основного долга на сумму 4612,36 руб. (7213,64 руб. – 2601,28 руб.) является избыточным, а потому в удовлетворении требования истца в данной части надлежит отказать. Взысканию с ответчика подлежит сумма основного долга в размере 2601,28 руб.
В статье 329 ГК РФ предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств, в том числе и неустойка.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 22 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 7.2 представленного в материалы дела договора №609ЧТ) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее –Постановление №7) указано, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Из приведенных норм права, а также из правовой природы неустойки следует, что обязанность должника уплатить кредитору неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения основного обязательства представляет собой обязанность, являющуюся дополнительным (акцессорным) денежным обязательством.
Следовательно, правовым основанием для взыскания неустойки является положение договора или закона, предусматривающие ответственность стороны за нарушение установленного обязательства.
За просрочку оплаты оказанных услуг истец начислил ответчику неустойку в размере 1338,96 руб. за период с 21.07.2021 по 31.03.2022 исходя из суммы основного долга в размере 7213,64 руб.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, принимая во внимание характер сложившихся между сторонами правоотношений, пункт 7.2 представленного в дело договора №609ЧТ и пункт 22 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения к ответчику гражданско-правовой ответственности в виде взыскания пени в размере 482,84 руб. за указанный период исходя из суммы основного долга, подлежащего взысканию (2601,28 руб. (долг)*254 (дни просрочки)*9,5% (ставка, примененная истцом, не нарушающая прав ответчика)*1/130)). В остальной части требования истца о взыскании неустойки за указанный период надлежит отказать.
Пунктом 65 Постановления №7 предусмотрено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Учитывая, что факт просрочки ответчиком исполнения обязательства подтвержден, требование истца о взыскании неустойки по день фактической оплаты суммы основного долга является обоснованным.
При этом суд отмечает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В подпункте 2 пункта 3 статьи 9.1. Закона о банкротстве указано, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Закона. Абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве предусмотрено прекращение начисления неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 №44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» также разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 №497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» с 01.04.2022 в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вводится мораторий на банкротство по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, который действует в течение шести месяцев (с 01.04.2022 по 01.10.2022).
При этом следует учитывать, что пунктом 13 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2021), утвержденного Президиумом ВС РФ 10.11.2021, закреплено, что возникновение долга по причинам, не связанным с теми, в связи с которыми введен мораторий, не имеет значения. Освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами.
Таким образом, на период действия моратория начисление неустойки не производится.
В этой связи, взыскание неустойки с кооператива в пользу общества необходимо производить в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от неуплаченной суммы за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательства, за исключением периода действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 2984 руб., что подтверждается платежным поручением №3473 от 03.02.2022.
Исходя из цены иска в соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уплате подлежала государственная пошлина в размере 2000 руб.
Ответчик не относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, перечень которых установлен в статье 333.37 НК РФ.
С учетом частичного удовлетворения иска на сумму 3084,12 руб. из заявленных 8552,60 руб. (что составляет 36,06%), расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 721 руб. подлежат возмещению истцу за счет ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ. Государственная пошлина в размере 984 руб. (2984 руб. – 2000 руб.) подлежит возврату обществу как излишне уплаченная применительно к пункту 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ. Остальная часть государственной пошлины в сумме 1279 руб. (2000 руб. - 721 руб.) относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с потребительского гаражно-строительного кооператива «7» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672038, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес 672000, <...>) сумму долга за период с 01.06.2020 по 30.09.2020 в размере 2601,28 руб.; неустойку, начисленную за несвоевременную оплату оказанных услуг в размере 482,84 руб. за период с 21.07.2021 по 31.03.2022; расходы по уплате госпошлины в размере 721 руб., всего – 3805,12 руб.
Взыскание неустойки с потребительского гаражно-строительного кооператива «7» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» производить в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от неуплаченной суммы за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательства, за исключением периода действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
В остальной части иска отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Олерон+» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 984 руб., уплаченную платежным поручением №3473 от 03.02.2022.
Решение может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Д.Е. Минашкин