ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-13635/17 от 06.12.2018 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                 Дело № А78-13635/2017

декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2018 года

Решение изготовлено в полном объёме декабря 2018 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи С.Д. Дамбарова,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Сорокиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску акционерного общества «Забайкальская пригородная пассажирская компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ответчикам: Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании убытков, возникших за период 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 5 255 607 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 18.07.2017 года № 1052, ФИО2, представитель по доверенности от 08.05.2018 года № 382.

от ответчика (Министерства территориального развития Забайкальского края): ФИО3, представитель по доверенности от 01.09.2017 года № 02-10784;

Суд установил:

акционерное общества «Забайкальская пригородная пассажирская компания» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития Забайкальского края и Министерства  финансов Забайкальского края о взыскании  убытков, возникших за период 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 5 706 746 руб.

В ходе рассмотрения заявленного требования общество уменьшило исковые требования до 5 255 607 руб. Уточнение принято судом в соответствии с положениями статьи 49 АПК РФ

            Представители общества требование поддержали в  полном объеме согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.

            Ответчик - Министерство территориального развития Забайкальского края сумму убытков не оспорил, указав на то, что обязанным лицом по требованию является Забайкальский край в лице Министерства  финансов Забайкальского края.

            Министерство финансов Забайкальского края, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило.

Рассмотрев заявленное требование, дав оценку имеющимся в деле доказательствам с учетом доводов, изложенных в исковом заявлении, пояснениях, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Между обществом (Перевозчиком) и Министерством территориального развития Забайкальского края (Заказчиком) был подписан договор оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения от 18.12.2015  № 08/2015-278/ЗППК 145/12-2015. Указанный договор был заключен на период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

Предметом указанного договора является организация на возмездной основе перевозки граждан из числа лиц, указанных в приложении № 1 к договору в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Заказчик компенсирует потери в доходах перевозчика, возникшие в результате предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50% скидки от действующего тарифа при оплате проезда в пригородных поездах и на железнодорожных станциях находящихся на территории Забайкальского края.

Тариф, по которому общество осуществляло перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Забайкальского края установлен приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24.11.2015 № 393 «Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги» (введен в действие с 01.01.2016 – утратил силу с 01.01.2017).

В соответствии с разделом 4 договора возмещение убытков производится в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 № 425 «Об утверждении Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте общего пользования в Забайкальском крае» (далее - Порядок от 23.11.2009 № 425).

Согласно приложению к договору в перечень граждан, имеющих право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, включены следующие категории граждан, проживающих на территории Забайкальского края: ветераны труда по достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; лица, получающие страховую пенсию по старости (мужчины по достижении возраста 60 лет и женщины по достижении возраста 55 лет); дети в возрасте от 5 до 7 лет;

В соответствии с условиями договора общество предоставляло в Министерство территориального развития Забайкальского края отчеты о количестве перевезенных граждан за 2016 год.

Ссылаясь на то, что Забайкальский край не исполняет обязательства по возмещению  убытков, связанных с выполнением социально значимых перевозок, общество обратилось в суд с настоящим требованием.  

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включена статья 26.3.1 «Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения» и внесены изменения в статью 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 26.3 данного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 (далее - постановление Пленума № 23) судам было разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 постановления).

Законом Забайкальского края №243-ЗЗК от 23.09.2009 «О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края» в статье 1 установлены льготы на проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования в виде 50% скидки от стоимости проезда для 15 категорий граждан.

В соответствии со статьей 3 указанного закона Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 № 425 был утвержден Порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края., в соответствии с которым компенсация убытков производится юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования на основании договоров на возмещение убытков, заключенных органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Забайкальского края - с перевозчиками. Министерство финансов Забайкальского края производит компенсацию убытков в пределах средств, предусмотренных бюджетом Забайкальского края, перевозчикам через органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступает финансовый орган.

Учитывая, что в результате принятия Забайкальским краем Закона № 243-ЗЗК от 23.09.2009 об установлении льгот отдельным категориям граждан в виде 50% скидки стоимости проезда в городском общественном транспорте у общества сформировались выпадающие доходы, на стороне Забайкальского край возникло обязательство возместить их в соответствии условиями договорного обязательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Забайкальский край не может быть освобожден от расходных обязательств в части, превышающей утвержденные объемы финансирования расходов на предоставление льгот, так же как и истец не вправе предоставлять льготы по проезду только в пределах поступивших из бюджета средств. Иное противоречило бы закону.

Как указано в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

В подтверждение своих доводов, кроме отчетов, истец представил в материалы дела первичную документацию – проездные документы (билеты, корешки проездного документа, купоны кассира).

В связи с возникшими у сторон разногласиями, по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Аудит-Стандарт» ФИО4, ФИО5, ФИО6.

Перед экспертами поставлены следующие вопросы:

-Какова общая сумма платежей, поступивших АО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» в качестве оплаты проезда на железнодорожном транс­порте пригородного сообщения при реализации проездных документов отдель­ным категориям граждан по следующим кодам льгот: 2883 (057), 2884 (058), 2885 (059), 2886 (060), 3119 (061)? Подсчет указанной суммы необходимо произ­вести за период с 01 января по 31 декабря 2016 года с разбивкой по месяцам.

-Какое количество поездок на пригородных поездах формирования АО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» совершено отдельны­ми категориями граждан по следующим кодам льгот: 2883 (057), 2884 (058), 2885 (059), 2886 (060), 3119 (061)? Подсчет количества поездок необходимо произве­сти за период с 01 января по 31 декабря 2016 года с разбивкой по месяцам.

По итогам проведенного экспертного исследования было составлено соответствующее заключение, которое представлено в суд.

В соответствии с заключением эксперта общая сумма платежей, поступивших АО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» в качестве оплаты проезда на железнодорожном транс­порте пригородного сообщения при реализации проездных документов отдель­ным категориям граждан по следующим кодам льгот: 2883 (057), 2884 (058), 2885 (059), 2886 (060), 3119 (061) составила 5 255 607 руб.

Общее количество поездок на пригородных поездах формирования АО «Забайкальская пригородная пассажирская компания», которое совершено отдельны­ми категориями граждан по следующим кодам льгот: 2883 (057), 2884 (058), 2885 (059), 2886 (060), 3119 (061) – 102 866.

Стороны настоящего спора согласились с результатами судебной экспертизы, в связи с чем, общество уменьшило сумму заявленных требований до 5 255 607 руб.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, в отсутствие доказательств оплаты, исковые требования о выплате денежных средств на возмещение убытков, связанных с оказанием мер социальной поддержки, подлежат удовлетворению за счет казны Забайкальского края.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что интересы Забайкальского края в рамках отношений сторон представляет Министерство территориального развития Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 2 Порядка от 23.11.2009 № 425 компенсация убытков производится юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки пригородным железнодорожным транспортом  на основании договоров на возмещение убытков, заключенных с Министерством территориального развития Забайкальского края.

Перевозчики представляют отчеты о компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков в Министерство территориального развития Забайкальского края до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с формой, установленной приложением к настоящему Порядку.

Таким образом, действующим законодательством Забайкальского края прямо регламентирован порядок возмещения убытков, связанных с оказанием мер социальной поддержки. Соответствующее возмещение осуществляется в рамках договорного обязательства, возникающего между перевозчиком и Забайкальским краем, от имени и в интересах которого выступает Министерство территориального развития Забайкальского края.

Именно Министерство территориального развития Забайкальского края, заключая договор  от 18.12.2015  № 08/2015-278/ЗППК 145/12-2015, представляет Забайкальский край в отношениях с обществом при выполнении им перевозок пассажиров льготной категории.

Поскольку механизм компенсации издержек перевозчика урегулирован заключенным договором, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что  применительно к обстоятельствам настоящего спора, требования общества по существу направлены не на возмещение вреда, а имеют целью взыскание денежных средств с публичного образования, причитающихся ему в рамках договорного правоотношения на возмещение выпадающих доходов.

Министерство территориального развития Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области транспортного обслуживания населения.

 Кроме того, Министерство территориального развития Забайкальского края является главным распорядителем бюджетных средств, что следует из его правового положения и подтверждено представителями ответчика, участвовавшими в рассмотрении настоящего спора.      

Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», следует, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Аналогичным образом может быть решен вопрос об органе, представляющем интересы публичного образования, в споре, вытекающем из договорного правоотношения.

Поскольку стороной договорного правоотношения является Забайкальский край в лице Министерства территориального развития Забайкальского края, последнее в силу статуса главного распорядителя бюджетных средств и органа, осуществляющего государственную политику  в области транспортного обслуживания населения, должно выступать в суде от имени публичного образования.

Недостаточное финансирование из бюджета Забайкальского края не влияет на этот статус.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 при удовлетворении исков о взыскании денежных средств с публичных образований в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и взыскании с Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу общества денежных средств в сумме 5 255 607 руб. в счет возмещения убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки.

Учитывая, что требование предъявлено к публичному образованию, которое должно исполнить требование за счет казны, возражения Министерства территориального развития Забайкальского края о том, что интересы Забайкальского края в настоящем споре должно представлять Министерство финансов Забайкальского края, не имеют существенного правового значения применительно к обстоятельствам настоящего спора, поскольку не влияют на содержание обязанности ответчика (Забайкальского края) оплатить денежные средства в указанном порядке.  

В иске к Министерству финансов Забайкальского края следует отказать. 

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

На ответчика в данном случае возлагается обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам, от уплаты которых органы не освобождены.

Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 49 278 руб. и оплату судебной экспертизы в сумме 200 000 руб. относится на ответчика. Государственная пошлина  в сумме  2 255 руб. 73 коп. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить в отношении Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Взыскать с Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны Забайкальского края в пользу акционерного общества «Забайкальская пригородная пассажирская компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в сумме 5 255 607 руб. в счет возмещения убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки, расходы на проведение судебной экспертизы в сумме
200 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 49 278 руб., всего
5 504 885 руб.

В иске к Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Возвратить акционерному обществу «Забайкальская пригородная пассажирская компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 255 руб. 73 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                     С.Д. Дамбаров