ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-14392/19 от 18.02.2020 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                                       Дело № А78-14392/2019

20 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2020 года

Решение изготовлено в полном объёме февраля 2020 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Минашкина Д.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Тонких О.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю к ФИО1 о взыскании 57 415,65 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2, начальника правового отдела по доверенностям от 25.03.2019, от 01.10.2019.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Оловяннинский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 (далее – ФИО1, заинтересованное лицо) задолженности по обязательным платежам и санкциям в размере 57 489,27 руб. (вх. № 2699 от 11.09.2019).

Определением Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 13.09.2019 указанное заявление принято к производству с присвоением делу № 2а-624/2019, при рассмотрении которого установлено, что ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с возбуждением в отношении неё дела о несостоятельности (банкротстве) № А78-9385/2018 и введением процедуры реструктуризации долгов гражданина на основании определения Арбитражного суда Забайкальского края от 20.07.2018, с последующим признанием её несостоятельной (банкротом), введением процедуры реализации имущества и утверждением финансового управляющего ФИО3 (далее – финансовый управляющий) на основании решения Арбитражного суда Забайкальского края от 11.12.2018.

В связи с этим, определением Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 22.10.2019 со ссылкой на ч. 4 ст. 39 АПК РФ, ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ, указанное дело было передано по подсудности в Арбитражный суд Забайкальского края, который своим определением от 09.12.2019 принял к производству заявление налогового органа с присвоением делу № А78-14392/2019.

В ходе рассмотрения дела арбитражным судом представитель заявителя уточнил его требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил взыскать с заинтересованного лица 57 415,65 руб., в том числе: 20 990 руб. – ЕНВД за 3 квартал 2018 года и 119,34 руб. пени по нему за период с 30.10.2018 по 10.12.2018; 32 516,45 руб. – страховые взносы на ОПС в фиксированном размере за 2018 год и 463,21 руб. пени по ним за период с 06.08.2018 по 05.12.2018; 3233,98 руб. – страховые взносы на ОМС в фиксированном размере за 2018 год и 92,67 руб. пени по ним за период с 07.08.2018 по 05.12.2018. Данное уточнение заявления инспекции принято судом к рассмотрению в судебном заседании 18.02.2020 по правилам статьи 159 АПК РФ.

Заинтересованное лицо и его финансовый управляющий в судебное заседание не явились, участие своих представителей в нем не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ. Надлежащее уведомление участвующих в деле лиц подтверждается находящимися в материалах дела доказательствами, согласно которым они о факте возбуждения производства по настоящему заявлению извещены. От финансового управляющего в дело поступил отзыв, содержащий просьбу о проведении судебного разбирательства в его отсутствие (вх. №А78-Д-4/8512 от 03.02.2020). В связи с этим, и учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещалась на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также исходя из положений части 6 статьи 121 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что неявка указанных лиц в судебное разбирательство не является препятствием для рассмотрения заявления по существу на основании части 3 статьи 156 и части 2 статьи 215 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 687000, Забайкальский край, пгт. Агинское, ул. Комсомольская, 24.

ФИО1 зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (до 20.07.2018) за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 674520, Забайкальский край, Оловяннинский район, пгт. Ясногорск.

Как следует из материалов дела, требованиями № 10078 по состоянию на 30.10.2018, № 10982 по состоянию на 05.12.2018, № 10122 по состоянию на 24.12.2018, доведенными до ФИО1, ей было предложено в сроки до 20.11.2018, 25.12.2018, 21.01.2019 уплатить рассматриваемую задолженность по налогу, страховым взносам и пени.

Принимая во внимание факт неисполнения в добровольном порядке заинтересованным лицом указанных требований к установленным в них срокам, инспекция в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обратилась в судебный участок № 49 Оловяннинского судебного района Забайкальского края с заявлением № 3354 от 05.04.2019 о вынесении судебного приказа на взыскание причитающихся сумм (вх. № 2572 от 12.04.2019).

Согласно определению мирового судьи судебного участка № 50 Оловяннинского судебного района Забайкальского края от 06.05.2019 с учетом заявления ФИО1 отменен судебный приказ от 15.04.2019 о взыскании с неё в пользу налогового органа предъявленной задолженности.

В этой связи инспекция, реализуя своё право на обращение с соответствующим требованием в общем порядке, инициировала 11.09.2019, как отмечено ранее, подачу административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций с заинтересованного лица в суд общей юрисдикции, переданного по подсудности в арбитражный суд.

 На основании пункта 2 статьи 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ также определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

С учетом изложенного, и принимая во внимание то, что по самому раннему из перечисленных выше требований - № 10078 по состоянию на 30.10.2018 срок его исполнения приходился на 20.11.2018, то обращение налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа следовало произвести не позднее 20.05.2019 (окончание 6 месяцев), что им и было осуществлено 12.04.2019 по всем вышеуказанным требованиям.

Кроме того, после отмены судебного приказа от 15.04.2019 по определению мирового судьи судебного участка № 50 Оловяннинского судебного района Забайкальского края от 06.05.2019, инспекцией в установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок после такой отмены осуществлена подача административного искового заявления в Оловяннинский районный суд Забайкальского края 11.09.2019 (вх. № 2699).

Соответственно, суд резюмирует своевременность обращения налогового органа в суд с заявленным требованием, по существу рассмотрения которого отмечается следующее.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы по смыслу данной статьи имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьями 52 и 54 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет налоговую базу и сумму налога по итогам налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Согласно статье 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 346.28 НК РФ закрепляет, что плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии с главой 26.3 НК РФ и пунктом 2 статьи 9 Устава муниципального района «Оловяннинский район» решением Совета муниципального района «Оловяннинский район» от 01.10.2008 № 363 на территории муниципального района «Оловяннинский район» введен единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Порядок исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности установлен главой 26.3 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода, которым в силу статьи 346.30 НК РФ признаётся квартал.

Согласно пункту 1 статьи 346.32 НК РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

 Определение размера налоговой обязанности по ЕНВД производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (пункт 3 статьи 346.32 НК РФ).

По имеющимся в деле материалам усматривается, что ФИО1 в рассматриваемом периоде являлась плательщиком единого налога на вмененный доход, и в силу возложенных на неё законом обязанностей представила в инспекцию налоговую декларацию по ЕНВД за 3 квартал 2018, в которой отразила сумму налога, подлежащую внесению в бюджет, в размере 20 990 руб., рассчитанного по объекту торговли по адресу: Оловяннинский р-он, пгт. Ясногорск.  

С учетом приведенных нормоположений и обстоятельств дела, заинтересованному лицу в срок до 25.10.2018 надлежало исполнить указанное обязательство в приведенном размере.

На основании пунктов 1-3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Принимая во внимание факт неуплаты заинтересованным лицом к установленному законом сроку ЕНВД за 3 квартал 2018 года в размере 20 990 руб., заявителем произведено начисление пени по налогу на сумму 119,34 руб. за период с 30.10.2018 по 10.12.2018.

Таким образом, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств внесения ФИО1 причитающихся сумм ЕНВД и пени по нему, суд приходит к выводу о правомерности их предъявления заявителем к взысканию.

Относительно рассматриваемой задолженности по страховым взносам на ОПС по страховой части и на ОМС в фиксированном размере за 2018 год, рассчитанной налоговым органом за период с 01.01.2018 до 20.07.2018 (т.е. до момента утраты заинтересованным лицом статуса индивидуального предпринимателя), суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (подпункт 1); индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) (подпункт 2).

Расчетным периодом признается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 430 НК РФ определено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Между тем, в пункте 5 статьи 430 НК РФ закреплено, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

На основании пунктов 1, 2 и 5 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Из материалов дела следует, а заинтересованным лицом не оспорено, что оно в 2018 году являлось плательщиком страховых взносов в фиксированном размере.

Между тем, согласно представленной выписке и листу записи ЕГРИП от 09.01.2020 ФИО1 с 20.07.2018 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом), что также нашло свое отражение в определении Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 22.10.2019 по делу № 2а-624/19.

С учетом приведенных нормоположений и существующих обстоятельств, налоговым органом обоснованно, исходя из наличествующих у ФИО1 обязательств по уплате страховых взносов, установленной суммы дохода по задекларированным ею показателям (см. декларации по ЕНВД за 1-3 кварталы 2018 года), превысившим 300 000 руб., количества месяцев расчетного периода (6 месяцев с 01.01.2018 по 30.06.2018), момента утраты заинтересованным лицом статуса индивидуального предпринимателя (20.07.2018), действующих тарифов страховых взносов, обоснованно произведен их расчет, наглядность которого приведена в заявлении инспекции от 20.08.2019 № 2.2-09/06815 и пояснениях от 13.01.2020 № 2.2-09/00178, и совокупный размер которых составил 32 516,45 руб. на страховую часть ОПС и 3233,98 руб. на ОМС, а за несвоевременное их внесение правомерно начислены пени в соответствующих суммах 119,34 руб. и 92,67 руб.

Как отмечалось выше, в отношении ФИО1 Арбитражным судом Забайкальского края на основании определения от 20.07.2018 возбуждено дело о её несостоятельности (банкротстве) №А78-9385/2018 и введена процедура реструктуризации долгов гражданина, с последующим признанием её несостоятельной (банкротом), введением процедуры реализации имущества и утверждением финансового управляющего по решению того же суда от 11.12.2018.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают, в частности, следующие последствия: срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.

Согласно пункту 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве  в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с п унктом 1 статьи 216 Закона о банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим Законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

О применении данной нормы также содержится соответствующее разъяснение в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным Федеральным законом.

На основании пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Пунктом 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, разъяснено, что при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов.

Заявление о признании ФИО1 банкротом принято к производству Арбитражного суда Забайкальского края 09.06.2018, процедура реструктуризации долгов введена с 20.07.2018, что зафиксировано также в его решении от 11.12.2018.

В этой связи следует признать, что поскольку обязательство заинтересованного лица по уплате ЕНВД за 3 квартал 2018 года (по состоянию на 30.09.2018), а также страховых взносов за 2018 год в связи с возникновением обязательства по их уплате не позднее 15 календарный дней с момента утраты статуса индивидуального предпринимателя с 20.07.2018 возникло после принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом и введения процедуры реструктуризации долгов, обязанность по уплате налога и взноса для целей участия в деле о банкротстве в рассматриваемом случае не считается наступившей, а потому предъявленные требования являются текущими. 

В рассматриваемой ситуации суд, с учетом оценки представленных в обоснование заявленного требования документов по правилам статьи 71 АПК РФ, находит его обоснованным и документально подтвержденным, произведенным до момента утраты возможности взыскания задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей, согласно совокупному восприятию ст.ст. 48, 69, 70 НК РФ и наличествующей процедуры банкротства заинтересованного лица. Расчеты пени по ЕНВД и страховым взносам произведены налоговым органом с учетом статьи 75 НК РФ, и в своей правильности сомнений не вызывают.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления налогового органа.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-171, 215, 216  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 674520, Забайкальский край, Оловяннинский район, пгт. Ясногорск) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю 57 415,65 руб., в том числе:

- 20 990 руб. – ЕНВД за 3 квартал 2018 года и 119,34 руб. пени по нему за период с 30.10.2018 по 10.12.2018;

- 32 516,45 руб. – страховые взносы на ОПС в фиксированном размере за 2018 год и 463,21 руб. пени по ним за период с 06.08.2018 по 05.12.2018;

- 3233,98 руб. – страховые взносы на ОМС в фиксированном размере за 2018 год и 92,67 руб. пени по ним за период с 07.08.2018 по 05.12.2018, с зачислением указанных сумм в соответствующие бюджеты.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2297 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                                  Д.Е. Минашкин