ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-15506/17 от 15.03.2018 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-15506/2017

21 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2018 года

Решение изготовлено в полном объёме 21 марта 2018 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Колосовой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1067536005360, ИНН 7536067112)

к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825 , ИНН 7536098079)

о признании недействительным представления от 19 сентября 2017 года №17-1/51

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федерального дорожного агентства (ОГРН 1047796331494, ИНН 7717509757),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Хуторной О.Б., представителя по доверенности от 19.12.2016;

от заинтересованного лица – Бадамшиной М.С., представителя по доверенности от 10.01.2018;

от третьего лица – представитель не явился, извещен.

Министерство территориального развития Забайкальского края (далее- Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее- УФК по Забайкальскому краю, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным представления от 19 сентября 2017 года №17-1/51.

Определением арбитражного суда от 20.11.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное дорожное агентство.

Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, уведомлено в соответствии со ст.123 АПК РФ.

Заявление рассматривается в порядке ст.200 АПК РФ.

Представитель заявителя требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему (л.д.5-7 т.4). Указывает на то, что контрольным органом не доказан факт несоблюдения условий софинансирования. Кроме того, заявитель указывает на неисполнимость принятого УФК ненормативного правового акта.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просила отказать, по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему (л.д.7-12 т.2, л.д.2-3 т.4), ссылается на то, что получатель бюджетных средств должен был обеспечить такой уровень софинансирования (процентного соотношения средств федерального бюджета и средств регионального бюджета), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, при заключении соглашения. Принятое, УФК представление отвечает принципам исполнимости акта государственного органа, обладающего властными полномочиями.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

На основании приказа от 29.06.2017 № 470-O «О назначении проведения плановой выездной проверки в Министерстве территориального развития Забайкальского края», п. 45 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на 2017 год, п. 4 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, п. 4.1. Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия», утвержденного приказом Федерального казначейства от 01.03.2017 № 39, Управлением была проведена выездная проверка Министерства территориального развития Забайкальского края. Предметом выездной проверки явилось, проверка использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», а также соблюдение Министерством требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок.

По результатам проверки составлен Акт от 07.08.2017 (л.д.17-51 т.1, л.д.27-64 т.2), которым установлены нарушения п.3 ст.132 Бюджетного кодекса РФ, п.9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 г. №480, п.2.3.10 Соглашения от 22.09.2014 №ФДА 48/75-С о предоставлении в 2014-2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в рамках реализации федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Нарушение заключаются в следующем, в связи с уменьшением фактической стоимости строительства объекта «Подъезд от федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск к п. Ключевский в Могочинском районе Читинской области» введенного в эксплуатацию в 2016 году, на сумму 103 301 538, 00 руб. не обеспечено долевое участие бюджета Забайкальского края в общем объеме финансировании указанного объекта в установленном размере 53,99 %.

Управлением вынесено представление от 19.09.2017 № 91-23-14/189 (л.д.12-16 т.1, л.д.68-72 т.2) о несоблюдении условий софинансирования строительства объекта, Министерству необходимо в течении 30 календарных дней со дня получения представления рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения.

Считая, что оспариваемое представление не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 3 ст. 132 БК РФ условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Согласно п. 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 480, орган исполнительной власти обеспечивает соблюдение сроков ввода в эксплуатацию объекта и финансирование его за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в целях для достижения целевых показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями.

Как следует из материалов дела, Федеральным дорожным агентством из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на основании Соглашения от 11.08.2011 № УД 48/75-С-2 (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 23.12.2013 № 3), заключенного между Федеральным дорожным агентством и Правительством Забайкальского края о предоставлении в 2011 - 2013 годах бюджету Забайкальского края субсидий на софинансирование мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (далее - Соглашение 11 августа 2011 г. № УД 48/75-С-2), в 2013 г. предоставлена субсидия на софинансирование расходов на строительство Объекта «Ключевский» в сумме 150 000 000,00 руб.

Согласно Перечню объектов строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального и местного значения, софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет средств федерального бюджета в форме субсидий (далее - Перечень объектов строительства и реконструкции), на 2013 год (л.д.94-95 т.2) по Объекту «Ключевский» протяженностью 9,371 км. утверждены: - стоимость строительства в сумме 767 366 540,00 руб.; объем финансирования в 2013 году в сумме 287 988 044,00 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 150 000 000,00 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 137 988 044,00 руб.; долевое участие бюджета Забайкальского края - 47,91%.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. № 1128 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480» Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» переименована в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

В 2014 году заключено Соглашение от 22.09.2014 № ФДА 48/75-С между Федеральным дорожным агентством и Правительством Забайкальского края о предоставлении в 2014-2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в рамках реализации федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» (далее - Соглашение от 22.09.2014 № ФДА 48/75-С), в 2014 году предоставлена субсидия на софинансирование расходов на строительство подъезда от федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита - Хабаровск к п. Ключевский в Могочинском районе Читинской области» (далее - Объект «Ключевский») в размере 207 254 100,00 руб.

Согласно Перечню объектов строительства и реконструкции на 2014 - 2016 гг. (Приложение № 2 к Соглашению от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С в редакции Дополнительного соглашения № 4) по Объекту «Ключевский» протяженностью 9,371 км. утверждены: сроки строительства 2012-2015; стоимость строительства в сумме 744 664 940,00 руб.; объем финансирования в 2014 году в сумме 450 436 896,00 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 207 254 100,00 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 243 182 796,00 руб.; долевое участие бюджета Забайкальского края - 53,99% (л.д.107-108 т.2).

Дополнительным соглашением № 6, зарегистрированным в Росавтодоре 13.07.2016 № ФДА48/75-С-2, Приложение № 2 изложено в новой редакции («Перечень объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог на 2016 г.»), согласно которой по Объекту «Ключевский» протяженностью 9,371 км. утверждены: сроки строительства 2012-2016; стоимость строительства в сумме 744 664 940,00 руб. объем финансирования в 2016 году в сумме 234 472 998,00 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета финансирование отсутствовало (составило 0 руб.), за счет средств краевого бюджета в сумме 234 472 998,00 руб.; долевое участие бюджета Забайкальского края - 0,00 (л.д.35-36 т.3).

Итого, согласно вышеуказанным соглашениям утвержденный объем финансирования строительства Объекта «Ключевский» (период 2012 - 2014 гг.) предусмотрен в общей сумме 738 424 940,00 руб. из утвержденной стоимости строительства Объекта «Ключевский» 744 664 940,00 руб. (в объем финансирования не включены расходы на проектно-изыскательские работы в сумме 6 240 000,00 руб.).

Работы по строительству Объекта «Ключевский» в 2016 году окончены, объект введен в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.11.2016 № 75-RU92516000-1-2016, акт приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненных строительством (возведением), реконструкцией или капитальным ремонтом автомобильных дорог и дорожных сооружений от 22.08.2016) (л.д.60-74 т.3).

Согласно справке о фактической стоимости строительства Объекта «Ключевский» (Приложение № 7 к акту приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненных строительством (возведением), реконструкцией или капитальным ремонтом автомобильных дорог и дорожных сооружений от 22.08.2016 (л.д.70 т.3) стоимость строительства Объекта «Ключевский» составила в общей сумме 635 123 401,95 руб. (без учета расходов на проектно-изыскательские работы в сумме 6 240 000,00 руб.), что на 103 301 538,05 руб. меньше утвержденного объема финансирования строительства Объекта «Ключевский». Всего по Объекту «Ключевский» из 635 123 401,95 руб. оплачено за счет средств субсидии из федерального бюджета 328 195 162,78 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 306 928 239,17 руб., в том числе:

- за счет финансирования, предусмотренного Соглашением от 11 августа 2011 г. № УД 48/75-С-2 (в ред. дополнительного соглашения от 23.12.2013 № 3) в сумме 287 988 044,00 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 150 000 000,00 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 137 988 044,00 руб. (долевое участие бюджета Забайкальского края в размере 47,91% выполнено);

- за счет финансирования, предусмотренного Соглашением от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С в сумме 347 135 357,95 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 178 195 162,78 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 168 940 195,17 руб. (установленное долевое участие бюджета Забайкальского края в размере 53,99% не выполнено, фактически составило 48,67%).

При общем объеме фактически использованных средств в рамках Соглашения от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С в размере 347 135 357,95 руб. средства из федерального бюджета могли быть использованы в размере не более 159 716 978,19 руб. (347 135 357,95 * (207 254 100,00 / 450 436 896,00)).

Таким образом, перерасход средств субсидий из федерального бюджета составил в
сумме 18 478 184,59 руб. (178 195 162,78 - 159 716 978,19).

178 195 162,78 руб. - (347 135 357,95 руб. * (100% - 53,99%)) = 18 478 184,59 руб.

В силу статьи 219 БК РФ бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п. 2.3.10 Правительство Забайкальского края обязуется обеспечивать направление средств бюджета Забайкальского края на финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты, включенные в Перечень объектов строительства и реконструкции участков, автомобильных дорог.

В соответствии с п. 2.1.1 Соглашения Федеральное дорожное агентство обязуется в пределах лимитов бюджетных обязательств перечислять субсидии в доход бюджета Забайкальского края с учетом соблюдения Правительством Забайкальского края обязательств по долевому участию в финансировании объектов.

Согласно п. 5.5 Соглашения, если размер средств, предусмотренных в консолидированном бюджете Забайкальского края на реализацию мероприятия Программы, не позволяет обеспечить установленный для субъекта Российской Федерации уровень софинансирования, то размер субсидии, предоставляемой бюджету Забайкальского края, подлежит сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования.

Исходя из изложенного, при финансировании государственного (муниципального) контракта или договора на строительство спортивного объекта, заключенного в рамках указанной федеральной целевой программы, получатель бюджетных средств должен был обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (т.е. процентного соотношения средств федерального бюджета и средств регионального бюджета), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (при заключении соглашения).

Таким образом, на этапе заключения Соглашения о предоставлении субсидии долевое участие бюджета субъекта Российской Федерации было установлено в размере 53,99%. В ходе исполнения Соглашения финансирование строительства объекта производилось в 2014, 2015, 2016 годах.

Средства субсидии из федерального бюджета в сумме 347 135 357,95 руб. были предусмотрены в 2014 и 2015 годах.

Финансирование объекта строительства за счет средств субсидии из федерального бюджета в 2016 году отсутствовало. В 2016 году финансирование строительства объекта строительства предусматривалось только за счет средств краевого бюджета, за счет неиспользованного остатка 2015 года в сумме 234 472 998, 00 руб.

Долевое участие бюджета субъекта Российской Федерации устанавливалось в процентном соотношении к объему финансирования за счет средств федерального бюджета.

При заключении Соглашения была закреплена обязанность учреждения при осуществлении строительства объекта обеспечить долевое соотношение софинансирования за счет федерального и краевого бюджетов.

Представитель заявителя указывает на то, что остаток неиспользованных федеральных средств по состоянию на 01.01.2016 своевременно возвращен, следовательно, отсутствие неиспользованных остатков средств федерального бюджета препятствует исполнению представления.

Оспариваемое представление не содержит требований о возврате межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий.

Как указывает представитель УФК для осуществления возврата Министерством с 2016 году в федеральный бюджет средств необходимо составление бюджетной и бухгалтерской отчетности за 2016 год с отражением дебиторской задолженности по указанным субсидиям в федеральный бюджет, как предусмотрено Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ №34н, Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н.

Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Отличием представления от предписания является то, что предписание выносится в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования лицом проведению контрольных мероприятий, хотя представление, так же как и предписание являются властными актами, содержащими в себе требования к определенному лицу совершить указанные в них действия.

Согласно оспариваемому Представлению Министерству необходимо рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения, а не производить возврат средств в бюджет.

Представление отвечает требованию исполнимости, поскольку содержит четкую формулировку вменяемых нарушений бюджетного законодательства и требование о принятии мер по их устранению в установленный срок. Решение вопроса о способе устранения причин и условий нарушения принадлежит заявителю.

Таким образом, довод заявителя о том, что УФК по Забайкальскому краю требует от Министерства совершение заведомо неисполнимых действий, суд полагает несостоятельным.

Суд не усматривает оснований для признания представления №17-1/51 от 19.09.2017 несоответствующим закону, также полагает, что принятым представлением права и законные интересы заявителя не нарушены, что является безусловным основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Государственная пошлина распределяется в соответствии со статьей 110 АПК РФ и относится на заявителя, который от ее уплаты освобожден.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1067536005360, ИНН 7536067112) о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 75360980790) №17-1/51 от 19.09.2017, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Е.А. Перевалова