ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-16963/17 от 12.11.2018 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-16963/2017

16 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме ноября 2018 года .

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сюхунбин Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транс Сибирь» (ОГРН 1147536006826, ИНН 7536146565) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №№ 10612000-2601/2017 и 10612000-2607/2017 от 31 октября 2017 года,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (Публичное акционерное общество) (ОГРН 1022800000079, ИНН 2801023444),

при участии в судебном заседании представителей:

от ООО «Транс Сибирь»: Гаркушевой Т.Б., по доверенности от 31 января 2018 года;

от таможни: Шульгиной Н.Б., по доверенности от 28 декабря 2017 года № 01-63/25879; Бутаковой А.Н., по доверенности от 20 июня 2018 года № 01-25/10707; Колобовой В.В., по доверенности от 19 января 2018 года № 01-63/01102;

от третьего лица АТБ (ПАО): не было (извещено);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Транс Сибирь» (далее – ООО «Транс Сибирь», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), к Читинской таможне (далее – таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10612000-2601/2017 от 31 октября 2017 года.

Определением суда от 16 ноября 2017 года заявление Общества принято, возбуждено дело № А78-16963/2017 в порядке упрощенного производства (т. 1, л.д. 1).

Определением от 15 января 2018 года (т. 2, л.д. 1) суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

Протокольным определением суда от 6 февраля 2018 года (т. 2, л.д. 16) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (Публичное акционерное общество) (далее – АТБ (ПАО), Банк).

Впоследствии судом установлено, что в производстве Арбитражного суда Забайкальского края находится дело № А78-16960/2017 по заявлению ООО «Транс Сибирь» к Читинской таможне о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 31 октября 2017 года № 10612000-2607/2017 (т. 3, л.д. 1).

На основании части 2 статьи 130 АПК Российской Федерации определением от 11 мая 2018 года суд объединил дела № А78-16963/2017 и № А78-16960/2017 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением общему делу номера А78-16963/2017 (т. 5, л.д. 8-9).

Определением суда от 18 июня 2018 года (т. 5, л.д. 28-30) производство по настоящему делу приостановлено до вступления окончательного судебного акта по делу № А78-16956/2017.

Протокольным определением суда от 12 ноября 2018 года производство по настоящему делу возобновлено, рассмотрение дела по существу продолжено в этом же судебном заседании.

О месте и времени рассмотрения дела АТБ (ПАО) извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении определения суда с кодом доступа к судебным актам на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/), а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии заявления к производству, об отложении судебного разбирательства и протокольного определения о назначении вопроса о возобновлении производства по делу, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Представитель Общества доводы заявления (с учетом уточнения) поддержала и указала, что ООО «Транс Сибирь» предоставило Банку право на самостоятельное заполнение с соблюдением сроков, установленных Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция № 138-И), корректирующей справки о подтверждающих документах.

Представители Таможни доводы Общества оспорили по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему. В частности, административный орган считает, что предоставление Банку права на заполнение корректирующей справки не освобождает Общество от обязанности по внесению соответствующих изменений в справку о подтверждающих документах.

Банк в письменных пояснениях (т. 2, л.д. 38) указал, что резидент (Общество) отдельно документы, подтверждающие изменения для заполнения документов валютного контроля, в АТБ (ПАО) не представлял. Впоследствии в судебных заседаниях Банк также ссылался на необходимость соблюдения Обществом процедуры для самостоятельного заполнения Банком корректирующей справки о подтверждающих документах (подача заявления о заполнении таких справок, оплата соответствующих услуг Банка).

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

В период с 05.05.2017 по 17.10.2017 года должностным лицом таможни в отношении Общества проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства, в ходе которой было установлено, что 21 сентября 2015 года между ООО «Транс Сибирь» (продавец) и Маньчжурской торговой компанией с ограниченной ответственностью «Синь Е», КНР (покупатель) заключен контракт № 2015-09-21 CV на поставку в КНР на условиях DAP Маньчжурия пиломатериалов на сумму 30 000 000,00 рублей (т. 3, л.д. 64-65).

Срок действия контракта до 21.01.2018 года (пункт 6 Контракта).

Согласно пункту 8.2 Контракта расчет по контракту производится в рублях, код валюты 643 в форме банковского перевода в течение 180 дней со дня таможенного оформления товара.

В указанный срок обязательства по оплате товара, отгруженного по ДТ №№ 10612040/310316/0000491, 10612040/060516/0000749, 10612040/170516/0000825, 10612040/060616/0000970, 10612040/080616/0000992, 10612040/300616/0001132, 10612040/060716/0001151, 10612040/270716/0001294, 10612040/090816/0001367, 10612040/090916/0001528, 10612040/290916/0001643, 10612040/031016/0001660, 10612040/181016/0001737, 10612040/201016/0001762, 10612040/261016/0001794, 10612040/031116/0001839 не исполнены.

В связи с чем стороны в рамках исполнения контракта заключили дополнительные соглашения к контракту с целью продления сроков оплаты:

- дополнительным соглашением № 1 от 20.09.2016 года изменен срок оплаты за товар с 180 дней на 270 дней со дня таможенного оформления товара (т. 1, л.д. 66);

- дополнительным соглашением № 2 от 14.12.2016 года срок оплаты за товар изменен на 360 дней со дня таможенного оформления товара (т. 1, л.д. 67);

- дополнительным соглашением № 3 от 17.03.2017 года срок оплаты за товар изменен на 450 дней со дня таможенного оформления товара (т. 1, л.д. 68);

- дополнительным соглашением № 4 от 01.06.2017 года срок оплаты за товар изменен на 720 дней со дня таможенного оформления товара, дата подписания указанного дополнительного соглашения 26.06.2017 (т. 1, л.д. 96);

- дополнительным соглашением № 5 от 01.06.2017 года продлен срок действия контракта по 21.08.2020, дата подписания указанного дополнительного соглашения 26.06.2017 (т. 1, л.д. 97).

Согласно пояснениям ООО «Транс Сибирь» направленным письмом от 05.09.2017 года № 28 (т. 1, л.д. 130) указанные дополнительные соглашения распространяют свои действия на обязательства по контракту № 2015-09-21 CV от 21.09.2015, возникшие с 06.06.2016 года.

На основании заключенного контракта № 2015-09-21 CV в филиале АТБ (ПАО) в г. Улан-Удэ (г. Чита) оформлен паспорт сделки № 15090018/1810/0014/1/1 от 23 сентября 2015 года (т. 1, л.д. 69).

В счет исполнения обязательств по контракту № 2015-09-21 CV ООО «Транс Сибирь» осуществило отправку товаров на общую сумму 13 362 120,00 рублей.

Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки № 15090018/1810/0014/1/1 валютная выручка от экспорта товаров по контракту № 2015-09- 21 CV на валютный счет Общества поступила в размере 5 377 850,00 рублей (т. 1, л.д. 61-63).

При этом срок поступления валютной выручки от экспорта товаров по контракту на валютный счет ООО «Транс Сибирь» не истек (сроки поступления выручки наступают с 21.03.2018).

В рамках исполнения обязательств по контракту № 2015-09-21 CV ООО «Транс Сибирь» на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты осуществило поставки товаров, оформленных по декларациям на товары (далее – ДТ) № 10612040/300616/0001132 стоимостью 552 210,00 рублей, № 10612040/060716/0001151 стоимостью 777 240,00 рублей.

21.07.2016 года Общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах (далее – СПД), оформленную по указанным декларациям (т. 1, л.д. 85). В графе 10 СПД ООО «Транс Сибирь» в качестве ожидаемого срока исполнения обязательств нерезидентом указало даты 27.12.2016 по ДТ № 10612040/300616/0001132, 02.01.2017 по ДТ № 10612040/060716/0001151.

В рамках исполнения обязательств по контракту № 2015-09-21 CV ООО «Транс Сибирь» на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты осуществило поставки товаров, оформленных по ДТ № 10612040/270716/0001294 стоимостью 1 431 990,00 рублей, № 10612040/090816/0001367 стоимостью 257 640,00 рублей.

18.08.2016 года Общество представило в уполномоченный банк СПД, оформленную по указанным декларациям (т. 3, л.д. 84). В графе 10 СПД ООО «Транс Сибирь» в качестве ожидаемого срока исполнения обязательств нерезидентом указало даты 23.01.2017 по ДТ № 10612040/270716/0001294 и 05.02.2017 по ДТ № 10612040/090816/0001367.

В связи с заключением 20.09.2016 года сторонами по контракту дополнительного соглашения № 1 об увеличении срока оплаты за товары на 270 дней со дня таможенного оформления, сведения, содержащиеся в СПД от 21.07.2016 и 18.08.2016 года изменились и у ООО «Транс Сибирь» в срок не позднее 11.10.2016 года возникла обязанность представить в уполномоченный банк дополнительное соглашение № 1 от 20.09.2016 года и корректирующие справки о подтверждающих документах (с внесенными в графу 10 изменениями об ожидаемом сроке исполнения обязательств нерезидентом по ДТ № 10612040/300616/0001132, № 10612040/060716/0001151, № 10612040/270716/0001294 и по № 10612040/090816/0001367).

Административный орган пришел к выводу о том, что Общество данную обязанность не исполнило, чем нарушило положения пункта 9.7 Инструкции № 138-И.

По результатам проверки составлен акт № 10612000/171017/0000116 от 17 октября 2017 года (т. 1, л.д. 51-58).

Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дел об административных правонарушениях, о чем 17 октября 2017 года должностным лицом таможни составлены соответствующие протоколы № 10612000-2601/2017 (по ДТ № 10612040/300616/0001132 и № 10612040/060716/0001151, т. 1, л.д. 46-49) и № 10612000-2607/2017 (по ДТ № 10612040/270716/0001294 и № 10612040/090816/0001367, т. 3, л.д. 46-49).

Постановлениями Читинской таможни по делу об административном правонарушении № 10612000-2601/2017 и № 10612000-2607/2017 от 31 октября 2017 года (т. 1, л.д. 157-161; т. 3, л.д. 157-161) ООО «Транс Сибирь» привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации) в виде штрафа в размере по 45 000 рублей (по каждому постановлению).

Не согласившись с названными постановлениями, Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Суд полагает требования Общества подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии со статьей 210 АПК Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).

Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7).

Частью 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) – резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.

Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть должностные и юридические лица.

Объективную сторону административного правонарушения составляет, в том числе, несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 указанного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт б) пункта 9); валютные ценности – это иностранная валюта и внешние ценные бумаги (пункт 5); нерезидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации (подпункт б) пункта 7).

Обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона № 173-ФЗ.

Так, они обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора (пункты 1 и 2 части 2 статьи 24).

Кроме того, пунктом 1 части 1.1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ (в редакции, действовавшей до 14 мая 2018 года) предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В силу статьи 25 Закона № 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 5 и части 1.2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, порядок представления резидентами уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением были определены Инструкцией № 138-И (действовала в спорный период).

Согласно пункту 1.5 Инструкции № 138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах являются формами учета по валютным операциям резидентов.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки, до 1 марта 2018 года был определен положениями главы 9 Инструкции № 138-И.

В частности, согласно пункту 9.8 Инструкции № 138-И в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на товары резидент представляет в банк паспорта сделки (далее – банк ПС) в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары, только справку о подтверждающих документах, заполненную с учетом особенностей в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, без представления декларации на товары.

В такую справку включаются сведения о декларациях на товары, которые зарегистрированы таможенными органами в течение отчетного месяца, только при наличии следующих условий:

- вывоз товара с территории Российской Федерации в соответствии с контрактом осуществляется на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты;

- ввоз товара на территорию Российской Федерации в соответствии с контрактом осуществляется на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде предоплаты (авансового платежа).

Форма справки о подтверждающих документах и порядок ее заполнения приведены в Приложении № 5 к Инструкции № 138-И.

Согласно пункту 10 приложения № 5 к Инструкции № 138-И графа 10 заполняется только при указании в графе 9 признака «2» и указании в графе 4 кодов видов подтверждающих документов 01_3, 02_3, 03_3, 04_3, 15_3.

В графе 10 указывается резидентом, оформившим паспорт сделки, информация об ожидаемом в соответствии с условиями контракта максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг, переданных ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Ожидаемый срок указывается в виде последней даты (в формате ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке паспорте сделки, который определяется резидентом следующим образом.

При наличии в контракте указанного (указанных) в абзаце втором настоящего пункта срока (сроков), к нему (к ним) прибавляется срок (сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота необходим (необходимы) для вывоза товаров с территории Российской Федерации (оформления таможенных деклараций) и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение резидентом обязательств путем передачи нерезиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

При отсутствии в контракте указанного (указанных) в абзаце втором настоящего пункта срока (сроков) указывается срок, рассчитанный резидентом самостоятельно в соответствии с обычаями делового оборота, с учетом сроков оформления таможенных деклараций, и (или) сроков оформления документов, подтверждающих исполнение резидентом обязательств путем передачи нерезиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В соответствии с пунктом 9.7 Инструкции № 138-И при изменении сведений, содержащихся в принятой банком паспорте сделки справке о подтверждающих документах (за исключением сведений о банке паспорта сделки или резиденте), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в банк паспорта сделки новую справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения (далее – корректирующая справка о подтверждающих документах), с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

Ранее уже отмечалось, что на основании заключенного контракта № 2015-09-21 CV в филиале АТБ (ПАО) в г. Улан-Удэ (г. Чита) оформлен паспорт сделки № 15090018/1810/0014/1/1 от 23 сентября 2015 года (т. 1, л.д. 69).

В рамках исполнения обязательств по контракту № 2015-09-21 CV ООО «Транс Сибирь» на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты осуществило поставки товаров, оформленных по ДТ № 10612040/300616/0001132 стоимостью 552 210,00 рублей, № 10612040/060716/0001151 стоимостью 777 240,00 рублей.

21.07.2016 года Общество представило в уполномоченный банк СПД, оформленную по указанным декларациям (т. 1, л.д. 85). В графе 10 СПД ООО «Транс Сибирь» в качестве ожидаемого срока исполнения обязательств нерезидентом указало даты 27.12.2016 по ДТ № 10612040/300616/0001132, 02.01.2017 по ДТ № 10612040/060716/0001151.

В рамках исполнения обязательств по контракту № 2015-09-21 CV ООО «Транс Сибирь» на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты осуществило поставки товаров, оформленных по ДТ № 10612040/270716/0001294 стоимостью 1 431 990,00 рублей, № 10612040/090816/0001367 стоимостью 257 640,00 рублей.

18.08.2016 года Общество представило в уполномоченный банк СПД, оформленную по указанным декларациям (т. 3, л.д. 84). В графе 10 СПД ООО «Транс Сибирь» в качестве ожидаемого срока исполнения обязательств нерезидентом указало даты 23.01.2017 по ДТ № 10612040/270716/0001294 и 05.02.2017 по ДТ № 10612040/090816/0001367.

В связи с заключением 20.09.2016 года сторонами по контракту дополнительного соглашения № 1 об увеличении срока оплаты за товары на 270 дней со дня таможенного оформления, сведения, содержащиеся в СПД от 21.07.2016 и 18.08.2016 изменились и у ООО «Транс Сибирь» в срок не позднее 11.10.2016 года возникла обязанность представить в уполномоченный банк дополнительное соглашение № 1 от 20.09.2016 года и корректирующие справки о подтверждающих документах (с внесенными в графу 10 изменениями об ожидаемом сроке исполнения обязательств нерезидентом по ДТ № 10612040/300616/0001132, № 10612040/060716/0001151, № 10612040/270716/0001294 и по № 10612040/090816/0001367).

Административный орган пришел к выводу о том, что Общество данную обязанность не исполнило, чем нарушило положения пункта 9.7 Инструкции № 138-И.

В тоже время таможней не учтено следующее.

Согласно пункту 9.7 Инструкции № 138-И в случае если банку ПС предоставлено право на основании представляемых резидентом документов, подтверждающих такие изменения, с соблюдением срока, установленного настоящим пунктом, изменить содержащиеся в ранее принятой банком ПС справке о подтверждающих документах сведения, банк ПС самостоятельно заполняет корректирующую справку о подтверждающих документах.

Из пункта 13 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах (приложение № 5 к Инструкции № 138-И) следует, что при заполнении справки о подтверждающих документах банком ПС в поле «Информация банка ПС» указываются дата представления резидентом подтверждающих документов и информации, которые необходимы для заполнения справки о подтверждающих документах, дата принятия банком ПС справки о подтверждающих документах.

Вопреки доводам таможни, в случае предоставления банку ПС права заполнять корректирующую справку о подтверждающих документах, последний самостоятельно изменяет содержащиеся в ранее принятой банком ПС справке о подтверждающих документах сведения при условии представления резидентом соответствующих подтверждающих документов.

При этом представление резидентом в банк уже составленной самим же банком корректирующей справки о подтверждающих документах в таком случае не имеет никакого правового смысла.

Судом установлено, что 22 января 2015 года между ООО Транс Сибирь и АТБ (ПАО) заключен договор банковского счета № 227267 (т. 4, л.д. 78-88), пунктом 3.4 которого предусмотрено делегирование Банку полномочий по заполнению справки о подтверждающих документах, корректирующей справки о подтверждающих документах.

В данном пункте договора указано, что названные документы заполняются Банком самостоятельно с соблюдением сроков, установленных Инструкцией № 138-И.

Доводы Банка, впоследствии поддержанные таможней, что для самостоятельного заполнения Банком корректирующей справки о подтверждающих документах необходимо соблюдение Обществом определенной процедуры (подача заявления о заполнении таких справок, оплата соответствующих услуг Банка), суд признает необоснованными, поскольку договором банковского счета № 227267 от 22 января 2015 года предусмотрена обязанность Общества предоставлять в Банк соответствующее заявление только для реализации АТБ (ПАО) права на заполнение паспорта сделки.

В отношении полномочий по заполнению справки о подтверждающих документах, корректирующей справки о подтверждающих документах представленный в материалы дела договор банковского счета положений о соблюдении какой-либо процедуры составления таких документов не содержит.

Более того, в рамках дела № А78-16956/2017 арбитражными судами уже оценивался довод Банка о необходимости составления Обществом отдельного заявления на заполнение Банком корректирующей справки о подтверждающих документах и предварительной оплаты оказываемых Банком услуг.

Арбитражными судами по № А78-16956/2017 сделан однозначный вывод о том, что договор банковского счета № 227267 от 22 января 2015 года предоставляет Банку право самостоятельно заполнять корректирующие справки о подтверждающих документах после представления Обществом соответствующих документов, являющихся основанием для оформления такой справки. Обязанность предварительно уведомлять Банк в заявлении об изменении сведений, а также оплачивать услуги Банку у Общества отсутствует.

В силу части 2 статьи 69 АПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В рассматриваемом случае, учитывая положения пункта 9.7 Инструкции № 138-И и пункта 3.4 договора банковского счета № 227267 от 22 января 2015 года, для заполнения Банком корректирующей справки о подтверждающих документах Общество обязано лишь представить соответствующие документы, подтверждающие произведенные изменения, в уполномоченный банк (АТБ (ПАО)).

Из материалов дела следует, а также не оспаривается представителями ООО «Транс Сибирь» и таможни, что дополнительное соглашение № 1 от 20.09.2016 года, которым изменен срок оплаты за товары, представлено в Банк 20 сентября 2016 года, что подтверждается подписью ведущего специалиста Трипутиной Л.Ю. «Принято» (т. 1, л.д. 66; т. 3, л.д. 66).

По сведениям из паспорта сделки № 15090018/1810/0014/1/1 от 23 сентября 2015 года (в редакции от 23 сентября 2015 года, т. 1, л.д. 69) Трипутина Л.Ю. является ведущим специалистом ГВКи КО АТБ (ПАО) (графа «отметки Банка»).

Следовательно, Общество возложенную на него требованиями Инструкции № 138-И обязанность исполнило своевременно и надлежащим образом.

Банк, в свою очередь, получив 20 сентября 2016 года от Общества дополнительное соглашение № 1, должен был самостоятельно заполнить и принять корректирующую справку о подтверждающих документах в порядке и сроки, установленные Инструкцией № 138-И.

Однако соответствующих действий по заполнению корректирующей справки Банк не совершил.

Довод таможенного органа о том, что Общество обязано осуществлять контроль за соблюдением банком ПС условий пункта 3.4 договора банковского счета (по составлению корректирующей справки о подтверждающих документах), суд находит несостоятельным и не основанным на требованиях действующего валютного законодательства.

В частности, на основании части 3 статьи 22 Закона № 173-ФЗ АТБ (ПАО) в спорных правоотношениях выступает не только в качестве уполномоченного банка (банка ПС), но и в качестве агента валютного контроля.

В соответствии со статьей 23 Закона № 173-ФЗ агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 1 части 7).

Агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов (часть 12).

Принимая во внимание предоставление Обществом именно Банку права на самостоятельное составление корректирующей справки, заявитель вправе ожидать от своего контрагента по договору банковского счета, являющегося агентом валютного контроля и банком ПС, неукоснительного соблюдения не только условий договора, но и требований валютного законодательства.

Согласно части 9 статьи 23 Закона № 173-ФЗ агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, соответствующую информацию.

Отсутствие со стороны АТБ (ПАО) совершения подобных действий (например, сообщения органам валютного контроля о допущенных резидентом нарушениях Закона № 173-ФЗ и Инструкции № 138-И), а также отсутствие каких-либо возражений со стороны Банка при получении им дополнительного соглашения № 1, применительно к рассматриваемому конкретному случаю означает, что ООО «Транс Сибирь» не имело каких-либо оснований сомневаться в том, что банк ПС в соответствии с положениями пункта 9.7 Инструкции № 138-И и условиями пункта 3.4 договора банковского счета самостоятельно оформил корректирующие справки о подтверждающих документах.

Таможенный орган в оспариваемых постановлениях вменяет Обществу именно непредставление в уполномоченный банк дополнительного соглашения № 1 и корректирующей справки о подтверждающих документах. Оценка же действий (бездействия) ООО «Транс Сибирь» по контролю за банком ПС таможней не проводилась, в связи с чем соответствующие выводы административного органа в таких постановлениях отсутствуют.

Кроме того, о наличии договора банковского счета № 227267 от 22 января 2015 года и предоставлении в нем права Банку самостоятельно заполнять корректирующие справки таможне стало известно лишь в ходе судебных разбирательств.

Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения, в структуру которого входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

При этом согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

В тоже время таможней не доказано наличие в действиях (бездействии) ООО «Транс Сибирь» объективной и субъективной стороны вменяемого правонарушения, то есть состава административного правонарушения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Частью 2 статьи 211 АПК Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании, а также учитывая, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, постановления Читинской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №№ 10612000-2601/2017 и 10612000-2607/2017 от 31 октября 2017 года подлежат признанию незаконными и отмене полностью.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Постановления Читинской таможни (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №№ 10612000-2601/2017 и 10612000-2607/2017 от 31 октября 2017 года признать незаконными и отменить полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                              Е.С. Сюхунбин