АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-18157/2018
08 мая 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2019 года
Решение изготовлено в полном объёме мая 2019 года
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1, представителя по доверенности от 09.01.2019;
от заинтересованного лица – представитель не явился, извещен;
от третьего лица 1 – представитель не явился, извещен;
от третьего лица 2 – представитель не явился, извещен.
Государственное казенное учреждение "Забайкальский центр государственных закупок" (далее – заявитель, ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок», учреждение, уполномоченное учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Забайкальского УФАС России) о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю по рассмотрению жалобы № 390 от 14 ноября 2018 года незаконным.
Определениями суда от 27.12.2018, 01.04.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СТ-Тендер", государственное казенное учреждение «Служба единого заказчика» Забайкальского края.
Заинтересованное лицо, третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом судом извещены.
Дело рассматривается в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, возражениях на отзыв, письменных пояснениях поддержал, просил признать решение антимонопольного органа незаконным со ссылкой на то, что нормой статьи 83 Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусмотрено обязанности участника закупки представлять декларацию о его соответствии пункту 11 части 1 статьи 31 указанного федерального закона, как и не предусмотрено заказчику право требования от участника закупки предоставления декларации об отсутствии ограничений по названному пункту, в связи с чем, заказчиком в форме заявки не указано на необходимость декларирования данного соответствия.
Заинтересованное лицо в представленном отзыве и письменных пояснениях с требованиями заявителя не согласилось, указав, что заявителем нарушено требование пункта 3 части 6 статьи 83 Федерального закона №44-ФЗ, поскольку уполномоченным учреждением в форме 2 образца заявки установлено соответствие не всем единым требованиям, как то предписывает статья 31 названного федерального закона, также отметив, что вынесенным определением об исправлением описки прав и законные интересы заявителя не нарушены (л.д. 86-87, 131-132).
Третье лицо-1 в письменном отзыве по делу поддержало позицию Забайкальского УФАС России, полагает, что наличие разночтений в документации и форме заявки в части соответствия участниками закупки не всем единым требованиям вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет своевременно направить заявку на участие, что в свою очередь также является нарушением единых принципов и подходов, установленных Федеральным законом №44-ФЗ (л.д.107-108).
Третье лицо-2 пояснений относительно заявленных требований не представило.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, суд приходит к следующему.
07.11.2018 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от ООО «СТ-Тендер» на положения аукционной документации, действий уполномоченного учреждения, заказчика при проведении запроса предложений на право заключения государственного контракта: завершение работ по объекту «Временный технологический мост через р. Чикой на км 22±300 автомобильной дороги Жиндокон-Хилкотой-Конкино в Красночикойском районе Забайкальского края» (9410-ЗП) (реестровый номер 0891200000618009004) (л.д. 41).
Заявитель жалобы полагает, что информация и документы запроса предложений не соответствуют положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ), а именно пункту 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, в нарушением положений которой уполномоченным учреждением не установлено надлежащее требование к содержанию и форме заявок на участие в запросе предложений: 1) об отсутствии в форме 2 пункта 31 документации о проведении запроса предложений раздела, позволяющего участникам закупки в соответствии с пунктом 21 документации описать материалы и конструкции, применяемые при выполнении работ по объекту, 2) в нарушение части 1 статьи 631 Закона о контрактной системе, пункта 12 документации о проведении запроса предложений уполномоченное учреждение не установило в форме заявки (Форма 2) декларирования участником закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации (л.д. 42).
Решением от 09.11.2018 № 04-03-4317 жалоба ООО «СТ-Тендр» принята к рассмотрению, заседание комиссии по рассмотрению жалобы назначено на 14 ноября 2018 года в 11 часов 00 минут (л.д. 91-92).
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено: 31.10.2018 уполномоченным учреждением к единой информационной системе размещено извещение о проведении запроса предложений на право заключения государственного контракта: завершение работ по объекту «Временный технологический мост через р. Чикой на км 22±300 автомобильной дороги Жиндокон-Хилкотой-Конкино в Красночикойском районе Забайкальского края» (9410-ЗП) дл нужд ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края (реестровый №0891200000618009004).
Срок подачи заявок 07.11.2018 в 11 00 местного времени.
Начальная (максимальная) цена контракта – 148 857 380 руб.
Согласно протоколу проведения запроса предложений, вскрытия поступивших конвертов с заявками на участие в запросе предложений на право заключения государственного контракта завершение работ по объекту «Временный технологический мост через р. Чикой на км 22±300 автомобильной дороги Жиндокон-Хилкотой-Конкино в Красночикойском районе Забайкальского края» (9410-ЗП) дл нужд ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края от 07.11.2018 № 1/9410-ЗП, запрос предложений признан несостоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 83 Закона о контрактной системе – не подано ни одной заявки на участие в запросе предложений.
Решением Забайкальского УФАС России от 14.11.2018 №390 жалоба ООО «СТ-Тендер» признана частично обоснованной (по доводу 2), ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» признан нарушившим пункт3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе; в связи с тем, что закупка признан несостоявшейся, предписание не выдано, решено передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения должностных лиц к административной ответственности.
Считая решение по рассмотрению жалобы №390 незаконным учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, суд полагает, что требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся доказательств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31.10.2018 ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» (уполномоченное учреждение) в единой информационной системе размещено извещение о проведении запроса предложений на право заключения государственного контракта: завершение работ по объекту «Временный технологический мост через р. Чикой на км 22±300 автомобильной дороги Жиндокон-Хилкотой-Конкино в Красночикойском районе Забайкальского края» (9410-ЗП) дл нужд ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края (реестровый №0891200000618009004).
В указанном извещении установлены требования к участникам закупки, в том числе единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) согласно документации (л.д. 46, 105).
Пунктом 12 документации установлены требования, предъявляемые к участникам закупки, а именно (л.д. 49 на обороте-50):
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Не установлено;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма: не установлено;
8) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки – юридическом лице в том числе информации об учредителях, о членах коллегиально исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
9) участник закупки не является офшорной компанией;
10) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 21 документации установлены требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. В данном пункте отражено, что заявка на участие в запросе предложений подается в соответствии с Формой 2 Приложения №1 пункта 31 названной документации (л.д 51).
Пункт 31 документации содержит Приложение к документации – Приложение №1 «Форма заявки на участие в запросе предложений», в составе которого имеется Форма 2 «Образец заявки на участие в запросе предложений» (л.д. 68), в пункте 3 которой отражено: «Предложение участника запроса предложений Настоящей заявкой декларируем, что участник закупки … соответствует требованиям, установленным подпунктам 2-7 пункта 12 документации о проведении запроса предложений».
Комиссия Забайкальского УФАС России усмотрела в действиях уполномоченного учреждения нарушения пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, поскольку в вышеуказанной Форме 2 уполномоченным учреждением установлено соответствие участников закупки ни всем единым требованиям, установленным пунктом 12 документации, а лишь подпунктам 2-7 пункта 12 документации, в связи с чем, признала уполномоченное учреждение нарушившим положения Закона о контрактной системе.
Федеральный закон №44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу частей 5 и 6 названной статьи информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
При этом часть 7 статьи 31 Закона о контрактной системе предписывает, что указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи (часть 8 названной статьи).
Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям (часть 9).
Согласно части 1 статьи 83 Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
В соответствии с частью 4 данной статьи извещение о проведении запроса предложений должно содержать в том числе следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1 и 3 части 6 настоящей статьи предусмотрено, что одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать следующую информацию:
- информация, указанная в части 4 настоящей статьи;
- требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Для участия в запросе предложений участники запроса предложений в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений, подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме. Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку (части 8 и 11 названной статьи).
Учитывая императивность требований пункта 2 части 4 статьи 83 Федерального закона №44-ФЗ уполномоченным учреждением, во исполнение требований части 5 статьи 31 и пункта 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе информация об установленных в соответствии с частью 1 статьи 31 названного закона указана в извещении о проведении запроса предложений (л.д. 46, 105).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 данного Федерального закона, уполномоченным учреждением содержатся в сопутствующей документации (пункт 12 документации) (л.д. 49-50) в следующем составе: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Не установлено; 2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 5.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества; 7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма: не установлено; 8) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки – юридическом лице в том числе информации об учредителях, о членах коллегиально исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки; 9) участник закупки не является офшорной компанией; 10) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
То есть требования о соответствии участника закупки требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены уполномоченным органом как в извещении, так и в документации.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 83 Федерального закона №44-ФЗ требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению указаны в документации в пункте 21.
Таким образом, уполномоченным учреждением как в извещении так и в документации установлено, в частности, требование пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, как то прямо предписывают нормы частей 4 и 6 статьи 83 данного Федерального закона.
Пунктом 31 документации установлена форма 2 «Образец заявки на участие в запросе предложений», который позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в запросе предложений.
В данном случае, указание уполномоченным учреждением в пункте 3 формы 2 заявки о необходимости декларирования только подпунктов 2-7 пункта 12 документации не нарушает пункт 3 части 6 статьи 83 Федерального закона №44-ФЗ, и не влечет ограничение количества участников закупки.
Так из пункта 3 части 6 статьи 83 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что заказчик самостоятельно определяет требования к содержанию, в том числе составу заявки на участие в запросе предложений, при условии, что такие требования не повлекут за собой ограничения количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений. Таким образом, только заказчик решает, будет ли это декларация соответствия участника запроса предложений требованиям пунктов 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ (подпункты 2-7 пункта 12 документации заказчика) либо какие-то другие подтверждающие документы
Доводы заинтересованного лица и третьего лица о необходимости указания в форме 2 «Образец заявки на участие в запросе предложений» о необходимости указания декларирования участником закупки соответствия требованиям, установленными подпунктами 2-10, а не 2-7 как указано заявителем, не нашли своего подтверждения, поскольку при проведении запроса предложений в соответствии со статьей 83 Закона о контрактной системе не предусмотрена специальная форма заявки, в том числе о необходимости декларирования отсутствия у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Довод третьего лица об отклонении участников закупки как при представлении участником закупки заявки в соответствии с предложенной формой 2, так и при добавлении информации о соответствии требованиям в части подпункта 10 пункта 12 документации (пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), приведет к однозначному отклонению участника закупки нельзя признать состоятельным, так как закупка признана несостоявшейся, в силу чего отсутствуют документальные подтверждения заявленного довода.
Кроме того, то или иное условие документации о закупке может рассматриваться как нарушающее закон, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному участнику закупки. В данном случае подобных доказательств не представлено.
Согласно пунктам 4, и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании вышеизложенного, суд считает, что в рассматриваемом случае, антимонопольным органом в ходе судебных заседаний не доказана обоснованность и правомерность оспариваемого ненормативного акта, и соответственно заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению.
Внесение антимонопольным органом опечатки определением от 07.02.2019 № 04-03-415 (л.д. 119) не изменило по существу его содержания, поскольку резолютивная часть оспариваемого решения не была изменена.
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление требований имеет цель восстановления нарушенного права.
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Обязанность заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Заявитель указал, что оспариваемым решением нарушаются права и законные интересы ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок", поскольку должностные лица уполномоченного учреждения подлежат привлечению к административной ответственности.
Как отмечено представителем антимонопольного органа в судебном заседании 01.04.2019 (аудиозапись с/з), УФАС по Забайкальскому краю принято решение о передаче материалов для привлечения виновных лиц к административной ответственности именно в отношении должностных лиц уполномоченного учреждения, а не заказчика.
Таким образом, оспариваемое решение затрагивает права данного учреждения, которое и обжаловало его в рамках настоящего дела.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействие) незаконными.
В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения, в связи с чем, решение следует признать незаконными и в силу статьи 201 АПК РФ обязать Забайкальское УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Заявителю при подаче заявления была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку заявитель не понес расходов на оплату госпошлины при подаче заявления, а на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Федеральной антимонопольной службы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина за рассмотрение настоящего дела взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) по рассмотрению жалобы №390 от 14 ноября 2018 года о нарушении законодательства при осуществлении закупки признать незаконным как несоответствующие Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного казенного учреждения "Забайкальский центр государственных закупок" (ОГРН <***>, ИНН <***>).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья А.А. Курбатова