ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1846/11 от 01.06.2011 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-1846/2011

08 июня 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2011 года

Решение изготовлено в полном объёме 08 июня 2011 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Н.В. Ломако,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А. Лебедевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда расположенного по адресу: 672000 г. Чита ул. Выставочная д.6,

дело по заявлению местного отделения Общероссийской общественно - государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Центрального района города Читы Забайкальского края (ОГРН 1107500000530, ИНН 7536112069) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по городу Чите (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435) о признании действий в отказе применения ранее выбранной упрощенной системы налогообложения незаконными,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Новикова А.Г. – представителя по доверенности от 14.03.2011г., Мельчиковой О.Г. – представителя по доверенности от 04.05.2011г.,

от налогового органа: Баклановой С.Г. – представителя по доверенности от 22.03.2011г.

Местное отделение Общероссийской общественно - государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Центрального района города Читы Забайкальского края (далее – заявитель, местное отделение ДОСААФ, налогоплательщик) обратилось в суд с требованиям о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее – налоговый орган, инспекция), выразившимися в отказе применения ранее выбранной упрощенной системы налогообложения.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, дополнению к заявлению и в возражении на отзыв, указав в их обоснование следующее:

- местное отделение ДОСААФ является правопреемником Центральной районной оборонной спортивно-технической организации Читинской областной спортивно-технической организации РОСТО, которая находилась на упрощенной системе налогообложения, в том числе в 2010 году;

- местное отделение ДОСААФ обратилось 13.10.2010г. в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Исходя из изложенных доводов, представители заявителя просили удовлетворить заявленные требования.

Представитель налогового органа в судебном заседании оспорил доводы заявителя по основаниям, изложенным в отзыве, просил в удовлетворении требований заявителя отказать, указав следующие:

- правопреемство местного отделения ДОСААФ не является основанием для применения системы налогообложения, которое применяла до реорганизации Центральная районная оборонная спортивно-техническая организация Читинской областной спортивно-технической организации РОСТО;

- налогоплательщик не обратился в пятидневный срок, с даты постановки на налоговый учет, в инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения; налоговым органом в адрес налогоплательщика не направлялось отказа в применении упрощенной системы налогообложения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В соответствии с протоколом от 16.02.2010г. 2 внеочередной (преобразовательной) конференции Центральной районной оборонной спортивно-технической организации Читинской областной спортивно-технической организации РОСТО – 1 Учредительной конференции местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Центрального района города Читы Забайкальского края конференцией принято постановление о преобразовании Центральной районной оборонной спортивно-технической организации Читинской областной спортивно-технической организации РОСТО в местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Центрального района города Читы Забайкальского края. Конференция утвердила передаточный акт и признала местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Центрального района города Читы Забайкальского края правопреемником Центральной районной оборонной спортивно-технической организации Читинской областной спортивно-технической организации РОСТО в отношении как имущественных, так и неимущественных прав и обязанностей, в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами (л.д.127, 132,133 т.1).

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 75 №002192476 и свидетельству о постановки на учет в налоговом органе серии 75 №002074804 в ЕГРЮЛ 19.07.2010г. внесена запись о государственной регистрации местного отделения ДОСААФ России Центрального района города Читы Забайкальского края при создании путем реорганизации в форме преобразования и постановке 19.07.2010г. на учет в налоговом органе (л.д.10,59 т.1).

13.10.2010г. местное отделение ДОСААФ представило в Межрайонную ИФНС России № 2 по г. Чите заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.10.2010г. (л.д.60,90 т.1).

Из пояснений представителей сторон, данных в ходе судебного разбирательства, и из налоговой декларации за полугодие 2010г. по налогу, уплачиваемому в связи с применяем упрощенной системы налогообложения, представленной в налоговый орган Центральной РОСТО г. Читы (л.д.93 т.1) Центральная районная оборонная спортивно-техническая организация Читинской областной спортивно-технической организации РОСТО в 2010 году находилась на упрощенной системе налогообложения.

После реорганизации в форме преобразования местным отделением ДОСААФ 14.01.2011г. в налоговый орган представлена налоговая декларация за 2010г. по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (л.д.88 т.1) и уплачен единый налог.

08.02.2011г. Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите принято решение № 16744 о приостановлении операций по счетам местного отделения ДОСААФ в банке в связи с непредставлением отчетности за 4 квартал 2010г. по налогу на добавленную стоимость (том 2). 22.02.2011г. местным отделением ДОСААФ в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2010г. Решением № 37530 от 24.02.2011г. инспекцией отменено решение № 16744 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (л.д.68, 95 т.1).

Заявитель, полагая, что действия инспекции по приостановлению операций по счетам в банке в связи с непредставлением отчетности по общей системе налогообложения свидетельствуют об отказе ему инспекцией в применении упрощенной системы налогообложения во втором полугодии 2010 года, обжаловал действия Межрайонной ИФНС России № 2 по г.Чите в судебном порядке.

По существу заявленных требований суд приходит к следующим выводам.

Налоговым кодексом Российской Федерации не регламентирован вопрос о порядке применения упрощенной системы налогообложения организацией в случае ее реорганизации путем преобразования.

Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в соответствии с частью 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации правопреемство, которое имеет место при реорганизации юридического лица, относится к числу универсальных.

Универсальный характер правопреемства обусловлен тем, что права и обязанности передаются правопреемнику единым комплексом в полном объеме в том виде и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу - правопредшественнику на момент его реорганизации.

Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования правопреемство по всем обязательствам последнего возникает у вновь образованного юридического лица в силу закона, включая права и обязанности, которые не признаются и (или) оспариваются, либо те, которые на момент реорганизации не отражены в соответствующих документах и даже не выявлены на момент реорганизации.

Из материалов следует, что местное отделение ДОСААФ является правопреемником Центральной РОСТО г.Читы, имевшей право на применение упрощенной системы налогообложения.

Поскольку в данном случае имеет место правопреемство, к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, переход на применение упрощенной системы налогообложения осуществляется организациями в добровольном порядке, главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено право налогового органа на запрет в применении данного налогового режима.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 346.13 Кодекса вновь созданная организация, изъявившая желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не предусмотрена, отсылка к формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти,

Из приведенных положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в их совокупности следует, что порядок применения упрощенной системы налогообложения вновь зарегистрированными организациями является уведомительным, а не разрешительным, то есть налогоплательщик, пожелавший перейти на упрощенную систему налогообложения, должен уведомить об этом налоговую инспекцию. Вновь зарегистрированная организация не вправе применять упрощенную систему налогообложения только в случае, если она относится к налогоплательщикам, перечисленным в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Иных оснований, препятствующих вновь зарегистрированной организации применять упрощенную систему налогообложения, в том числе пропуск пятидневного срока на подачу заявления, законодательством о налогах и сборах не установлено.

Учитывая изложенное, местное отделение ДОСААФ вправе было применять упрощенную систему налогообложения во втором полугодии 2010 года.

Из материалов дела следует, что налоговым органом были приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банке в связи с непредставлением им отчетности по общей системе налогообложения за 2010 год. Следовательно, инспекцией было отказано местному отделению ДОСААФ в применении упрощенной системы налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе до окончания 2010г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При судебном разбирательстве налоговая инспекция не доказала правомерность действий, выразившихся в отказе применения местным отделением ДОСААФ во втором полугодии 2010 года упрощенной системы налогообложения, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите, выразившиеся в отказе Местному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Центрального района города Читы Забайкальского края применения во втором полугодии 2010 года упрощенной системы налогообложения, признать незаконными, как противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите в пользу Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Центрального района города Читы Забайкальского края расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Н.В. Ломако