АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-1872/2016
22 августа 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2016 года
Решение изготовлено в полном объёме 22 августа 2016 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Е.В. Гончарук
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания В.С. Паршиным
рассмотрел в открытом судебном заседании
дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), а при недостаточности денежных средств, в субсидиарном порядке к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>);
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 156 579 руб. 83 коп., и судебных издержек в сумме 6 000 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель не явился (извещен),
от ответчика 1 (ФГКУ «СибТУИО») - ФИО1, представителя по доверенности от 11.01.2016.
от ответчика 2 (Российской Федерации, Министерство обороны РФ) - ФИО1, представителя по доверенности от 03.09.2015.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" (далее истец, ООО «Жилсервис Томской ДСК») обратилось в суд с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ и принятым судом к рассмотрению протокольным определением от 15.08.2016 к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ответчик 1, ФГКУ «СибТУИО»), а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (далее ответчик 2, Министерство обороны РФ) о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме расположенном по адресу: <...> за период с 01.10.2014 по 01.11.2015 в размере 134 520 руб. 73 коп., и судебных издержек в связи с предоставлением выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в размере 6 000 руб., и к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме расположенном по адресу: <...> за период с 28.10.2015 по 31.12.2015 в размере 22 059 руб. 10 коп.
Истец надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
От истца в суд 08.08.2016 вх. 31064 поступило ходатайство об уточнении исковых требовании просит суд взыскать с ФГКУ «СибТУИО», а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации задолженность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме расположенном по адресу: <...> за период с 01.10.2014 по 01.11.2015 в размере 134 520 руб. 73 коп., и судебных издержек в связи с предоставлением выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в размере 6 000 руб., и с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации взыскать задолженность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме расположенном по адресу: <...> за период с 28.10.2015 по 31.12.2015 в размере 22 059 руб. 10 коп.
Уточнение принято судом к рассмотрению.
Истец в ходе судебного разбирательства требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков требования не признал, по мотивам предоставленных отзывов, полагает судебные издержки завышенными, расчет требований арифметически не оспорил, представил документы о том, что спорные квартиры в спорный период не распределены и незаселенны.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчиков, изучив позицию истца, исцеловав документы и оценив доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.
В соответствии с выписками из ЕГРП в отношении жилых помещении №13, №59, №65, №77,№81, №81, №82, №86, №89, №112, №125 расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> зарегистрировано право собственности Российской Федерации -10.12.2009, право оперативного управления ФГКУ «СибТУИО» зарегистрировано 01.03.2012, 05.03.2012,06.03.2012, право оперативного управления Войсковой части №3478 зарегистрировано 09.03.2016 и 10.03.2016 (выписки представлены в материалы дела 08.08.2016 вх. 31064).
Как следует из материалов дела и искового заявления, истец на основании протокола (решения) общего собрания собственников от 20.12.2010 осуществляло непосредственное управление многоквартирным по адресу: <...>, с собственниками жилых помещений заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества от 26.08.2010г.
Протоколом общего собрания собственников от 01.01.2015 определен способ управления – управляющей организацией ООО «Жилсервис Томской ДСК».
Протоколами общего собрания собственников на спорные период с 01.10.2014 по 31.12.2015 утверждены тарифы: на содержание общего имущества в многоквартирном доме, обслуживание лифта, обслуживание приборов учета, пожарной сигнализации, вывод ТБО и тариф на текущий ремонт (представлены в материалы дела).
В подтверждение факта оказания услуг в спорный период по содержанию общего имущества дома, выполнения текущего ремонта, обслуживания приборов учета, лифта, пожарной сигнализации, вывоз ТБО и расчета задолженности истец представил документы: государственный контракт купли-продажи квартир, справки о данных технической инвентаризации на жилое строение, протоколы общего собрания собственников, договор с дополнительным соглашением на техническое обслуживание лифта, договор на техническое обслуживание системы охранно -пожарной сигнализации и исполнительных устройств, наряд-заказы на выполнение работ, акты сдачи-приемки выполненных работ, счета-фактуры, платежные поручения об оплате услуг.
В соответствии с расчетом истца задолженность составляет:
1) г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, квартира №13,
• за период с 01.10.2014г. по 01.11.2015г. в сумме 13682,56 рублей задолженность ФГКУ «СибТУИО»;
• за период с 02.11.2015 по 31.12.2015г. в сумме 2065,17 рублей задолженность Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации;
2) г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, квартира №59,
• за период с 01.10.2014г. по 27.10.2015г. в сумме 14054,34 рублей задолженность ФГКУ «СибТУИО»;
• за период с 28.10.2015 по 31.12.2015г. в сумме 2325,40 рублей задолженность Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации;
3) г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, квартира №65,
• за период с 01.10.2014г. по 27.10.2015г. в сумме 13647,64 рублей задолженность ФГКУ «СибТУИО»;
• за период с 28.10.2015 по 31.12.2015г. в сумме 2258,10 рублей задолженность Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации;
4) г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, квартира №77,
• за период с 01.10.2014г. по 27.10.2015г. в сумме 13421,67 рублей задолженность ФГКУ «СибТУИО»;
• за период с 28.10.2015 по 31.12.2015г. в сумме 2220,72 рублей задолженность Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации;
5) г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, квартира №81,
• за период с 01.10.2014г. по 27.10.2015г. в сумме 13466,88 рублей задолженность ФГКУ «СибТУИО»;
• за период с 28.10.2015 по 31.12.2015г. в сумме 2228,19 рублей задолженность Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации;
6) г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, квартира №82,
• за период с 01.10.2014г. по 27.10.2015г. в сумме 13216,20 рублей задолженность ФГКУ «СибТУИО»;
• за период с 28.10.2015 по 31.12.2015г. в сумме 2187,07 рублей задолженность Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации;
7) г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, квартира №86,
• за период с 01.10.2014г. по 27.10.2015г. в сумме 13308,70 рублей задолженность ФГКУ «СибТУИО»;
• за период с 28.10.2015 по 31.12.2015г. в сумме 2202,02 рублей задолженность Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации;
8) г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, квартира №89,
• за период с 01.10.2014г. по 27.10.2015г. в сумме 13286,11 рублей задолженность ФГКУ «СибТУИО»;
• за период с 28.10.2015 по 31.12.2015г. в сумме 2198,29 рублей задолженность Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации;
9) г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, квартира №112,
• за период с 01.10.2014г. по 27.10.2015г. в сумме 13127,94 рублей задолженность ФГКУ «СибТУИО»;
• за период с 28.10.2015 по 31.12.2015г. в сумме 2172,12 рублей задолженность Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации;
10) г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, квартира №125,
• за период с 01.10.2014г. по 27.10.2015г. в сумме 13308,70 рублей задолженность ФГКУ «СибТУИО»;
• за период с 28.10.2015 по 31.12.2015г. в сумме 2202,02 рублей задолженность Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации.
Согласно расчету истца задолженность ФГКУ «СибТУИО» за период с 01.10.2014 по 01.11.2015 составляет 134 520 руб. 73 коп. Задолженность Российской Федерации составляет за период с 28.10.2014 по 31.12.2015 в размере 22 059 руб. 10 коп.
Задолженность ответчиков исчислена, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество и тарифов, утвержденных протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно расчету, истец взыскивает с ответчиков текущее содержание, которое включает в себя: собственно содержание мест общего пользования, вывоз мусора, обслуживание лифта, содержание приборов учета, пожарная сигнализация, исходя из тарифов установленных общим собранием собственников.
Расчеты заявленных требовании к ответчикам представлены в материалы дела 08.08.2016 вх. 31064, произведены истцом по каждому помещению в отношении каждого ответчика за указанный спорный период.
Доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены.
Истец, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиками обязанности по несению расходов по содержанию своего имущества, обратился с настоящим иском в суд.
Согласно ч.1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратится в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статьям 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Статья 310 ГК РФ не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Суд полагает требования истца о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме расположенном по адресу: <...> за период с 01.10.2014 по 01.11.2015 в размере 134 520 руб. 73 коп., и судебных издержек в связи с предоставлением выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в размере 6 000 руб. с ФГКУ «СибТУИО», а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций является Министерство обороны Российской Федерации (пункт 1 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082).
Как усматривается из Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, положении Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 до закрепления федерального имущества за подведомственными организациями Министерства обороны РФ, права собственника в отношении имущества осуществляет министерство обороны РФ так как в соответствии актом приема-передачи от 18.11.2009 является фактическим владельцем и федеральным органом власти уполномоченным на представление интересов Российской Федерации в отношении указанных спорных объектов имущества.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 ГК РФ, установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Пунктами 1, 2, подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны РФ,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1082,
установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным
органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами
Российской Федерации, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской
Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации
организаций, является главным распорядителем средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него
полномочий.
Таким образом, в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и иные законные владельцы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выписками из ЕГРП в отношении жилых помещении №13, №59, №65, №77,№81, №81, №82, №86, №89, №112, №125 расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> зарегистрировано право собственности Российской Федерации -10.12.2009, право оперативного управления ФГКУ «СибТУИО» зарегистрировано 01.03.2012, 05.03.2012,06.03.2012.
Из представленных ответчиками в судебное заседание документов -письмо от 15.06.2016 №2584 с сведениями по спорным помещениям №13, №59, №65, №77,№81, №81, №82, №86, №89, №112, №125 расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> указанные помещения по договорам социального найма в спорные период не предоставлялись.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщикам (исполнителям), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов. При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.
Согласно части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств федерального бюджета выступает орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
В соответствии с пп. 56 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Минобороны обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.
Из подпункта 31 пункта 10 вышеуказанного Положения следует, что Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета и в данном случае должно выступать представителем Российской Федерации по требованию о привлечении Российской Федерации к субсидиарной ответственности.
В силу ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года № 21, кредитор вправе предъявить иск о взыскании задолженности учреждения одновременно к самому учреждению и субсидиарному должнику, которым в данном случае выступает Министерство обороны РФ.
Ответчик ФГКУ «СибТУИО» является казенным учреждением.
Применительно к субсидиарной ответственности собственников учреждений закон выдвигает дополнительное условие - недостаточность находящихся в его распоряжении денежных средств.
Специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Кодекса, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
В связи с тем, что должник является казенным учреждением, взыскание суммы задолженности при недостаточности денежных средств подлежит с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности.
Следовательно, Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ в силу ст. 210 ГК РФ и ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с положениями норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса РФ обязано нести бремя содержания квартир, вне зависимости от несения самостоятельных расходов по содержанию своего имущества.
В соответствии со статьями 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений.
В пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).
На основании раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Как следует из материалов дела, истец на основании протокола (решения) общего собрания собственников от 20.12.2010 осуществляло непосредственное управление многоквартирным по адресу: <...>, с собственниками жилых помещений заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества от 26.08.2010г.
Протоколом общего собрания собственников от 01.01.2015 определен способ управления – управляющей организацией ООО «Жилсервис Томской ДСК».
Протоколами общего собрания собственников на спорные период с 01.10.2014 по 31.12.2015 утверждены тарифы: на содержание общего имущества в многоквартирном доме, обслуживание лифта, обслуживание приборов учета, пожарной сигнализации, вывод ТБО и тариф на текущий ремонт (представлены в материалы дела).
В соответствии с пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Виды, стоимость оказанных истцом ответчику услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме подтверждаются условиями договора управления многоквартирным домом с собственниками жилого помещения, составом общего имущества многоквартирного дома, данными о техническом состоянии многоквартирного дома, перечнем услуг (работ) по управлению многоквартирным домом, перечнем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и их стоимостью.
Несение самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает сособственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи 249 Гражданского кодекса.
Истец в подтверждение оказания услуг по содержанию общего имущества дома, выполнения текущего ремонта, обслуживания приборов учета, лифта, пожарной сигнализации, вывоз ТБО представил в материалы дела документы.
Согласно расчету истца задолженность ФГКУ «СибТУИО» в отношении указанных помещении за заявленный спорный период с 01.10.2014 по 01.11.2015 составляет 134 520 руб. 73 коп. (расчет представлены в материалы дела).
Как следует из расчета истца, задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме исчислена, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество и тарифов, утвержденных протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно расчету, истец взыскивает с ответчиков текущее содержание, которое включает в себя: собственно содержание мест общего пользования, вывоз мусора, обслуживание лифта, содержание приборов учета, пожарная сигнализация, исходя из тарифов установленных общим собранием собственников.
Расчет произведен истцом в соответствии с установленными в спорный период тарифами и платой за содержание жилого помещения установленной решениями общего собрания собственников многоквартирного жилого дома
Доказательства оплаты расходов на содержание и текущий ремонт имущества в многоквартирном доме в материалы дела не представлены.
Своевременная оплата ответчиком не подтверждена.
Возражения ответчиков отклонены судом на основании изложенного в мотивировочной части решения.
Ответчик свой расчет заявленных требований не представили, по существу требования в части периода, объема, стоимости услуг не опровергнуты.
В соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах, исходя из системного толкования норм права, суд полагает требования истца в части взыскания ФГКУ «СибТУИО» а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженности за период с 01.10.2014 по 01.11.2015 в размере 134 520 руб. 73 коп. с обоснованным, подтвержденным материалами дела и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Истец заявил требование о взыскании судебных издержек в размере 6000 руб. понесенных в связи с предоставлением сведении из ЕГРП в отношении спорных квартир.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Как усматривается из материалов дела в подтверждение наличия у ответчиков права собственности и права оперативного управления в отношении спорного имущества истец представил выписки из ЕГРП в отношении имущества.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также за предоставление информации, указанной в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 16.12.210 N 650 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы" установлено, что за предоставление выписки из Реестра о зарегистрированных правах на объект недвижимости в виде бумажного документа для юридических лиц установлена плата в размере 600 руб.
Истец в обоснование понесенных расходов предоставил выписки из ЕГРП в отношении спорных квартир, платежные поручения от 20.05.2016 на общую сумму 6 000 руб. №№1728, 1727,1726,1725,1724,1723,1722,1721,1720,1719 (вх. 31064 от 08.08.2016).
В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в суде относятся и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, в том числе и предоставленные выписки из ЕГРП, поскольку они были обязательны для предмета доказывания, а ответчики в ходе судебного разбирательства уклонялись от представления таких доказательств, которые у них как у представителей собственника квартир должны были быть и представили документы только в судебное заседания, уже после того как истец представил в суд документы.
Выписки из ЕГРП на спорные объекты представлены в материалы дела, расходы доказаны документально.
Учитывая изложенное требование о взыскании судебных издержек в сумме 6 000 руб. подлежит удовлетворению.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны
Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Истец при обращении в суд уплатил госпошлину в размере 5 697 руб. 40 коп. по платежному поручению № 220 от 25.01.2016.
На основании части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В статье 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Ответчик 1 (ФГКУ «СибТУИО») не относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной полшины, перечень которых установлен в статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик 2 (Российская Федерация, Министерство обороны РФ) относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной полшины, перечень которых установлен в статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно из разъяснении п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.
Поскольку исковые требования в отношении ФГКУ «СибТУИО» удовлетворены судом в полном объеме, судебные расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на ответчика 1, а при недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке на Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Суд полагает требования истца о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме расположенном по адресу: <...> за период с 28.10.2015 по 31.12.2015 в размере 22 059 руб. 10 коп. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом в соответствии с выписками из ЕГРП в отношении жилых помещении №13, №59, №65, №77,№81, №81, №82, №86, №89, №112, №125 расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> зарегистрировано право собственности Российской Федерации -10.12.2009, право оперативного управления ФГКУ «СибТУИО» зарегистрировано 01.03.2012, 05.03.2012,06.03.2012, а право оперативного управления Войсковой части №3478 зарегистрировано только 09.03.2016 и 10.03.2016 (выписки представлены в материалы дела 08.08.2016 вх. 31064).
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 ГК РФ, установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Как следует из представленных в материалы дела сведении из ЕГРП право оперативного управления Войсковой части №3478 в отношении жилых помещении №13, №59, №65, №77,№81, №81, №82, №86, №89, №112, №125 расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> зарегистрировано только 09.03.2016 и 10.03.2016.
Доказательства прекращения права оперативного управления ФГКУ «СибТУИО» в отношении указанных помещении в спорный период с 28.10.2015 по 31.12.2015 в установленном законом порядке в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах, поскольку право оперативного управления в отношении указанных помещений зарегистрировано за Войсковой частью №3478 только 09.03.2016 и 10.03.2016, в отсутствие доказательств прекращения права оперативного упралвения ФГКУ «СибТУИО» в спорные период, суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженности в размере 22 059 руб. 10 коп. за период с 28.10.2014 по 31.12.2015.
Поскольку в удовлетворении исковых требовании к Российской Федерации судом отказано в полном объеме, судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" (ОГРН <***>, ИНН <***>) 134 520 руб. 73 коп. основного долга за период с 01.10.2014 по 01.11.2015, 6 000 руб. судебных издержек, 4 895 руб.расходов по уплате государственной пошлины.
В части исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 22 059 руб. 10 коп. основного долга за период с 28.10.2014 по 31.12.2015 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Е.В. Гончарук