ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-2248/12 от 27.06.2012 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-2248/2012

28 июня 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 28 июня 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Анисимова М.И., судей Литвинцева А.Б., Судаковой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бочкарниковой Л.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» (ОГРН 1047550031242 ИНН 7705018280)

к Администрации муниципального района «Приаргунский район» (ОГРН 1027500717463 ИНН 7518001454)

о признании недействующим постановления №803 от 02 ноября 2010 года (с изменениями)

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Кирьяновой Ю.А. представителя Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» по доверенности от 10.01.2012 г.;

от заинтересованного лица – Морозовой Н.Н. представителя Администрации муниципального района «Приаргунский район» по доверенности от 02.03.2012 г., Шатило Ю.Н. представителя Администрации муниципального района «Приаргунский район» по доверенности от 21.11.2011 г. (до перерыва), Суходолина С.В. представителя Администрации муниципального района «Приаргунский район» по доверенности от 25.06.2012 г. (после перерыва);

от прокуратуры края – Казанцевой Л.И. прокурора (удостоверение №098613).

В судебном заседании суд объявлял перерыв с 20.06.2012 года по 27.06.2012 года

В судебном заседании суд установил:

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №14» обратилась в арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Администрации муниципального района «Приаргунский район» о признании недействующим Постановления Администрации Муниципального района «Приаргунский район» №803 от 02 ноября 2010 года «О внесении дополнений в приложение №2 постановления администрации муниципального района «Приаргунский район» №56 от 16 февраля 2009 года «Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земли, в том числе, земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района «Приаргунский район» (в редакции Постановления Администрации муниципального района «Приаргунский район от 15 ноября 2010 года №826 «О внесении дополнения в постановление Администрации муниципального района «Приаргунский район №803 от 02 ноября 2010 года, в редакции Постановления Администрации муниципального района «Приаргунский район» от 27 января 2012 года №90 «Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района «Приаргунский район»)

Администрация муниципального района «Приаргунский район» заявленных требований не признала, ссылаясь на законность и обоснованность названного постановления.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

На территории Забайкальского края с 01.01.2009 года действует Порядок определения размера арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края, утвержденный Постановлением Правительства Забайкальского края № 49 от 21.10.2008 года.

Приложением № 2 к указанному Порядку, Правительством края утверждены коэффициенты, применяемые при расчете арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов и рекомендуемые для применения муниципальными районами.

Во исполнение указанного Порядка Постановлением №56 от 16.02.2009 г. на территории Муниципального района «Приаргунский район» утверждены соответствующие коэффициенты для расчета арендной платы за земли. Дополнительно, к указанному Постановлению Администрацией Муниципального района «Приаргунский район» принято Постановление № 803 от 02.11.2010 года, которым утвержден дополнительный расчетный коэффициент «3» для расчета арендной платы за земли, занятые электростанциями, обслуживающими их сооружениями и объектами. Постановлением № 826 от 15.11.2010 г. применение указанного коэффициента распространено на период с 01.01.2010 года.

Администрация Муниципального района «Приаргунский район» своим Постановлением № 803 от 02.11.2010 г. дополнило вид разрешенного использования земельного участка, который отсутствует в Приложении № 2 к Постановлению Правительства Забайкальского края № 49 от 21.10.2009 г., в частности: для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, и установила по данному виду разрешенного использования расчетный коэффициент выше установленных, в указанном Приложении, пределов.

Заявитель полагает, что действия Администрации Муниципального района «Приаргунский район» нарушают принципы, установленные Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г № 131 –ФЗ, т.к. муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7). Органы местного самоуправления являются более низким звеном публичной власти, чем органы власти субъектов РФ, в связи с чем, муниципальные правовые акты должны соответствовать положениям всех вышестоящих нормативных актов, т.к. российская правовая система в качестве основополагающих принципов провозглашает принцип верховенства закона и иерархичности правовой системы.

В результате чего, нарушается право ОАО «ТГК-14» на расчет справедливого размера арендной платы за земельный участок под ЭПТК Приаргунская ТЭЦ.

В связи с внесением изменения в Постановление Администрации MP «Приаргунский район» № 56 от 16.02.2009 г., в части установления дополнительного вида разрешенного использования земельного участка: для размещения -электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, и применения по нему завышенного коэффициента для расчета арендной платы - «3», а также распространение его действия на период с 01.01.2010 года (Постановление Администрации М Р «Приаргунский район» № 826 от 15.11.2010 г.), нарушены принципы соответствия муниципальных правовых актов правовым актам субъекта РФ.

Проанализировав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 192 того же Кодекса основанием для обращения в суд является нарушение прав и законных интересов гражданина или организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта действующему законодательству возложена на орган или должностное лицо, которое приняло указанный акт (часть 1 статьи 65, часть 6 статьи 194 Кодекса). На заявителя возлагается обязанность доказать нарушение данным актом его прав и законных интересов (часть 1 статьи 192 Кодекса).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П указано, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.

С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 3 определения от 11.05.2004 N 209-О в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы должны выяснить, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 N 209-О под экономическим обоснованием дифференциации ставки земельного налога понимается анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установление арендной платы за землю.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Таким образом, произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление органами местного самоуправления размера рассматриваемого коэффициента при определении размера арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.

Администрация MP «Приаргунский район» не учла ни одного из принципов установленных Постановлением Правительства № 582 от 16.07.2009 г. при издании своих постановлений № 56 от 16.02.2009 г., № 803 от 02.11.2010 г., № 826 от 15.11.2010 г., №90 от 27.01. 2012 г. тем самым нарушила права и законные интересы ОАО «ТГК-14» в сфере экономической деятельности, в части справедливого и обоснованного расчета за использование земельного участка.

Данные принципы определены законодательно и не могут не учитываться органами власти при установлении порядка расчета арендной платы за земли. В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 15.07.2011 года № Д23-3010 указанные принципы, должны применяться также и в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Расчет арендной платы на территории Забайкальского края производится в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 года, № 49 по следующей формуле:

АП=КС*К, где

АП - размер годовой арендной платы;

КС - кадастровая стоимость земельного участка,

К - расчетный коэффициент, применяемый при расчете арендной платы за земельный участок. При этом, арендная плата за земельный участок, занятый ЭПТК Приаргунская ТЭЦ рассчитывается ОАО «ТГК-14» следующим образом: 242 758,88 руб. * 0,03 = 7 284,16 рублей в год,

где:

- 242 758, 55 рублей - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № 75:17:0:3;

0,03 - расчетный коэффициент, предусмотренный для земельных участков под производственные здания, строения, сооружения.

При расчете арендной платы за земельный участок занятый ЭПТК Приаргунская ТЭЦ с применением коэффициента «3» сумма арендной платы в год составляет 728 276, 64 рубля (= 242 758,88*3).

В соответствии с п.3 ст.65 Земельного кодекса РФ, п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. №137 – ФЗ Постановлением Правительства Забайкальского края №49 от 21.10.2008 г., приложением №2 к нему нормативные акты Муниципального района «Приаргунский район должны ему соответствовать. Администрация обязана представить доказательства, которые послужили основанием для принятия расчетного коэффициента.

Исходя из экономического обоснования коэффициента «3», применяемого при расчете арендной платы за земельный участок, используемый ОАО «ТГК-14» от 29 мая 2012 года, администрация муниципального района «Приаргунский район» приходит к выводу о том, что применив коэффициент «3» для расчета арендной платы начисленной и уплаченной ОАО «ТГК-14» размер арендной платы сохранится на уровне ряда лет и составит 728276,24 рублей в год, что соответствует реальной арендной плате за земельный участок площадью 433498 кв.м.

Как установлено в судебном заседании, при определении коэффициента «3» орган местного самоуправления руководствовался только бюджетным интересом, т.е. необходимостью восполнения доходной части местного бюджета, но не экономическими расчетами оценочных характеристик земельного участка.

Таким образом, доводы заявителя о том, что установление расчетного коэффициента «3» на территории Приаргунского района является незаконным и экономически необоснованным, Администрацией муниципального района «Приаргунский район» не опровергнуты.

Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ, с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию госпошлина.

На основании ст.110,167,170,194,195 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14», ОГРН 1047550031242, ИНН 7705018280, место нахождения: г. Чита, Забайкальского края, ул. Профсоюзная, 23 удовлетворить.

Признать недействующим Постановление Администрации Муниципального района «Приаргунский район», ОГРН 1027500717463, ИНН 7518001454, место нахождения: Забайкальский край, пгт. Приаргунск, ул. Ленина,6 №803 от 02 ноября 2010 года «О внесении дополнений в приложение №2 постановления администрации муниципального района «Приаргунский район» №56 от 16 февраля 2009 года «Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земли, в том числе, земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района «Приаргунский район» (в редакции Постановления Администрации муниципального района «Приаргунский район от 15 ноября 2010 года №826 «О внесении дополнения в постановление Администрации муниципального района «Приаргунский район №803 от 02 ноября 2010 года, в редакции Постановления Администрации муниципального района «Приаргунский район» от 27 января 2012 года №90 «Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района «Приаргунский район») как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Постановлению Правительства Забайкальского края №49 от 21.10.2008 г. «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земли, в том числе, земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Забайкальского края и об утверждении Положения о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, в том числе, земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Забайкальского края.

С Администрации муниципального района «Приаргунский район», ОГРН 1027500717463, ИНН 7518001454 в пользу Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания» №14», ОГРН 1047550031242 ИНН 7705018280 взыскать госпошлину 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий М.И. Анисимов

Судьи А.Б. Литвинцев

Ю.В. Судакова