ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-270/21 от 10.02.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                            Дело № А78-270/21

11 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  10 февраля 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 11 февраля 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Акшинский» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился (извещен);

от лица, привлекаемого к административной ответственности: Ха-Ван-Хай С.Н., предпринимателя.

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Акшинский» (далее- заявитель, МО МВД России «Акшинский»)  обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ха-Ван-Хай (далее- ИП Ха-Ван-Хай С.Н.) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Административный орган явку представителя в предварительное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением о получении определения о принятии заявления к производству и назначении судебного заседания, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

          Определением суда от 19.01.2021 были определены дата и время судебного заседания 10.02.2021 в 14 часов 40 минут. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время.

             Предприниматель заявленные требования не оспорил, возражений против перехода в судебное заседание не озвучил.

             Учитывая отсутствие возражений на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

  Дело рассматривается в порядке ч.3 ст.205 АПК РФ, в отсутствии представителя стороны, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного разбирательства.

  Предприниматель выявленные нарушения не оспорил, письменной позиции относительно заявленных требований      не представил, дело рассматривается по имеющимся в нем документам.

  Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

  Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 зарегистрирован 21.01.2000, предпринимателю 18.03.2004  присвоен основной государственный регистрационный номер <***>.

Как установлено материалами дела, 04.02.2020 с  18 час 10 мин. до 18 часов 45 минут в магазине, расположенном по адресу: <...>, принадлежащем ИП Ха-Ван-Хай С.Н. проведена проверка и установлен факт осуществления хранения алкогольной продукции в отсутствии лицензии.

В ходе осмотра помещения магазина обнаружена алкогольная продукция, а именно: 8 упаковок водки «Доброе застолье» по 20 бутылок в каждой, объемом 0,5 литра; 1 упаковка – 11 бутылок водки «Доброе застолье», объемом 0,5 литра; 5 упаковку водки по 20 бутылок «Мариинские просторы», объемом 0,5 литра; 1 упаковка – 20 бутылок водки «Проводница», объемом 0,5 литра, которая в соответствии с протоколом от 04.02.2020 была изъята (л.д.40-43).

По выявленному правонарушению МО МВД России «Акшинский» был составлен протокол от 21.12.2020 75 № 75 1055941/432 (л.д.12) с квалификацией его по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ – производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

            Данное деяние с 30 июля 2017 года влечет для должностных лиц административную ответственность в виде административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

           В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица,

На основании статьи 202 АПК РФ материалы проверки с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности направлены МО МВД России «Акшинский» в Арбитражный суд Забайкальского края.

Согласно пункту 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не ограничены в обороте (пункт 1). Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2).

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П, от 30 марта 2016 года N 9-П и от 18 февраля 2019 года N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ.

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, за несоблюдение которых организации (их должностные лица) и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности, в том числе административной и уголовной (пункт 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).

Такими ограничениями являются, в том числе, установленные пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции (за исключением некоторых ее видов) без соответствующих лицензий и запрет на оборот такой продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.

Из пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" следует, что при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой части 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации, образуют противоправные действия предпринимателя, связанные с оборотом (в том числе хранением) алкогольной продукции, за исключением ее розничной продажи, в отсутствие соответствующей лицензии.

         В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснено, что в том случае, если индивидуальный предприниматель, в нарушение пункта 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Закона, он может быть привлечен к административной ответственности, за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.

Из протокола об административном правонарушении  75 №1055941/432 от 21.12.2020 г. следует что, административным органом 04.02.2020 с  18 час 10 мин. до 18 часов 45 минут в магазине, расположенном по адресу: <...>, принадлежащем ИП Ха-Ван-Хай С.Н. проведена проверка и установлен факт осуществления хранения алкогольной продукции в отсутствии лицензии.

Названное обстоятельство зафиксировано, в протоколе осмотра от 04.02.2020 (л.д. 40-43).

Суд указывает административному органу, что представленный в качестве доказательства протокол осмотра от 04.02.2020 года, нельзя признать надлежащим доказательством по следующим причинам.

В силу статьи 27.1 КоАП Российской Федерации осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также изъятие вещей и документов являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые направлены на пресечение административного правонарушения, установления личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления.

Статьей 27.8 КоАП Российской Федерации установлен порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и оформления его результатов.

Так, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2).

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 3).

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (часть 4).

В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 5).

   Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (часть 6).

Согласно статье 27.10 КоАП Российской Федерации изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в  двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 1). Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2). В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 4). Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю (часть 8).

В тоже время из содержания протокола осмотра от 04.02.2020 года следует, что он составлен органом внутренних дел в отсутствие понятых и в отсутствие видеозаписи, фиксирующей действия при осмотре. В протоколе  указано, что в соответствии с КоАП Российской Федерации производилась фотосъемка, при этом представленные копии фотографий произведенного осмотра ненадлежащего качества. Из представленных фотокопий  невозможно установить где, когда, производился осмотр, нечитаемые названия алкогольной продукции невозможно соотнести с протоколом осмотра.

Объяснения, отобранные административным органом в ходе административного производства, представлены суду в нечитаемых копиях.

Таким образом, документы, составляющие доказательственную базу по заявлению о привлечении лица к административной ответственности, представлены административным органом в ненадлежащем виде.

Учитывая, что у суда отсутствуют доказательства фиксации хода и результатов действий органа внутренних дел при проведении осмотра и изъятия, отсутствия отметки о составлении протокола в присутствие понятых, указанный процессуальный документ (протокол осмотра от 04.02.2020 года), а также нечитаемые копии объяснений, отобранных в процессе административного производства не могут быть оценены арбитражным судом в качестве доказательств по рассматриваемому делу.

         Учитывая, что административный орган осведомлен о своей обязанности представления материалов административного производства в полном объеме в виде надлежащим образом заверенных (читаемых) копий, либо оригиналов, однако проигнорировал требования суда о представление необходимых для рассмотрения дела по существу доказательств в материалы дела, поведение МО МВД России «Акшинский» судом  расценивается как недобросовестное, а непосредственно административной орган как злоупотребляющий своими правами (принимая во внимание установленную действующим законодательством обязанность именно административного органа доказывать состав вменяемого правонарушения в соответствии с положениям КоАП Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса РФ).

         В случае продолжения МО МВД России «Акшинский» отмеченного противоправного поведения  арбитражный суд на основании статьи 188.1 АПК Российской Федерации вправе вынести в адрес административного органа частное определение.

         Также суд, указывает, что согласно пункту 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет один год.

Как следует из материалов дела, правонарушение, выразившееся в хранении алкогольной продукции по адресу: <...> при отсутствии права на такое хранение, допущено 04.02.2020.

Административный орган обратился в суд с настоящим заявлением 15.01.2021.       

Согласно норме части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном названным Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

С учетом положений статьи 121 АПК РФ, суд принял заявление к производству и назначил дело к рассмотрению в предварительном заседании с назначением даты судебного заседания на 10.02.2021.

На дату рассмотрения дела в суде,  установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности (год с момента совершения административного правонарушения) истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием к прекращению производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 13.1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что на момент рассмотрения в суде срок давности привлечения Ха-Ван-Хай С.Н. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, возможность правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.

Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что сроки, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Таким образом, в удовлетворении заявления МО МВД России «Акшинский» о привлечении Ха-Ван-Хай С.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, следует отказать.

Суд еще раз обращает внимание административного органа на его недобросовестное поведение, поскольку административный орган обратился с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности 15.01.2021,  достоверно зная, что с учетом требований процессуального законодательства о соблюдении срока до начала судебного заседания, к моменту назначения такого заседания срок уже будет пропущен.

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия должны быть решены в постановлении по делу об административном правонарушении. При этом: 1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению; 3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам.

Таким образом, в рамках производства по делу об административном правонарушении суд обязан решить вопрос о судьбе предмета административного правонарушения.

Согласно протокола от 04.02.2020 (л.д.40-43), алкогольная продукция, 8 упаковок водки «Доброе застолье» по 20 бутылок в каждой, объемом 0,5 литра; 1 упаковка – 11 бутылок водки «Доброе застолье», объемом 0,5 литра; 5 упаковку водки по 20 бутылок «Мариинские просторы», объемом 0,5 литра; 1 упаковка – 20 бутылок водки «Проводница», объемом 0,5 литра, изъята.

Данные обстоятельства подтверждены предпринимателем в ходе судебного разбирательства.

        Названная алкогольная продукция признается находящейся в незаконном обороте и поэтому подлежит изъятию из незаконного оборота и направлению на уничтожение в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

        Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

        Отказать Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Акшинский» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя ФИО1.

        Изъятую алкогольную продукцию на основании протокола осмотра места происшествия 04.02.2020 года  направить на уничтожение в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

       На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья                                                                                               Е.А. Перевалова