АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-2863/2016
19 июля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2016 года
Решение изготовлено в полном объёме июля 2016 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сытновой М.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального района «Могочинский район» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрация городского поселения «Могочинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании процедуры проведения публичных слушаний недействительной,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился (извещен);
от заинтересованного лица - представитель не явился (извещен);
установил:
Администрация муниципального района «Могочинский район» (далее Администрация МР, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Администрации городского поселения «Могочинское» (далее заинтересованное лицо, Администрация ГП) о признании процедуры проведения публичных слушаний недействительной – не соответствующей нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениям Порядка организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории городского поселения «Могочинское» - с момента издания постановления главы городского поселения «Могочинское» о назначении публичных слушаний о внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселения «Могочинское» с 11.11.2015 по момент вынесения заключения о результатах публичных слушаний о внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселения «Могочинское» от 21.12.2016 включительно, и обязании провести публичные слушания в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядком организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории городского поселения «Могочинское».
Заявитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен в соответствии со ст.123 АПК РФ, требования не признал, о чем представил отзыв на заявленные требования.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 07.07.2016 объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 14.07.2016, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края http://chita.arbitr.ru.
Дело рассматривается в порядке в порядке ч.2 ст.200 АПК РФ в отсутствии представителей заявителя и заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации городского поселения «Могочинское» от 11.11.2015 № 932 назначены публичные слушания о внесении изменений в Правила землепользования застройки городского поселения «Могочинское».
Указанным постановлением глава городского поселения «Могочинское» постановил назначить повторно публичные слушания о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения «Могочинское» в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:28:070212:1 по адресу: <...>, в части перевода зоны общественно-деловой застройки в зону малоэтажной жилой застройки под общеобразовательною школу со спортивным уклоном на 300 мест с открытым спортивно-оздоровительным комплексом, место и время проведения: <...>, зал заседаний администрации городского поселения «Могочинское» - 21.12.2015 в 14.00 ч.
Пунктами 4 и 5 названного постановления утвержден состав рабочей группы по подготовке и проведению публичных слушаний, установлен прием предложений и рекомендаций участников публичных слушаний по обсуждаемому вопросу.
Информация о проведения публичных слушаний была опубликована в газете «Могочинский рабочий» от 24.11.2015 № 136.
Постановлением от 23.11.2015 №950 в постановление администрации городского поселения «Могочинское» от 11.11.2015 №932 были внесены изменения: в п. 1 заменено «под общеобразовательную школу со спортивным уклоном на 300 мест с открытым спортивно-оздоровительным комплексом» на «размещения специализированной детской спортивной школы с открытыми спортплощадками».
Данное постановление было опубликовано в газете «Могочинский рабочий» № 144-146 от 08.12.2015.
Публичные слушания состоялись 21.12.2015, по результатам проведения публичных слушаний подготовлено заключение – рекомендовать главе городского поселения «Могочинское» отказать внести изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения «Могочинское» в карту, зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:28:070212:1 по адресу: <...>, в части перевода зоны общественно-деловой застройки в зону малоэтажной жилой застройки для размещения специализированной детской спортивной школы с открытыми спортплощадками. Вынести решение об отказе на утверждение Совета городского поселения «Могочинское».
30.12.2015 Совет городского поселения «Могочинское» рассмотрев результаты публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки юродского поселения «Могочинское» от 21.12.2015 решил отказать во внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения «Могочинское» в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:28:070212:1 по адресу: <...> в части перевода из зоны общественно-деловой застройки в зону малоэтажной застройки для размещения специализированной детской спортивной школы с открытыми спортплощадками
Полагая, что процедура проведения публичных слушаний Администрацией ГП «Могочинское» не соответствует нормам Градостроительного кодекса РФ, положениям Порядка организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории городского поселения «Могочинское», заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который также определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (ч. 1). Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (ч. 2). На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (ч. 3). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (ч. 4).
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории городского поселения «Могочинское» утвержден Решением Совета городского поселения от 25.03.2009 №164.
Согласно главе 2 Порядка обсуждению на публичных слушаниях в обязательном порядке подлежит, в том числе, проект правил землепользования и застройки Поселения, а также изменения в правила.
Главой 4 Порядка, содержащей особенности проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Поселения, регламентирован порядок проведения слушаний при решении данного вопроса градостроительной деятельности.
В соответствии со ст.17 главы 4 Порядка постановление о проведении публичных слушаний по данному вопросу принимает администрации Поселения, в постановлении устанавливается предмет предстоящих слушаний, дата, время, место их проведения, а также определяется состав участников публичных слушаний, данное постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Согласно ст.18 главы 4 Порядка непосредственная организация и проведение публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Поселения и по проектам правовых актов о внесении изменений и дополнений в эти акты возлагаются на комиссию по подготовке проекта правил, состав и порядок деятельности которой утверждается администрацией Поселения.
Из ст.24 главы 4 Порядка следует, что любой участник публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого вопроса, о его суждение заносится в протокол публичных слушаний. Участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований.
В соответствии со ст.26 главы 4 Порядка после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких слушаний представляет указанный проект администрации Поселения. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
В статье 27 главы 4 Порядка указано, что Администрация Поселения в течение десяти дней после представления проекта правил землепользования и застройки должна принять решение о направлении указанного проекта в Совет Поселения или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Из анализа указанных положений следует, что основной задачей комиссии является организация и проведение публичных слушаний, при этом комиссия не наделена какими-либо властными, исполнительно-распорядительными полномочиями, а итоговый документ - заключение не содержит указаний на какие-либо распорядительные действия и носит рекомендательный характер.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 15.07.2010 № 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
Как видно из материалов дела, после проведения публичных слушаний решением Совета городского поселения «Могочинское» от 30.12.2015 №32 отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения «Могочинское» в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:28:070212:1 по адресу: <...> в части перевода из зоны общественно-деловой застройки в зону малоэтажной застройки для размещения специализированной детской спортивной школы с открытыми спортплощадками
Указанное решение Совета городского поселения «Могочинское» заявителем в судебном порядке не оспорено и недействительным не признано, доказательств обратного в материалах дела не представлено.
По настоящему делу заявителем оспорена процедура проведения публичных слушаний - с момента издания постановления главы городского поселения «Могочинское» о назначении публичных слушаний о внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселения «Могочинское» с 11.11.2015 по момент вынесения заключения о результатах публичных слушаний о внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселения «Могочинское» от 21.12.2016 включительно.
Фактически доводы заявителя сводятся к несогласию с решением Совета городского поселения «Могочинское» от 30.12.2015 №32 и не могут быть приняты как основание для признания незаконными действий Администрации ГП «Могочинское» по проведению 21.12.2015 публичных слушаний, и заключения о результатах публичных слушаний – недействительным, поскольку указанное заключение по результатам публичных слушаний не содержит в себе правовых норм, порождающих для третьих лиц какие-либо права и обязанности, следовательно, и оспариваемая процедура публичных слушаний не влечет соответствующих юридических последствий. Таким образом, доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности оспариваемыми действиями заявитель не представил, отсутствие факта нарушения прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности оспариваемыми действиями должностных лиц публичного органа, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, для удовлетворении требований Администрации МР «Могочинский район» правовых оснований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Администрации муниципального района «Могочинский район» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрация городского поселения «Могочинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании процедуры проведения публичных слушаний недействительной – не соответствующей нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениям Порядка организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории городского поселения «Могочинское» - с момента издания постановления главы городского поселения «Могочинское» о назначении публичных слушаний о внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселения «Могочинское» с 11.11.2015 по момент вынесения заключения о результатах публичных слушаний о внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселения «Могочинское» от 21.12.2016 включительно, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Ю.Ю. Клишина