ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-344/19 от 15.05.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                            Дело № А78-344/2019

20 мая 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме мая 2019 года .

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сюхунбин Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Мебельный комбинат «Рассвет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Бурятской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10602000-1994/2018 о назначении административного наказания от 26 декабря 2018 года,

судебные заседания 6 и 14 мая 2019 года проведены с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия,

при участии в судебном заседании (до и после перерыва) представителей:

от ООО МК «Рассвет»: не было (извещено);

от Бурятской таможни: ФИО1, по доверенности от 10 июля 2018 года (до перерыва); ФИО2, по доверенности от 8 ноября 2018 года (до перерыва); ФИО3, по доверенности от 31 августа 2018 года (до перерыва);

и установил:

Общество с ограниченной ответственностью Мебельный комбинат «Рассвет» (далее – Общество, ООО МК «Рассвет») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Бурятской таможне (далее – таможня, административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10602000-1994/2018 о назначении административного наказания от 26 декабря 2018 года.

Общество в своем заявлении указывает, что таможенный орган должен был квалифицировать вменяемое правонарушение по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), поскольку при декларировании товара Общество указало недостоверные сведения о товаре (меньший объем и количество), тогда как именно эти сведения могли послужить основанием для неприменения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом вывоз спорного товара сопряжен с его декларированием.

Кроме того, заявитель полагает, что таможня необоснованно не применила положения части 5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации и не вынесла одно постановление, поскольку правонарушения, отраженные в оспариваемом постановлении и постановлении по делу № 10602000-1993/2018, совершены в одно время и в одном месте.

Представители таможни с доводами заявителя не согласились по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

О месте и времени рассмотрения дела ООО МК «Рассвет» извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении определения суда с кодом доступа к судебным актам на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/), а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии заявления к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 6 мая 2019 года объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 14 мая 2019 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.

Определением суда от 6 мая 2019 года удовлетворено ходатайство таможни о проведении судебного заседания после перерыва 14 мая 2019 года с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.

В судебном заседании 14 мая 2019 года объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 15 мая 2019 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.

Определением суда от 14 мая 2019 года в удовлетворении ходатайства Бурятской таможни о проведении судебного заседания после перерыва 15 мая 2019 года с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия отказано.

После перерыва в судебное заседание лица, участвующие в деле, своего представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

14 мая 2019 года (после объявления перерыва в судебном заседании) на основании запроса суда поступили пояснения Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия от 14 мая 2019 года № УФС-ВЖ-09-08/2684 с приложением копий заявления на выдачу фитосанитарного сертификата от 7 ноября 2018 года, фитосанитарного сертификата 156030204071118004 от 7 ноября 2018 года, заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции от 7 ноября 2018 года № 2-У-3565о, контракта № МКR-102018/-2 от 26 октября 2018 года и приложения № 1 к контракту.

Названные документы приобщены к материалам дела.

Заслушав доводы представителей таможни (до перерыва в судебном заседании), исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

ООО МК «Рассвет» зарегистрировано в качестве юридического лица 29 июня 1999 года за регистрационным номером 433, впоследствии ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***> (т. 1, л.д. 5-12).

2 ноября 2018 года на таможенный пост Бурятской таможни представлена декларация на товары (далее – ДТ) № 10612040/021118/0002016 по процедуре экспорта, по которой вывозился товар № 1 – пиловочник (бревна) из лиственницы «LARIXSIBIRICA», неокоренный, без черновой обработки, необработанный консервантами, всего количество 41 шт., объемом 20,46 м³ (т. 1, л.д. 65-66).

Отправителем и декларантом согласно ДТ № 10612040/021118/0002016 является ООО МК «Рассвет», получателем товара – ООО Маньчжурская Тутэн Трейд, КНР.

7 ноября 2018 года для получения разрешения на убытие товаров, загруженных в транспортное средство марки «Камаз», государственный регистрационный № В179АК03/АВ299703, с таможенной территории Евразийского экономического союза в таможенный орган представлены документы: международная товарно-транспортная накладная № 2 от 2 ноября 2018 года (т. 1, л.д. 68), спецификация № 2 на партию круглых лесоматериалов от 2 ноября 2018 года (т. 1, л.д. 69), счет-фактура № 2 от 2 ноября 2018 года, сопроводительный документ на транспортировку древесины № 394 от 2 ноября 2018 года (т. 1, л.д. 67), фитосанитарный сертификат № 156030204071118004 от 7 ноября 2018 года (т. 1, л.д. 71).

Согласно фитосанитарному сертификату № 156030204071118004 от 7 ноября 2018 года в транспортном средстве марки «Камаз», государственный регистрационный № В179АК03/АВ299703, перемещаются подкарантинные объекты с ботаническим названием LARIX SIBIRICA (лиственница сибирская) объемом 20,46 м³.

Однако в ходе проведения таможенным органом 9 ноября 2018 года таможенного досмотра бревен, полностью выгруженных с транспортного средства, установлено превышение фактически перемещаемого объема товара № 1 по ДТ № 10612040/021118/0002016 «пиловочник (бревна) из лиственницы «LARIXSIBIRICA»: плотный (номинальный) объем больше на 3,83 м³ (24,29 м³ - 20,46 м³), тогда как фактический объем с учетом коры больше на 3,31 м³ (27,69 м³ - 24,38 м³), а также по количеству единиц перемещаемого лесоматериала в большую сторону на 5 бревен (46 шт. – 41 шт.).

Результаты таможенного досмотра отражены в акте № 10602070/091118/001362 (т. 1, л.д. 76-86).

Выявленные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении № 10602000-1994/2018, о чем 6 декабря 2018 года должностным лицом таможни составлен соответствующий протокол (т. 1, л.д. 57-64).

Постановлением Бурятской таможни по делу об административном правонарушении № 10602000-1994/2018 о назначении административного наказания от 26 декабря 2018 года ООО МК «Рассвет» привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей (т. 1, л.д. 17-19, 123-128).

 Не согласившись с названным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд считает заявленные ООО МК «Рассвет» требования подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 16.3 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные, в том числе, с соблюдением запретов и ограничений при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Субъектом правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по представлению документов и сведений, при декларировании товара.

Пунктами 1 и 2 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс) предусмотрено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Таможенная процедура представляет собой совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами; таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров; таможенная декларация – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (статья 2 Таможенного кодекса).

В силу пункта 2 статьи 14 Таможенного кодекса товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.

Одной из форм таможенного контроля является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений (статья 332 Таможенного кодекса).

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 324 Таможенного кодекса проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров.

В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 84 Таможенного кодекса декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Согласно статье 7 Таможенного кодекса товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1).

Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов (пункт 3).

При этом в статье 2 Таможенного кодекса под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В случае выявления при прибытии товаров на таможенную территорию Союза или убытии товаров с таможенной территории Союза несоблюдения запретов и ограничений таможенный орган принимает решение о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза или вывоза товаров с таможенной территории Союза и доводит его до сведения перевозчика, при его отсутствии – лица, имеющего право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на момент их ввоза на таможенную территорию Союза или на момент их вывоза с таможенной территории Союза (пункт 3 статьи 12 Таможенного кодекса).

Из пункта 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 года, следует, что для целей применения международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения и заключенных в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные мерь и радиационные требования.

Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.

Согласно пункту 1.4 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318, при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза уполномоченные органы по карантину растений руководствуются законодательством своего государства, в случае если отношения, возникающие при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, прямо не урегулированы указанным Положением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 № 995 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, в соответствии с пунктом 2 которых вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из материалов настоящего дела следует, что вывозимые в транспортном средстве марки «Камаз», государственный регистрационный № В179АК03/АВ299703, товары «пиловочник (бревна) из лиственницы «LARIXSIBIRICA», неокоренный, без черновой обработки, необработанный консервантами» по наименовании и коду (код ТН ВЭД ЕАЭС 4403) включены в раздел I (строка «Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные») Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – Закон о карантине) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера (часть 1).

Контроль за соблюдением положений части 1 настоящей статьи осуществляется таможенными органами в форме документарной проверки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).

На официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сети «Интернет» (www.fsvps.ru) опубликованы фитосанитарные требования при импорте продукции растительного происхождения в Китайскую Народную Республику, согласно которым ввозимая в Китайскую Народную Республику подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, выданным экспортирующей страной.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики 26 июня 1995 года подписана Конвенция по карантину и защите растений (далее – Конвенция).

Так, Договаривающиеся Стороны обязуются принимать все необходимые меры по недопущению проникновения с экспортируемыми из одной страны в другую растениями и растительными продуктами и другими путями организмов, указанных в Приложениях к настоящей Конвенции (статья 2 Конвенции).

Каждая из Договаривающихся Сторон осуществляет тщательную проверку растений и растительных продуктов, поставляемых другой Договаривающейся Стороне, и снабжает их фитосанитарным сертификатом, выдаваемым официальными органами по карантину растений страны-экспортера, удостоверяющим незараженность их карантинными вредными организмами. Наличие фитосанитарного сертификата не исключает права страны-импортера производить фитосанитарный контроль поставляемых растительных материалов и принимать необходимые меры (статья 3 Конвенции).

Ранее уже отмечалось, что по ДТ № 10612040/021118/0002016 Обществом вывозился товар № 1 – пиловочник (бревна) из лиственницы «LARIXSIBIRICA», неокоренный, без черновой обработки, необработанный консервантами, всего количество 41 шт., объемом 20,46 м³ (т. 1, л.д. 65-66).

Отправителем и декларантом согласно № 10612040/021118/0002016 является ООО МК «Рассвет», получателем товара – ООО Маньчжурская Тутэн Трейд, Китай.

7 ноября 2018 года для получения разрешения на убытие товаров, загруженных в транспортное средство марки «Камаз», государственный регистрационный № В179АК03/АВ299703, с таможенной территории Евразийского экономического союза в таможенный орган представлены документы: международная товарно-транспортная накладная № 2 от 2 ноября 2018 года (т. 1, л.д. 68), спецификация № 2 на партию круглых лесоматериалов от 2 ноября 2018 года (т. 1, л.д. 69), счет-фактура № 2 от 2 ноября 2018 года, сопроводительный документ на транспортировку древесины № 394 от 2 ноября 2018 года (т. 1, л.д. 67), фитосанитарный сертификат № 156030204071118004 от 7 ноября 2018 года (т. 1, л.д. 71).

Согласно фитосанитарному сертификату № 156030204071118004 от 7 ноября 2018 года в транспортном средстве марки «Камаз», государственный регистрационный № В179АК03/АВ299703, перемещаются подкарантинные объекты с ботаническим названием LARIX SIBIRICA (лиственница сибирская) объемом 20,46 м³.

Однако в ходе проведения 9 ноября 2018 года таможенного досмотра бревен, полностью выгруженных с транспортного средства, таможней установлено превышение фактически перемещаемого объема товара № 1 в ДТ № 10612040/021118/0002016 «пиловочник (бревна) из лиственницы «LARIXSIBIRICA»: плотный (номинальный) объем больше на 3,83 м³ (24,29 м³ – 20,46 м³), тогда как фактический объем с учетом коры больше на 3,31 м³ (27,69 м³ – 24,38 м³), а также по количеству единиц перемещаемого лесоматериала в большую сторону на 5 бревен (46 шт. – 41 шт.).

Привлекая Общество к административной ответственности по статье 16.3 КоАП Российской Федерации, таможня полагает, что ООО МК «Рассвет» не представило в таможенный орган при убытии товара на транспортном средстве марки «Камаз», государственный регистрационный № В179АК03/АВ299703, с таможенной территории ЕАЭС фитосанитарный сертификат на пиловочник (бревна) из лиственницы в объеме 3,83 м³, чем нарушило установленные запреты и ограничения на вывоз товаров с таможенной территории.

Между тем, таможней не учтены положения пункта 37 статьи 2 Закона о карантине, в котором определено, что фитосанитарный сертификат представляет собой документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.

При этом под партией подкарантинной продукции понимается количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю (пункт 28 статьи 2 Закона о карантине).

В соответствии со статьей 29 Закона о карантине фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из Российской Федерации, выдается на основании заявления участника внешнеэкономической деятельности, заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений (часть 1).

В целях получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований осуществляется должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений (часть 2).

Порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений. Данный порядок должен предусматривать возможность переоформления фитосанитарного сертификата, в том числе во время нахождения в пути партии подкарантинной продукции (часть 5).

Решение о выдаче фитосанитарного сертификата или об отказе в его выдаче принимается в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, и прилагаемых к нему документов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган (часть 6).

Приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 утвержден Порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата (далее – Порядок № 293).

В частности, Порядком № 293 предусмотрено, что фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации (пункт 2).

Для выдачи фитосанитарного сертификата физические и юридические лица (далее – заявители) подают заявление по рекомендуемым образцам (приложение № 1), а также следующие документы: 1) копия договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации (в случае заключения указанного договора (контракта); 2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом; 3) заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции; 4) акт карантинного фитосанитарного обеззараживания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области карантина растений и (или) требованиями страны-импортера (пункт 8.1).

Заявления на выдачу фитосанитарного сертификата регистрируются уполномоченным органом или территориальным подразделением уполномоченного органа в день их поступления (пункт 10).

Фитосанитарный сертификат выдается уполномоченным органом или территориальным подразделением уполномоченного органа на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.

С целью оформления карантинного сертификата заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции может быть оформлено на весь объем однородной подкарантинной продукции, хранящейся в одном месте, без дополнения ее объема. Срок действия заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой продукции истекает с даты ее вывоза (перемещения) с места хранения.

В целях подготовки заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований осуществляется должностным лицом уполномоченного органа не позднее чем через 7 рабочих дней после получения соответствующего обращения заявителя (пункт 11).

Решение о выдаче фитосанитарного сертификата или об отказе в их выдаче принимаются в течение трех рабочих дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней документов в уполномоченный орган или в территориальное подразделение уполномоченного органа (пункт 12).

Из материалов настоящего дела следует, что 2 ноября 2018 года на таможенный пост Бурятской таможни Обществом подана ДТ № 10612040/021118/0002016, по которой вывозился товар № 1 – пиловочник (бревна) из лиственницы «LARIXSIBIRICA», неокоренный, без черновой обработки, необработанный консервантами, всего количество 41 шт., объемом 20,46 м³ (т. 1, л.д. 65-66).

Товар следовал в одном транспортном средстве марки «Камаз», государственный регистрационный № В179АК03/АВ299703 (автопоезд), и предназначался одному получателю – ООО Маньчжурская Тутэн Трейд, КНР.

7 ноября 2018 года в Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия от Общества поступило заявление от 7 ноября 2018 года на выдачу фитосанитарного сертификата с приложением заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции от 7 ноября 2018 года № 2-У-3565о, контракта № МКR-102018/-2 от 26 октября 2018 года и приложения № 1 к контракту.

В этот же день (7 ноября 2018 года) Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия выдан фитосанитарный сертификат № 156030204071118004 на подкарантинные объекты с ботаническим названием LARIX SIBIRICA (лиственница сибирская) объемом 20,46 м³, перемещаемые в транспортном средстве марки «Камаз», государственный регистрационный № В179АК03/АВ299703 (т. 1, л.д. 71).

В свою очередь, заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции от 7 ноября 2018 года № 2-У-3565о, приложенное Обществом к заявлению, выдано последнему на основании протокола исследований (испытаний) № 2-У-1186 от 6 ноября 2018 года.

Из изложенного следует, что вывод о фитосанитарном состоянии перемещаемого по ДТ № 10612040/021118/0002016 сделан уполномоченным органом (Управлением Россельхознадзора) после декларирования одной партии подкарантинной продукции, находящейся в транспортном средстве марки «Камаз», государственный регистрационный № В179АК03/АВ299703.

Поскольку часть экспортируемых лесоматериалов в объеме 3,83 м³ являлась однородной подкарантинной продукцией, находилась в одном месте (автомобиль марки «Камаз», государственный регистрационный № В179АК03/АВ299703), предназначалась для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения – Эрлиан (Эрлянь), КНР (сопроводительный документ на транспортировку, международная ТТН), одному получателю – ООО Маньчжурская Тутэн Трейд, КНР, указанное количество лесоматериалов не может быть признано партией подкарантинной продукции (подкарантинного груза, подкарантинного материала), в отношении которой требуется предоставление отдельного фитосанитарного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного груза, подкарантинного материала) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

Спорная партия подкарантинной продукции прошла фитосанитарный контроль и предъявлена Обществом к вывозу с таможенной территории. Таможенный орган не представил доказательств предъявления Обществом к вывозу товарной партии, отличной от той, в отношении которой имеется документальное подтверждение соответствия фитосанитарным правилам, а равно погрузки в транспортное средство дополнительных лесоматериалов (5 бревен) после подачи ДТ № 10612040/021118/0002016 и прохождения фитосанитарного контроля.

Суд полагает, что в таком случае у таможенного органа не имелось правовых оснований для привлечения ООО МК «Рассвет» к административной ответственности по статье 16.3 КоАП Российской Федерации, поскольку фитосанитарный сертификат № 156030204071118004 от 7 ноября 2018 года на партию вывозимой подкарантинной продукции им был представлен.

Факт представления Обществом (после вынесения оспариваемого постановления) фитосанитарного сертификата на лесоматериалы в объеме 3,83 м³ (указано представителем таможни в судебном заседании 14 мая 2019 года) не свидетельствует о наличии у декларанта обязанности представлять фитосанитарный документ на часть однородной партии подкарантинной продукции при наличии уже имеющегося подтверждающего документа.

Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения, в структуру которого входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

При этом согласно статье 1.6 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

В тоже время таможней не доказано наличие в действиях (бездействии) ООО МК «Рассвет» объективной и субъективной стороны вменяемого правонарушения, то есть состава административного правонарушения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Частью 2 статьи 211 АПК Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании, а также учитывая, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, постановление Бурятской таможни по делу об административном правонарушении № 10602000-1994/2018 о назначении административного наказания от 26 декабря 2018 года подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Постановление Бурятской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу об административном правонарушении № 10602000-1994/2018 о назначении административного наказания от 26 декабря 2018 года признать незаконным и отменить полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                            Е.С. Сюхунбин