АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-3493/2019
10 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2019 года
Решение изготовлено в полном объёме июня 2019 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Минашкина Д.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Сорокиной Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению акционерного общества «Буртуй»
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
о признании незаконным предписания № 20 от 25.02.2019,
третье лицо - Министерство природных ресурсов Забайкальского края,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1, представителя по доверенности от 16.04.2019 № 55-04/2019;
от заинтересованного лица – ФИО2, представителя по доверенности от 17.09.2018 № 30.
Акционерное общество «Буртуй» (далее – АО «Буртуй», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее – Управление Росреестра по Забайкальскому краю, управление, заинтересованное лицо) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), принятым судом к рассмотрению по правилам статьи 159 АПК РФ (т. 2, л.д. 1), о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 20 от 25 февраля 2019 г., с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов Забайкальского края (далее – Минприроды Забайкальского края, третье лицо).
В судебном заседании представитель общества заявленные с учетом уточнения требования поддержал, а Управление Росреестра по Забайкальскому краю их оспорило по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.
Третье лицо явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещено надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. Надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, подтверждается находящимися в материалах дела доказательствами. В связи с этим, и учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещалась на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также исходя из положений части 6 статьи 121 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что неявка представителя Минприроды Забайкальского края в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела по существу в силу части 5 статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Акционерное общество «Буртуй» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027500828629, ИНН <***>, место нахождения: 673225, Забайкальский край, Хилокский р-он, <...>.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1047550034509, ИНН <***>, место нахождения: 672000, <...>.
Министерство природных ресурсов Забайкальского края зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1087536008779, ИНН <***>, место нахождения: 672000, <...>.
В отношении заявителя заинтересованным лицом выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 20 от 25.02.2019, не согласившись с которым, общество обратилось в суд с соответствующим требованием.
Суд, рассмотрев заявленное требование, изучив представленные документы и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Частью 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы (часть 2 статьи 3 ЗК РФ).
Объектами земельных отношений являются, в том числе, земельные участки и части земельных участков (пункты 2, 3 части 1 статьи 6 ЗК РФ).
Согласно части 3 статьи 6 ЗК РФ определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Под государственным земельным надзором в силу части 1 статьи 71 ЗК РФ понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора) (часть 2 статьи 71 ЗК РФ).
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора согласно части 3 статьи 71 ЗК РФ является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
На основании пунктов 1, 3, 4, 5 части 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право, в том числе: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 71 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре (далее - Положение о земельном надзоре), в соответствии с пунктом 2 которого государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о земельном надзоре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Подпунктом 1 пункта 5 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486 (далее – Административный регламент), установлено, что предметом государственного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (далее - обязательные требования) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
На основании пункта 2 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394, задачами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее соответственно - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства).
Из изложенного следует, что Росреестр и его территориальные органы (в рассматриваемом случае Управление Росреестра по Забайкальскому краю) являются уполномоченным органом государственного земельного надзора, в частности, за соблюдением в отношении объектов земельных отношений требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. При этом предметом такого надзора является земельный участок как объект земельных отношений.
Материалами дела подтверждается, что в отношении заявителя заинтересованным лицом на основании распоряжения № 5-118-р от 28.01.2019 проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 28.06.2018, в ходе которой установлено, что АО «Буртуй» самовольно использует часть земельного участка с кадастровым номером 75:20:540301:30 площадью 11315 кв.м., не имея предусмотренных законом прав на него.
По результатам проверки управлением составлен акт № 24 от 25.02.2019 и выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 20 от 25.02.2019, согласно которому обществу вменено в срок до 25.08.2019 устранить выявленное нарушение путем освобождения самовольно занятой части земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с кадастровым номером 75:20:540301:30, площадью 11315 кв.м., или оформления на него правоустанавливающих документов.
В абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Информационного письма от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения Арбитражными судами земельного законодательства» разъяснил, что в соответствии с толкованием понятия «самовольное занятие земель», данным в приложении № 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом от 25.05.1994 № 160, самовольным занятием земель является пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.
Таким образом, в целях установления факта самовольного занятия земельного участка необходимо доказать, что субъект пользовался конкретным земельным участком, данный земельный участок принадлежит иному лицу, которое в установленном порядке не выражало свою волю на использование земельного участка указанным субъектом.
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основаниями возникновения прав на такой вид имущества как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок.
По смыслу статей 260 и 261 ГК РФ правом владения, пользования и распоряжения земельными участками обладают собственники данных участков.
Собственники земельных участков могут предоставлять их другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. В этом случае лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (статья 264 ГК РФ).
Из содержания статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается действия уполномоченного органа по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно статье 6 ЗК РФ и статье 607 ГК РФ в аренду могут передаваться земельные участки в виде обособленных природных объектов - части поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Земельный участок как объект права, в соответствии с приведенными выше нормами права характеризуется границами, площадью, местом расположения, видом разрешенного использования и индивидуализируется путем присвоения кадастрового номера, под которым в силу пункта 1 статьи 5 Закона № 218-ФЗ понимается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Именно кадастровый номер характеризует земельный участок в качестве индивидуально-определенного самостоятельного объекта гражданских правоотношений с уникальными характеристиками.
В силу части 1 статьи 25 и части 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На основании части 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Из вышеизложенного следует, что в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов земельных отношений и (или) государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, решение о предоставлении земельного участка на определенном праве, заключение и государственная регистрация соответствующих договоров, за исключением договоров аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования, заключенных на срок менее одного года).
Следовательно, осуществление деятельности на земельном участке, права на который не оформлены в установленном законом порядке, является незаконным.
Из материалов дела достоверно следует, что на основании распоряжения Главы Хилокского района № 92-р от 30.01.2004 АО «Буртуй» на срок 15 лет предоставлен земельный участок кадастровый номер 75:20:540301:0003 из земель промышленности площадью 40,7436 га для геологоразведочных работ и отработки месторождения угля по адресу: Хилокский район, урочище «Буртуй» (т. 1, л.д. 48, 128).
Договором аренды земельного участка № 153 от 10.06.2004 (зарегистрирован 30.11.2004 № 75-01/20-121/2004-131), заключенным на срок 15 лет, заявителю указанный земельный участок предоставлен с обозначенными его границами на кадастровом плане (т. 1, л.д. 48-57).
Согласно договорам аренды лесного участка № 09-70 от 17.07.2009 (зарегистрирован 31.07.2009 № 75-75-24/010/2009-079), № 10-79 от 01.10.2010, № 14-117 от 23.10.2014, с учетом приказов Гослесслужбы Забайкальского края № 676 от 17.06.2009, № 1286 от 13.10.2014, и принятых к договорам соглашений от 02.11.2018 (зарегистрированы 04.12.2018 № 75:20:000000:75-75/062/2018-6, 04.12.2018 № 75:20:000000:75-75/062/2018-7, 04.12.2018 № 75:20:000000:75-75/066/2018-8), обществу в пределах земель лесного фонда предоставлены лесные участки Бадинского лесничества (Жипхегенское участковое лесничество) с целевым назначением – эксплуатация леса; квартал 98 выделы 33, 34, 35, 36, 38, 39; площадью 20,33 га, 1,38 га и 43.42 га соответственно (т. 1, л.д. 58-107, т. 2, л.д. 2-90).
С учетом изложенного, следует признать, что обществу на праве аренды земельного и лесных участков, предоставлены в пользование соответствующие объекты имущества в определенных границах и площадях. При этом каких-либо доказательств оспаривания зарегистрированных прав общества на приведенные участки в судебном порядке, либо сведений о результатах такого оспаривания, материалы дела не содержат.
Между тем, предшествующим вынесению оспариваемого предписания актом проверки органом государственного надзора юридического лица от 28.06.2018 № 75 по адресу: Хилокский район Забайкальского края земельных участков с кадастровыми номерами 75:20:540301:3 и 75:20:000000:75 зафиксировано, что в ходе обмера земельного участка 75:20:540301:3 определены координаты поворотных точек фактических границ проверяемого земельного участка, и установлено, что общая площадь земельного участка составила 545937 кв.м., часть границ не соответствует сведениям, отраженным в ЕГРН, в результате чего площадь самовольно занятого земельного участка, в том числе с кадастровым номером 75:20:540301:30, составила 11315 кв.м. (т. 1, л.д. 120-121, 125-127).
Из представленного заинтересованным лицом в дело схематического чертежа земельного участка 75:20:540301:3 следует указание на границы земельного участка, поставленного на кадастровый учет согласно данным ЕГРН, а также границу земельного участка, фактически используемого на момент проверки (т. 1, л.д. 122-123).
Согласно схеме, переданной управлением (т. 1. л.д. 124), на ней содержится обозначение, в том числе, земельных участков 75:20:540301:03 и 75:20:540301:30, с выделением границы лицензии АО «Буртуй».
При непосредственной оценке судом по правилам статьи 71 АПК РФ указанных схем, ему с достаточной степенью убедительности не представилось возможным установить действительное соотношение спорного земельного участка с обстоятельствами, установленными заинтересованным лицом в ходе проверки АО «Буртуй», поскольку согласно схематическому чертежу (т. 1, л.д. 122-123) земельный участок обозначен на нем как «:30» и заштрихован, имеет площадь 11315 кв.м. в границах земельного участка 75:20:540301:3, фактически используемого на момент проверки и поставленного на кадастровый учет по данным ЕГРН (согласно условным обозначениям рассматриваемого чертежа). При этом, как отмечалось ранее, земельный участок 75:20:540301:0003 предоставлен заявителю на зарегистрированном праве аренды.
Кроме того, указание на земельный участок 75:20:540301:30 по второй схеме (т. 1. л.д. 124) произведено в границе лицензии АО «Буртуй», она имеет сноску на собственника КФХ «Лотус» ФИО3, однако безусловных доказательств действительной регистрации вещного права за указанным КФХ на данный участок (помимо ссылки на это в актах проверки №75 от 28.06.2018 и №24 от 25.02.2019), материалы дела не содержат, заинтересованным лицом суду не представлено. Более того, в графе «Особые отметки» выписки из ЕГРН от 20.05.2019 № КУВИ-001/2019-10888974 в отношении земельного участка 75:20:540301:30 сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (т. 3, л.д. 70).
В ходе судебного разбирательства 07.06.2019 в материалы дела представителем общества передана копия акта проведения проверки соблюдения договорных обязательств в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя от 19.04.2019, по заключению которого АО «Буртуй» арендуемая площадь по договорам аренды № 09-70 и № 14-117 составляет 63,75 га, фактически используемая площадь – 105,4 га, в том числе на землях лесного фонда в квартале – 38,6 га, земли сельхозназначения ПСК «Мир» – 66,8 га.
При этом никаких сведений относительно ранее указанного КФХ в данном акте проверки не содержится, и проведенный 19.04.2019 обмер в натуре фактически используемого участка АО «Буртуй» в основу оспариваемого предписания от 25.02.2019 положен не был.
Таким образом, представленная в материалы дела информация, и в том числе положенная в основу оспариваемого предписания, по мнению суда, в данном конкретном случае является неточной и противоречивой.
Безусловных доказательств того, что спорный участок на момент вынесения оспариваемого предписания относился к землям сельскохозяйственного назначения, а не являлся лесным либо входил в состав земель промышленного назначения, которые были предоставлены заявителю на правах аренды по ранее приведенным договорам, в деле не содержится, а выписка на спорный земельный участок (т. 3, л.д. 70) сама по себе не может быть принята во внимание как убедительное доказательство его отнесения к землям сельскохозяйственного назначения в силу ранее приведенных противоречивых обстоятельств, и ввиду её оформления после оспариваемого предписания.
Также суд, с учетом ранее приведенного пункта 1 статьи 5 Закона № 218-ФЗ обращает внимание и на то, что с учетом акта № 75 от 28.06.2018, схематического чертежа, а также обмера площади, проверкой охватывался земельный участок АО «Буртуй», расположенный в Хилокском районе Забайкальского края, с кадастровым номером 75:20:540301:3 (т. 1, л.д. 120-123, 125-127); представленный заинтересованным лицом наряду с отзывом чертеж с указанием границы лицензии АО «Буртуй» содержит указание на земельный участок с кадастровым номером 75:20:540301:03 (т. 1, л.д. 124); согласно распоряжению № 92-р от 30.01.2004, договору № 153 от 10.06.2004 и кадастровому плану (т. 1, л.д. 48-57, 128) обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 75:20:540301:0003, что порождает определенные неясности в части индивидуализации такого земельного участка.
Заслуживает внимания и довод общества о допущении заинтересованным лицом нарушения в части указания продолжительности проверки (согласно акту № 24 от 25.02.2019 она длилась 15 мин., а в предписании № 20 от 25.02.2019 указан период проверки с 11.02.2019 по 11.03.2019), поскольку в силу пп. 6 п. 57 Административного регламента в акте проверки указываются дата, время, продолжительность и место проведения проверки, и на основании распоряжения № 5-118-р от 28.01.2019 срок проведения проверки составлял 20 рабочих дней (т. 1, л.д. 42, 45, 149).
С учетом всего вышеизложенного, суд резюмирует вывод об отсутствии возможности дать правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, заявленным по существу спора, относительно использования спорного участка без соответствующих правоустанавливающих документов (самовольного занятия участка), поскольку положенные в основу предписания № 20 от 25.02.2019 и представленные в рамках настоящего дела доказательства являются противоречивыми и недостаточными, и соответственно данное предписание не может расцениваться как вынесенное с соблюдением требований закона.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В данном конкретном случае суд, в силу ранее приведенных обстоятельств приходит к выводу о том, что у общества не может иметься реальной и объективной возможности исполнить предписание управления, а потому заключает вывод о том, что оно нарушает права заявителя в сфере его экономической деятельности, возлагая на него неисполнимые обязательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое предписание заинтересованного лица нарушает права и законные интересы общества как субъекта хозяйственной деятельности, суд полагает установленной совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ, для признания такого предписания не соответствующим закону.
Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 3000 руб. по чеку-ордеру от 22.03.2019 (т. 1, л.д. 7), а потому исходя из результатов рассмотрения спора расходы по госпошлине в указанном размере подлежат отнесению на заинтересованное лицо по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-170, 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленное АО «Буртуй» требование удовлетворить.
Признать незаконным предписание Управления Росреестра по Забайкальскому краю об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 20 от 25 февраля 2019 г., как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Управлению Росреестра по Забайкальскому краю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО «Буртуй».
Взыскать с Управления Росреестра по Забайкальскому краю в пользу АО «Буртуй» расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Четвёртый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Д.Е. Минашкин