ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-3550/09 от 29.10.2009 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-3550/2009

05 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2009 года

Решение изготовлено в полном объёме 05 ноября 2009 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

председательствующего: Литвинцева А.Б.,

судей: Анисимова М.И., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае

к

1) Администрации муниципального образования сельского поселения «Тангинское»,

2) Совету сельского поселения «Тангинское,

третье лицо – Государственная лесная служба Забайкальского края,

с участием прокуратуры Забайкальского края,

об оспаривании решений Совета сельского поселения «Тангинское» № 34 от 10.11.2008 г. и № 42 от 19.12.2008 г.

при участии:

от заявителя:

ФИО1 - представителя по доверенности от 29.09.2009 г.,

ФИО2 - представителя по доверенности от 09.09.2009 г.;

от административного органа-1:

ФИО3 - представителя по доверенности от 10.07.2009 г.;

от административного органа-2:

ФИО3 - представителя по доверенности от 10.09.2009 г.,

ФИО4 - представителя по доверенности от 05.10.2009 г.;

от третьего лица:

ФИО5 - представителя по доверенности от 21.11.2008 г.,

ФИО6 - представителя по доверенности от 03.03.2009 г.;

от прокуратуры: ФИО7 (удостоверение ТО № 098613),

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю обратилось с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействующими:

- решения Совета сельского поселения «Тангинское» № 34 от 10.11.2008 г.,

- решения Совета сельского поселения «Тангинское» № 42 от 19.12.2008 г.,

как несоответствующих Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федеральному закону от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Определением от 17.09.2009 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю заменено на правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (далее – Росимущество).

В судебном заседании представители Росимущества поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснив, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают право Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, а именно приводит к невозможности регистрации прав Российской Федерации на вновь образованные земельные участки.

Представитель административного органа-1 в судебном заседании в удовлетворении требований Росимущества просил отказать, поскольку решение Совета сельского поселения «Тангинское» № 34 от 10.11.2008 г., подписанное главой сельского поселения, решением председателя Совета сельского поселения «Тангинское» № 41 «А» от 06.12.2008 г. отменено. Решение Совета сельского поселения «Тангинское» № 42 от 19.12.2008 г. «Об утверждении генерального плана населенного пункта «Арей» сельского поселения «Тангинское» принято в соответствии с действующим законодательством.

Представитель административного органа-2 в судебном заседании в удовлетворении требований Росимущества просил отказать, пояснив, что процедура принятия решения Совета сельского поселения «Тангинское» № 42 от 19.12.2008 г. «Об утверждении генерального плана населенного пункта «Арей» сельского поселения «Тангинское» не была нарушена. Законодательство, на которое ссылается заявитель, не регулирует порядок установления границ населенного пункта.

Представитель третьего лица в судебном заседании требования Росимущества просил удовлетворить, ссылаясь на то, что устанавливать границы на землях лесного фонда запрещено. Процедура утверждения генерального плана была нарушена, кроме того, границы населенного пункта пересекают участок федеральной дороги.

Представитель прокуратуры Забайкальского края в своем заключении просила в удовлетворении требований Росимущества отказать, ссылаясь на то, что решение Совета сельского поселения «Тангинское» № 42 от 19.12.2008 г. «Об утверждении генерального плана населенного пункта «Арей» сельского поселения «Тангинское» принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав Российской Федерации.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, заключение представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации:

- заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных интересов или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4);

- каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (статья 65);

- граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 1 статьи 192);

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (пункты 4-6 статьи 194).

Как установлено материалами дела, 19.05.2004 г. Читинской областной Думой был принят Закон Читинской области от 19.05.2004 N 552-ЗЧО "Об установлении границ, наименований вновь образованных муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения в Читинской области".

В силу абзаца «ж» пункта 23 статья 1 данного Закона Читинской области, установить границы согласно картографическим описаниям, наименования вновь образованных муниципальных образований, наделив их статусом сельского поселения на территории муниципального района "Улетовский район":

- сельское поселение "Тангинское" с административным центром в селе Танга, включающее село Арей, село Новосалия, село Шебартуй 2-й (приложение 23.7 не приводится).

09.03.2006 г. сельское поселение «Тангинское» включено в государственный реестр муниципальных образований (свидетельство № 024902) (л.д.38, т.1).

Как следует из архивной справки государственного учреждения «Государственный архив Забайкальского края» от 20.10.2009 г. согласно справочным административно-территориального деления Читинской области за 1937-1997 годы, с Арей Улетовского района входило в состав Ленинского сельского совета.

Материалами дела установлено, что с. Арей расположено на землях лесного фонда на земельном участке площадью 1234055 га, находящемся на праве собственности Российской Федерации, зарегистрированном 21.10.2005 г. (свидетельство 75 АБ № 116144) (л.д.24, т.1).

12.07.2007 г. Главой администрации сельского поселения «Тангинское» было вынесено распоряжение № 10-а «О разработке генерального плана с. Арей» (л.д.98, т.1) для упорядочения земельных отношений и оформления документов на жилищный фонд жителями с. Арей. Этим же распоряжением предписано заключить договор с ООО «НИПИ ТЕРПЛАН» на разработку генерального плана населенного пункта с. Арей.

03.09.2007 г. между ООО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального планирования и управления» и Администрацией сельского поселения «Тангинское» в лице Главы администрации был заключен Договор № 005-ДГ/ПР-07 на выполнение научно исследовательской работы.

По условиям договора исполнитель – общество принимает на себя обязанность выполнить разработку генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» и обоснование проекта генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» (л.д.90-94, т.1).

07.03.2008 г. материалы разработки генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» и обоснование его проекта на основании договора № 005-ДГ/ПР-07 были переданы заказчику (накладная – л.д.95, т.1).

19.03.2008 г. Советом сельского поселения «Тангинское» было вынесено решение № 21 об опубликовании проекта Генерального плана населенного пункта «Арей» сельского поселения «Тангинское» в газете «Улетовские Вести» (л.д.96, т.1).

25.03.2008 г. в газете «Улетовские Вести» № 22 проект генерального плана населенного пункта «Арей» сельского поселения «Тангинское» был опубликован (л.д.116, т.1).

21.04.2008 г. главой сельского поселения «Тангинское» в адрес ООО «НИПИ ТЕРПЛАН» было направлено письмо с просьбой разработать второй вариант генерального плана населенного пункта Арей» с изменением границ населенного пункта в связи с поступлением замечаний от населения и заинтересованных лиц: Управление лесами Забайкальского края, Управления Роснедвижимостью, согласно предложений (л.д.97, т.1).

15.07.2008 г. материалы второго варианта генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» и обоснование его проекта на основании договора № 005-ДГ/ПР-07 были переданы заказчику (накладная – л.д.99, т.1).

06.08.2008 г. проект генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» ценным письмом был направлен в Министерство регионального развития Российской Федерации (л.д.121, т.1; л.д.103, т.2).

Данное ценное письмо поступило в адрес министерства 26.08.2008 г. (л.д.102, 104, т.2).

01.10.2008 г. Главой администрации сельского поселения «Тангинское» было вынесено постановление № 8 «О публичных слушаниях по рассмотрению проекта генерального плана с. Арей» (л.д.100, т. 1).

Постановлением предписывается провести рассмотрение генерального плана населенного пункта Арей на публичных слушаниях 07.11.2008 г. в 14 час. в сельском Доме культуры с. Арей, протокол публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах публичных слушаний направить в представительный орган местного самоуправления сельского поселения «Тангинское» на утверждение.

Согласно протоколу заседания публичных слушаний от 07.11.2008 г. (л.д.102-104, т.1), по результатам публичных слушаний принято решение:

- принять генеральный план населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» во втором варианте с учетом замечаний жителей;

- протокол публичных слушаний о рассмотрении проекта генерального плана населенного пункта Арей направить в Совет сельского поселения «Тангинское» на утверждение.

В связи с не поступлением в трехмесячный срок заключения на проект генерального плана населенного пункта Арей из Министерства регионального развития Российской Федерации 07.11.2008 г. Главой администрации сельского поселения «Тангинское» было вынесено постановление № 8-а «О согласовании генерального плана населенного пункта Арей с Министерства регионального развития Российской Федерации» (л.д.101, т.1), а именно: считать генеральный план населенного пункта Арей согласованным с Министерством регионального развития Российской Федерации с 07.11.2008 г.

10.11.2008 г. Совета сельского поселения «Тангинское» вынесено № 34 «Об утверждении генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» (л.д.14, т.1).

06.12.2008 г. решением Совета сельского поселения «Тангинское» № 41 «А» решение Совета сельского поселения «Тангинское» № 34 от 10.11.2008 г. «Об утверждении генерального плана с. Арей сельского поселения «Тангинское» отменено (л.д.105, т.1).

15.12.2008 г. Отчет о научно-исследовательской работе (итоговый). Разработка документов территориального планирования поселений «Генеральный план сельского поселения «Тангинское» населенного пункта «Арей» муниципального района «Улетовский район» Читинской области». Обоснование проекта генерального плана был передан ООО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального планирования и управления» Администрации сельского поселения «Тангинское» (л.д.106-108, 112-115 т.1, л.55-62, т.2).

19.12.2008 г. решением Совета сельского поселения «Тангинское» № 42 генеральный план населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края был утвержден (л.д.109, т.1).

20.01.2009 г. Главой администрации сельского поселения «Тангинское» вынесено распоряжение «Об обнародовании утвержденного генерального плана населенного пункта Арей» № 1 а (л.д.111, т.1).

Распоряжением предписано опубликовать (обнародовать) утвержденный генеральный план населенного пункта Арей (вариант 2) согласно Уставу сельского поселения «Тангинское» на стендах администрации сельского поселения «Тангинское» и библиотеках сел Арей, Новосалия, Шебартуй, Танга.

Согласно справке, выданной директором муниципального учреждения культуры Библиотечно-досугово-творческого объединения сельского поселения «Тангинское» выписки из утвержденного генерального плана населенного пункта Арей размещены для всеобщего обозрения на информационных стендах в библиотеках сел: Арей, Новосалия, Шебартуй, Танга.

Считая, что решения Совета сельского поселения «Тангинское» № 34 от 10.11.2008 г. и № 42 от 19.12.2008 г. не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, и нарушают право Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Росимущество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Названные положения не определяют ни виды нормативных правовых актов, ни предмет их правового регулирования, а лишь устанавливают критерии подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов, при наличии которых указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим нормативного правового акта зависит от его конкретного содержания, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с этим вопрос о подведомственности дела об оспаривании нормативного правового акта должен решаться арбитражным судом на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела, имеющих значение для его рассмотрения, в том числе связанных с определением природы содержащегося в оспариваемом положении правила, законодательного регулирования в данной сфере.

Между тем, как следует из представленных материалов, решением Совета сельского поселения «Тангинское» № 41 «А» 06.12.2008 г. решение Совета сельского поселения «Тангинское» № 34 от 10.11.2008 г. «Об утверждении генерального плана с. Арей сельского поселения «Тангинское» отменено, то есть до обращения Росимущества в суд с указанным заявлением.

Таким образом, в настоящий момент он не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и неопределенного круга лиц.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 6 Информационного письма от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.

Доказательств того, что решение Совета сельского поселения «Тангинское» № 34 от 10.11.2008 г. до его отмены нарушала права и законные интересы Росимущества, заявителем представлено не было.

При таких обстоятельствах производство по делу в части оспаривания решение Совета сельского поселения «Тангинское» № 34 от 10.11.2008 г. подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли населенных пунктов;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (часть 2 статьи 7).

Согласно абзацу второму части 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Частью 1 статьи 83 Земельного кодекса установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно части 2 статьи 83 Земельного кодекса границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Согласно утвержденному генеральному плану границы населенного пункта Арей не пересекают границ сельского поселения «Тангинское» (Отчет о научно-исследовательской работе (итоговый). Разработка документов территориального планирования поселений «Генеральный план сельского поселения «Тангинское» населенного пункта «Арей» муниципального района «Улетовский район» Читинской области». Обоснование проекта генерального плана; справка председателя Совета сельского поселения «Тангинское», л.д.48, т.2).

В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (пункт 1).

Согласно части 3 статьи 84 Земельного кодекса включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства; территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются, в частности: генеральные планы поселений.

Частью 2 данной статьи установлено, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 данной статьи порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 4 статьи 18 Градостроительного кодекса документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Градостроительного кодекса подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее также - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

В силу части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут также осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Таким образом, утверждение генерального плана границ отделенного населенного пункта, входящего в состав поселения, законодательством не запрещено.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Согласно части 2 статьи 24 Градостроительного кодекса решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Материалами дела установлено, что решение о разработке генерального плана с. Арей принято 12.07.2007 г. Главой администрации сельского поселения «Тангинское».

Частью 3 статьи 24 Градостроительного кодекса установлено, что подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Как видно из представленных документов проект генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» и обоснование проекта разработаны ООО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального планирования и управления» на основании договора № 005-ДГ/ПР-07 от 03.09.2007 г.

В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 утверждено Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации.

Согласно названному Положению, на Министерство регионального развития Российской Федерации возложена обязанность по согласованию проекта генерального плана, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.

Частью 7 статьи 25 Градостроительного кодекса установлено, что срок согласования проекта генерального плана составляет три месяца со дня направления главой поселения или главой городского округа на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органы местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, а также в органы местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения).

В силу части 8 статьи 25 Градостроительного кодекса, в случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.

Как установлено материалами дела, проект генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» 06.08.2008 г. ценным письмом был направлен в Министерство регионального развития Российской Федерации. Данное ценное письмо поступило в адрес министерства 26.08.2008 г.

Однако, в установленный законом срок заключение на проект генерального плана населенного пункта Арей Министерство регионального развития Российской Федерации главе сельского поселения «Тангинское» не направило. Заключение на проект генерального плана населенного пункта Арей не поступило до настоящего времени.

Таким образом, в силу положений статьи 25 Градостроительного кодекса, проект генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» считается согласованным с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 9 статьи 24 Градостроительного кодекса проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24).

Материалами дела установлено, что проект генерального плана населенного пункта «Арей» сельского поселения «Тангинское» был опубликован 25.03.2008 г. в газете «Улетовские Вести» № 22.

Частью 11 статьи 24 Градостроительного кодекса установлено, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 12 статьи 24 Градостроительного кодекса протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Согласно положениям статьи 28 Градостроительного кодекса порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2).

Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территорий которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами (часть 3).

В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5).

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6).

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 7).

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8).

В соответствии с частью 9 статьи 28 Градостроительного кодекса Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Решением Совета сельского поселения «Тангинское» № 32 от 29.09.2009 г. утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний в сельском поселении «Тангинское».

Материалами дела установлено, что на основании постановления Главы администрации сельского поселения «Тангинское» № 8 от 01.10.2008 г. «О публичных слушаниях по рассмотрению проекта генерального плана с. Арей» 07.11.2008 г. в 14 час. в сельском Доме культуры с. Арей проведены публичные слушания по рассмотрению проекта генерального плана с. Арей.

По результатам слушаний 07.11.2008 г. был составлен протокол заседания публичных слушаний по проекту генерального плана.

По результатам публичных слушаний принято решение принять генеральный план населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» во втором варианте с учетом замечаний жителей.

Частью 13 статьи 24 Градостроительного кодекса установлено, что представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Как установлено материалами дела, 19.12.2008 г. Совет сельского поселения «Тангинское» принял решение № 42 «Об утверждении генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское».

Согласно части 14 статьи 24 Градостроительного кодекса генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Устава сельского поселения «Тангинское» официальным обнародованием муниципального правового акта считается доведение его полного текста до сведений жителей сельского поселения «Тангинское» путем размещения на информационных стендах в общедоступных местах: в библиотеках сел Танга, Арей, Шебартуй, Новосалия и на стенде в администрации сельского поселения «Тангинское».

Факт размещения для всеобщего обозрения утвержденного генерального плана населенного пункта Арей на информационных стендах в библиотеках сел: Арей, Новосалия, Шебартуй, Танга, подтверждается справкой, выданной директором муниципального учреждения культуры Библиотечно-досугово-творческого объединения сельского поселения «Тангинское».

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Совета сельского поселения «Тангинское» № 42 от 19.12.2008 г. «Об утверждении генерального плана населенного пункта Арей сельского поселения «Тангинское» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края» принято с соблюдением требований Земельного и Градостроительных кодексов. Существенных нарушений процедуры принятия решения не установлено.

Доводы Росимущества о том, что оспариваемым решением нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно приводит к невозможности регистрации прав собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки, суд находит необоснованными.

В силу части 3 статьи 84 Земельного кодекса включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Таким образом, собственники земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, не утрачивают на них право собственности.

Следовательно, оспариваемым решением Совета сельского поселения «Тангинское» № 42 от 19.12.2008 г. права и законные интересы Росимущества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушаются.

Ссылка Росимущества в обоснование своих требований на то, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также является необоснованной.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

С данной нормой корреспондируется часть 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ (Особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов), согласно которой установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Вместе с тем порядок установления или изменения границ населенных пунктов устанавливается Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а не Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", на нарушение положений которого ссылается Росимущество.

Пересечение границами населенного пункта Арей федеральной дороги не нарушает прав и законных интересов Росимущества и не является нарушением порядка установления границ населенного пункта.

Статьей 11 Федерального закона N 172-ФЗ установлены особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий.

Однако доказательств того, что в границы населенного пункта Арей включены земли лесного фонда, занятые защитными лесами, собственником земельного участка представлено не было.

Ссылка Росимущества в обоснование своих требований на то, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют Федеральному закону от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" является несостоятельной, так как указанный федеральный закон регулирует иные правоотношения.

При таких обстоятельствах требования Росимущества о признании решения Совета сельского поселения «Тангинское» № 42 от 19.12.2008 г. недействующим не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 150, 151, 167-170, 176, 195 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Производство по делу по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае о признании недействующим решения Совета сельского поселения «Тангинское» № 34 от 10.11.2008 г. «Об утверждении генерального плана населенного пункта «Арей» сельского поселения «Тангинское» прекратить.

В удовлетворении требований территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае о признании недействующим решения Совета сельского поселения «Тангинское» № 42 от 19.12.2008 г. «Об утверждении генерального плана населенного пункта «Арей» сельского поселения «Тангинское» отказать.

Признать решение Совета сельского поселения «Тангинское» № 42 от 19.12.2008 г. «Об утверждении генерального плана населенного пункта «Арей» сельского поселения «Тангинское» соответствующим:

- Земельному кодексу Российской Федерации;

- Градостроительному кодексу Российской Федерации.

На решение может быть подана кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.

Председательствующий: А.Б. Литвинцев.

Судьи: М.И. Анисимов.

В.А. Сидоренко.