ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-372/17 от 23.03.2017 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                           Дело № А78-372/2017

23 марта 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2017 года

Решение изготовлено в полном объёме марта 2017 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Б.В. Цыцыкова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Курбатовой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Забайкальскому краю к Администрации сельского поселения "Досатуйское" муниципального района "Приаргунский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по страховым взносам в общей сумме 32 658,83 руб., в том числе: 30 160,44 руб. пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 2 498,39 руб. пени, начисленной на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, судебных издержек на почтовые расходы в сумме 37 руб., о восстановлении пропущенного процессуального срока,

при участии в судебном заседании:

от заявителей - не явились, извещены;

от заинтересованного лица - не явился, извещен,

от третьего лица - не явился, извещен.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации сельского поселения "Досатуйское" муниципального района "Приаргунский район" о взыскании задолженности по страховым взносам в общей сумме 32 658,83 руб., судебных издержек на почтовые расходы в сумме 37 руб., о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Определением суда от 07 февраля 2017 года к участию в деле в качестве заявителя привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Забайкальскому краю.

Заявители, заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Заявители ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Заявители заявленные требования поддержали, представив документы в обоснование наличия задолженности (вх. №№ А78-Д-4/11416, А78-Д-4/11416).

Заинтересованное лицо отзыв на заявление не представило.

Дело рассматривается в данном судебном заседании в порядке статьи 123, части 3 статьи 156 и части 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, дата регистрации 31.12.2009, адрес: 674674 Забайкальский край г.Краснокаменск д.505 корп.1 пом.1.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Забайкальскому краю 22.12.2004 зарегистрирована в Едином государственном реестре за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 674673, <...>.

Администрация сельского поселения "Досатуйское" муниципального района "Приаргунский район" зарегистрирована 01.12.2005 в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 674313, <...>.

Администрацией были представлены в пенсионный фонд расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за первый квартал 2015 года, полугодие 2015 года, девять месяцев 2015 года (далее – расчет).

В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за указанные периоды администрацией на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование пенсионным фондом начислены пени.

Требованием № 207S01160087462 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 26.05.2016 администрации предложено уплатить пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии сумме 30 160,44 руб., пени, начисленные на недоимку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 498,39 руб. (л.д. 23). В качестве приложения к требованию пенсионным фондом составлены расчеты пени (л.д. 24, на обороте).

В связи с тем, что требование администрацией не исполнено в полном объеме, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке.

Заявителем также было заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании задолженности в сумме 32 658,83 руб. с учетом пояснений, изложенных в ходатайстве от 29.12.2016 (л.д. 13-14). Ознакомившись с указанным ходатайством, суд считает возможным восстановить пенсионному фонду срок на обращение в суд с заявлением в части требований о взыскании пени по требованию №207S01160087462 от 26.05.2016 в сумме 31 122,69 руб. в силу следующего.

В соответствии со статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления.

Пенсионный фонд с требованием о взыскании задолженности в общей сумме 32 658,83 руб. с заинтересованного лица обратился в суд в рамках заявления о выдаче судебного приказа 13.12.2016 согласно отметки почтового органа (л.д. 58), делу был присвоен номер А78-16963/2016 (л.д. 20).

Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 19.12.2016 суд возвратил данное заявление заявителю. Определение суда о возврате судебного приказа получено пенсионным фондом 27.12.2016, о чем свидетельствует проставленный штамп на судебном акте (л.д. 17).

29.12.2016 заявитель обратился в суд с исковым заявлением (вх.№372) о взыскании задолженности в сумме 32 658,83 руб. с Администрации сельского поселения "Досатуйское" муниципального района "Приаргунский район", а также с ходатайством о восстановлении срока на обращение в суд с данным заявлением.

Суд учитывая, что заявителем на момент обращения с первоначальным заявлением 13.12.2016 срок на обращение в суд с указанным заявлением по требованию №207S01160087462 от 26.05.2016 в части суммы 31 122,69 руб. пропущен не был, при получении 27.12.2016 определения о возврате заявления о выдаче судебного приказа, заявителем в течение разумного срока предприняты меры по его направлению с необходимым пакетом документов в суд (почтовый штемпель от 29.12.2016 (л.д. 13-14), в связи с чем, а также принимая во внимание, что перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодательством не определен, признание тех или иных причин уважительными относится к компетенции арбитражного суда, считает возможным восстановить заявителю срок на обращение в суд с данным заявлением №207S01160087462 от 26.05.2016 в части суммы 31 122,69 руб.

По существу заявленных требований о взыскании пени по требованию №207S01160087462 от 26.05.2016, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (действующего на момент выставления требования и обращения в суд с заявлением) (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с частями 3, 4, 5, 8 статьи 15 данного Федерального закона в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Как установлено материалами дела, администрация допустила несвоевременную уплату страховых взносов за первый квартал, полугодие, девять месяцев 2015 года, что повлекло начисление ей пени.

В силу частей 5, 5.2-5.7 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

Частью 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени.

Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (часть 1 статьи 25).

Согласно частям 5, 6 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пеня определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 7 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, из приведенных норм следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного расчетного (отчетного) периода, направляется пенсионным фондом не позднее трех месяцев с момента уплаты плательщиком страховых взносов всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями, - с момента уплаты  последней ее части).

Указанные выводы соответствуют правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 51 Постановления №57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013).

Как указано в требовании №207S01160087462 от 26.05.2016 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов администрации предложено уплатить пени, начисленные: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 30 160,44 руб., на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 498,39 руб. Согласно представленным пенсионным фондом таблицам расчета пени на л.д. 24, пени в указанных выше суммах начислены за период с 05.09.2015 по 26.05.2016.

Пенеобразующая недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за полугодие 2015 года, по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за девять месяцев 2015 года взыскана решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12.04.2016 по делу № А78-2266/2016, погашена в полном объеме платежными поручениями от 21.04.2016 и 28.04.2016 (л.д. 24-25, 44-53).

Частью 2 статьи 9 АПК РФ определено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно части 3 статьи 41 АПК РФ  лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом.

Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.

Определениями суда от 16.01.2017, 07.02.2017, 06.03.2017 заинтересованному лицу предлагалось представить письменный отзыв на заявление с указанием возражений по каждому доводу заявителя со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов. Таких документов администрацией в дело не представлено. В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Суд, проверив основания для взыскания пени, начисленной на недоимку: по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за полугодие 2015 года в сумме 13 432,02 руб. (6830,79+5060,58+1540,65), по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за девять месяцев 2015 года в сумме 15 192,28 руб. (5376,75+4734,49+5081,04), по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за девять месяцев 2015 года в сумме 2 498,39 руб. (315,66+1046,49+1136,24), полномочия заявителя, правильность расчета и размера взыскиваемой суммы, размер платежей и порядок их зачисления пенсионным фондом, отсутствие сведений о добровольной уплате задолженности, считает, что заявленные требования в указанных суммах подлежат удовлетворению.

В остальной части заявленных требований суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении исходя из следующего.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

Уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность плательщика страховых взносов, помимо обязанности по уплате страховых взносов, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате страховых взносов либо после исполнения последней.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению, а, следовательно, и взысканию.

Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Из положений пункта 50 постановления Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013 следует, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты, а в случае представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с нарушением установленных сроков - следующий день после его представления.

В соответствии с частью 7 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, из приведенных норм следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного расчетного (отчетного) периода, направляется пенсионным фондом не позднее трех месяцев с момента уплаты плательщиком страховых взносов всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями, - с момента уплаты последней ее части).

Указанные выводы соответствуют правовой позиции постановления Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 51 Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013.

Из материалов дела следует, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый квартал 2015 года был представлен плательщиком страховым взносов 15.04.2015, пенеобразующая недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за первый квартал 2015 года погашена платежными поручениями №№763 от 07.09.2015, 729 от 10.09.2015, 113525 от 07.10.2015, 68849 от 30.09.2015, 37 от 24.09.2015, 113526 от 07.10.2015, 281923 от 29.10.2015 (согласно пояснениям заявителя, расчетам пени и платежным документам (л.д. 4-6, 24, 44-45, 48-49)). Таким образом, требование об уплате пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за первый квартал 2015 года заявителем должно было быть выставлено не позднее 29.01.2016.

Заявитель обратился за взысканием пени в порядке приказного производства 13.12.2016, по общим правилам административного судопроизводства 29.12.2016.

Вместе с тем при указанных обстоятельствах с учетом положений пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупный срок обращения в суд с подобным заявлением по пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за первый квартал 2015 года в общей сумме 1 536,14 руб. (921,33+486,18+128,63), истек 29.08.2016: трехмесячный срок на предъявление требования с момента полной уплаты недоимки (29.01.2016) + 6 дней на вручение требования (срок установлен пункте 7 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ – 08.02.2016) + 20 календарных дней на исполнение требования (срок установлен в требовании от 26.05.2016 №207S01160087462 на основании пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (29.02.2016) + 6 месяцев на обращение с заявлением в суд (29.08.2016).

С учетом приведенных норм закона, суд приходит к выводу о пропуске заявителем давностного срока обращения в суд с заявлением о взыскании пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за первый квартал 2015 года в сумме 1 536,14 руб. (как в рамках приказного производства, так и по общим правилам административного судопроизводства).

Кроме того, указанные обстоятельства явились основанием для возврата заявления о выдаче судебного приказа в рамках дела № А78-16963/2016 в связи с наличием спора о праве.

Порядок взыскания задолженности, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ начинается с выставления требования, сроки выставления которого установлены частью 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. Неисполнение установленного порядка взыскания пени не может являться основанием для продления сроков взыскания пени.

Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 по делу № А58-5475/2015, от 01.06.2016 по делам № А78-1124/2016, № А78-1126/2016, №А78-5246/2016.

Таким образом, ходатайство заявителя о восстановлении срока в части взыскания пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за первый квартал 2015 года, удовлетворению не подлежит.

Частью 5.7 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, установленный частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

К уважительным причинам пропуска срока, согласно сложившейся судебной практике, относятся обстоятельства объективного характера, не позволившие лицу совершить в установленный срок определенные действия при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Регламентация сроков взыскания задолженности по страховым взносам направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о страховых взносах.

При рассмотрении заявлений о взыскании страховых взносов, предъявленных на основании статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, независимо от наличия соответствующего заявления заинтересованного лица, необходимо проверять, не истекли ли установленные этой нормой сроки для обращения заявителя в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства заявителя, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований пенсионного фонда.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче в суд соответствующего заявления, нахождение представителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя организации (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления (пункт 60 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Пенсионный фонд, обосновывая причину пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности, указал на первоначальную подачу данного заявления в приказном порядке, которое судом заявителю было возвращено в связи с наличием спора о праве. Однако из установленных судом обстоятельств дела следует, что срок подачи заявления о взыскании пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за первый квартал 2015 года на момент обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа уже был пропущен.

Вышеизложенные выводы суда соответствуют правовым позициям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 48 постановления от 27.09.2016 № 36, согласно которому возвращение заявления о вынесении судебного приказа не препятствует взыскателю повторно обратиться в суд с таким заявлением после устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи (части 1 и 2 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства РФ). Если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Таким образом, указанные заявителем причины пропуска на обращение в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности не являлись исключительными и непреодолимыми обстоятельствами, которые не позволили заявителю своевременно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением. В связи с чем, суд отказывает заявителю в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за первый квартал 2015 года в размере 1 536,14 руб.

На основании изложенного, суд, проверив основания для взыскания задолженности, считает, что требования пенсионного фонда подлежат частичному удовлетворению.

На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившего в силу с 01.01.2017, признан утратившим силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившим в силу 01.01.2017, Налоговый кодекс РФ дополнен нормами об установлении, введении и взимании страховых взносов. 

В силу части 2 статьи 4 указанного закона взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что с соответствующим заявлением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд, согласно входящему штемпелю, 11.01.2017 (л.д. 4), однако заявление направлено почтой – конверт от 29.12.2016 года (л.д. 59). Таким образом, на момент обращения в суд пенсионный фонд обладал полномочиями по взысканию предъявленной задолженности.

К моменту рассмотрения дела по существу полномочиями по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование обладает налоговый орган, на учете в котором состоит плательщик страховых взносов.

Следовательно, в качестве взыскателя в исполнительных листах подлежит указанию Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Забайкальскому краю.

В части требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) о взыскании суммы почтовых расходов по отправке заинтересованному лицу копии заявления по делу заявителем в дело представлена копия списка внутренних почтовых отправлений от 29.12.2016 №04 с отметкой органа почтовой связи и с приложением копии почтовой квитанции. Таким образом, факт несения расходов в размере 37 руб. и взаимосвязь с рассматриваемым делом подтверждается и заинтересованным лицом  под сомнение не ставится.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

После оценки соответствующих документов по вопросу несения почтовых расходов заявителем по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что такие расходы фактически понесены и связаны с данным делом, а потому подлежат взысканию, исходя также из того, что направление копии заявления второй стороне по делу (в данном случае страхователю) является обязанностью заявителя, а способ его доведения – правом, с учетом положений статей 125 и 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований о распределении судебных расходов.

Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, Администрация сельского поселения "Досатуйское" муниципального района "Приаргунский район" освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-171, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации сельского поселения "Досатуйское" муниципального района "Приаргунский район" (01.12.2005 зарегистрирована в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 674313, <...>) задолженность в общем размере 31 122,69 руб., в том числе: пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за полугодие 2015 года, девять месяцев 2015 года в сумме 28 624,30 руб., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2015 года в сумме 2 498,39 руб., с зачислением указанных сумм в соответствующий бюджет.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскателем в исполнительных листах указать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №4 по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрирована 22.12.2004, адрес: 674673, <...>).

Взыскать с Администрации сельского поселения "Досатуйское" муниципального района "Приаргунский район" (01.12.2005 зарегистрирована в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 674313, <...>) в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) судебные расходы в размере 35,25 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                                Б.В. Цыцыков