АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-383/2018
02 марта 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2018 года
Решение изготовлено в полном объёме 02 марта 2018 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Переваловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полутовой Е.А.,
рассмотрел дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Адидас» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №1084 от 21.12.2017
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился (извещен);
от заинтересованного лица: ФИО1, представителя по доверенности от 07.09.2017.
Общество с ограниченной ответственностью «Адидас» (далее- ООО «Адидас», Заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее- административный орган, Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №1084 от 21.12.2017 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил в силу статьи 123 АПК РФ надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в порядке ст.210 АПК РФ.
Заявитель требование поддерживает, по основаниям, изложенным в заявлении, указывает на то, что детская спортивная продукция не подпадает под требования технического регламента Таможенного союза №007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №797. Кроме того, наказание принято без учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Представитель административного органа требование оспорил, по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.32-33) указав, на то, что материалами административного производства подтверждается состав и событие правомерно квалифицированного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ. Размер наказания назначен в соответствии с нормами ст.4.1 КоАП РФ.
Судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 11 часов 00 минут 28.02.2018, о чем сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.
После перерыва представитель заявителя явку не обеспечил, уведомлен в соответствии со ст.163 АПК РФ.
Представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в предыдущих заседаниях.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав позицию стороны, установил следующие обстоятельства.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322 является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Основанием для проведения плановых проверок является разработанный органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодный план (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в соответствии с планом проверок на 2017 год, утвержденным приказом от 31.10.2016 №221 была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Адидас» по месту осуществления деятельности на территории Забайкальского края- <...>, <...>.
Распоряжение о проведении плановой проверки №70 от 09.10.2017 было направлено в адрес ООО «Адидас» и им получено 30.05.2017.
Распоряжением №71 от 23.06.2017 проведение проверки продлено до 25.07.2017 (получено 07.07.2017 согласно почтовому отправлению с номером 67200011161676).
По результатам проверки Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю составлен акт №07-70 от 25.07.2017 (л.д.75-76), согласно которого, установлено, что 23.06.2017г. в 15 час. 00 мин. в организации торговли (магазин «Адидас»): <...>, принадлежащий ООО «Адидас» осуществляется реализация продукции (детских товаров), в отсутствии обязательного подтверждения соответствия. Футболки спортивные детские, артикул ВК 5640, хлопок 100%, цвет- бежевый, чёрный, производство Пакистан, в количестве 5 единиц по цене 990 рублей, на сумму 4950 рублей реализуются без товарно-сопроводительной документации, подтверждающей прохождение процедуры обязательной оценки подтверждении соответствия требованиям TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», обеспечивающей прослеживаемость данной продукции, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), заверенной подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В рамках проверки товарно-сопроводительные документы, декларации о соответствии, сертификаты соответствия также не представлены, в связи с чем, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом обязательных требований п.1, п.4 ст.7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-01 «О защите прав потребителей», ст.23 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184, чЛ, 2 ст. 12 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.
08.11.2017 по факту выявленных нарушений, специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в отсутствии законного представителя, уведомленного надлежащим образом (уведомление 67200214864923, получено 05.10.2017), составлен протокол об административном правонарушении, которым установлен факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
21.12.2017 заместителем Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю рассмотрены материалы дела и вынесено постановление №1084 (л.д.35-36) о привлечении ООО «Адидас» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Заявитель, полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным, обратился в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, образует нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к регулируемых ими объектам.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно статьям 6, 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" защита жизни или здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", которым установлены обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции.
В силу статьи 3 названного таможенного регламента, продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 1 Технического регламента "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" этот технический регламент распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
К продукции, на которую распространяется действие данного технического регламента, относится, одежда, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия (свитера, куртки, юбки, брюки, рейтузы, шорты, платья, комплекты, блузки, сорочки верхние, жилеты, пижамы, кальсоны, панталоны, фуфайки, футболки, комбинации, купальные изделия, пеленки, чепчики, ползунки, распашонки, кофточки, трусы, фартуки, майки, колготки, носки, получулки, чулки, перчатки, варежки, платки, шарфы, головные уборы и аналогичные изделия, заявленные изготовителем как предназначенные для детей и подростков).
Частью 1 статьи 12 ТР ТС от 23.09.2011 N 797 установлено, что перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре обязательной оценки (подтверждению) соответствия требованиям настоящего технического регламента, которая осуществляется в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия, декларирования соответствия или сертификации.
Таким образом, футболка спортивная детская арт. ВК 5640 относится к одежде детского и подросткового ассортимента и попадает под действие TP ТС № 007/2011, следовательно, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия и должна сопровождаться документацией, подтверждающей прохождение процедуры обязательной оценки подтверждения соответствия требованиям TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», обеспечивающей прослеживаемость данной продукции, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), заверенной подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю установлена реализация ООО «Адидас» продукции (детских товаров), а именно, футболок спортивных детских без товарно-сопроводительной документации, подтверждающей прохождение процедуры обязательной оценки подтверждения соответствия требованиям TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В п.16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ законодателем установлена за сам факт нарушения норм и требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, безотносительно к последствиям действия (бездействия) правонарушителя и ущерба. Следовательно, возникновение существенной угрозы общественным интересам в сфере установленного порядка обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.14.43 КоАП РФ является по своим признакам формальным, т.е. считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий врезультате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично - правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действии или бездействия.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 №60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деянии.
Допущенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок государственного регулирования в области технического регулирования процесса реализации продукции, предназначенной для детей и подростков, который обеспечивает соблюдение прав потребителей названной продукции и защиту жизни и здоровья граждан.
Учитывая изложенное, суд не усматривает в данном случае исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным.
Оснований для применения положений о снижении штрафа ниже низшего предела, суд также не усматривает, о таковых обществом не заявлено.
Ввиду отсутствия статуса субъекта малого и среднего предпринимательства положения ст.4.1.1 КоАп также не применимы.
Процессуальных нарушений судом в ходе ведения административного дела не установлено.
Довод заявителя о том, что при назначении наказания, административным органом не учтены смягчающие ответственность обстоятельства в виде добровольного прекращения противоправного поведения, отсутствие жалоб потребителей на указанный товар, не принимается судом.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП для юридических лиц, составляет от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Административным органом назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере с учетом отсутствия повторности совершения правонарушения и постделиктного поведения лица.
На основании изложенного, суд полагает, что заявленные требования, удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Адидас» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №1084 от 21 декабря 2017 года, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Е.А. Перевалова