ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4198/18 от 01.08.2018 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита Дело №А78-4198/2018

03 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2018 года

Решение изготовлено в полном объёме 03 августа 2018 года

Судья Арбитражного суда Забайкальского края Ю.В. Судакова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной И.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным представления от 14.02.2018 №91-24-14/20,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Министерства образования и науки Российской Федерации,

2) Правительства Забайкальского края,

3) Министерства территориального развития Забайкальского края,

4) Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 13.01.2017,

от заинтересованного лица: не явился,

от третьего лица 1: не явился,

от третьего лица 2: не явился,

от третьего лица 3: не явился,

от третьего лица 4: не явился.

установил:

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее – заявитель, министерство, Минтруда и соцзащиты Забайкальского края) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - УФК по Забайкальскому краю) от 14.02.2018 №91-24-14/20.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) Министерство образования и науки Российской Федерации, 2) Правительство Забайкальского края, 3) Министерство территориального развития Забайкальского края, 4) Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица требования не признал по доводам, изложенным в возражении на заявление, указал на законность и обоснованность оспариваемого представления.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.07.2018 до 01.08.2018. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края (http://chita.arbitr.ru) и на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http://www.arbitr.ru).

В судебное заседание представители третьих лиц не явились, в соответствии со статьей 123 АПК РФ уведомлены надлежащим образом.

Также после объявленного судом перерыва в судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Управлением в период с 10 по 22 января 2018 была проведена внеплановая камеральная проверка в Министерстве труда и соцзащиты Забайкальского края. Тема камеральной проверки: подтверждение фактов нарушений условий софинансирования субсидий и из федерального бюджета, выявленных по результатам инвентаризации исполнения расходных обязательств субъектов РФ (местных бюджетов), софинансирование которых осуществлялось из федерального бюджета в 2015-2016 годах.

Проверка проводилась на основании приказов от 28.12.2017 № 949-0 «О назначении проведения внеплановой камеральной проверки в Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края» (т.2, л.д.30-31), от 12.01.2018 №10-о «О внесении изменений в приказ Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 28.12.2017 № 949-0 «О назначении проведения внеплановой камеральной проверки в Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края» (т.2, л.д.32-33), в соответствии с поручением Федерального казначейства от 13.12.2017 № 07-04-05/17-960 «О проведении внепланового контрольного мероприятия» (т.2, л.д.20-21).

В ходе проведенной проверки, УФК по Забайкальскому краю выявило нарушение Министерством, норм Бюджетного кодекса РФ, пункта 3(2) Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1203 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1534), подпункта 3.4.3 пункта 3.4 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 13 апреля 2016 г. № 07.G22.24.0037, а именно:

1. Министерством не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Забайкальского края в 2016 году, что повлекло перерасход средств федерального бюджета, в размере 12 681 169,12 руб.

По результатам проверки составлен акт от 22.01.2018 (л.д. 52-73, т.2).

Представлением УФК по Забайкальскому краю от 14.02.2018 №91-24-14/20 Министерству предложено рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения, определен срок принятия мер: 30 календарных дней со дня получения Представления, о результатах исполнения настоящего Представления проинформировать УФК по Забайкальскому краю не позднее 2 дней, с даты исполнения Представления (л.д.11-14, т.1).

Ссылаясь на незаконность оспариваемого представления, а также нарушение прав и законных интересов, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя таким представлением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования Министерства удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" установлено, что Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В силу пункта 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Согласно пункту 2 указанной статьи под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В связи с этим проведение казначейством проверки за использованием министерством средств субсидии из федерального бюджета, а также выдача по ее результатам оспариваемого представления осуществлено в пределах предоставленных полномочий.

Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Оспариваемым представлением управление не устанавливает совершение министерством бюджетных правонарушений, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Статьей 34 БК РФ определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип эффективности использования бюджетных средств который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно статье 129 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.

Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании Соглашения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Министерством образования и науки РФ и Правительством Забайкальского края 13.04.2016 заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 282 544 800,00 руб. № 07.G22.24.0037 (т.1, л.д.36-46).

Соглашение заключено в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203 (далее - Правила).

Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2016 году субсидии бюджету Забайкальского края на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в целях создания условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, предусмотренной по коду бюджетной классификации Российской Федерации: глава 074 «Министерство образования и науки Российской Федерации», раздел 10 «Социальная политика», целевая статья 03 3 07 50820 «Субсидии на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» на основании Закона Забайкальского края от 29 декабря 2015 г. № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» (далее - Закон № 1289) и государственной программы Забайкальского края «Социальная поддержка граждан на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 10 июня 2014 г. № 328.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 10 июня 2014 г. № 328 утверждена подпрограмма «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Забайкальского края «Социальная поддержка граждан на 2014 - 2020 годы» (далее - Краевая подпрограмма), включающая мероприятия на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Паспортом подпрограммы установлено, что ответственным исполнителем подпрограммы является Минтруда и соцзащиты Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 3(2) Правил и Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2016 г. № 342 «Об установлении на 2016 год уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» минимальный уровень софинансирования из бюджета Забайкальского края должен составлять 30%.

Согласно п. 1.2 Соглашения минимальный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на исполнение расходных обязательств, составляет 121 090 600 руб.

Общий объем финансового обеспечения расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия в рамках Соглашения, составляет 403 635 400,00 руб. (282 544 800,00руб. + 121 090 600,00руб.).

В 2016 году бюджету Забайкальского края доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 282 544 800,00руб. (КБК 074 10 04 0330750820 521 код цели - 780). Фактически в бюджет Забайкальского края субсидия из Федерального бюджета в 2016 поступила не в полном объеме, предусмотренном Соглашением - всего 87 829 492,76 руб.

Неисполненные назначения по бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств за счет субсидии из федерального бюджета в сумме 194 715 307,24 руб. отозваны.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 29 декабря 2015 № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» (ред. от 25.05.2016, 21.07.2016, 11.10.2016, 29.11.2016, 14.12.2016) (далее - Закон ЗК № 1289) софинансирование расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений было предусмотрено в размере 91 090 600 руб.

Таким образом, бюджетные ассигнования в бюджете Забайкальского края на исполнение расходных обязательств на реализацию подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Забайкальского края «Социальная поддержка граждан на 2014-2020 годы» были предусмотрены.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 3 марта 2016 № 70-р Минтруда и соцзащиты Забайкальского края определено как исполнитель Соглашения.

Согласно данным отчета Минтруда и соцзащиты Забайкальского края (ф. 503828) по состоянию на 1 января 2017 показатель «Фактически сложившийся уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии, %» по строке 100 в графе 4 составляет 26,96 %. Израсходовано средств бюджета Забайкальского края по строке 091 в графе 4 - 23 682 451,90 рублей. Фактически использованные средства бюджета субъекта при реализации мероприятия Краевой подпрограммы составили 19 525 247,70 рублей (23 682 451,90- 4 157 204,20).

В соответствии с п. 3.4.3 Соглашения, получатель субсидии обязан обеспечить софинансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации в размере не менее предусмотренного п. 1.2 Соглашения.

На основании изложенного Управление пришло к выводу, что Минтруда и соцзащиты Забайкальского края указанное условие Соглашения и пункта 3(2) Правил исполнено не было.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Между тем, УФК по Забайкальскому краю не учтено, Российская Федерация при выделении финансирования в рамках указанной программы вступило в гражданско-правовые отношения с субъектом Российской Федерации.

В рамках указанного соглашения субъект Российской Федерации принял на себя обязательства по софинансированию указанного проекта.

Так, дополнительным Соглашением, заключенным между Министерством образования и науки РФ и Правительством Забайкальского края 26.06.2017 № 1 были внесены изменения в Соглашение, продляющие сроки его исполнения на 2017 год.

Дополнительное соглашение было заключено на основании п. 8.1 Соглашения, которым предусмотрено, что изменение настоящего соглашения осуществляется по инициативе сторон в письменной форме в виде дополнительных соглашений к настоящему соглашению, которые являются его неотъемлемой частью, а также п. 2.4. Соглашения – при наличии потребности в не использованном на 1 января текущего финансового года остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением Министерства о подтверждении указанной потребности может быть использован получателем в текущем финансовом году на те же цели в порядке, установленном законодательством РФ.

Указанным дополнительным соглашением от 26.06.2017 были внесены изменения в части сроков исполнения основного соглашения № 07.G22.24.0037 от 13.04.2016, а руководствуясь п. 8.1 соглашения, все изменения являются его неотъемлемой частью.

Таким образом, в связи с продлением сроков исполнения обязательств по Соглашению от 13.04.2016 в 2017 году по состоянию на 01.01.2018 уровень софинансирования бюджета Забайкальского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа за период реализации Соглашения по итогам 2016 и 2017 годов составляет 35,8%.

На основании вышеизложенного суд считает, что обязательства Забайкальского края по обеспечению уровня софинансирования за счет средств бюджета Забайкальского края в рамках реализации Соглашения выполнены.

При таких обстоятельствах оспариваемое Министерством представление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

На основании чего требования Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины при рассмотрении споров в арбитражном суде.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 14.02.2018 N 91-24-14/20.

Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю устранить нарушения прав и законных интересов Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Ю.В. Судакова