ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4455/14 от 16.07.2014 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                          Дело № А78-4455/2014

16 июля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2014 года

Решение изготовлено в полном объёме июля 2014 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыной У.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стрелец" о признании незаконным и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае от 14.04.2014 №№ 76-14/89, 76-14/90, 76-14/91, 76-14/93,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г.Чите,

при участии в заседании:

от заявителя: не было,

от заинтересованного лица: ФИО1, представителя по доверенности от 16.06.2014,

от третьего лица: ФИО2, представителя по доверенности от 09.07.2014.

Общество с ограниченной ответственностью "Стрелец" (далее общество, ООО «Стрелец») обратилось в суд с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае от 14.04.2014 №№ 76-14/89, 76-14/90, 76-14/91, 76-14/93.

Определением от 23.06.2014, по обжалованию постановлений объединены в одно производство с присвоением ему номера А78-4455/2014, рассмотрение дела назначено на 16.07.2014 15-15.

Ответчик возражений в суд не представил, уведомлен в порядке ст.123 АПК РФ.

Копия определения от 23.06.2014 направлена ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре физических лиц.

Корреспонденция возвращена органом почтовой связи по причине истечения срока хранения на основании пунктов 33 - 35 Правил оказания услуг почтовой связи, что в силу пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ свидетельствует о надлежащем извещении ответчика.

Кроме того, согласно общедоступной базе судебных актов указанное определение опубликовано 23.06.2014.

В заявлениях общество указало, что обжалуемые постановления подлежат отмене, поскольку ООО «Стрелец» не было уведомлено месте и времени их вынесения, общество находится в стадии ликвидации, ликвидатору не было известно о валютных операциях общества.

Представитель органа финансово-бюджетного надзора пояснил, что факт совершения административных правонарушений подтверждается материалами дела, взыскания наложены уполномоченным на то лицом в пределах санкции, установленной законодателем.

Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя.

Суд, изучив материалы дела, установил.

ООО «Стрелец» были получены разрешения №№ 75002502 от 16.07.2012, 75003038 от 24.06.2013, 75003057 от 08.07.2013 на привлечение и использование иностранных работников (граждан КНР) в качестве водителей автомобилей, контролеров качества продукции и технологического процесса, мастеров участка, машинистов бульдозера и экскаватора, проходчиков, а также инженерно-технического персонала. С прибывшими иностранными гражданами обществом заключены трудовые договоры.

В силу пп.в п.6 ст. 1 Закона № 173-ФЗ, ООО «Стрелец» является резидентом, а согласно пп.а п.7 ст.1 указанного закона, гражданине КНР - нерезидентами. В соответствии с пп.б п.9 ст.1 Закона № 173-ФЗ, приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом   в   пользу  резидента  валюты  Российской   Федерации,   а  также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, является валютной операцией.

Часть 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ обязывает юридических лиц - резидентов при осуществлении валютных операций расчеты производить через банковские счета в уполномоченных банках. Указанной нормой предусмотрены исключительные случаи расчетов юридическими лицами - резидентами с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках в наличной валюте Российской Федерации: расчеты по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

ООО «Стрелец» 30.06.2013 произведена выплата вышеуказанным нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в сумме 17 742 руб. (платежная ведомость № 15).

В соответствии с приложением 2 к Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», данному виду валютных операций соответствует код 70060 - расчеты, связанные с выплатой резидентом нерезиденту заработной платы и других видов оплаты труда.

Выплата заработной платы нерезидентам не относится к исключительным случаям расчетов без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Осуществляя выплату заработной платы нерезидентам, минуя банковские счета в уполномоченных банках, ООО «Стрелец» нарушило порядок расчетов, установленный ст. 14 Закона № 173-ФЗ.

Согласно ст.25 Закона № 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, резиденты несут ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

По выявленному правонарушению Межрайонной ИФНС № 2 по г.Чите в соответствии с полномочиями, предоставленными п.80 ст.28.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Стрелец» составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2014 с квалификацией его по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ - осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. Данное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Постановлением от 14.04.2014 № 76-14/89, вынесенным органом финансово-бюджетного надзора в соответствии с п.60 ст.23.1 КоАП РФ, ООО «Стрелец» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере ¾ суммы незаконной валютной операции, что составило 13307 руб.

Также налоговым органом было установлено, что по приведенным выше разрешениям №№ 75002502 от 16.07.2012, 75003038 от 24.06.2013, 75003057 от 08.07.2013 на привлечение и использование иностранных работников (граждан КНР), ООО «Стрелец» 15.07.2013 произведена выплата вышеуказанным нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в сумме 19 600 руб. (платежная ведомость № 20).

По выявленному правонарушению Межрайонной ИФНС № 2 по г.Чите в отношении ООО «Стрелец» составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2014 с квалификацией его по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Постановлением от 14.04.2014 № 76-14/90 ООО «Стрелец» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере ¾ суммы незаконной валютной операции, что составило 14700 руб.

Также налоговым органом было установлено, что по приведенным выше разрешениям №№ 75002502 от 16.07.2012, 75003038 от 24.06.2013, 75003057 от 08.07.2013 на привлечение и использование иностранных работников (граждан КНР), ООО «Стрелец» 31.07.2013 произведена выплата вышеуказанным нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в сумме 19 208 руб. (платежная ведомость № 24).

По выявленному правонарушению Межрайонной ИФНС № 2 по г.Чите в отношении ООО «Стрелец» составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2014 с квалификацией его по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Постановлением от 14.04.2014 № 76-14/91 ООО «Стрелец» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере ¾ суммы незаконной валютной операции, что составило 14406 руб.

Также налоговым органом было установлено, что по приведенным выше разрешениям №№ 75002502 от 16.07.2012, 75003038 от 24.06.2013, 75003057 от 08.07.2013 на привлечение и использование иностранных работников (граждан КНР), ООО «Стрелец» 19.08.2013 произведена выплата вышеуказанным нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в сумме 1568 руб. (платежная ведомость № 30).

По выявленному правонарушению Межрайонной ИФНС № 2 по г.Чите в отношении ООО «Стрелец» составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2014 с квалификацией его по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Постановлением от 14.04.2014 № 76-14/91 ООО «Стрелец» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере ¾ суммы незаконной валютной операции, что составило 1176 руб.

В рассматриваемых случаях объективная сторона административного правонарушения,   предусмотренного   ч.1   ст. 15.25   КоАП   РФ,   заключается   в осуществлении ООО «Стрелец» валютных операций с нарушением валютного -законодательства Российской Федерации, а именно в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Уведомления от 11.03.2014, которыми общество вызывалось в Межрайонную ИФНС России № 2 по г.Чите на 20.03.2014 для дачи объяснений и составления протоколов об административных правонарушениях по фактам осуществления расчетов с нерезидентами наличными денежными средствами, были вручены 13.03.2014 директору общества ФИО3 На составление протоколов об административных правонарушениях общество представителя не направило.

Решение о ликвидации ООО «Стрелец» и назначение ликвидатором ФИО4 принято 20.03.2014 (протокол внеочередного общего собрания участников общества), следовательно, уведомления от 11.03.2014 о составлении административных протоколов были вручены законному представителю общества.

Определениями ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае от 01.04.2014 рассмотрение дел об административных правонарушениях №№ 76-14/89, 76-14/90, 76-14/91, 76-14/93 были назначены на 14.04.2014. Данные определения направлены в адрес ООО «Стрелец» по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ – г.Чита, ул.9-го Января д.6 офис 404, возвращены почтовым органом с отметкой «истек срок хранения» 12.05.2014.

Контролером-ревизором отдела валютного контроля ФИО5 07.04.2014 в 15-30 со стационарного телефона № <***> был составлен разговор с ликвидатором ООО «Стрелец» ФИО4 (сотовый телефон <***>) о назначении времени и даты рассмотрения дел об административных правонарушениях с предложением направить любым видом связи определение о назначении рассмотрения дела, на что был получен ответ о его личной явке в ТУ Росфиннадзора по Забайкальскому краю за получением определений, определения получены не были ФИО4 в ТУ Росфиннадзора по Забайкальскому краю за получением определений не явился.

ООО «Стрелец» 14.04.2014 на рассмотрение дел об административных правонарушениях №№ 76-14/89, 76-14/90, 76-14/91, 76-14/93 не явилось.

П.24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушения» разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Росфиннадзором были приняты достаточные меры к уведомлению общества о месте и времени вынесения обжалуемых постановлений.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами  субъекта  Российской  Федерации  предусмотрена  административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе судебного разбирательства ООО «Стрелец» не было представлено доказательств наличия обстоятельств, не позволивших ему выполнить установленную законом обязанность в осуществлении валютных операций по счетам в уполномоченных банках РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 20.11.2008) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» правонарушение признается малозначительным при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исходя из пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», положения о малозначительности могут быть применены с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий. При этом нарушение не должно быть существенным. Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и может иметь место только в исключительных случаях при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении обществом к исполнению своих публично-правовых обязанностей в финансово-бюджетной сфере, выявленные правонарушения не могут быть оценены в качестве малозначительных.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                          Р Е Ш И Л:

В заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Стрелец", зарегистрированным по адресу: г.Чита, ул.9-го Января 6, офис 404, ОГРН <***>, ИНН <***>, требованиях о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае от 14.04.2014 №№ 76-14/89, 76-14/90, 76-14/91, 76-14/93, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней.

Судья                                                           Горкин Д.С.