АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-4521/2022
18 июля 2022 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Переваловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешидоржиевой А.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий: - по не указанию в ответе от 17.03.2022 исх. № 06/1400 оснований для отказа в предоставлении для ознакомлении с запрошенной информации, из числа поименованных в ч. 1, ст. 20 ФЗ № 8;
- по отказу в предоставлении возможности ознакомиться с информацией из тарифного дела по установлению единого тарифа по обращению с ТКО для регионального оператора ООО «Олерон+»; в целях восстановления прав и законных интересов обязать повторно рассмотреть заявление от 16.02.2022 и в случае отказа в предоставлении возможности ознакомления с тарифными делами по установлению единого тарифа по обращению с ТКО на 2020, 2021, 2022 годы, и дачи мотивированного ответа, с указанием оснований из числа поименованных в ч. 1, ст. 20 ФЗ № 8; предоставить заявителю или его представителю возможность ознакомления с тарифными делами по установлению единого тарифа по обращению с ТКО на 2020, 2021, 2022 годы,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Олерон +» (ОГРН, 5137746125798, ИНН <***>),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее- заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее- Служба, РСТ Забайкальского края) о признании незаконными действий: - по не указанию в ответе от 17.03.2022 исх. № 06/1400 оснований для отказа в предоставлении для ознакомлении с запрошенной информации, из числа поименованных в ч. 1, ст. 20 ФЗ № 8; - по отказу в предоставлении возможности ознакомиться с информацией из тарифного дела по установлению единого тарифа по обращению с ТКО для регионального оператора ООО «Олерон+»; в целях восстановления прав и законных интересов обязать повторно рассмотреть заявление от 16.02.2022 и в случае отказа в предоставлении возможности ознакомления с тарифными делами по установлению единого тарифа по обращению с ТКО на 2020, 2021, 2022 годы, и дачи мотивированного ответа, с указанием оснований из числа поименованных в ч. 1, ст. 20 ФЗ № 8 предоставить заявителю или его представителю возможность ознакомления с тарифными делами по установлению единого тарифа по обращению с ТКО на 2020, 2021, 2022 годы.
Определением от 08 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью «Олерон +».
В судебное заседание лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили, уведомлены в соответствие со ст.123 АПК РФ.
В судебное заседание от заявителя поступило ходатайство о передаче дела по подсудности в суд общей юрисдикции.
Судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 10 часов 30 минут 18.07.2022, о чем сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru, на обсуждение сторон поставлен вопрос о компетенции арбитражного суда по рассмотрению настоящего спора.
После перерыва представили лиц, участвующих в деле не явились, уведомлены в соответствие со ст.163 АПК РФ.
Судом принято определение от 18.07.2022 об отказе в передаче дела по подсудности в суд общей юрисдикции.
Заявитель в заявлении требования поддержал, указал на то, что ознакомление с материалами тарифного дела обусловлено возможностью реализации права на обжалование тарифного решения по установлению тарифа по обращению с ТКО в судебном порядке. Государственный орган не указал оснований для отказа в предоставлении информации, из числа, поименованных в Законе №8-ФЗ, что является самостоятельным основанием для удовлетворения требований заявителя.
Представитель заинтересованного лица, принимавший участие в предварительном заседании 11 июля 2022 года, заявленные требования оспорил, по доводам, приведенным в отзыве на заявление и дополнении к нему, со ссылкой на то, что порядок предоставления информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регламентирован не Законом об обеспечении доступа к информации, а Правилами регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Исследовав материалы дела, в том числе дополнительные пояснения сторон, суд установил следующие обстоятельства по делу.
Как следует из материалов дела, 16 февраля 2022 года в адрес РСТ Забайкальского края от индивидуального предпринимателя ФИО1 поступил запрос, согласно которого в порядке ФЗ №8 «Об обеспечении доступа о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» заявитель просит предоставить возможность ознакомиться с тарифными делами по ООО «Олерон+» за 2020, 2021 и 2022 годы.
Решением, формализованном в письме №06/1400 от 17.03.2022 РСТ Забайкальского края отказано в предоставлении возможности ознакомиться с тарифными делами, со ссылкой на п.14 Правил регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Заявитель, полагая, что РСТ нарушен Федеральный закон №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон об обеспечении доступа к информации) в части отказа в предоставлении информации, обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст.200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно Положению о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16.05.2017 (далее- Положение), РСТ является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по государственному управлению и регулированию цен (тарифов) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), в сфере, в том числе регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе.
Согласно п.п.13.2.27 и 13.2.30 Положения, к полномочиям Службы относится, принятие нормативных актов об утверждении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Заявление мотивировано тем, что действия по не указанию в ответе от 17.03.2022 исх. № 06/1400 оснований для отказа в предоставлении для ознакомления с запрошенной информацией, из числа поименованных в статье 20 Закона №8-ФЗ и действия по отказу в предоставлении возможности ознакомиться с информацией из тарифного дела по установлению единого тарифа по обращению с ТКО для регионального оператора ООО «Олерон+» противоречат нормам статей 19, 20 Закона об обеспечении доступа к информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона об обеспечении доступа к информации информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Как установлено судом, информация о деятельности Службы имеется на официальном сайте органа исполнительной власти rst.75.ru в разделах, в которых размещается информация о мероприятиях (действиях), реализуемых органом исполнительной власти в целях соблюдения принципов открытости и доступности информации. Сайт содержит разделы «О службе», «Раскрытие информации», «План работы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края», «Публичные слушания», «Деятельность» и др.
Материалами дела подтверждается, в том числе, из содержания запроса заявителя следует, что, последним запрошены не сведения о деятельности государственного органа, а материалы тарифного дела, положенные в основу принятых нормативных актов.
При этом, на сайте Службы в разделе «Документы» - «Приказы и решения» размещена информация об основных показателях расчета тарифов, отраженных в протоколах заседания Правления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 564 утверждены стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Стандарты), в соответствии с пунктом 1 которых Настоящий документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - регулируемые организации).
В число регулируемых организаций в целях применения Стандартов включены как операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - информационно-аналитическая система; ИАС).
Согласно пункту 6 Стандартов раскрываемая информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Операторы по обращению с ТКО должны раскрывать информацию о своей деятельности не в связи с требованием органа регулирования, не для органа регулирования, а в целях обеспечения прозрачности своей деятельности, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Размещение информации в информационно-аналитической системе осуществляется в соответствии с формами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 14 Правил регулирования тарифов уполномоченные руководителем представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются тарифы, вправе на основании письменного ходатайства получать информацию о ходе рассмотрения предложения об установлении тарифов и снимать копии с документов в течение всего периода рассмотрения предложения до момента установления тарифов, а также в течение года с даты принятия решения об установлении тарифов.
Таким образом, Служба действовала в пределах своих полномочий, ответ на запрос содержит ссылку на п.14 Правил регулирования тарифов, который и явился основанием для отказа заявителю в предоставлении истребованных материалов. При этом заявитель не лишен возможности ознакомиться на сайте регионального оператора с его деятельностью, в случае такой необходимости.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд приходит к выводу о том, что действия Службы, произведенные в соответствии с положениями соответствующих Правил, не нарушают права и законные интересы заявителя, иного последним не доказано.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что запрошенная заявителем информация не подпадает под указанное в Законе об обеспечении доступа к информации понятие информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, поскольку запрошены не сведения о деятельности государственного органа, а материалы тарифного дела, предоставление которых осуществляется в соответствие с Правилами регулирования тарифов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании, суд приходит к выводу об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действия по не указанию в ответе от 17.03.2022 исх. № 06/1400 оснований для отказа в предоставлении для ознакомлении с запрошенной информации, по отказу в предоставлении возможности ознакомиться с информацией из тарифного дела и об обязании устранить допущенные нарушения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Е.А. Перевалова