ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4910/2021 от 17.08.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                       Дело №А78-4910/2021

20 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 20 августа 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Цыцыкова Б.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по  заявлению Индивидуального предпринимателя Морозова Михаила Николаевича к Межрайонной инспекции ФНС России №2 по г.Чите, о признании недействительным решения от 18.01.2021г., №186 «о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке»,

при участии в судебном заседании:

от  заявителя: не явился,

от налогового органа: Тарской Е.А., представителя по доверенности от 26.01.2021г.,

Заявитель – Индивидуальный предприниматель Морозов Михаил Николаевич ОГРНИП 319753600005680, ИНН 753000676596 (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России №2 по г. Чите ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435 (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решение №186 от 18.01.2021г., о приостановлении операций по расчетным счетам открытых в ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» (в редакции решения УФНС России по Забайкальскому краю от 12.04.2021 № 2.14-09/04902),

В судебное заседание не явился представитель заявителя. В соответствии со ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) уведомлен надлежащим образом.

До начала судебного заседания им в адрес суда направлена телефонограмма о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель налогового органа участвующий в деле, суду пояснила, что заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, в судебных заседаниях, а также на основании доводов изложенных в письменных пояснениях.

Заслушав представителя лица, участвующего в деле, рассмотрев материалы дела, дополнительно представленные документы, суд установил следующие обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Морозов Михаил Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и ему присвоен основной государственный регистрационный номер 319753600005680, на налоговом учете состоит в Межрайонной инспекции ФНС России №2 по г.Чите, ИНН 753000676596,

            18.01.2021г., налоговым органом было вынесено оспариваемое решение №18 «О приостановлении всех расчетных операций по расчетному счету налогоплательщика в ПАО «Финансовая корпорация Открытие».

            Основанием вынесения указанного оспариваемого решения послужил тот факт, что заявитель в налоговый орган не представил налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019г., в срок до 30.07.2020г.

       Указанное решение инспекции было обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Забайкальскому краю, решением которого от 12.04.2021г., №2.14-09/04902 решение инспекции было оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения. 

       Не согласившись с указанным решением налогового органа, предприниматель  оспорил его в судебном порядке.

       При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого решения, вынесенного в порядке ст.101 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ), заявителем соблюдены условия, предусмотренные п.2 ст.138 НК РФ о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.

       Оценив установленные обстоятельства и доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.                                                                             

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (п.2 ст.31 и п.2 ст.32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).

Также согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991г., №943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации №3-П от 24.02.2004г., судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении №9-П от 27.05.2003г., обозначил границы ответственности за деяния, влекущие сокращение налоговых платежей, сформулировав правовую позицию, согласно которой недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно оптимального вида платежа. Такие действия налогоплательщика признаются направленными на реализацию принадлежащих ему конституционных прав - при отсутствии доказательств их незаконности либо нереальности.

       В соответствии со ст.123 Конституции РФ, ст.ст.7,8,9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

       Согласно ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

       В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

       Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

       В силу ч.2 ст.201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

       Суд, проверив законность процедуры проведения налоговой проверки и рассмотрения ее материалов с учетом установленных обстоятельств, приходит к выводу о том, что нарушений установленного НК РФ порядка проведения налоговых проверок и вынесения решений по ним, которые являются безусловным основанием для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа в соответствии с п.14 ст.101 НК РФ, налоговым органом не допущено.

       Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, а оспариваемое решение налогового органа правомерным и обоснованным в связи со следующим.

Статьей 19 НК РФ определено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Согласно пп.1.7 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют в т.ч. право:

-получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

-представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

Подпунктами 1-4, 6, 7 ст.23 НК РФ установлены, в т.ч. обязанности налогоплательщиков:

-  уплачивать законно установленные налоги;

-встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

-вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

-представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

-представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

-  выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

               Согласно пп.1, 2, 4, 5, 8, 9 п.1 ст.31 НКРФ налоговые органы вправе:

-требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

-проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

-вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

- приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

-требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

-взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с пп.1, 4.1 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны:

-  соблюдать законодательство о налогах и сборах;

-осуществлять контроль, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

-передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 ст.11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика.

Как следует из п.1 ст.346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

В соответствии с п.1 ст.346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Согласно п.1 ст.346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В силу прямого указания п.2 ст.346.13 НК РФ, вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п.2 ст.84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

То есть, законодатель предусмотрел специальные правила перехода на УСН для вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя, изъявившего желание использовать данный налоговый режим с момента начала своей деятельности, а именно - путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

Соответственно, переход налогоплательщика на УСН носит заявительный характер.

В то же время, в силу императивного запрета, установленного пп.19 п.3 ст.346.12 НК РФ, индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 ст. 346.13 настоящего Кодекса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, вновь зарегистрированный предприниматель вправе применять УСН только при соблюдении условия, предусмотренного п.2 ст.346.13 НК РФ, а именно подачи соответствующего заявления в налоговый орган в установленный срок - не позднее 30 календарных дней, с даты постановки на учет в налоговом органе.

При отсутствии соответствующего волеизъявления, оформленного в установленном порядке, налогоплательщик обязан применять общий режим налогообложения.

Как следует из п.1 ст.346.18 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п.2 ст.346.18 НК РФ).

Согласно п.2 ст.346.21 НК РФ, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Пунктом 2 ст.346.21 НК РФ установлено, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п.7 ст.346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно п.1 ст.346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1)организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи);

2)индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным  каналам связи с  применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Как следует из п.1 ст.80 НК РФ, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.3 ст.80 НК РФ, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

В силу прямого указания п.4 ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В силу прямого запрета, установленного абз.2 п.4 ст.80 НК РФ, налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно п.1 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в п.2 ст.221.1 настоящего Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Как следует из п.2 ст.88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу прямого указания п.3 ст.88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в п.2 ст.221.1 настоящего Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Согласно п.1 ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Согласно п.2 ст.58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу -авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога (п.3 ст.58 НК РФ).

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 1 ст.45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.2 ст.45 НК РФ если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.6 ст.45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пп.8, 9 ст.45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Как установлено п.1 ст.46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п.2 ст.46 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст.46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Согласно п.8 ст.46 НК РФ при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.

Как следует из пп.9, 10 ст.46 НК РФ, положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов, а также при взыскании сбора, страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.1 ст.47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах 3 и 4 п.3 ст.46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с п.2 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Причем в силу положений п.3 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Абзац 4 п.4 ст.69 НК РФ указывает на то, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.

В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 3 ст.70 НК РФ предусмотрено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера и действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главой 19 Кодекса.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что  25.02.2019г., в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРНИП) внесена запись №319753600005680 о регистрации Морозова Михаила Николаевича ИНН 753000676596 в качестве индивидуального предпринимателя, заявлен основной вид деятельности ОКВЭД: 16.10 «Распиловка и строгание древесины».

С момента регистрации предпринимателем в налоговый орган по ТКС были представлены:

-    03.07.2019 расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма № 6-НДФЛ) за 6 месяцев 2019 года;

-11.10.2019 расчет 6-НДФЛ за 9 месяцев 2019 года;

-02.03.2020 расчет 6-НДФЛ за 12 месяцев 2019 года;

-22.07.2020 расчеты 6-НДФЛ за 3, 6 месяцев 2020 года.

24.07.2020 налогоплательщиком в инспекцию посредством ТКС направлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) за 2019 год. Объектом налогообложения указаны «доходы», сумма полученного дохода указана 20 793 506 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 1 178 436 руб., в том числе по срокам уплаты:

-на 25.07.2019 - сумма авансового платежа в размере 94 950,00 руб.;

-на 25.10.2019 - сумма авансового платежа в размере 540 995,00 руб.;

-на 12.05.2020 - сумма авансового платежа в размере 542 491,00 руб.

Платежным поручением № 82 от 15.10.2019 года ИП Морозов М.Н., произвел уплату суммы налога в размере 340 000,00 руб.

В связи с неисполнением в полном объеме обязанности по уплате налогов, инспекцией в адрес предпринимателя было выставлено требование №124033 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 07.08.2020г. (далее - требование № 124033) со сроком уплаты до 22.09.2020г.

В связи с неисполнением требования №124033 в установленный срок, налоговым органом в рамках ст.46 НК РФ 30.09.2020г., было вынесено решение №10949 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств) (далее - решение о взыскании №10949) на сумму 838 436,00 рублей.

Также в порядке, предусмотренном ст.76 НК РФ, налоговым органом 30.09.2020г., были вынесены решения №18996, №18997 о приостановке операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Инспекцией на основании решения о взыскании №10949 в банк налогоплательщика 30.09.2020г., были направлены инкассовые поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации:

- №31074 на сумму 295 945,00 руб.;

- № 31075 на сумму 542 491,00 руб.

Далее, как указывает заявитель, им по ТКС 08.04.2021г., в инспекцию была направлена налоговая декларация по УСН за 2020 год, объектом налогообложения указаны «доходы», сумма полученного дохода составила 31 034 361 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 1 862 062 руб.

В связи с несвоевременной уплатой сумм авансовых платежей, задекларированных в налоговой декларации, налогоплательщику выставлены требования №20751 от 30.04.2021г., со сроком уплаты до 02.06.2021г.,, №22882 от 21.05.2021г., со сроком уплаты до 21.06.2021г.

Указанные действия должностных лиц инспекции по взысканию задолженности по налоговым декларациям, представленным налогоплательщиком в связи с применением УСН, по мнению предпринимателя, свидетельствуют о том, что своим поведением в течение 2019, 2020гг., налоговый орган фактически признал правомерность применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.

Суд с данным доводом не соглашается и считает ошибочным, в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, и ранее было указано судом, предприниматель поставлен на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя 25.02.2019г., о чем ему выдано Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе от 25.02.2019 (форма № 2-3 Учет, код по КНД 1122024), и в перечне документов, представленных для регистрации, отсутствует ссылка на наличие в пакете документов уведомления о применении УСН.

Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме   26.2-1 (утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@) и предприниматель должен был предоставить до 27.03.2019г. Однако в установленный срок данное уведомление в инспекцию представлено не было и иное в материалах дела также отсутствует.

Как указывалось ранее, первая налоговая декларация по УСН представлена налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) 24.07.2020 года. В соответствии с п.2 ст.88 НК РФ именно с этой даты должностным лицом налогового органа и началось проведение камеральной налоговой проверки, т.е. дата начала проведения проверки - 24.07.2020, дата окончания камеральной налоговой проверки - 24.10.2020г.

Принятие налоговым органом деклараций предпринимателя по УСН не может рассматриваться как подтверждение права налогоплательщика на применение данного налогового режима, поскольку в силу прямого запрета, содержащегося в абз.2 п.4 ст.80 НК РФ, налоговый орган не имеет право отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по ТКС по утвержденному формату. Соответственно, и камеральная налоговая проверка проводилась по налогу, по которому налогоплательщик отчитался -в данном случае - по УСН, и охватывает налоговый период, указанный в отчетности (2020 год).

Поскольку право на применение УСН носит заявительный характер, то возможность применения данного специального налогового режима при соблюдении соответствующих положений Налогового кодекса Российской Федерации не зависит от каких-либо решений и волеизъявлений налогового органа по этому поводу и не связано с ними, поскольку налоговые органы не уполномочены запрещать или разрешать налогоплательщику применять этот режим.

Однако, именно в ходе проведения данной камеральной налоговой проверки должностным лицом инспекции было выявлено отсутствие в налоговом органе сведений о подаче предпринимателем уведомления о применении УСН с момента регистрации, в связи с чем налогоплательщику в порядке пп.4 п.1 ст.31 НК РФ было направлено уведомление о необходимости явки в инспекцию и в порядке п.3 ст.88 НК РФ выставлено требование о представлении документов и даче пояснений.

Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), применение субъектами малого и среднего предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно пп.1 и 2 ст.346.13 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.

При этом, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, в силу требований ст.1 (ч.1), 2, 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (чч.2 и 3) Конституции Российской Федерации применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (в том числе определения от 3.03.2015г., N 417-0, от 2.04.2015г., N583-0).

В свою очередь, налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении налогоплательщиком процедуры начала применения УСН хозяйствующим субъектом, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (п.2 ст.22, подп. 1 и 5 п.1 ст.31, п.2 ст.32 НК РФ).

Принимая во внимание изложенное, принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер.

В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп.19 п.3 ст.346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.

Соответственно, при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер.

На основании изложенного, суд считает, что в данном случае налоговым органом проведен необходимый комплекс мероприятий, направленных на установление правомерности применения Морозовым М.Н., упрощенной системы налогообложения. В частности, налогоплательщику было направлено требование о представлении пояснений; направлено уведомление о необходимости представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019г; по итогу приняты решения о приостановлении операций по счетам №185, 186 от 18.01.2021г.

Также в ходе судебного заседания установлено, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2019 год, представленной 24.07.2020, ИП Морозову М.Н. налоговым органом в соответствии с пп.4 п.1 ст.31 НК РФ, направлено уведомление №21-22/3756 от 29.09.2020г. (далее - уведомление №3756) о вызове в налоговый орган на 13.10.2020г., на 14.00 часов, для дачи пояснений, и было направлено в адрес налогоплательщика по ТКС 02.10.2020г., получено предпринимателем 05.10.2020г.

Как следует из уведомления № 3756, инспекцией проведен анализ информации и документов, относящихся к деятельности предпринимателя и полученных в ходе осуществления мероприятий налогового контроля, в результате которого установлены обстоятельства, свидетельствующие об установлении налоговых рисков, связанных с занижением налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2019г., и налогоплательщику сообщено, что он в соответствии со ст.207 НК РФ в период с 25.02.2019 по 31.12.2019 являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, в связи с чем, обязан представить налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (срок представления продлен до 30.07.2020 Постановлением Правительства №409 от 02.04.2020 из-за введенных ограничений в связи с пандемией).

Кроме указанного, предпринимателю было предложено в срок до 13.10.2020г., провести анализ ведения своей финансово-хозяйственной деятельности в 2019 году в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы по НДФЛ и представить пояснения по вопросу непредставления налоговой декларации по НДФЛ за 2019 год по доходам в сфере осуществления предпринимательской деятельности в т.ч. в сфере лесного хозяйства в 2019 году и использования грузового транспортного средства марки УРАЛ4320 в период 2019 года. Также налогоплательщику в п.3 уведомления №3756 предложено представить налоговую декларацию по НДФЛ за 2019 год с отражением всех полученных доходов, а пунктом 4 уведомления №3756 представить книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя за 2019 год.

Также в уведомлении содержится предупреждение о возможности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа.

05.10.2020г., налогоплательщиком на уведомление №3756 по ТКС направлено пояснение, в котором предприниматель указывает о том, что зарегистрирован в качестве ИП 25.02.2019г., а 21.03.2019г., им подано уведомление по форме №26.2-7 о применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения - доходы. Данное заявление представлено в налоговый орган в одном экземпляре. Налоговый кодекс РФ не предусматривает подтверждения о применении УСН, т.е. документ, аналогичный тому, который получают плательщики других спецрежимов (ЕНВД, патент), налогоплательщикам находящимся на УСН не выдают.

Также налогоплательщик указывает на то, что налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков - требовать представления налоговой отчетности, блокировать операции по счетам, если отчетность не представлена, т.е. по мнению предпринимателя, налоговый орган обязан был сообщить ему о не предоставленных в течение 2019 года квартальных налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость и заблокировать расчетный счет, для дальнейшей сдачи вышеуказанных деклараций, но налоговый орган этого не сделал, следовательно, своим поведением в течение налогового периода инспекция фактически признала правомерность применения предпринимателем УСН (в частности, не возражала против внесения им ежеквартальных авансовых платежей «упрощенного» налога и подачи декларации УСН за 2019 год), соответственно налоговый орган не вправе ссылаться на пп.19 п.3 ст.346.12 НК РФ в обоснование изменения статуса налогоплательщика.

Учитывая вышеизложенное, ИП Морозов М.Н. полагает, что отсутствие второго экземпляра уведомления о переходе на УСНО по форме 26.2-1 при совершении им действий, свидетельствующих о применении им спецрежима УСН (доходы 6%), не может повлечь за собой запрет на его применение и возникновение обязанностей по представлению деклараций по общей системе налогообложения.

02.10.2020 инспекцией в порядке, предусмотренном п.3 ст.88 НК РФ, в адрес налогоплательщика выставлено требование № 16183 (далее -требование № 16183), направлено в адрес предпринимателя 02.10.2020, получено им 05.10.2020г.

Как следует из текста требования №16183, инспекция сообщает предпринимателю о том, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по УСН за 2019 год, выявлены ошибки и противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа и полученными им в ходе налогового контроля.

Налогоплательщику указано на отсутствие в налоговом органе сведений о представлении уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем, обязанность по представлению налоговой декларации по УСН, отсутствует.

Налогоплательщику предложено представить подтверждение о представлении уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-6). В случае отсутствия данного уведомления необходимо представить налоговую отчетность за 2019 год по общей системе налогообложения (налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, НДС) и уточненную налоговую декларацию по УСН за 2019 год с нулевыми показателями.

На данное требование №16183 налогоплательщик по ТКС 05.10.2020г., направил пояснение, аналогичное пояснению, представленному в ответ на уведомление №3759.

Однако, уведомление о применении УСН не было представлено предпринимателем в налоговый орган ни с ответом на уведомление о явке в инспекцию, ни с ответом на требование о представлении документов по вопросу отсутствия объекта налогообложения по УСН, ни в ходе проведения камеральной налоговой проверки.

Также в ходе судебного заседания предприниматель, по мнению суда, не доказал довод представления уведомления в одном экземпляре 21.03.2019г., и не подтвердил документально. Более того, сам факт  представления данного уведомления опровергается в силу следующего.

Согласно Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных Приказом ФНС России от 31.07.2014г., №ММВ-7-6/398@, при направлении документов в электронном виде по ТКС, в программном комплексе налогоплательщика формируется подтверждение отправки документа, содержащее данные о дате и времени отправки, а при приеме файла налоговым органом формируется квитанция о приеме файла, подтверждающая факт приема представленного налогоплательщиком документа, также содержащая дату и время приема файла.

При представлении уведомления о применении УСН на бумажном носителе лично, согласно инструкции по делопроизводству ФНС, все документы, поступившие в налоговый орган, обрабатываются, регистрируются и распределяются в день поступления. Для каждого поступившего документа в СЭД-регион создается регистрационная карточка в БД «Канцелярия экспедиции». По просьбе заявителя (его представителя) на представленной им копии документа проставляется отметка о приеме документа, содержащая текущую дату (по требованию - текущее время) и подпись работника налогового органа.

Таким образом, все документы, в том числе связанные с применением УСН, поступившие от налогоплательщиков как в электронном виде (по ТКС либо через личный кабинет), так и на бумажном носителе (лично либо по почте), подлежат обязательной регистрации и обработке в программном комплексе налогового органа.

В то же время, программный комплекс инспекции не содержит сведений о представлении предпринимателем уведомления о применении упрощенной системы налогообложения.

Также, по данным информационного ресурса «Реестр налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения», предприниматель не значится как налогоплательщик, применяющий УСН.

Таким образом, суд соглашается с налоговым органом, что факт представления предпринимателем 21.03.2019г., в инспекцию уведомления о применении УСН не доказан ни подтверждением об отправке, ни квитанцией о приеме, ни вторым экземпляром (либо копией) уведомления с отметкой налогового органа о принятии.

Кроме того, доказательств наличия уведомления о переходе на УСН по форме    26.2-1 с отметкой налогового органа о приеме этого уведомления инспекцией не имеется и в материалах дела.

В данном случае необходимо учитывать, что именно на налогоплательщике лежит бремя доказывания факта подачи уведомления о применении УСН и именно предприниматель должен обладать всеми доказательствами своих правоотношений с инспекцией. Аналогичная позиция указана в Определением Верховного Суда РФ от 06.08.2019г., №308-ЭС19-12542. 

Кроме того, суд соглашается с налоговым органом, что в данном случае, возможно усмотреть злоупотребление предпринимателем предоставленными налоговым законодательством правами, а именно, не представляя доказательства направления в адрес налогового органа уведомления о применении УСН с момента регистрации, обладая информацией о неправомерном применении УСН за 2019 год с даты получения уведомления о явке в инспекцию от 29.09.2020г., и, соответственно, необходимости представления налоговой отчетности по общему режиму налогообложения, предприниматель в нарушение пп.19 п.3 ст.346.12 НК РФ, продолжает неправомерно представлять налоговые декларации по УСН, уже за следующий налоговый период (08.04.2021г., представлена налоговая декларация по УСН за 2020 год).

Учитывая неправомерные действия самого налогоплательщика, продолжающего сдавать отчетность по УСН, суд полагает, что в данном случае действия должностных лиц инспекции, направленные на взыскание задолженности по УСН, задекларированной предпринимателем самостоятельно и не оплаченной в добровольном порядке, не могут свидетельствовать о фактическом признании налоговым органом обоснованности применения налогоплательщиком специального налогового режима, поскольку указанные меры взыскания явились результатом действий самого налогоплательщика, представляющего налоговые декларации по УСН с суммой к уплате в размере 1 247 610 руб., за 2019 год и 1 862 062 руб., за 2020 год и не учитывающего указание налогового органа на неправомерность применения им, данного режима налогообложения без соответствующего уведомления.

В данном случае налоговый орган в целях недопущения утраты права на взыскание налога по УСН, в случае возможного последующего признания судом позиции налогоплательщика о наличии у него права на применение спецрежима обоснованной, в силу предоставленных ему полномочий обязан был соблюсти установленную ст.45-47, 69-70, 76 НК РФ процедуру взыскания задекларированной задолженности по УСН.

При таких фактических обстоятельствах, учитывая положения действующего налогового законодательства, определяющего порядок приобретения права на применение УСН и последствия его не соблюдения, налоговый орган обоснованно полагал неправомерным применение налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения ввиду непредставления в установленный НК РФ срок соответствующего уведомления, а также указывает на наличии у предпринимателя обязанности применять общую систему налогообложения.

       Вышеизложенная судом правовая позиция, по мнению суда аналогична Постановлению Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020г., №О4АП-5434/2019 по делу №А10-2828/2019, а также Постановлению арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2021г., №Ф02-1757/2021 по делу А19-13338/2020.

       На основании всего вышеизложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.

            Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Индивидуальному предпринимателю Морозову Михаилу Николаевичу ОГРНИП 319753600005680, ИНН 753000676596 к Межрайонной инспекции ФНС России №2 по г.Чите, о признании недействительным решения №186 от 18.01.2021г., отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                               Б.В. Цыцыков