АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672000, г. Чита, ул. Выставочная 6
www.chita arbitr.ru; E-mail:info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
09 ноября 2007 г. Дело №А78-5595/2007
г. Чита С2-20/287
Судья Анисимов М.И., рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Забайкальск» к Читинской таможне о признании незаконными и отмене решения об отзыве свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения от 17 мая 2007 года и приказа №195 от 18 мая 2007 года «об исключении из реестра владельцев складов временного хранения
При ведении протокола судьей Анисимовым М.И.
При участии:
От заявителя – Ерохиной О.А. представителя (доверенность от 26.09.07 г.)
От таможни – Кузнецова К.В. представителя (доверенность от 22.10.07 г.). Алыповой Е.В. представителя (доверенность от 25.04.07 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 07 ноября 2007 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 ноября 2007 года
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «РОСТЭК-Забайкальск» обратилось в арбитражный суд с требованием к Читинской таможне о признании незаконными и отмене решения об отзыве свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения от 17 мая 2007 года и приказа №195 от 18 мая 2007 года «Об исключении ЗАО «РОСТЭК-Забайкальск» из реестра владельцев складов временного хранения»
Кроме того, обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
Читинская таможня заявленных требований не признала, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенных актов.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ЗАО «РОСТЭК-Забайкальск» является владельцем склада временного хранения, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Звездная,17, Аэропорт Чита общей площадью открытой площадки 380 м2. В связи с чем, Читинской таможней выдано свидетельство №10612/100003 от 15.12.2006 г. о включении в реестр владельцев СВХ. Вследствие увеличения потоков грузов, заявитель расширил площади открытой площадки склада временного хранения до 440 м2.
07 мая 2007 года обществом в Читинскую таможню подано заявление о выдаче нового свидетельства о включении в реестр владельцев СВХ.
17 мая 2007 года Читинская таможня приняла решение об отзыве свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения, а 18 мая 2007 года издала приказ № 195 «Об исключении ЗАО «РОСТЕК-Забайкальск» из реестра владельцев складов временного хранения с 01 июня 2007 года.
Заявитель полагает, что исключение его из реестра владельцев СВХ является незаконным, нарушает права в сфере экономической деятельности, и возлагает дополнительные обязанности. В оспариваемых актах в качестве основания исключения из реестра указано изменение полезной площади СВХ, в то время, как законодательными актами в области таможенного дела не предусмотрено исключение из реестра владельцев СВХ по основаниям изменения площади открытой площадки, перечень таких оснований исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, решение об исключении из реестра содержит неверное указание даты исключения. Решение вступает в силу со 2 июня 2007 года, приказ содержит указание с 1 июня 2007 года.
Проанализировав доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в силу следующего.
Статья 108 Таможенного кодекса РФ предусматривает, что владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения.
В соответствии со статьей 111 ТК РФ включение владельца склада временного хранения в Реестр владельцев складов временного хранения осуществляется по каждому территориально обособленному помещению и (или) каждой территориально обособленной открытой площадке, которые используются в качестве склада временного хранения. На каждое территориально обособленное помещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку выдается отдельное свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.
В силу статья 113 ТК РФ свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения может быть отозвано таможенным органом в случае:
1) несоблюдения владельцем склада временного хранения хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения, установленных статьей 109 настоящего Кодекса;
2) несоблюдения владельцем склада временного хранения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 112 настоящего Кодекса;
3) неоднократного привлечения владельца склада временного хранения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14, 16.15 и частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 20 Приказа ГТК РФ от 26.09.03 г. №1070 «Об утверждении Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения» предусмотрено, что в случае изменения сведений, указанных в заявлении (изменения типа склада временного хранения, увеличения, уменьшения полезной площади) либо в прилагаемых к нему документах, владелец склада (его правопреемник), включенный в Реестр, обязан известить об этом таможню в письменной форме в пятидневный срок со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда владельцу склада (его правопреемнику) стало известно об их наступлении.
Таможня в течение пяти рабочих дней проверяет соответствие вновь указанных сведений условиям, установленным для включения владельца склада в Реестр, и рассматривает вопрос о выдаче нового свидетельства в соответствии с порядком, предусмотренным пунктами 11, 13 настоящего Положения.
Таким образом, при изменении сведений, указанных в первоначальном заявлении, свидетельство о включении в реестр не имеет юридической силы, так как оно было выдано на определенную территорию и определенные площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ и соответствующие требования к обустройству, оборудованию и другим условиям включения в реестр владельцев СВХ.
Пунктами 34 - 37 Положения установлено, что владелец склада подлежит исключению из Реестра в следующих случаях:
а) по желанию владельца склада со дня, следующего за днем получения таможней, выдавшей свидетельство, заявления, составленного в произвольной письменной форме;
б) по истечении срока действия свидетельства со дня, следующего за днем истечения такого срока;
в) при принятии решения об отзыве свидетельства со дня вступления в силу такого решения;
г) при ликвидации юридического лица со дня, следующего за днем внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц;
д) при прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением его преобразования, со дня, следующего за днем, когда реорганизация юридического лица считается завершенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.
Исключение владельца склада из Реестра не освобождает его (либо его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения владельца склада из Реестра, в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации
Исключение из Реестра оформляется приказом таможни, выдавшей свидетельство, в котором указывается дата прекращения действия свидетельства. Таможня письменно информирует владельца склада временного хранения о причинах принятия такого решения. При этом владелец склада обязан в семидневный срок представить в таможенный орган полный отчет о товарах, хранящихся на складе (приложение 4). Отчет представляется на бумажном носителе или в электронном виде.
В случае исключения из Реестра владелец склада временного хранения не позднее пяти дней со дня принятия такого решения передает таможне находящийся у него экземпляр свидетельства.
Из анализа данных норм следует, что в случае изменения сведений, указанных в заявлении о включении в Реестр, проверка соответствия условиям включения производится заново и процедура выдачи свидетельства начинается сначала. Старое свидетельство было выдано на определенные площадки и строения, новые площадки и строения не отвечают прежним условиям для включения в реестр, что является основанием для отзыва свидетельства. В связи с этим, Читинская таможня приняла решение об отзыве, который влечет исключение заявителя из Реестра владельцев СВХ.
Часть 3 статьи 21 ТК РФ предусматривает, что решение об отзыве свидетельства доводится таможенным органом до сведения юридического лица, в отношении которого такое решение принято, в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее дня, следующего за днем его принятия. Указанное решение вручается руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого решения. Если указанные лица уклоняются от получения указанного решения, оно направляется по почте заказным письмом.
Решение об отзыве свидетельства вступает в силу по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения.
Следовательно, решение вступило в силу 1 июня 2007 года.
В соответствии с п.4 статьи 20 ТК РФ отзыв свидетельства влечет исключение юридического лица, осуществляющего деятельность в области таможенного дела, из соответствующего реестра. Срок вступления в законную силу приказа об исключении из Реестра владельцев складов временного хранения таможенным кодексом не установлен.
Таким образом, доводы заявителя о незаконности оспариваемых актов необоснованны.
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Последствия пропуска процессуального срока закреплены в статье 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и представляют собой утрату лицом права на совершение процессуальных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Арбитражным судом установлено, что обжалуемые акты таможенным органом вынесены 17 и 18 мая 2007 года. Срок на подачу заявления в суд истек 17,18.08.2007 г. Заявление же было подано обществом лишь 08.10.2007, то есть с пропуском трехмесячного срока.
В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд заявитель указал, что нарушение сроков обжалования решений вызвано направлением жалобы в Сибирское таможенное управление.
Однако, по мнению суда, данное обстоятельство не может служить обстоятельством, относящимся к уважительным причинам. Само по себе обращение в вышестоящий таможенный орган, не приостанавливает действие срока для обращения в суд и не лишало общество возможности реализовать свое право на судебную защиту в установленные законом сроки.
Таким образом, оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд нет.
На основании ст.167,170,201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований закрытому акционерному обществу «РОСТЭК-Забайкальск» к Читинской таможне о признании незаконными и отмене решения об отзыве свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения от 17 мая 2007 года и приказа №195 от 18 мая 2007 года «Об исключении из реестра владельцев складов временного хранения» отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья М.И. Анисимов