ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-5822 от 18.10.2011 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                          Дело № А78-5822/2011

25 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2011 года

Решение изготовлено в полном объёме октября 2011 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Антипенко Г.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шелепетко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интэко» (далее – общество, ООО «Интэко») о признании незаконным действия Управления архитектуры и градостроительства Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» (далее – Управление архитектуры), выразившиеся в отказе выдачи положительного заключения о возможности размещения магазинов на испрашиваемых земельных участках, а именно:

-на земельном участке, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. Анохина согласно приложенной схеме);

-на земельном участке, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. ФИО3 согласно приложенной схеме), с указанием условий их размещения,  а также обязании Управления архитектуры и градостроительства Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» выдать положительное заключение о возможности размещения магазинов на испрашиваемых земельных участках, а именно:

-на земельном участке, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. Анохина согласно приложенной схеме);

- на земельном участке местоположение которого определено: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. ФИО3 согласно приложенной схеме), с указанием условий их размещения.

 2. О признании недействительным отказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее – Департамент) от 01.06.2011 года № 01-121884а  в предварительном согласовании места размещения магазинов, как принятого вследствие нарушения Управлением архитектуры и градостроительства Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» действующего законодательства и обязании Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, направить для проведения процедуры выбора испрашиваемых земельных участков в Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Чита»:

-заявление ООО «Интэко» о выборе земельного участка, местоположение которого определено: г, Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. Анохина согласно приложенной схеме) и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина;

-заявление ООО «Интэко» о выборе земельного участка, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. ФИО3 согласно приложенной схеме) и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина, с приложениями,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Государственного учреждения «Медстрой»,

 при участии в судебном заседании:

от общества: ФИО1, представителя по доверенности от 20.07.2011,

от Департамента: ФИО2, представителя по доверенности №83 от 01.07.2010,

от Управления архитектуры: не явились,

от третьего лица: не явились.

Установил:

ООО «Интэко» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением к Управлению архитектуры и Департаменту.

           Определением суда от 08.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное учреждение «Медстрой»,

В судебное заседание представители Управления архитектуры и третьего лица не явились. Определение суда направленное в адрес Управления архитектуры возвращено почтовым отделением за иссечением сроков хранения и неявкой адресата за его получением. Ранее представитель Управления архитектуры участвовал в судебных заседаниях по делу.  Согласно ст. 123 АПК РФ Управление архитектуры считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Государственное учреждение «Медстрой» о времени и месте рассмотрения дела извещено, что подтверждается почтовым уведомлением.

Дело рассматривается в отсутствие представителей Управления архитектуры и Государственного учреждения «Медстрой» в порядке, предусмотренном ч.2 ст. 200 АПК РФ.

Представитель общества в суде поддержал заявленное требование, пояснив, что Департамент и Управление архитектуры неправомерно в нарушение требований действующего законодательства, а именно ст.ст. 7, 22, 29, 30, 31,32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст.ст. 35 и ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации  и Правил землепользования и застройки городского округа «Город Чита», отказали в выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения магазинов.

Представитель Департамента пояснила, что обществу правомерно отказано в удовлетворении поданных заявлений, поскольку заявления не соответствовали требованиям ст.31 ЗК РФ.  05.05.2011 Управлением архитектуры по заявлению ООО «Проминвест» (за 8 дней до обращения ООО «Интэко) по данному же земельному участку было дано заключение о невозможности его предоставления под магазин, поскольку он предназначен для жилой застройки. Распоряжением заместителя Мэра г. Читы  от 15.07.2011  утверждена схема расположения спорного земельного участка для проведения проектных и изыскательских работ, и участок передан в безвозмездное срочное пользование ГУ «Медстрой» по договору №676/11 от 30.09.2011.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

     12 мая 2011 года общество обратилось в Департамент с заявлениями:

- о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3, вдоль ул. Анохина) и предварительном согласовании места размещения объекта – магазина;

-  о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3, вдоль ул. ФИО3) и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина.

 К указанным заявлениям  обществом приложены схемы с указанием места расположения испрашиваемых земельных участков.

Письмом от 01.06.2011 №01-12/1884а Департамент отказал обществу в предварительном согласовании мест размещения объектов по вышеуказанным заявлениям, мотивировав это тем, что в соответствии с заключением Управления архитектуры на испрашиваемых земельных участках запроектировано строительство многоквартирного жилого дома. Размещение обслуживающих объектов инфраструктур на испрашиваемых земельных участках не предусмотрено действующей градостроительной документацией.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд.

            В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Частью 5 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Из пункта 3 статьи 30 ЗК РФ следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.

Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведения работ по формированию земельного участка; государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ и путем принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, предусмотренными статьёй 32 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьёй 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В  соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края» к полномочиям Правительства Забайкальского края отнесено распоряжение земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, с правом требования по договорам аренды земельных участков, заключенным органами местного самоуправления городского округа "Город Чита", в том числе заключение соответствующих договоров на основании правовых актов мэра города Читы о предоставлении земельных участков, принятых в пределах его полномочий.

Полномочия в области земельных отношений в Забайкальском крае осуществляют:  исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, осуществляющие управление в сфере земельных отношений, уполномоченные Правительством Забайкальского края  (п.3 ст. 1 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК).

Согласно п. 9.10.3 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 №233  к полномочиям Департамента отнесено распоряжение земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, с правом требования по договорам аренды земельных участков, заключенным органами местного самоуправления городского округа "Город Чита", в том числе заключает соответствующие договоры на основании правовых актов мэра города Читы о предоставлении земельных участков, принятых в пределах его полномочий.

Исходя из данных нормативно-правовых актов, Департамент является исполнительным органом государственной власти, принимающим решение о предоставлении земельных участков.

Учитывая требования статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти имеет право утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 12.11.2009 №171 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Чита» (далее- Правила).

Согласно статье 7 Правил на карте градостроительного зонирования установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

 Территория в границах городского округа "Город Чита" разделена на территориальные зоны, показанные на Карте градостроительного зонирования.

 Список девяти основных видов территориальных зон, установленных для городского округа "Город Чита", включает (с указанием буквенного символа кода типа разрешенного использования), в частности,  жилые зоны обозначаются  символом «Ж».

 Из проекта детальной планировки Северо-Восточной части Ингодинского района г. Читы, утвержденного заместителем председателя исполнительного комитета областного Совета народных депутатов и согласованного с заместителем председателя исполнительного комитета городского Совета народных депутатов  в 1985 году, а также из представленных сторонами фрагментов плана Читы и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, усматривается, что  испрашиваемые обществом земельные участки предназначены для комплексного жилищного строительства, поскольку на них указаны объекты с указанием буквенного символа «Ж».

 Как следует из материалов дела, перед обращением ООО «Интэко» с вышеназванными заявлениями  в Департамент, с аналогичным заявлением в Департамент обращалось ООО «Пром-Инвест».

Управление архитектуры письмом от 05.052011 сообщило Департаменту о невозможности представления  его  ООО «Пром-Инвест», поскольку он предназначен для жилой застройки.

С учётом изложенных обстоятельств у Департамента не было необходимости повторно обращаться в Управление архитектуры, а поэтому Департамент правомерно отказал обществу в  выборе земельных участков и предварительном согласовании размещения на них магазинов, принимая во внимание ранее данное заключение.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Заявления общества о предоставлении земельных участков  не соответствуют указанным требованиям части 1 статьи 31 ЗК РФ, поскольку в них не содержатся сведения обосновывающие размеры испрашиваемых земельных участков.

Арбитражным судом установлено, что ООО «Интэко», Департамент, или какое-то иное лицо не обращались в Управление архитектуры по вопросу предоставления обществу спорных земельных участков, соответственно Управление архитектуры не принимало по  заявлениям ООО «Интэко» решений, а поэтому заявленное обществом требование к Управлению архитектуры также не подлежит удовлетворению.

14 июня 2011 года Государственное учреждение «Медстрой» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка под проектно-изыскательские работы.

Распоряжением заместителя мэра города Читы №893-рз от 15.07.2011 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для проведения проектных и изыскательских работ в г. Чите в границах улиц Анохина, Ингодинская, ФИО3 и Красноярская.

11 августа 2011 года в газете «Азия-экспресс» №32 Департаментом дано объявление о предоставлении в безвозмездное срочное пользование государственному учреждению «Медстрой» земельного участка, местоположение которого определено: г. Чита, в границах улиц Анохина, Ингодинская, ФИО3 и Красноярская, площадью до 5000 кв.м., для проведения проектно-изыскательских работ.

30 сентября 2011 года Департаментом заключен с Государственным учреждением «Медстрой» договор №676/11 безвозмездного срочного пользования указанного земельного участка для проведения проектных и изыскательских работ.

Таким образом, испрашиваемые обществом земельные участки, обременены правами третьего лица, а поэтому не могут быть предоставлены обществу.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств заявленные ООО «Интэко» требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления подлежала уплате госпошлина в размере 4 000 рублей ( два требования).

При подаче заявления общество по чек-ордеру от 14.07.2011 года перечислило в федеральный бюджет госпошлину в размере 8000 рублей.

 Следовательно, излишне уплаченную госпошлину в размере 4000 рублей надлежит возвратить ООО «Интэко»  из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

           Отказать ООО «Интэко» в удовлетворении заявленных требований:

-на земельном участке, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. Анохина согласно приложенной схеме);

-на земельном участке, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. ФИО3 согласно приложенной схеме), с указанием условий их размещения,  а также обязании Управления архитектуры и градостроительства Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» выдать положительное заключение о возможности размещения магазинов на испрашиваемых земельных участках, а именно:

-на земельном участке, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. Анохина согласно приложенной схеме);

- на земельном участке местоположение которого определено: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. ФИО3 согласно приложенной схеме) с указанием условий их размещения.

 2. О признании недействительным отказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 01.06.2011 года № 01-121884а  в предварительном согласовании места размещения магазинов, как принятого вследствие нарушения Управлением архитектуры и градостроительства Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» действующего законодательства и обязании Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, направить для проведения процедуры выбора испрашиваемых земельных участков в Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Чита»:

-заявление ООО «Интэко» о выборе земельного участка, местоположение которого определено: г, Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. Анохина согласно приложенной схеме) и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина;

-заявление ООО «Интэко» о выборе земельного участка, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Анохина (пересечение ул. Анохина и ул. ФИО3 вдоль ул. ФИО3 согласно приложенной схеме) и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина, с приложениями.

            Возвратить ООО «Интэко» из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче заявления государственную пошлину в размере 4000 рублей.

            Решение может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья:                                                                                                         Г.Д. Антипенко.