ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6014/10 от 16.11.2010 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-6014/2010

19 ноября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2010 года

Решение изготовлено в полном объёме 19 ноября 2010 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе председательствующего судьи Анисимова М.И., судей Литвинцева А.Б., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В.Бочкарниковой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

Совету муниципального района «Чернышевский район»

о признании недействующим пункта 2.1 приложения №2 решения №28 от 25 декабря 2008 года

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 предпринимателя, ФИО2 представителя по доверенности от 11.10.2010 г.;

от заинтересованного лица – не было (извещён);

от Прокуратуры Забайкальского края – Выскубовой С.А. прокурора (удостоверение ТО №099613).

В судебном заседании суд установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд Забайкальского края с уточненными, в порядке ст.49 АПК РФ, требованиями к Совету муниципального района «Чернышевский район» о признании недействующим пункта 2.1 приложения №2 решения №28 от 25 декабря 2008 года, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за землю, в том числе, земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и Положение о порядке и условиях внесения арендной платы за землю, в том числе, земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Чернышевского района.

Совет муниципального района «Чернышевский район» о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, им заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Совета муниципального района «Чернышевский район» от 25 декабря 2008 года №28 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка и условий внесения арендной платы за земли, в том числе, земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории МР «Чернышевский район» пунктом 2.1 приложения №2 которого установлен коэффициент для расчета арендной платы за земельные участки, расположенные в границах МР «Чернышевский район» из категории земель населенных пунктов для магазинов, торговых центров – 0,035.

Заявитель в январе 2010 года обратилась в администрацию муниципального района «Чернышевский район» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося под магазином площадью 300 кв. метров. Постановлением главы администрации района №64 от 22.01.2010 г. ей предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Забайкальский край пгт. Чернышевск, ул. Центральная, 13 «б», однако договор купли-продажи заключен не был ввиду экономически невыгодной стоимости.

В ходе решения вопроса об аренде данного земельного участка, 01.04.2010 года ею был получен ответ от комитета экономики и управления имуществом о том, что сумма арендной платы в год составит 41 578 рублей 11 копеек с применением расчетного коэффициента 0,035.

Заявитель полагает, что данный расчетный коэффициент экономически необоснован, является незаконным, поскольку противоречит Постановлению Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 года №49, устанавливающему коэффициент 0,015 для расчета арендной платы за земельные участки, расположенные под магазинами и нарушает ее права в сфере предпринимательской деятельности. В связи с чем, она вынуждена обратиться в арбитражный суд.

В своем отзыве на указанное требование Совет муниципального района «Чернышевский район заявленных требований не признал, полагая, что данное решение принято в рамках действующего федерального и регионального законодательства.

Проанализировав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверяет полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 4, 5, 6 статьи 194 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», согласно данного постановления одним из основных принципов расчета арендной платы является принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что решением Совета муниципального района Чернышевский район» от 25 декабря 2008 года №28 утверждены коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Пунктом 2.1 Приложения N 2 названного решения расчетный коэффициент в отношении земельных участков из категории земель населенных пунктов установлен в размере 0,035. Данный коэффициент определен выше рекомендованного Постановлением Правительства Забайкальского края №49 от 21.10.2008 г. и экономически ничем не обоснован.

Поскольку базовая ставка арендной платы, с учетом расчетного коэффициента, установленного п.2.1 приложения №2 Решения №28 от 25 декабря 2008 года, превышает установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предельный размер годовой арендной платы - 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, Арбитражный суд Забайкальского края приходит к выводу о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта в указанной части положениям пунктов 2 и 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.

Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей, излишне уплаченная госпошлина 400 рублей подлежит возврату из бюджета.

Руководствуясь статьями 192, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим пункт 2.1 приложения №2 Решения Совета муниципального района «Чернышевский район» №28 от 25 декабря 2008 года «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка и условий и внесения арендной платы за земли, в том числе: земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории МР «Чернышевский район» как не соответствующий Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 25 октября 2001 года №137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

С Совета муниципального района «Чернышевский район» в пользу предпринимателя ФИО1 взыскать госпошлину 200 рублей.

Предпринимателю ФИО1 из средств федерального бюджета возвратить госпошлину 400 рублей, выдав справку.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа со дня вступления в законную силу.

Председательствующий М.И. Анисимов

Судьи А.Б. Литвинцев

В.А. Сидоренко