ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6110/16 от 28.07.2016 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-6110/2016

28 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2016 года

Решение изготовлено в полном объёме июля 2016 года а

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Полутовой Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью  "Источник здоровья" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 19.05.2016 № 377-Д-А/П-16,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «СВК-Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и общества с ограниченной ответственностью «Либер» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в судебном заседании:

от заявителя – генерального директора ООО «Источник здоровья» ФИО1;

от административного органа – представителя по доверенности от 12.01.2016 ФИО2;

от третьих лиц – не было (уведомлены).

Общество с ограниченной ответственностью «Источник здоровья» (далее ООО «Источник здоровья», Заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и  отмене постановления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее- РСТ по Забайкальскому краю, административный орган) о назначении административного наказания №377-Д-А/П-16 от 19.05.2016.

           Определением от 30.05.2016 заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

           В связи с необходимостью участия в судебном заседании представителей сторон для дачи пояснений, суд определением от 24.06.2016 перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

           Определением суда от 11.07.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «СВК-Чита» и общество с ограниченной ответственностью «Либер», представители третьих лиц явку не обеспечили, уведомлены в соответствии со ст.123 АПК РФ.

           Дело рассматривается в соответствии со ст.210 АПАК РФ.

           Представитель заявителя требования оспорил, указывает на то, что поставка в адрес ООО «Источник здоровья» пива и пивных напитков в 3 квартале 2015 не осуществлялась, обязанности  предоставлять декларацию у общества не возникло.

            Представитель административного органа в отзыве на заявление в удовлетворении требований заявителя просил отказать, ссылаясь на их необоснованность, указывает на то, что событие, состав и вина общества в совершении правонарушения, ответственностью за которое предусмотрено ст.15.13 КоАП РФ, материалами дела доказаны.

            В материалы дела от ООО «Либер» поступило пояснение с приложением договора поставки, заключенного с ООО «Источник здоровья», учредительные документы ООО «Здоровья», копия паспорта директора ООО «Источник здоровья», приходный кассовый ордер №В0015714 от 31.07.2015 о частичной оплате. Из пояснений следует, что договор поставки заключен с ООО «Источник здоровья» 30.07.2015, товар отгружен в адрес общества.

            Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующему.

Административным органом установлен факт нарушения сроков подачи декларации об объеме розничной пива и пивных напитков, сидра и медовухи за 3 квартал 2015 ООО «Источник здоровья».

15.04.2016 года главным специалистом отдела декларирования розничной продажи алкогольной продукции и контроля РСТ по Забайкальскому краю, в присутствии законного представителя общества составлен протокол №377 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее по тексту – КоАП РФ).

19.05.2016 года заместитель  руководителя РСТ Забайкальского края рассмотрены материалы административного дела и принято постановление № 377-Д-А/П-16 о назначении обществу административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за несвоевременное представление декларации за 3 квартал 2015 года по форме № 12 приложения к Правилам представления деклараций об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815.

Не согласившись с принятым постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде. Заявление об оспаривании постановления административного органа подано в арбитражный суд в пределах срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование своей позиции общество в заявлении указало на то, что общество пиво и пивные напитки не реализует,  в адрес общества поставка данной спиртосодержащей продукции не производилась.

В отзыве на заявление административный орган с позицией заявителя не согласился, считает выявленное правонарушение доказанным.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, приведённые в заявлении и отзыве, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества в связи со следующим.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5. КоАП РФ, к моменту вынесения оспариваемого постановления не истёк

Арбитражным судом установлено, что процедура составления протокола об административном правонарушении, установленная статьёй 28.2 КоАП РФ, а также порядок рассмотрения административного дела, установленный главой 29 КоАП РФ, РСТ по Забайкальскому краю не нарушены и заявителем не оспариваются. Права и законные интересы общества, закреплённые в статье 25.1 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления соблюдены.

Протокол об административном правонарушении и материалы административного производства были рассмотрены в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, которому разъяснены права и обязанности в установленном законом порядке.

Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за несвоевременное представление декларации за 3 квартал 2015 года по форме № 12 приложения к Правилам представления деклараций об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815.

Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается, в том числе в уклонении от подачи декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением права и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Пунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ дано определение обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Под ним понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона № 171-ФЗ.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Согласно пункту 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Закона № 171-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее по тексту – Правила № 815).

   Организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 12 (пункт 14 Правил N 815).

Пунктами 15, 16, 19 Правил № 815 установлено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи» (пункт 16).

Декларации по формам, предусмотренным приложениями №11 и №12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).

Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями №11 и №12 к настоящим Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы (пункт 19).

Согласно пункту 21 Правил № 815 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе отказать в принятии деклараций, представленных организацией (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с настоящими Правилами.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям) по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 5 августа 2013 года № 198.

Согласно сведениям с сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в 3 квартале 2015 осуществлена поставка  спиртосодержащей продукции ООО «Либер» и ООО «СВК-Чита» в адрес ООО «Источник здоровья» (ИНН <***>).

   Аргументы заявителя о том, что в адрес ООО «Источник здоровья» спиртосодержащая продукция не поступила, опровергается, представленными в материалы дела договорами поставки с ООО «Либер» (30.07.2015) и ООО «СВК-Чита» (22.06.2015), товарно-транспортными накладными от 03.07.2015, от 30.07.2015, на которых наличествует оттиск печати ООО «Источник здоровья».

   Доводы заявителя о том, что от его имени договоры заключает неизвестное лицо, также не нашли своего подтверждения в судебном разбирательстве. Определение о возбуждении РСТ дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было вынесено 26.02.2016 и получено директором общества, все имеющиеся в материалах дела документы, принятые в процессе административного производства (определение о возбуждении административного производства, извещение о составлении протокола, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания) получены законным представителем общества директором ФИО1, тем не менее, каких-либо действий, способствующих выяснению указанных ФИО1 фактов, путем подачи заявления в правоохранительные органы, последний не совершал. Бездействие руководителя юридического лица, опровергает заявленные им доводы. 

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 171-ФЗ его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм, отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия всех зависящих от юридического лица мер.

Обществом не приняты все исчерпывающие и зависящие от него меры по представлению декларации в установленные сроки, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, арбитражный суд считает доказанным наличие в соответствующих действиях (бездействии) общества вины в совершении вменённого административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

Из содержания оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что обществу назначен административный штраф в минимальном размере 50000 руб.

Учитывая изложенные выше правовые нормы и обстоятельства дела, арбитражный суд пришёл к выводу, что административным органом избрана соразмерная мера наказания.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку факт совершения вменяемого заявителю правонарушения установлен и подтверждён материалами дела, вина заявителя в совершении правонарушения доказана, административным органом соблюдён порядок привлечения заявителя к административной ответственности, арбитражный суд приходит к выводу о законности оспариваемого постановления и об отсутствии оснований для его отмены.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, вопрос о распределении государственной пошлины в рамках данного дела не рассматривается.

           Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                        Р Е Ш И Л:

            В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Источник здоровья» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным постановление №377-Д-А/П-16 от 19.05.2016, вынесенное Региональной службой по тарифам и ценообразованию по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>), отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                                Е.А. Перевалова