АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-6270/2019
18 февраля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2020 года
Решение изготовлено в полном объёме 18 февраля 2020 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи М.Ю. Барыкина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.П. Фоминым, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Форэс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании «Забайкалжилсервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании произвести установку пандуса, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ФИО1, ФИО2, общества с ограниченной ответственностью «Гранат» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и общества с ограниченной ответственностью «Строймост» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Общество с ограниченной ответственностью «Форэс» (далее также - истец) обратилось в суд с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиями к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании «Забайкалжилсервис» (далее также – ответчик) об обязании произвести установку пандуса в соответствии с требованиями пунктов 5.1.14, 5.1.15, 5.1.16 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года №798/пр) на крыльце многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, возле нежилого помещения №2 в течение десяти календарных дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу (л.д. 75 т.1).
Определениями от 26 ноября 2019 года и от 19 декабря 2019 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2, общество с ограниченной ответственностью «Гранат» и общество с ограниченной ответственностью «Строймост».
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте заседания суда извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с чем, судебное заседание состоялось по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Истец исковые требования поддержал (ходатайство от 11 февраля 2020 года).
Ответчик представил отзыв на иск, просил в иске отказать.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ФИО2, ФИО1 и ООО «Форэс» являются собственниками нежилого помещения №2, расположенного по адресу: <...>, арендатором указанного помещения является ООО «Гранат» (сведения из ЕГРН) (л.д. 28-29, 77-83, 107-122 т.1). Нежилое помещение было приобретено истцом на основании договора долевого строительства №1/2/3а от 15 февраля 2008 года (л.д. 100-106 т.1). Возле нежилого помещения имеются крыльцо и пандус, которые согласно пояснениям сторон не перестраивались с момента ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию.
Истцом указано, что крыльцо не входит в площадь нежилого помещения и не передавалось истцу после завершения строительства жилого дома. Крыльцо и пандус являются общедомовым имуществом.
Данные обстоятельства не отрицаются ответчиком (статья 70 АПК РФ).
Представленной выпиской из технического паспорта подтверждается, что в площадь нежилого помещения не входит площадь лестничных клеток, внутренних открытых лестниц, пандусов и т.д. (л.д. 47-54 т.1).
Истцом, как собственником нежилого помещения №2, был заключен с ответчиком договор от 01 января 2011 года управления многоквартирным домом, согласно пункту 2.1 которого ответчик принял на себя полномочия по управлению многоквартирным домом. Под управлением многоквартирным домом согласно пункту 1.6 договора понимается совершение юридически значимых и иных действия, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, организация обеспечения собственников жилищными, коммунальными и прочими услугами (л.д. 30-42 т.1).
Нежилое помещение используется для размещения магазина.
Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края была проведена проверка магазина на предмет доступности для людей с ограниченными возможностями. По итогам проверки составлен акт от 28 февраля 2019 года, в котором указано, что на входе в магазин имеется крыльцо, с правой стороны здания находится пандус с углом наклона 8%, оборудованный одноуровневыми перилами, высотой 90 см., что не соответствует требованиям СНиП «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». В акте обследования объекта от 28 февраля 2019 года указано на необходимость обеспечить доступность объекта для инвалидов и других маломобильных групп населения (л.д. 84-86 т.1).
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец направил в адрес ответчика претензию, а после обратился в арбитражный суд с иском об обязании произвести установку пандуса в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (л.д. 21-27 т.1).
Истец указал, что ответчик незаконно уклоняется от выполнения текущего ремонта общедомового имущества (пандуса). Ответчик является управляющей организацией, в связи с чем, обязан произвести установку пандуса.
Ответчик с требованиями не согласился, указав в отзыве, что иск предъявлен необоснованно, так как ответчик не является собственником общедомового имущества и не может в отсутствие соответствующего решения собственников осуществить устройство пандуса у нежилого помещения.
По существу иска суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Применительно к приведенной норме Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях №1632-О от 24 октября 2013 года и №689-О-О от 13 мая 2010 года указал, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
На основании пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК РФ) общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, к числу общего имущества относятся, в числе прочего, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации №290 от 03 апреля 2013 года.
В этот перечень не входит установка пандусов, в пункте 29 Минимального перечня указаны проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещений многоквартирного дома.
Пунктом 2 статьи 44 ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №491 от 13 августа 2006 года (далее также – Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктами 18 и 21 Правил установлено, что текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 раздела VII «Лестницы и крыльца» части А «По зданиям» Перечня работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, приведенного в Приложении №8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного Постановлением Госстроя СССР №279 от 29 декабря 1973 года, к капитальному ремонту относятся: частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец; смена и усиление всех типов лестниц и их отдельных элементов.
В пункте 1.10 договора от 01 января 2011 года определено, что капитальный ремонт – это ремонт общего имущества в многоквартирном доме с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также с целью улучшения его качественных показателей. Решение о проведении работ по капитальному ремонту принимается общим собранием собственников помещений. Примерный перечень работ, относящихся к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указан в приложении №4 к настоящему договору.
Согласно приложению №4 к договору от 01 января 2011 года в примеренный перечень работ, относящихся к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, входят ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов).
Согласно пункту 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 4.1 договора от 01 января 2011 года определено, что плата за содержание и ремонт включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества.
Из данного пункта, а также пункта 2.1.7 от 01 января 2011 года и приложений №2 и №3 договора от 01 января 2011 года следует, что затраты на капитальный ремонт не входят в состав платы за содержание и ремонт помещений.
Из материалов дела следует, что после введения дома в эксплуатацию был принят Свод правил «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утвержден Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года №798/пр). Данным сводом правил установлены новые требования к пандусам, которым имеющийся возле нежилого помещения пандус не соответствует. В соответствии с актом от 28 февраля 2019 года для приведения пандуса в соответствии со СНиП требуется обеспечить доступ с пандуса к рабочей двери с помощью увеличения площадки перед входом, частичного демонтажа перил с продлением пандуса. Имеющийся пандус нужно привести в соответствие с установленными требованиями СНиП, уменьшить угол наклона до показателя «не более 5%», установить двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 90 см. и 70 см., расстоянием между поручнями пандуса 90-100 см. Завершающие горизонтали части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 30 см. (допускается от 27 до 33 см.) и иметь не травмирующее завершение (л.д. 84-86 т.1).
Истец просит об обязании произвести установку пандуса в соответствии с требованиями пунктов 5.1.14, 5.1.15, 5.1.16 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
Указанные пункты предусматривают: лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон - не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН (пункт 5.1.14); длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса; пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах ±0,03 м. (пункт 5.1.15); поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В качестве поверхности пандуса допускается использовать рифленую поверхность или металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.17. В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути (пункт 5.1.16).
Таким образом, исходя из содержания требующихся к проведению работ, истцом ошибочно квалифицированы заявленные работы как текущий ремонт, установка пандуса не может быть отнесена к текущему ремонту, поскольку предполагает изменение одного из элементов многоквартирного жилого дома, а не поддержание текущего состояния уже имеющегося общедомового имущества. Спорные работы, исходя из вышеприведенного правового регулирования, являются капитальным ремонтом, предполагающим изменение элементов здания (лестниц и прочего).
Собственниками общего имущества дома являются собственники помещений многоквартирного жилого дома. Только собственники уполномочены принимать решения о проведении капитального ремонта. Управляющая компания не является собственником общедомового имущества и, соответственно, не может самостоятельно принимать решения о капитальном ремонте. Стоимость капитального ремонта не входит в состав платы за содержание и ремонт помещений, капитальный ремонт производится за счет дополнительных денежных средств собственников.
Управляющая организация в рамках своих полномочий обязана осуществлять действия, которые направленные на сохранение и поддержание в надлежащем состоянии имеющегося общего имущества, но она не вправе по своему усмотрению, без решения собственников, в отсутствие аварийной угрозы, создавать новые элементы общедомового имущества, выполнять капитальный ремонт общедомового имущества.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку ответчик не является собственником общедомового имущества, а решения общего собрания собственников об обязании ответчика произвести спорные работы не имеется, то нет оснований для того, чтобы возлагать на ответчика обязанность произвести установку пандуса.
Согласно частям 3.1 и 3 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
В силу части 2 статьи 9 и части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
На основании изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ и учитывая положения части 3.1 статьи 70 АПК РФ, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине относятся на истца в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края в течение одного месяца со дня принятия.
Судья М.Ю. Барыкин