ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6426/08 от 19.05.2009 АС Восточно-Сибирского округа


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                          Дело № А78-6426/2008

26 мая 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2009 года

Решение изготовлено в полном объёме мая 2009 года

Арбитражный суд Читинской области

в составе председательствующего судьи  Сидоренко В.А., судей Горкина Д.С., Анисимова М.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия опытно-производственного хозяйства “Оноское”

к Совету сельского поселения “Ононское” муниципального района Шилкинский район Читинской области

о признании недействующим пункта 1 части 6 Решения Совета сельского поселения “Ононское” “Об установлении земельного налога на территории сельское поселение “Ононское”” от 16.06.2005 № 9 в части установления ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначении или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, как противоречащего Налоговому кодексу Российской Федерации,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Селюковой Л.В. – представителя Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия опытно-производственного хозяйства “Оноское” по доверенности от 20.09.2006 № 162 – юрисконсульта;

от Совета сельского поселения “Ононское” муниципального района Шилкинский район Читинской области: Павлова А.И. – председателя;

от Прокуратуры Забайкальского края: Казанцевой Л.И. – старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах (удостоверение № 93554).

Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие опытно-производственное хозяйство “Оноское” (далее – ГУСХП ОПХ “Ононское” или предприятие) обратилось в суд к Администрации сельского поселения “Ононское” с требованием, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействующим пункта 1 части 6 Решения Совета сельского поселения “Ононское” “Об установлении земельного налога на территории сельское поселение “Ононское”” от 16.06.2005 № 9 в части установления ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначении или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, как несоответствующего пунктам 1, 3 и 5 статьи 3, статьям 5 и 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 47 АПК РФ ненадлежащий ответчик по настоящему спору – Администрация сельского поселения “Ононское” заменён на надлежащего – Совет сельского поселения “Ононское” муниципального района Шилкинский район Читинской области (далее – Совет поселения).

Представитель ГУСХП ОПХ “Ононское” заявленные требования в заседании поддержала в полном объёме. В обоснование заявленных требований предприятие ссылается на то, что налоговая ставка, установленная пунктом 1 части 6 Решения Совета сельского поселения “Ононское” “Об установлении земельного налога на территории сельское поселение “Ононское”” от 16.06.2005 № 9 размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначении или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, принята незаконно, экономически необоснованно и произвольно, не учтена фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Кроме того, по мнению представителя предприятия, нарушен порядок издания оспариваемого решения, поскольку на момент его вынесения в поселении не был принят его устав, в котором должны быть закреплены полномочность заседаний представительного органа, его численность, состав, а также вид, наименование, порядок принятия и вступления в силу принятых нормативных правовых актов.

Также, по мнению заявителя, нарушен порядок официального опубликования оспариваемого решения. Доказательства существования стенда суду не представлены.

Совет поселения заявленные требования оспорил. В ходе судебного разбирательства представитель Совета поселения пояснил, что в удовлетворении требований заявителя просит отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый пункт решения соответствует нормам НК РФ.

Представитель Прокуратуры Забайкальского края считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению, оспариваемый нормативный акт принят Советом поселения в нарушение требований федерального законодательства.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

ГУСХП ОПХ “Ононское”  в качестве юридического лица зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.

Советом сельского поселения “Ононское” 16.06.2005 вынесено Решение № 9 “Об установлении земельного налога на территории сельское поселение “Ононское””.

Согласно оспариваемому пункту 1 части 6 принятого решения установлена ставка земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначении или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства.

Считая данный пункт решения не соответствующим НК РФ и нарушающими законные права и его интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании оспариваемого пункта недействующим.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

В пункте 9 Информационного письма Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов” разъяснено следующее. В статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (такая же норма содержится и в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ, вступившем в силу с 01.01.2006, за исключением положений, для которых установлен иной срок и порядок вступления в силу). По существу, Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспоренный пункт решения Совета поселения, являющегося нормативным правовым актом, затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, данный спор подведомственен арбитражному суду.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 4-6 статьи 194 АПК РФ).

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый должен уплачивать законно установленные налоги.

В силу пункта 4 статьи 12 и статьи 15 НК РФ земельный налог входит в систему налогов и сборов Российской Федерации и отнесен к местным налогам.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Пунктом 1 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:

структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Статьёй 6 Устава муниципального образования “Сельское поселение “Ононское”” муниципального района “Шилкинский район” Читинской области (далее – Устав) определена структура органов местного самоуправления сельского поселения, в состав которой входят:

Совет сельского поселения;

Глава сельского поселения;

Администрация сельского поселения;

Контрольно-ревизионная комиссия.

В соответствии со статьёй 21 Устава Совет поселения является выборным постоянно действующим представительным органом сельского поселения “Ононское”. Совет состоит из 10 депутатов. Заседание совета поселения правомочно, если на нём присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Согласно статье 22 Устава в исключительной компетенции Совета поселения находятся: принятие устава, внесение в него изменений, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.

В соответствии с протоколом заседания Совета сельского поселения “Ононское” от 16.06.2005 на заседании присутствовало 7 депутатов из 10. Решение “Об установлении земельного налога на территории сельское поселение “Ононское”” от 16.06.2005 № 9 принято семью голосами.

Согласно статье 19 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Официальное опубликование нормативного акта имеет формально-юридическое значение и заключается в придании органом местного самоуправления определенному печатному изданию статуса официального, доведении до всеобщего сведения полного и точного текста принятого нормативного акта путем его помещения в этом издании и направлении обязательных экземпляров документа в организации, перечень которых устанавливается действующим законодательством.

Уставом муниципального образования “Сельское поселение “Ононское”” муниципального района “Шилкинский район” Читинской области предусмотрено, что нормативный правовой акт, принятый Советом поселения, в течение десяти календарных дней со дня его принятия направляется главе Поселения для подписания и обнародования. Официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов на официальном стенде Администрации Поселения, сельских библиотеках, где они должны находиться в течение не менее десяти календарных дней со дня их официального обнародования.

Распоряжением главы Сельского поселения “Ононское” муниципального района “Шилкинский район” Читинской области от 16.06.2005 № 11 Решение Совета сельского поселения “Ононское” “Об установлении земельного налога на территории сельское поселение “Ононское”” от 16.06.2005 № 9 обнародовано на официальном стенде.

На основании изложенного суд пришёл к выводу о вынесении Советом поселения оспариваемого решения в рамках предоставленных законом полномочий и соблюдении порядка его официального опубликования (обнародования).

Согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой, порядок и сроки уплаты налога.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначении или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, пункто 1 части 6 Решения Совета сельского поселения “Ононское” “Об установлении земельного налога на территории сельское поселение “Ононское”” от 16.06.2005 № 9 в части установления ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначении или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, приведенные положения НК РФ не нарушены.

Таким образом, земельный налог и ставка земельного налога установлены полномочным органом власти в пределах норм, определенных федеральным законом.

Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого положения нормативного правового акта статье 3 НК РФ являются неправомерными и необоснованными.

В пункте 3 статьи 3 Кодекса указано, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Как определено в пункте 4 статьи 12, статье 15 Кодекса, земельный налог входит в систему налогов и сборов Российской Федерации и отнесен к местным налогам.

Согласно абзацу 5 статьи 12 Кодекса при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Таким образом, установленный оспариваемым нормативно-правовым актом сельского поселения земельный налог не является произвольным и экономически необоснованным. Поскольку ставка земельного налога в размере 0,3% кадастровой стоимости земельного участка установлена в пределах допустимой нормы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, и ее дифференцирование в соответствии с пунктом 2 этой же статьи не является обязательным, отдельного экономического обоснования ставки налога в нормативном акте муниципального образования не требуется.

При указанных обстоятельствах суд пришёл к выводу о соответствии оспариваемого положения приказа Решения Совета сельского поселения “Ононское” “Об установлении земельного налога на территории сельское поселение “Ононское”” от 16.06.2005 № 9 НК РФ, и необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В случае принятия решения не в пользу лица, участвующего в деле судебные расходы с другой стороны не взыскиваются.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия опытно-производственного хозяйства “Оноское” о признании недействующим пункта 1 части 6 Решения Совета сельского поселения “Ононское” “Об установлении земельного налога на территории сельское поселение “Ононское”” от 16.06.2005 № 9 в части установления ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначении или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, как противоречащего Налоговому кодексу Российской Федерации – отказать.

Признать пункт 1 части 6 Решения Совета сельского поселения “Ононское” “Об установлении земельного налога на территории сельское поселение “Ононское”” от 16.06.2005 № 9 в части установления ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначении или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, соответствующим Федеральному закону Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28.08.1995 № 154-ФЗ и Налоговому кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через Арбитражный суд Читинской области.

Председательствующий                                                        В.А. Сидоренко

Судьи                                                                                      Д.С. Горкин

                                                                                                 М.И. Анисимов