ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6628/08 от 20.01.2009 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная, 6,

www.chita.arbitr.ru; E-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита

Дело № А78-6628/2008

“27” января 2009 года

  Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 27 января 2009 года.

Арбитражный суд Читинской области в составе судьи Сидоренко В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения “Центральная районная больница Оловяннинского района” к Сибирскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии о признании незаконным и отмене Постановления Отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю от 12.11.2008 № 13-99 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: не было;

от административного органа: ФИО1 – представителя Сибирского межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии по доверенности от 11.01.2009 № 35 – заместителя начальника Отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю; ФИО2 – представителя Сибирского межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии по доверенности от 11.01.2009 № 43 – государственного инспектора Отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю.

Муниципальное учреждение здравоохранения “Центральная районная больница Оловяннинского района” (далее – МУЗ “ЦРБ Оловяннинского района” или учреждение) обратилось в суд к Сибирскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии (далее – управление или административный орган) с требованием об отмене Постановления Отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю от 12.11.2008 № 13-99 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определение о времени и месте проведения заседания направлялось заявителю и административному органу. В деле имеются доказательства извещения сторон о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии со статьёй 123 АПК РФ.

Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил по неизвестной причине.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ.

Представители административного органа заявленные требования не признали, указав на то, что учреждением совершено правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.19 КоАП РФ. МУЗ “ЦРБ Оловяннинского района” привлечено к административной ответственности с соблюдением порядка привлечения к ответственности.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

МУЗ “ЦРБ Оловяннинского района” в качестве юридического лица зарегистрировано в Едином государственном реестре.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.10.2008 на основании Технического задания от 23.10.2008 № 107 должностными лицами Отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю СМТУ Ростехрегулирования было проведено плановое мероприятие по надзору в отношении МУЗ “ЦРБ Оловяннинского района”, находящейся по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что учреждением используются 30-ть неповеренных единиц средств измерения медицинского назначения.

Данные факты зафиксированы в Акте от 28.10.2008 № 107 и Протоколе результатов проверки состояния и применения средств измерений и испытательного оборудования от 28.10.2008.

На основании результатов проверки 28.10.2008 государственным инспектором Отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю СМТУ Ростехрегулирования в присутствии законного представителя учреждения был составлен Протокол об административном правонарушении № 13/99. Данным протоколом зафиксирован факт нарушения учреждением требований пункта 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4871-I “Об обеспечении единства измерений”, действовавшего до 29.12.2008 (далее – Закон “Об обеспечении единства измерений”) и совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.19 КоАП РФ.

  На основании Протокола об административном правонарушении от 28.10.2008 № 13/99 руководителем Отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю СМТУ Ростехрегулирования в присутствии законного представителя учреждения, было вынесено Постановление от 12.11.2008 № 13-99 о привлечении МУЗ “ЦРБ Оловяннинского района” к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, МУЗ “ЦРБ Оловяннинского района” обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении действовали в рамках полномочий, представленных им КоАП РФ и другими нормативными правовыми актами.

Исходя из части 1 статьи 23.52 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.19 Кодекса, уполномочены рассматривать Органы стандартизации, метрологии и сертификации.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, его заместители;

2) главные государственные инспектора субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, их заместители.

Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно абзацу 1 части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294 “О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии” федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 2.3 Перечня должностных лиц Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.11.2004 № 246 “О должностных лицах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях”, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ, уполномочены составлять начальники отделов, заместителя начальников отделов и иные должностные лица.

Согласно части 3 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективной стороной состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.19 является нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона “Об обеспечении единства измерений” в редакции действовавшей на момент составления протокола о вынесения обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.

Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 2.1 Правил по метрологии ПР 50.2.011-94 “Порядок ведения государственного реестра средств измерений”, утвержденных постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 № 8, государственный реестр средств измерений (далее - Государственный реестр) предназначен для регистрации средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и состоит из следующих разделов:

- “Средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России”;

- “Сертификаты об утверждении типа средств измерений”;

- “Средства измерений военного назначения, типы которых утверждены Госстандартом России”;

- “Единичные экземпляры средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России”;

- “Государственные центры испытаний средств измерений, аккредитованные Госстандартом России”.

Государственный реестр может включать и другие разделы.

Государственный реестр является источником официальной информации о результатах работ по испытаниям и утверждению типа средств измерений.

Все средства измерений, типы которых утверждены, подлежат государственной регистрации до постановки этих средств измерений на производство и их выпуска.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, учреждением использовались в целях эксплуатации, в том числе, следующие средства измерений:

- дозатор пипеточный одноканальный – № 31555-06;

- фотометр КФК-3 – № 11598-02;

- тонометры – № 27710-04 и 30069-05;

- весы медицинские до 150 кг – № 16720-04;

- весы детские электронные “Саша” – № 27276-04;

- весы электронные ВЭМ-150 – № 16605-97;

- гири торговые - № 202-49;

- весы РН-10Ц13У – № 16216-97;

- весы площадочные до 500 кг – № 18880;

- поток-1 – № 17057-98.

Пунктами 4 и 5 статьи 15 Закона “Об обеспечении единства измерений” установлено, что в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Госстандартом России.

Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.7, 2.1, 2.5, 2.7 – 2.9 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного приказом Госстандарта России от 18.07.1994 № 125 средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

Эталоны органов Государственной метрологической службы, а также средства измерений ими не поверяемые подвергаются поверке государственными научными метрологическими центрами.

Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается “Свидетельство о поверке”.

Средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.

Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы.

Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений. Периодической поверке могут не подвергаться средства измерений, находящиеся на длительном хранении. Периодическую поверку средств измерений, предназначенных для измерений (воспроизведения) нескольких величин или имеющих несколько диапазонов измерений, но используемых для измерений (воспроизведения) меньшего числа величин или на меньшем числе диапазонов измерений, допускается на основании решения главного метролога или руководителя юридического лица производить только по тем требованиям нормативных документов по поверке, которые определяют пригодность средств измерений для применяемого числа величин и применяемых диапазонов измерений.

Соответствующая запись должна быть сделана в эксплуатационных документах.

Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.

Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа.

Органы Государственной метрологической службы и юридические лица обязаны вести учет результатов периодических поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке межповерочных интервалов с учетом специфики их применения.

В нарушение указанных норм права учреждение использовало вышеперечисленные средства измерения, не прошедшие поверку.

Оценив указанные правонарушения в совокупности, суд пришёл к выводу, о том, что учреждением допущено применение неповеренных средств измерений, то есть, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.19 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, у МУЗ “ЦРБ Оловяннинского района”, как у специализированной организации, имелась возможность своевременно принять меры для недопущения нарушения правил применения средств измерения.

Поскольку МУЗ “ЦРБ Оловяннинского района” не были предприняты необходимые меры для соблюдения правил применения средств измерения, оно подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 19.19 КоАП РФ.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 19.19.23 КоАП РФ в полном объёме подтверждается изученными в суде письменными материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Частью 3 статьи 19.19 КоАП РФ установлено, что нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно обжалуемому Постановлению от 12.11.2008 № 13099 сумма штрафа назначена учреждению в пределах минимального размера санкции, предусмотренной за совершение указанного правонарушения, в размере 5 000 рублей.

При производстве по делу об административном правонарушении административным органом нарушений норм КоАП РФ, регулирующих процедуру привлечения к административной ответственности, допущено не было. О наличии таких нарушений учреждением не заявлялось.

В связи с чем, суд приходит к выводу о правомерном привлечении МУЗ “ЦРБ Оловяннинского района” к административной ответственности по части 3 статьи 19.19 КоАП РФ.

Проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о законности обжалуемого постановления и необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Муниципального учреждения здравоохранения “Центральная районная больница Оловяннинского района” к Сибирскому Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об отмене Постановления Отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю от 12.11.2008 № 13-99 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Четвёртый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Читинской области.

Судья Сидоренко В.А.