ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6782/09 от 29.10.2010 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-6782/2009

29 октября 2010 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Поповой И.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Раднаевым Б.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае

к Военному комиссариату Забайкальского края

об обязании пройти процедуру учета федерального имущества

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представителя по доверенности от 09.08.2010;

от ответчика – представитель не явился.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (далее – ТУ Росимущества) обратилось в арбитражный суд с исковыми заявлениями об обязании пройти процедуру учета федерального имущества:

- к Военному комиссариату Ононского района Забайкальского края (дело № А78-6782/2009),

- к Военному комиссариату Шилкинского района Забайкальского края (дело № А78-6789/2009).

Определением суда от 04.02.2010 названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А78-6782/2009.

Этим же определением на основании статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу было приостановлено до завершения процедуры реорганизации комиссариатов.

В силу пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ деятельность Военных комиссариатов Ононского района и Шилкинского района Забайкальского края прекращена.

Определением от 29.10.2010 суд произвел замену ответчиков в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на правопреемника - Военный комиссариат Забайкальского края.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала и просит суд обязать ответчика пройти процедуру учета федерального имущества, представив в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае документы в соответствии с пунктом 14 «Положения об учете федерального имущества», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 447 от 16 июля 2007 г., а именно:

а) надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно приложению № 1 к Положению об учете федерального имущества;

б) надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих
 приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего
 вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

Ответчик явку в суд представителя не обеспечил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом телефонограммой в порядке части 3 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено на основании ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд установил:

Распоряжением ТУ Росимущества от 30.12.2003 № 40 утвержден перечень имущества, поступившего на праве оперативного управления Военному комиссариату Ононского района.

Распоряжением ТУ Росимущества от 15.06.2004 № 665 утвержден перечень имущества, поступившего на праве оперативного управления Военному комиссариату Ононского района (пункт 1), имущество внесено в реестр учета федеральной собственности (пункт 2.2).

Согласно перечням в оперативное управление Военного комиссариата Ононского района поступило движимое имущество – автомобиль УАЗ-31512, факсимильный аппарат, принтер, мониторы и системный блок.

На праве постоянного (бессрочного) пользования Военному комиссариату Ононского района принадлежит земельный участок площадью 2431 кв.м. в <...> уч. 20, что подтверждается свидетельством от 07.12.2005.

Решения собственника о передаче федерального имущества в оперативное управление Военному комиссариату Шилкинского района материалы дела не содержат.

Уведомлениями от 24.03.2008, от 07.08.2008, от 12.08.2008, от 06.10.2008, от 03.02.2009, от 10.07.2009 истец сообщил военкоматам о том, что сведения о закрепленном имуществе для включения его в реестр федерального имущества не представлены, и необходимости пройти процедуру учета.

На основании директивы Минобороны Российской Федерации от 29.09.2009 военные комиссариаты Ононского и Шилкинского района реорганизованы путем присоединения к Военному комиссариату Забайкальского края, в связи с чем, произведена замена ответчиков правопреемником.

Ссылаясь на то, что ответчик в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 не представил в ТУ Росимущества необходимые документы для внесения объектов в реестр федерального имущества, препятствуя тем самым исполнению возложенных на истца обязанностей по учету федерального имущества, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Истец полагает, что бездействием ответчика нарушается право собственника – Российской Федерации владеть полной информацией о своей собственности, что влечет невозможность в полной мере осуществлять свои права собственника имущества.

В качестве правового основания заявленных требований истец указал статьи 125, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

По смыслу приведённой нормы негаторный иск подлежит удовлетворению при доказанности следующих обстоятельств: наличия у истца права собственности или иного вещного права на объект посягательства; противоправность действий лица, к которому такой иск предъявлен; создание этими действиями препятствий в пользовании имуществом истца.

Пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени Российской Федерации своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пунктам 4.1, 4.9, 4.11 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009, ТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за государственными учреждениями, осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества. Согласно пункту 5.3 Положения ТУ Росимущества вправе обращаться в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

Под учетом федерального имущества согласно пункту 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.

Реестр федерального имущества представляет собой федеральную информационную систему, состоящую из организационно упорядоченной совокупности документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем (пункт 2 Положения об учете федерального имущества).

В соответствии с пунктами 3, 4 Положения об учете федерального имущества объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое и движимое федеральное имущество, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации юридических лиц в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы.

Согласно пункту 2 Положения об учете федерального имущества правообладателем признается, в том числе, федеральное государственное учреждение, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.

К вещным правам согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с правом собственности относится право оперативного управления имуществом.

В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

По смыслу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации за учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления.

Право оперативного управления имуществом возникает с момента передачи имущества на основании решения собственника о закреплении его за учреждением,   если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежит право оперативного управления.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановление Пленума от 29.04.2010 № 22 право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Согласно пункту 14 Положения об учете федерального имущества правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, поступающем в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в соответствующий территориальный орган:

надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно приложению N 1;

надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

Кроме того, этот же пункт Положения обязывает правообладателя в отношении федерального имущества, принадлежащего ему на дату утверждения настоящего Положения на праве оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, или в силу закона, представить в соответствующий территориальный орган указанные карты и документы в 9-месячный срок с даты утверждения Положения.

Из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 2, пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, пункта 2 Положения об учете федерального имущества следует, что учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества не относятся к полномочиям собственника по распоряжению, владению и пользованию своим имуществом как участника гражданских правоотношений.

Условия, которые препятствуют реализации прав Российской Федерации как собственника в отношении своего имущества, предусмотрены пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, которым установлено, что при совершении сделок с федеральным имуществом федеральными органами исполнительной власти и иными организациями в соответствии с возложенными на них законодательством Российской Федерации полномочиями федеральное имущество, являющееся предметом сделки, должно быть учтено в реестре в соответствии с Положением. Указанное требование не применяется к правоотношениям, возникающим при совершении сделок с находящимися на территории Российской Федерации и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае, когда в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.

Из уведомлений, направленных истцом ответчику (его правопредшественникам), не следует, что требование о предоставлении сведений о федеральном имуществе, находящемся на балансе ответчика, было связано с необходимостью совершения сделок со спорным имуществом. Доказательств того, что требование о предоставлении сведений о федеральном имуществе для внесения их в реестр федерального имущества было обусловлено необходимостью совершения сделок с указанным имуществом, истцом не представлено.

Поэтому ответчик вещные права Российской Федерации как собственника имущества - субъекта гражданских правоотношений не нарушает, а истец не доказал, что ответчик своим бездействием препятствует ему осуществлять в отношении имущества права собственника, подлежащие защите на основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными законами. При этом использование иных, не указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания на это в законе. Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты гражданского права, который избрал истец в данном случае: обязать ответчика представить в ТУ Росимущества документы.

Пунктом 42 Положения об учете федерального имущества установлено, что правообладатели и федеральные органы исполнительной власти, иные органы и (или) организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и (или) территориальные органы.

За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде действующим законодательством установлена административная ответственность (статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку оспариваемое истцом бездействие ответчика не нарушает право собственности Российской Федерации и не создает препятствий в его осуществлении. Кроме того, истец не лишен возможности самостоятельно организовать процедуру учета имущества в порядке, предусмотренном пунктом 29 Положения об учете федерального имущества.

Соответствующая правовая позиция судов поддержана Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (определение от 13.09.2010 № ВАС-12185/10).

От оплаты госпошлины истец освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.П.Попова