АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-6807/2015
15 июля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2015 года
Решение изготовлено в полном объёме июля 2015 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сытновой М.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>),
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1,
о признании незаконным постановления №422 от 26.04.2015,
при участии в предварительном судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, представителя по доверенности от 22.12.2014;
от заинтересованного лица – ФИО3, представителя по доверенности от 12.01.2015;
от третьего лица- представитель не явился, извещен;
установил:
Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее заявитель, Фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, административный орган) №565 от 26.04.2015, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением штрафа в размере 5000 рублей.
Требования мотивированы недоказанностью состава и события вмененного правонарушения.
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в отзыве на заявленные требования указывает на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
В судебном заседании заявитель, представитель административного органа поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзыве.
Третье лицо - ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена в соответствии со ст.123 АПК РФ, пояснений не представила.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлениях и отзывах и дополнениях к ним, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
20.10.2014 в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю поступило обращение гражданина ФИО1 о нарушении её прав, что выразилось в следующем. Согласно обращению и представленных потребителем документов, Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов направил в адрес потребителя платежный документ об оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов в размере 588,26 руб., при этом оплату необходимо произвести через отделение ОАО «Сбербанк». Потребителю не была доведена информация о том, что при внесении денежных средств на лицевой счет с ОАО «Сбербанк» с потребителя удерживается комиссия в размере 1,5% от суммы.
29.10.2014 по данному факту и.о.начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Забакальского края ФИО4 в отношении Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.14.5 КоАП РФ, которое было получено заявителем 29.10.2014 согласно штампу входящей корреспонденции (л.д.73).
Определением от 29.10.2014 у Фонда были истребованы следующие сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении:
-устав;
-информацию о наличии у потребителя возможности вносить взносы без оплаты комиссии Сбербанку;
-объяснения должностных лиц о причинах недоведения до потребителя информации о полной сумме подлежащей оплате;
-объяснения должностных лиц о правовых основаниях обязывания потребителя вносить взнося на капитальный ремонт через Сбербанк.
Указанное определение получено заявителем 29.10.2014.
13.11.2014 в соответствии с письмом №930 от 12.11.2014была представлена Управлению Роспотребнадзора по Забайкальскому краю (л.д.69).
Определением от 27.11.2014 срок проведения административного расследования был продлен до 26.12.2014 (л.д.67).
Определением от 28.11.2014 у Фонда были истребованы следующие сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении:
-информация о порядке заключения договора о формировании фонда капитального ремонта с собственниками многоквартирных домов (с приложением необходимых документов, пояснений, определяющих данный порядок);
-информацию о дате и способе заключения договора с собственниками МКД по адресу: <...>;
- информацию о дате и способе заключения договора с потребителем ФИО1;
-типовой договор с собственниками МКД о формировании фонда капитального ремонта и организации проведения капитального ремонта;
-информацию о дате направления договора и извещения-квитанции об оплате взносов ФИО1
Письмом от 04.12.2014 Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов сообщил о том, что на обратной стороне первой квитанции договор о формировании фонда капитального ремонта был напечатан и направлен всем собственникам, согласно ст.181 ЖК РФ. Кроме того указала, что ФИО1 не производя оплату взносов, уклонилась от заключения договора. Также к письму были приложены постановление администрации №120 от 28.07.2014 о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта МКД на счете регионального оператора и договор о формировании фонда капитального ремонта (л.д.62-66).
14.04.2015 главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Забакальского края ФИО5 в отношении Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов, в присутствии представителя ФИО2, был составлен протокол об административном правонарушении №565 по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, в связи с тем, что Фондом не был направлен потребителю ФИО1 договор о формировании фонда капитального ремонта, вследствие этого до потребителя не доведена необходимая и достоверная информация об услуге (организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме).
На основании указанного протокола об административном правонарушении, 26.04.2015 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, вынесено постановление №422 о назначении Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов наказания по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из положений части 1 статьи 28.3, части 1 статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, приказа Роспотребнадзора от 09.02.2011 N 40 "Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", арбитражный суд считает, что протокол об административном правонарушении от 14.04.2015 составлен, а постановление от 26.04.2015 №422 вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа в пределах компетенции.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, и иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, обеспечены. Данный факт заявителем не оспаривается.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения характеризуется нарушением прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулирует Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
Как следует из оспариваемого постановления №422 от 26.04.2015, Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в ходе административного расследования пришло к выводу о нарушении Забайкальским фонд капитального ремонта многоквартирных домов ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.181 ЖК РФ, в поскольку Фондом не был направлен потребителю ФИО1 договор о формировании фонда капитального ремонта, вследствие этого до потребителя не доведена необходимая и достоверная информация об услуге (организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме).
Оспаривая правомерность вышеуказанного постановления заявитель ссылается отсутствие правоотношений между потребителем ФИО1 и Фондом в части, выполнения работы или оказания услуг на возмездной основе, и, следовательно, отсутствие законных оснований для рассмотрения данных отношений в рамках Закона о защите потребителей № 2300-1.
Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 6 декабря 2013 года № 519, в соответствии с частью 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), статьей 44 Устава Забайкальского края, статьей 2 Закона Забайкальского края "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края", учитывая решение краевой комиссии по выработке предложений о создании государственных предприятий, учреждений и участии Забайкальского края в иных организациях (протокол от 20 ноября 2013 года N 44), в целях обеспечения осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, создан Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Фонд) в организационно-правовой форме фонда.
В соответствии с указанным постановлением №519 Фонд осуществляет деятельность регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края.
Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Забайкальского края осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Согласно Постановлению №519 имущество Фонда формируется за счет источников формирования имущества регионального оператора, указанных в статье 179 ЖК РФ. В качестве дополнительных источников формирования имущества Фонда могут быть предусмотрены:
доходы от инвестирования временно свободных средств регионального оператора;
кредиты, займы, полученные региональным оператором в целях реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Забайкальского края;
доходы от предпринимательской деятельности, в случае если уставом регионального оператора будет предусмотрена возможность осуществления им предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 180 ЖК РФ и Устава Фонда, к функциям регионального оператора (Фонда) относится: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего' имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе средств государственной поддержки, муниципальной поддержки. Реализация вышеуказанных функций Фонда, не оплачивается за счет взносов на капитальный ремонт, их финансирование осуществляется за счет бюджета края. При этом, взносы на формирование фонда капитального ремонта уплаченные собственниками многоквартирных домов идут от Фонда напрямую подрядной организации отобранной на конкурсной основе и фактически осуществившей работы по капитальному ремонту МКД
Из оспариваемого постановления следует, что Фонд является исполнителем по капитальному ремонту многоквартирных домов, поскольку его обязанностью в соответствии с Уставом и ст.ст.182, 183 ЖК РФ, является организация и проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, привлечение для работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключение договоров, и, следовательно, в соответствии со ст.10 Закона о защите потребителей, должен довести до потребителя необходимую и достоверную информацию об оказываемой услуге - организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Арбитражный суд считает ошибочным данный вывод административного органа, поскольку из содержания оспариваемого постановления следует, что Управлением не были установлены каких-либо правоотношения в сфере защиты прав потребителей, существующие между Фондом и потребителем ФИО1., наличие между заявителем и конкретным потребителем заключенного договора (в т.ч. договора возмездного оказания услуг), подпадающего под действие Закона о защите прав потребителей, административным органом не установлено.
Исполнителем для целей Закона о защите прав потребителей является лицо, оказывающее услуги потребителям только по возмездному договору.
Вместе с тем, исходя из представленного в материалы дела типового договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД (л.д.62), не следует, что данный договор является возмездным.
Согласно предмета указанного договора, собственник ежемесячно, в установленные ст.171 ЖК РФ сроки и в полном объеме обязуется вносить на счет Фонда взносы ев капитальный ремонт, а Региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в МКД в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта, финансирование такого капитального ремонта и в случаях, предусмотренных ст.сит.173, 184 ЖК РФ, перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить Собственнику денежные средства, соответствующие доле такого собственника в Фонде.
Таким образом, взносы на капитальный ремонт, сделанные до принятия решения собственниками жилых помещений решения о проведении капитального ремонта, не являются оплатой за оказанную коммунальную услугу по проведению капитального ремонта, а представляют собой денежные средства собственника, находящиеся на специальном счете.
Вопросы по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются жилищным и гражданским законодательством, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Управлением Роспотребнадзора Забайкальского края не установлены и не доказаны нарушения Фондом прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге по возмездному договору оказания услуг, подпадающему под действие Закона о защите прав потребителей.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Управлением Роспотребнадзора не представлены доказательства, отвечающие требованиям ст.ст. 67, 68 АПК РФ, в связи с чем не доказано событие и состав вменяемого Фонду административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену оспариваемого постановления.
При изложенных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление отмене.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и полностью отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю) (ОГРН <***>, ИНН <***>) №565 от 26 апреля 2015 года о привлечении Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Ю.Ю. Клишина