АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-6898/2021
15 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2021 года
Решение изготовлено в полном объёме 15 октября 2021 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи А.А. Курбатовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Н. Павловой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточная строительная компания» (ОГРН 1127536004661, ИНН 7536128502) к Государственному казенному учреждению «Служба единого заказчика» Забайкальского края (ОГРН 1027501178154; 1027501178154; 1027501178154 ИНН 7536050020; 7536050020; 7536050020) об обязании внесения изменения в Государственный контракт № Ф.2020.10134 от 09.12.2020 в части увеличения цены Контракта на основании пункта «а» части 62 статьи 112 Федерального закона №44- ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Положительного заключения государственной экспертизы № 75-1-1-3-016552-2021 от 31.03.2021, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, 1. Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (ОГРН 1197536002982; ИНН 7536176217), 2 Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230),
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представителя по доверенности №34 от 10.09.2021;
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 29.06.2021,
от третьих лиц 1, 2 – представители явку не обеспечили, извещены.
Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточная Строительная Компания» (далее – истец, ООО «ДСК», общество) (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилась в арбитражный суд к государственному казенному учреждению «Служба единого заказчика» Забайкальского края (далее – ответчик, ГКУ «СЕЗ», учреждение) (ОГРН <***>, ИНН <***>) с вышеуказанным требованием
Определением суда от 14.09.2021 к качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (ОГРН <***>; ИНН <***>), Министерство финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>).
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнил (вх. №А78-Д-4/64126 от 08.10.2021), просил обязать ответчика внести изменения в государственный контракт № Ф.2020.10134 от 09.12.2020 в части увеличения цены контракта на основании пункта «а» части 62 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и положительного заключения государственной экспертизы № 75-1-1-3-016552-2021 от 31.03.2021.
Протокольным определение от 11.10.2021 уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.
Истец исковые требования поддержал в редакции уточнений по основаниям, изложенным в иске (л.д. 6-7 т. 1).
Ответчик исковые требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на иск (л.д. 114-115 т. 1).
Третье лицо - Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края исковые в отзыве на иск полагало требования истца не подлежащими удовлетворению (вх. №А78-Д-4/63755).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя истца, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
09.12.2020 Забайкальский край, от имени которого действует государственное казенное учреждение «Служба единого заказчика» (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточная Строительная компания» (генподрядчик) заключили государственный контракт № Ф.2020.10134 (далее – контракт, л.д. 28-68 т. 1).
Согласно пункту 1.1 контракта генподрядчик по заданию заказчика обязуется подготовить проектную документацию и выполнить инженерные изыскания, выполнить работы по строительству многоквартирных жилых домов для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в городском поселении «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, расположенных по адресу: <...> (далее - объект), включая: проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации, проведение всех необходимых согласований и получение государственной экспертизы на инженерные изыскания и проектно-сметную документацию, с определением достоверности сметной стоимости; получение разрешения на строительство жилых домов; выполнение строительно-монтажных работ по строительству многоквартирных жилых домов с наружными инженерными сетями и благоустройством территории; пусконаладочные работы; обеспечение технологического присоединения жилых домов к существующим инженерным сетям энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; выполнение тепловизионного контроля ограждающих конструкций здания; обеспечение проведения лабораторных замеров физических факторов здания; подготовку технических планов на жилых домов (в т.ч. квартиры) и инженерные сети; подготовку всех необходимых документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию и получение разрешения на ввод в эксплуатацию жилых домов; передача построенных объектов недвижимого имущества Заказчику в установленный контрактом срок.
Генподрядчик согласно пункту 1.2 контракта взял на себя обязательство подготовить проектную документацию и выполнить инженерные изыскания, выполнить работы по строительству многоквартирных жилых домов в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с календарным графиком выполнения работ, который является Приложением №7 к контракту и его неотъемлемой частью. Генподрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить работы в соответствии с условиями контракта и проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Генподрядчик обязуется обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией.
Результатом выполненной работы по контракту является здания многоквартирных жилых домов с инженерными коммуникациями и благоустройством, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод в эксплуатацию (пункт 1.4 контракта).
Согласно пункту 1.6 контракта названный контракт заключается на основании: Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению граждан жилищного фонда на 2019-2025 годы, утверждена Постановлением Правительства Забайкальского края от 11.04.2019г. № 124; Государственной программы «Обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края», утверждена Постановлением Правительства Забайкальского края от 12.02.2016 №65; постановления Правительства Забайкальского края от 10.06.2014 №328 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан»; постановления Правительства Забайкальского края от 22.01.2013 № 22 «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Цена и порядок оплаты согласован сторонами в разделе 3 контракта. Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя: затраты по разработке проектной документации и получению государственной экспертизы на инженерные изыскания и проектно-сметную документацию; выполнению строительно-монтажных работ по строительству благоустроенных многоквартирных домов с наружными инженерными сетями и благоустройством территории; пусконаладочные работы; технологическому присоединению жилых домов к существующим инженерным сетям энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; выполнению тепловизионный контроль ограждающих конструкций здания; проведению лабораторных замеров физических факторов здания; подготовку технических планов на жилые дома (в т.ч. квартиры) и инженерные сети; подготовку всех необходимых документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию, включая прибыль генподрядчика, уплату налогов (в т.ч. НДС 20%), сборов и других обязательных платежей и иных расходов генподрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 113 860 424,93 руб., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов, в том числе:
стоимость работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий составляет 8 814 444 руб.;
стоимость работ по строительству объекта составляет 105 045 980, 93 руб. (пункт 3.1 контракта).
Лимит финансирования по контракту составляет: 2021 год - 113 860 424,93 руб. (пункт 3.1.1 контракта).
Согласно пункту 3.1.2 контракта цена не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (статья 95 44-ФЗ (пункт 3.1.2 контракта).
Основанием для оплаты являются оформленные, в установленном порядке, акт выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3, и представление генподрядчиком заказчику не позднее 25 числа отчетного месяца, расчет по которым производится не позднее 30 дней с даты подписания Заказчиком документов. Окончательный расчёт по настоящему контракту производится в срок не позднее 30 дней после подписания заказчиком документов, предусмотренных пунктом 7.11. контракта. Оплата, выполненных генподрядчиком, работ по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления заказчиком денежных средств на банковский счет Генподрядчика, указанный в контракте (пункты 3.4, 3.5 контракта).
Работы по контракту должны быть завершены и результат работ должен быть переданы заказчику не позднее 30 ноября 2021 года (конечный срок выполнения работ).
В соответствии с пунктами 6.2.2, 6.2.9 контракта генподрядчик обязан разработать проектно-сметную документацию в соответствии с заданием на разработку проектно-сметной документации (Приложение № 1), руководствуясь действующими законодательными и нормативными актами, правилами, стандартами и техническими нормами. Первоначально проводится рассмотрение проекта заказчиком. Исполнитель передает 1 экз. проекта на бумажном носителе заказчику на рассмотрение. В течение 30 рабочих дней заказчик рассматривает проектную документацию, в случае выявления недостатков, ошибок или замечаний исполнителю необходимо в течение 10 дней устранить их. После исправления замечаний и получения согласования заказчика, проектная документация стадии «Проект» направляется на проведение государственной экспертизы проекта и результатов инженерных изысканий с проведением достоверности определения сметной стоимости строительства в орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации. В процессе разработки проектно-сметной документации предоставлять заказчику информацию в письменной форме о ходе и объемах выполненных работ не реже 1-го раза в месяц. Изменения и дополнения, не противоречащие настоящему Заданию вносить в документацию по результатам рассмотрения у заказчика. Пройти государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий и предоставить Заказчику положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, в состав которой входит проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объекта в сроки, установленные настоящим контрактом. Передать заказчику проектно-сметную документацию, согласованную в установленные сроки с заинтересованными организациями.
Генподрядчик обратился в государственное автономное учреждение «Государственная экспертиза Забайкальского края».
31.03.2021 истец получил положительное заключение государственной экспертизы №75-1-1-3-016552-2021 (л.д. 69-100 т. 1), согласно которому сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта на дату утверждения заключения экспертизы в текущих ценах 1 квартала 2021 года с учетом НДС составила 173296760 руб.
Согласно пунктам 14.1-14.2 контракта внесение изменений в контракт производится в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Изменения оформляются в письменном виде путем подписания Сторонами дополнительного соглашения к контракту. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе.
При этом согласно подпункту «б» пункта 14.2.1 изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если при исполнении контракта сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения 19.05.2021 генподрядчика к заказчику с предложением о внесении изменений в государственный контракт №Ф2020.10134 от 09.12.2020 и принятия решения об увеличении общей сметной стоимости строительства объекта в связи с полученным положительным заключением государственной экспертизы (л.д. 101 т. 1).
07.06.2021 генподрядчик вручил Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, ГКУ «СЕЗ» предложение о внесении изменений в государственный контракт №Ф2020.10134 от 09.12.2020 и принятия решения об увеличении общей сметной стоимости строительства объекта в связи с полученным положительным заключением государственной экспертизы (л.д. 102 т. 1)
Ответом от 17.06.2021 Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края сообщило обществу, что увеличение цены контракта возможно только в случае наличия свободных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели. Поскольку свободные (нераспределенные) лимиты бюджетных обязательств в Министерстве отсутствуют, вопрос увеличения цены государственного контракта не рассматривается, учитывая важность объекта расторжение государственного контракта по этой причине невозможно (л.д. 106 т. 1).
22.06.2021 истец вручил в адрес ГКУ «СЕЗ» сопроводительное письмо с дополнительным соглашением к контракту об увеличении вопроса увеличения стоимости строительства объекта капитального строительства на 30 процентов от цены контракта в размере 34158127,48 руб. (л.д. 103 т. 1).
ГКУ «СЕЗ» письмом от 01.07.2021 сообщило генподрядчику о возможности увеличения цены контракта только при условии доведения лимитов финансирования (л.д. 107 т. 1).
13.07.2021 общество повторно обратилось в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края для решения вопроса об увеличении цены контракта, приложив переписку по названному вопросу с заказчиком и Министерством (л.д. 108-109 т. 1).
Поскольку требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Требования истца подлежат рассмотрению арбитражным судом исходя из предмета и основания заявленного иска.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
На основании статьи 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его.
Согласно статье 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных работ подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно пункту 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность заказчика уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие, связанные со строительством, ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости, подлежащей к выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В силу пункта 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Часть 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ устанавливает основания, при наличии которых законодательство допускает изменение существенных условий контракта при его исполнении. Так, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, то признано допустимым, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона).
Нормы пункта 1 статьи 740, пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 34, части 3 статьи 55, пункта 6 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ относят предмет, срок исполнения обязательств, в том числе сроки выполнения работ по контракту, а также цену контракта к существенным условиям государственного (муниципального) контракта, определяемым по результатам размещения заказа.
В силу части 55 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 настоящей статьи.
Согласно части 56 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ в случае, предусмотренном частью 55 названной статьи, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
По государственному контракту №Ф.2020.10134 генподрядчик взял на себя обязательство выполнить работы в соответствии с условиями контракта, проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Возводимый истцом объект является социально-значимым, что следует из пункта 1.6 контракта.
Согласно пунктам 6.2.2, 6.2.9 контракта генподрядчик обязан разработать проектно-сметную документацию в соответствии с заданием на разработку проектно-сметной документации (Приложение № 1), руководствуясь действующими законодательными и нормативными актами, правилами, стандартами и техническими нормами. Первоначально проводится рассмотрение проекта заказчиком. Исполнитель передает 1 экз. проекта на бумажном носителе заказчику на рассмотрение. В течение 30 рабочих дней заказчик рассматривает проектную документацию, в случае выявления недостатков, ошибок или замечаний исполнителю необходимо в течение 10 дней устранить их. После исправления замечаний и получения согласования заказчика, проектная документация стадии «Проект» направляется на проведение государственной экспертизы проекта и результатов инженерных изысканий с проведением достоверности определения сметной стоимости строительства в орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации. В процессе разработки проектно-сметной документации предоставлять заказчику информацию в письменной форме о ходе и объемах выполненных работ не реже 1-го раза в месяц. Изменения и дополнения, не противоречащие настоящему Заданию вносить в документацию по результатам рассмотрения у заказчика. Пройти государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий и предоставить Заказчику положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, в состав которой входит проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объекта в сроки, установленные настоящим контрактом. Передать заказчику проектно-сметную документацию, согласованную в установленные сроки с заинтересованными организациями.
Необходимое положительное заключение государственной экспертизы обществом получено (л.д. 69-99 т. 1), согласно которому общая стоимость строительства объекта капитального строительства определена достоверно и составила 173 296 760 руб., в том числе: строительно-монтажные работы – 161 694 960 руб., оборудование – 2 101 790 руб., прочие затраты – 9 500 010 руб., в текущих ценах 1 квартала 2021 года, с учетом НДС.
Указанное положительное заключение государственной экспертизы генподрядчиком направлено в адрес ответчика и третьих лиц.
Подпунктом «б» пункта 14.2 контракта предусмотрено изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если при исполнении контракта сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов.
Согласно подпункту «а» части 62 статьи 112 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта, указанного в части 56 настоящей статьи, при его исполнении допускается: если при исполнении контракта сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов.
В целях заключения контрактов, особенности заключения и исполнения которых регулируются частями 56-63 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 30.03.2020 издан приказ № 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Порядком определения начальной максимальной цены контракта установлено, что определение НМЦК осуществляется заказчиком в процессе подготовки документации о закупке, а при осуществлении закупки у единственного поставщика - при подготовке проекта контракта, путем составления расчетов в уровне цен периода исполнения контракта, определяемого в соответствии с пунктами 19-21 Порядка, предполагающими, в том числе, использование официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги), публикуемой Росстатом, индексов-дефляторов Минэкономразвития.
Согласно методики составления сметы составление сметы контракта осуществляется на основании проекта сметы контракта, составляемого в соответствии с разделом VI Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.12.2019. N 841/пр.
Порядком изменения цены (части 2 и 3 Приложения №3 к названному приказу) установлено, что изменение цены контракта осуществляется заказчиком в случаях, если при исполнении контракта: а) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации превышает цену контракта; б) цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. Изменение цены контракта осуществляется после выполнения обязательств по контракту, связанных с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, а также получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объекта капитального строительства. Изменение цены контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту.
Учитывая вышеизложенные нормы и положения контракта, в рассматриваемом случае возникли исключительные обстоятельства, указывающие на возможность изменения условий контракта по решению суда в порядке пунктов 2, 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что возводимый истцом объект является социально-значимым, приостановление работ, а тем самым и увеличение сроков выполнения работ не соответствует общественным интересам.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что стороны не заинтересованы в расторжении контракта (л.д. 106 т. 1) и настаивают на его исполнении, ни одной из сторон на дату рассмотрения спора не заявлен односторонний отказ от исполнения контракта.
В рассматриваемом случае расторжение контракта будет противоречить общественным интересам и может повлечь за собой возникновение ущерба, значительно превышающего затраты, необходимые для исполнения контракта на измененных условиях.
При этом заказчиками фактически не оспорен тот факт, что сумма удорожания работ составляет размер, определенный положительным заключением государственной экспертизы. Данное заключение не оспорено. Заказчиками не приведено доводов и не представлено доказательств того, что имеется возможность выполнить спорные работы за меньшую стоимость.
Согласно пункту 3.1 контракта цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта.
Вместе с тем, согласно пункту 3.1.2 контракта цена не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (статья 95 44-ФЗ).
Условия для изменения цены контракта не более чем на 30 процентов сторонами также определены в пункте 14.2 контракта.
Основания и возможность для изменения цены контракта, подлежащей изменению в силу условий контракта и нормы пункта «а» части 62 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ, на сумму не более чем 30 процентов генподрядчиком подтверждены представлением положительного государственной экспертизы № 75-1-1-3-016552- 2021 от 31.03.2021.
Обязание заказчика увеличить цену контракта в размере, превышающем 30 процентов от цены контракта, в рамках настоящего иска будет противоречить нормам Федерального закона 44-ФЗ, поскольку в обход конкурентных процедур практически представляет собой новый государственный контракт, который может вызвать экономический интерес у неограниченного числа подрядчиков, которые окажутся лишенными возможности принять участие в торгах.
Доводы ответчика и третьего лица о невозможности увеличения цены контракта ввиду отсутствия лимитов бюджетных обязательств на 2021 год согласно справке от 23.03.2021 (л.д. 18 т. 2) подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
По общему правилу, предусмотренному в части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Лимит бюджетных обязательств (расходных обязательств), согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представляет собой объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
В силу положений пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (первый абзац названного пункта).
Возникшие между сторонами отношения являются гражданско-правовыми, возникли из обязательств, установленных контрактом.
При этом по смыслу статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие особенности исполнения денежных обязательств за счет бюджетных средств, к данным правоотношениям не применяются.
Данный вывод суда согласуется с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях 30.06.2017 № 309- ЭС17-2504 и от 21.07.2016 по делу № 305-ЭС16-3045.
Суд приходит к выводу о том, что отсутствие средств на исполнение расходных обязательств, само по себе не может служить основанием, освобождающим заказчика от обязанности по оплате выполняемых подрядчиком работ, в связи с чем, доводы ответчика и третьего лица об отсутствии оснований для увеличения цены контракта ввиду отсутствия лимитов, подлежит отклонению.
То обстоятельство, что в рассматриваемом случае финансирование заказчика происходит за счет бюджета, не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые в соответствии со статьей Гражданским кодексом Российской Федерации строятся на основе равноправия.
Заказчик, заключая контракты, выступает в спорных отношениях как равноправный участник гражданского оборота, и, соответственно, обязан произвести оплату в соответствии с условиями принятого и согласованного обязательства.
Доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях истца злоупотребления правом, недобросовестности в их поведении при заключении спорного контракта сторонами не представлено, судом в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено.
Ссылки ответчика и третьего лица на отсутствие лимитов бюджетных средств к числу таких обстоятельств не относятся. В случае выполнения истцом работ надлежащего качества и сдачи их результата заказчику, достижения цели заключенного с учреждением контракта, выделение (не выделение) бюджетных денежных средств не освобождает последнего от обязанности оплаты работ, в том числе в рамках принудительного исполнения судебного решения по иску подрядчика о взыскании задолженности по контракту.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд считает, что имеются основания для внесения изменений в условия контракта в судебном порядке.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать государственное казенное учреждение «Служба единого заказчика» Забайкальского краявнести изменения в государственный контракт № Ф.2020.10134 от 09.12.2020 в части увеличения цены контракта на основании пункта «а» части 62 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и положительного заключения государственной экспертизы № 75-1-1-3-016552-2021 от 31.03.2021 в пределах, не более 30 процентов от цены контракта.
Взыскать с государственного казенного учреждения «Служба единого заказчика» Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья А.А. Курбатова