ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-7067/2021 от 10.12.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                          Дело №А78-7067/2021

10 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 10 декабря 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Минашкина Д.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гирченко Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края (ОГРН 1087536008735, ИНН 7536095871, адрес: 672020, Забайкальский край, г. Чита, ул. Анохина, 91)

к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Профсоюзная, 17)

о признании частично незаконным представления №21-1/27 от 26.05.2021,

третьи лица – Государственное автономное учреждение Забайкальского края «Футбольный клуб «Чита» (ОГРН 1117536001868, ИНН 7536117155, адрес: 672005, Забайкальский край, г. Чита, ул. Генерала Белика, 33), общество с ограниченной ответственностью «Магнум» (ОГРН 1027708019130, ИНН 7708210008, адрес: 140187, Московская обл., г. Жуковский, ул. Мясищева, 1, пом. 608),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Абузаровой Т.Н, начальника отдела по доверенности от 18.10.2021;

от заинтересованного лица  - Ознобихиной Л.Ю., главного специалиста-эксперта юридического отдела до доверенности от 11.01.2021.

Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края (далее – заявитель, Минспорта Забайкальского края) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее – заинтересованное лицо, УФК по Забайкальскому краю) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), принятым к рассмотрению по правилам статьи 159 АПК РФ, о признании незаконным представления №21-1/27 от 26.05.2021 в части требования по пунктам 1-3 устранить нарушение, а именно вернуть в доход федерального бюджета средства, израсходованные по нецелевому и неправомерному использованию в размере 8 573 498,08 руб. в срок до 01.12.2021 (т. 10, л.д. 8-13).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Государственное автономное учреждение Забайкальского края «Футбольный клуб «Чита» (далее – ГАУ «ФК «Чита»), общество с ограниченной ответственностью «Магнум» (далее – ООО «Магнум»).

В судебном заседании представитель заявителя уточненное требование поддержал, а представитель заинтересованного лица его не признал по основаниям, изложенным в возражениях и дополнениях, просил отказать Минспорта Забайкальского края в удовлетворении заявления.

ГАУ «ФК «Чита» и ООО «Магнум» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ. Надлежащее уведомление участвующих в деле лиц подтверждается находящимися в материалах дела доказательствами, согласно которым они о факте возбуждения производства по настоящему заявлению извещены. В связи с этим, и учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещалась на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также исходя из положений части 6 статьи 121 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что неявка третьих лиц в судебное разбирательство не является препятствием для рассмотрения заявления по существу на основании части 5 статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы явившихся в судебное заседание   представителей сторон, суд установил следующее.

В соответствии с приказом руководителя УФК по Забайкальскому краю от 15.01.2021 №8-о в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за 2019-2020 годы (т. 1, л.д. 37-65).

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 09.04.2021, на основании которого 26.05.2021 вынесено представление №21-1/27 (т. 1, л.д. 66-80, т. 3, л.д. 66-80, т. 4, л.д. 1-95).

Полагая указанное представление частично не соответствующим закону и нарушающим права и интересы в сфере экономической деятельности заявителя, он оспорил его в судебном порядке.

Суд, рассмотрев заявление, изучив представленные документы, и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

На основании пунктов 1, 3 статьи 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе юридические лица (за приведенным исключением) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).

В силу указанной нормы БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.

Согласно пункту 1 статьи 267.1 БК РФ одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка.

На основании пункта 3 статьи 267.1 БК РФ проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Под встречными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

Перечень решений, принимаемых руководителем (заместителем руководителя) органа контроля по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), возражений объекта контроля на акт проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии) определен пунктом 4 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 №1095.

Актом выездной проверки от 09.04.2021, проведенной в отношении заявителя за 2019-2020 годы, зафиксировано нарушение:

-  пункта 1 части 1 статьи 158, части 1 статьи 306.4 БК РФ, пункта 1 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2019 №165, подпунктов «а», «б» пункта 3.2, пункта 4.3.1 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 02.10.2019 №777-17-2019-049 в 2019 году, выразившееся в заключении Минспорта Забайкальского края Соглашений о предоставлении ГАУ «ФК «Чита» субсидии на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», что привело к нецелевому расходованию иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 5 363 600 рублей (стр. 154 акта);

- статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), частей 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», выразившееся в неправомерной оплате Минспорта Забайкальского края непоставленного, недоукомплектованного спортивного оборудования за счет средств субсидии из федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в 2019 году в сумме 2 301 810,87 руб. (стр. 47 акта) и в 2020 году в сумме 908 087,21 руб. (стр. 66 акта).

Указанные нарушения нашли своё закрепление в пунктах 1-3 оспариваемого представления с требованием об их устранении заявителем путем возврата в доход федерального бюджета средств, израсходованных по нецелевому и неправомерному использованию, в размере 8 573 498,08 руб. (5 363 600 руб.+ 2 301 810,87 руб. + 908 087,21 руб.) в срок до 01.12.2021.

Из положений статьи 13 ГК РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

Согласно части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В силу части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В части 2 указанной статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (часть 5 статьи 78 БК РФ).

Согласно части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Из статьи 306.1 БК РФ следует, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (пункт 3 части 1 статьи 162 БК РФ).

Материалами дела подтверждено, а участвующими в деле лицами под сомнение не ставилось, что в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2019 №165, Забайкальскому краю предоставлен иной межбюджетный трансферт на реализацию спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр» (с учетом справки – уведомления №1091 от 03.09.2019 - на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр»), в размере 5 363 600 руб. (т. 1, л.д. 97, т. 8, л.д. 136).

При этом между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Забайкальского края в лице Минспорта Забайкальского края заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 02.10.2019 №777-17-2019-049 (далее – Соглашение от 02.10.2019) – т. 1, л.д. 83-96.

Предметом Соглашения от 02.10.2019 явилось предоставление из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в 2019 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение - на реализацию спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр».

Согласно пункту 6.1.1 Соглашения от 02.10.2019 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством спорта Российской Федерации, на который со стороны субъекта возлагаются функции
и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения
и предоставление отчетности, является Минспорта Забайкальского края.

В дальнейшем между Минспорта Забайкальского края и ГАУ «ФК «Чита» заключены соглашения о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные
с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии  
с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ),
из бюджета Забайкальского края на осуществление спортивной подготовки
в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», от 27.09.2019 (далее – Соглашение от 27.09.2019) в размере 5 363 600 руб. (средства федерального бюджета) и от 10.10.2019 (далее – Соглашение от 10.10.2019), в размере 282 294,74 руб. (средства бюджета Забайкальского края).

Субсидия перечислена ГАУ «ФК «Чита» платежными поручениями от 23.10.2019 №19221, №19222 в общем размере 5 645 894,74 руб. (т. 4, л.д. 96-118).

Делая вывод о нецелевом расходовании заявителем 5 363 600 руб. средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации»  государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», УФК по Забайкальскому краю исходило из того, что Минспорта Забайкальского края допустило расходование иного межбюджетного трансферта, выделенного ГАУ «ФК «Чита» на осуществление спортивной подготовки, не включающей спортивно-оздоровительный этап.

Суд полагает, что данный вывод заинтересованного лица является недостаточно аргументированным с учетом следующего.

Организация спортивной подготовки осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон №329-ФЗ), нормативными правовыми актами Министерства спорта Российской Федерации, федеральными стандартами спортивной подготовки по соответствующим видам спорта.

Пунктом 15.1 статьи 2 Закона №329-ФЗ спортивной подготовкой признаётся тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

При этом статьёй 32 Закона №329-ФЗ определено, что при осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:

1) спортивно-оздоровительный этап;

2) этап начальной подготовки;

3) тренировочный этап (этап спортивной специализации);

4) этап совершенствования спортивного мастерства;

5) этап высшего спортивного мастерства.

На спортивно-оздоровительном этапе, как правило, происходит формирование стабильного развития общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта; уровня освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

В соответствии с Приказом Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» обучение на спортивно-оздоровительном этапе возможно только при реализации физкультурно-спортивной организацией дополнительных общеразвивающих программ.

Действительно, реализация программ спортивной подготовки по видам спорта в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки не предполагает прохождение спортсменом спортивной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе.

Между тем, в опубликованном на сайте www.bus.gov.ru базовом (отраслевом) перечне государственных и муниципальных услуг и работ по отрасли «Физическая культура и спорт» спортивно-оздоровительный этап установлен как значение показателя условия по оказанию услуги (работы) по спортивной подготовке.

Более того, распоряжением Правительства РФ от 24.07.2018 №1520-р утверждена Концепция наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, согласно которой на спортивно-оздоровительном этапе решаются задачи оздоровления и «футбольного образования». Данный этап позволяет достаточно эффективно решать задачи технической подготовки в связи с тем, что на этом этапе можно зачислять детей с раннего возраста - 6 лет. При этом на спортивно-оздоровительном этапе не решаются задачи, связанные с выполнением спортивных разрядов и борьбой за высокие спортивные результаты. Таким образом, тренер, работающий с юными футболистами на спортивно-оздоровительном этапе, не провоцирует форсирование достижения высоких результатов, а обеспечивает качественную базовую подготовку футболистов, которая проявится уже на следующих, более высоких этапах спортивной подготовки. Отсутствие достаточной финансовой поддержки со стороны бюджетов разного уровня не создает мотивации действующим организациям спортивной подготовки открывать набор юных футболистов на спортивно-оздоровительном этапе. Концепцией предполагается создание детских футбольных центров с использованием футбольной инфраструктуры, созданной для чемпионата мира по футболу, на базе действующих детско-юношеских спортивных школ путем присвоения им статуса «детский футбольный центр», а также создание не менее 30 таких центров в субъектах Российской Федерации, для которых футбол является базовым видом спорта, что позволит расширить возможности спортивно-оздоровительного этапа и увеличит в 1,5 раза количество детей, занимающихся с 6 лет. С этой целью будет определен порядок присвоения статуса «детский футбольный центр», а также критерии для его получения, направленные на развитие массового детско-юношеского футбола.

Согласно пункту 30 статьи 2 Закона №329-ФЗ физкультурно-спортивная организация это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организации, осуществляющие спортивную подготовку, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерацией или муниципальным образованием, являются соответственно государственными или муниципальными учреждениями.

ГАУ «ФК «Чита» осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, Забайкальского края и Уставом, утвержденным распоряжением Минспорта Забайкальского края №91 от 24.02.2011, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере физической культуры и спорта с видами деятельности, обозначенными в пункте 2.2 Устава, включая организацию и проведение работ на спортивно-оздоровительном этапе, а также организацию и проведение официальных физкультурных и физкультурно-оздоровительных мероприятий различного уровня (регионального, межрегионального, всероссийского).

К основному виду деятельности учреждения также отнесено материально-техническое обеспечение спортивных команд Забайкальского края по футболу и мини-футболу, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение команд клуба по футболу и мини-футболу.

Постановлением Бюро исполкома РФС №208/1 от 20.03.2019 ГАУ «ФК «Чита» присвоен статус «Детский футбольный центр» до 31.12.2019, а Минспорта Забайкальского края совместно с ГАУ «ФК «Чита» разработана Программа развития «Детского футбольного центра» (т. 8, л.д. 3-14, 9, л.д. 1-2).

Директором ГАУ «ФК «Чита» утверждено Положение о проведении турнира по мини-футболу среди детско-юношеских команд (спортивно-оздоровительных групп (СОГ)) городской объединенной лиги «Гол» сезона 2019 года, целями и задачами которого выступают пропаганда здорового образа жизни, приобщение детей и подростков к систематической занятиям физической культурой и спортом; популяризация мини-футбола, выявление сильнейших детских команд города Читы; повышение уровня мастерства участников турнира; организация соревнований среди спортивно-оздоровительных групп (СОГ) ФК «Чита» (т. 9, л.д. 3-84).

Приказами руководителя клуба также произведено зачисление в группу СОГ занимающихся «Центра подготовки юных футболистов», велись журналы учета групп занятий спортивной школы СОГ-1, СОГ-2 по футболу, разработаны Положения о Центре подготовки юных футболистов и о приеме поступающих в Центр подготовки юных футболистов, Дополнительная общеразвивающая программа по футболу для подготовки футболистов в спортивно-оздоровительных группах в возрасте от 4 до 15 лет, закупалась экипировка, оборудование, инвентарь для спортивно-оздоровительных групп (т. 7, т. 8, л.д. 98, т. 9, л.д. 115-130, 131- 135, 136-143, 144-171, т. 10, л.д. 1-4). Расходование субсидии по Детскому футбольному центру приведено в аналитической таблице (т. 8, л.д. 1-2).

Кроме того, УФК по Забайкальскому краю в отношении ГАУ «ФК «Чита» была проведена выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за 2019-2020 годы с формированием акта от 02.04.2021 по её итогу, не установившая нецелевого либо неэффективного использования выделенных бюджетных ассигнований в рамках реализации подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации» на 2019 год, и вместе с тем на стр. 23-24 акта зафиксировавшая исполнение показателей результативности по численности занимающихся видом спорта «футбол» (т. 8, л.д. 15-50).

Таким образом, из совокупного восприятия указанных нормоположений и приведенных фактических обстоятельств спортивная подготовка является обобщающим понятием, включающим в себя в данной конкретной ситуации и спортивно-оздоровительный этап, а потому утверждение УФК по Забайкальскому краю о несоответствии условия предоставления Минспорта Забайкальского края ГАУ «ФК «Чита» субсидии, установленной Соглашениями от 27.09.2019 и от 10.10.2019, целям на которые она выделена федеральным бюджетом, представляется ошибочным.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 года №165, перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органом Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечисление субсидии в адрес ГАУ «ФК «Чита» осуществлено с учетом справки – уведомления заинтересованного лица №1091 от 03.09.2019 на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», то есть УФК по Забайкальскому краю санкционирована именно такая операция на перечисление субсидии (т. 8, л.д. 136).

Согласно Закону Забайкальского края от 25.12.2018 №1668-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», а также выписке из сводной бюджетной росписи бюджета Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов от 06.09.2019, Минспорта Забайкальского края доведены лимиты бюджетных обязательств на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», без какого-либо акцента выделения указанных межбюджетных трансфертов на осуществление спортивно-оздоровительного этапа.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламента их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Таким образом, суд полагает, что выделенные заявителю рассматриваемые бюджетные средства использованы в соответствии с условиями их предоставления, и нецелевого использования иных межбюджетных трансфертов им не допущено, в связи с чем, требование УФК по Забайкальскому краю о возврате в доход федерального бюджета 5 363 600 руб. является необоснованным.

Касательно вывода заинтересованного лица о допущении заявителем неправомерной оплаты не поставленного, недоукомплектованного спортивного оборудования за счет средств субсидии из федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на сумму 2 301 810,87 руб. в 2019 году с требованием о её возврате в доход федерального бюджета суд отмечает следующее.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, приведенными в приложении 32 государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302, в 2019 году Забайкальскому краю предоставлен иной межбюджетный трансферт на создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО), в размере 39 464 808,45 руб.

Между Минспорта Российской Федерации и Правительством Забайкальского края заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 06.02.2019 №777-08-2019-147 (далее – Соглашение от 06.02.2019), предметом которого выступало предоставление из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в 2019-2021 годах субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, с учетом дополнительных соглашений (т. 1, л.д. 99-112, 113, 123-151, т. 2, л.д. 1-13).

Согласно пункту 6.1.1 Соглашения от 06.02.2019 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минспорта Российской Федерации, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения и предоставление отчетности, является Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края.

В целях реализации мероприятий в рамках Соглашения от 06.02.2019 заявителем с ООО «Магнум» заключен государственный контракт от 29.07.2019 №Ф.2019.405624 на поставку комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО) на сумму 39 464 808,45 руб. (с учетом дополнительного соглашения №1 от 21.08.2019) – т. 1, л.д. 14-66.

Факт оплаты заявителем спортивно-технологического оборудования на указанную сумму заинтересованным лицом под сомнение не ставился, и данное обстоятельство закреплено в акте выездной проверки от 09.04.2021 (стр. 27-28), нашло своё отражение в возражениях №91-20-14/394 от 11.08.2021 на заявление (т. 3, л.д. 11).

С целью определения фактического наличия и соответствия спортивно-технологического оборудования условиям государственного контракта от 29.07.2019 №Ф.2019.405624 сотрудниками УФК по Забайкальскому краю проведены обследования в муниципальных районах, по итогу чего составлены соответствующие акты (т.т. 5, 6).

По итогам обследования установлена недостача (смонтировано и установлено не в полном комплекте и/или не смонтировано и не установлено либо недостает комплектующих) спортивно-технологического оборудования, и сделан вывод о том, что оно в рамках реализации программы не используется:

1) на общую сумму 151 730,44 руб. в муниципальном районе «Нерчинский район»: уличный тренажер «Жим лежа» - 1 шт.  стоимостью 101 110,61 руб., вспомогательные рукоятки для людей с ограниченными возможностями в количестве 0,5 шт. стоимостью 6479,45 руб., камни для подтягивания – 1 шт. стоимостью 18 110,38 рублей, велотренажер – 1 шт. стоимостью 26 030,00 руб.;

2) на общую сумму 61 432,20 руб. в муниципальном районе «Петровск-Забайкальский район» пгт. Новопавловка: травмобезопасная резиновая плитка с встроенным скрытным крепежным замком типа «ласточкин хвост» 1х1 в количестве 5 шт. на сумму 10 428,45 руб., полимерный дренажный модуль площадью 29 м2 стоимостью 51 003,75 руб.;

3) на общую сумму 231 751,34 руб. (168 790,11 руб. + 62 961,23 руб.) в муниципальном районе «Забайкальский район»: уличный тренажер «Жим лежа» - 1 шт.  стоимостью 101 110,61 руб., рукоятки для тренировки мышц верхнего плечевого пояса – 1 комплект стоимостью 15 080,08 руб., велотренажер – 1 шт. стоимостью 26 030,00 руб., информационная стойка – 2 шт. общей стоимостью 26 569,42 руб., комплектующие к оборудованию по перечню стоимостью 62 961,23 руб.;

4) на общую сумму 226 478,69 руб. (163 517,46 руб. + 62 961,23 руб.) в муниципальном районе «Могойтуйский район»: уличный тренажер «Жим лежа» - 1 шт.  стоимостью 101 110,61 руб., уличный тренажер «Скамья для пресса» - 1 шт. стоимостью 36 376,85 руб., велотренажер – 1 шт. стоимостью 26 030,00 руб., комплектующие к оборудованию по перечню на сумму 62 961,23 руб.;

5) на общую сумму 145 941,87 руб. в муниципальном районе «Сретенский район»: уличный тренажер «Жим лежа» - 1 шт.  стоимостью 101 110,61 руб., камни для подтягивания – 1 шт. стоимостью 18 110,38 руб., оборудование «Мишень на стойках квадратная для тестирования инвалидов, габариты отверстия 1,5х1,5 м» стоимостью 26 720,88 руб.;

6) на общую сумму 115 073,16 рублей в муниципальном районе «Могочинский район»: шведская стенка низкая, трансформируемая – 1 шт. стоимостью 25 904,20 руб., комплектующие к уличному тренажеру «Гребная тяга» - 1 шт. стоимостью 89 168,96 руб.;

7) на общую сумму 127 140,61 руб. в муниципальном районе «Оловяннинский район»6 уличный тренажер «Жим лежа» - 1 шт.  стоимостью 101 110,61 руб., велотренажер – 1 шт. стоимостью 26 030,00 руб.;

8) на общую сумму 196 340,71 руб. в муниципальном районе «Ононский район»: уличный тренажер «Жим лежа» - 1 шт.  стоимостью 101 110,61 руб., велотренажер – 1 шт. стоимостью 26 030,00 руб., травмобезопасная резиновая плитка с встроенным скрытным крепежным замком типа «ласточкин хвост» 1х1 в количестве 18 шт. на сумму 37 542,60 рублей, полимерный дренажный модуль площадью 18 кв.м стоимостью 31 657,50 руб.;

9) на общую сумму 835 908,22 руб. в муниципальном районе «Приаргунский район»: горизонтальная гимнастическая скамья с фиксацией ступней для выполнения испытания «Поднимание туловища из положения лежа на спине» - 1 шт. стоимостью 36 240,35 руб., уличный тренажер «Гиперэкстензия» - 2 шт. общей стоимостью 68 753,70 руб., уличный тренажер «Гребная тяга» - 1 шт. стоимостью 89 168,96 руб., уличный тренажер «Жим лежа» - 2 шт.  стоимостью 202 221,22 руб., уличный тренажер «Жим от плеч» - 1 шт. стоимостью 101 110,61 руб., уличный тренажер «Брусья» в количестве 1 шт. стоимостью 24 409,67 руб., уличный тренажер «Скамья для пресса» в количестве 3 шт. стоимостью 109 130,55 руб., шведская стенка – 2 шт. общей стоимостью 78 680,76 руб., шведская стенка низкая, трансформируемая – 1 шт. стоимостью 25 904,20 руб., разнохватовый турник – 2 шт. общей стоимостью 29 578,40 руб., камни для подтягивания – 1 шт. стоимостью 18 110,38 руб., велотренажер – 1 шт. стоимостью 26 030,00 руб., информационная стойка – 2 шт. общей стоимостью 26 569,42 руб.

Кроме того, в пгт. Приаргунск муниципального района «Приаргунский район» установлено отсутствие комплектующих к оборудованию общей стоимостью 256 989,36 руб.

Всего установлена недостача на сумму 2 348 786,60 руб., из которых, по мнению УФК по Забайкальскому краю общая сумма, подлежащая возврату в федеральный бюджет в связи с неправомерной оплатой недостающего оборудования, составляет 2 301 810,87 руб. (98% средств федерального бюджета, см. возражения на заявление, аналитическую таблицу с учетом спецификации на поставку товара к контракту №Ф.2019.405624 от 29.07.2019 – т. 2, л.д. 22-54, т. 3, л.д. 11-22, т. 8, л.д. 99-104, 105-119).

В ходе судебного разбирательства заявитель не отрицал факта наличествующей недостачи спортивного оборудования в отдельных муниципальных районах, однако отметил, что часть из него находилась на складе Государственного бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Забайкальского края по адресу: г. Чита, ул. Олимпийская, 3, и она была выдана муниципальным районам согласно актам приема-передачи (т. 2, л.д. 56-66).

Заявителем со ссылкой на представленные в материалы дела документы приведено, что на момент рассмотрения настоящего спора администрациями Петровск-Забайкальского района (пгт. Новопавловка), Могочинского района (г. Могоча), Оловяннинского района (п. Оловянная), Ононского района (п. Нижний Цасучей) произведена установка всего объема поставленного по контракту оборудования, что подтверждается актами осмотра, актами и разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию, письмами (т. 8, л.д. 51-92), а объем фактической недостачи ввиду отсутствия оборудования, по которым в том числе не составлены акты, и которую Минспорта Забайкальского края готово возвратить в федеральный бюджет, составляет 748 854,07 руб. (98% средств федерального бюджета из 764 136,81 руб.) в составе 2 301 810,87 руб., в том числе:

- 18 110,38 руб. (камни для подтягивания, 1 шт., Нерчинский район);

- 89 530,65 руб. (26 569,42 руб. - информационная стойка, 2 шт., 36 240,35 руб. комплектующие – сиденье скамьи «поднимание туловища из положения лежа на спине», 1 шт., 26 720,88 руб. комплектующие – нижняя планка мишени на стойках, 1 шт., Забайкальский район);

- 99 338,08 руб. (36 376,85 руб. - уличный тренажер «скамья для пресса», 1 шт., 26 720,88 руб. комплектующие – мишень на стойках для метания теннисного мяча, 1 шт., 36 240,35 руб. комплектующие – горизонтальная гимнастическая скамья «поднимание туловища из положения лежа на спине», 1 шт., Могойтуйский район);

- 44 831,26 руб. (18 110,38 руб. – камни для подтягивания, 1 шт., 26 720,88 руб. – мишень на стойках квадратная, 1 шт., Сретенский район);

- 512 326,44 руб. (36 240,35 руб. - горизонтальная гимнастическая скамья с фиксацией ступней для выполнения испытания «поднимание туловища из положения лежа на спине», 1 шт., 34 376,85 руб. - уличный тренажер «Гиперэкстензия», 1 шт., 89 168,96 руб. - уличный тренажер «Гребная тяга», 1 шт., 101 110,61 руб. - уличный тренажер «Жим лежа», 1 шт., 24 409,67 руб. - уличный тренажер «Брусья», 1 шт., 72 753,70 руб. - уличный тренажер «Скамья для пресса», 2 шт., 25 904,20 руб. - шведская стенка низкая, 1 шт., 29 578,40 руб. - разнохватовый турник, 2 шт., 18 110,38 руб. - камни для подтягивания, 1 шт., 26 030 руб. – велотренажер, 1 шт., 26 569,42 руб. - информационная стойка, 2 шт., 28 073,90 руб. комплектующие – рама от щита, баскетбольное кольцо, 1 шт., Приаргунский район).

Представителем заявителя также обращено внимание на то, что поставка оборудования в Приаргунский район (уличного тренажера «Жим лежа») в количестве 2 шт. на сумму 202 221,22 руб. не предполагалась, поскольку всего по спецификации к государственному контакту с ООО «Магнум» должно было быть поставлено 13 комплектов оборудования - по одному в каждый из районов, а потому утверждение заинтересованного лица о недостаче 2-х единиц таких тренажеров в отношении указанного района некорректно.

Согласно доводу представителя УФК по Забайкальскому краю, выводы проверки базировались на акте осмотра (наблюдения) от 04.02.2021 (т. 5, л.д. 103-105), в котором за подписью, в том числе должностного лица администрации, зафиксирован факт отсутствия такого оборудования именно в количестве 2-х единиц.

Между тем, опровергнуть то обстоятельство, что в адрес Приаргунского района по контракту должно было быть направлено именно 2 штуки указанного тренажера, а не одна, заинтересованное лицо не смогло.

Суд по итогу оценки приведенных материалов и доводов сторон в порядке статьи 71 АПК РФ полагает, что поскольку на момент выставления оспариваемого представления часть приведенного оборудования была смонтирована, установлена и введена в эксплуатацию, а фактический объём недостачи на момент рассмотрения спора составил 748 854,07 руб. средств федерального бюджета, то в части возникающей в этой связи разницы на сумму 1 552 956,80 руб. (2 301 810,87 руб. – 748 854,07 руб.) ненормативный акт заинтересованного лица не обоснован, затрагивает права заявителя в сфере экономической деятельности, избыточно возлагая на него необходимость возврата в федеральный бюджет такой суммовой разницы.  

При этом заслуживает внимания и то обстоятельство, что недостижение заявителем к 25.12.2019 показателя оснащенности объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием не должно влечь в рассматриваемом случае необходимости возврата фактически освоенных ассигнований, поскольку наряду с указанным сроком в приложении №1 к Соглашению от 06.02.2019 установлена также дата достижения конечного результата – 25.12.2023, к которой соответствующие показатели Минспорта Забайкальского края должны быть реализованы, тем более что из буквального содержания пункта 4.3.3 Соглашения от 06.02.2019 заявитель должен обеспечивать достижение значений результатов в соответствии с приложением №1 к Соглашению от 06.02.2019, которым определен и конечный срок этой цели.

Установленная БК РФ необходимость возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий её предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, а потому для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения, чего в рассматриваемом случае в части суммы 1 552 956,80 руб. не усматривается.

Требование о возврате фактически освоенной субсидии при отсутствии доказательств недобросовестного поведения заявителя в приведенной части не отвечает принципу эффективности  и результативности  использования бюджетных средств, а также целям создания благоприятных условий реализации программы «Развитие физической культуры и спорта» на территории Забайкальского края. 

С учетом установленных судом ранее приведенных обстоятельств им не установлено нецелевого и неправомерного использованию денежных средств на сумму 1 552 956,80 руб. по рассматриваемому эпизоду, и поэтому в данной части заявление Минспорта Забайкальского края подлежит удовлетворению.

В отношении требования заинтересованного лица о необходимости возврата заявителем в доход федерального бюджета средств субсидии на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в 2020 году на сумму 908 087,21 руб. (98% средств федерального бюджета в размере 926 619,60 руб.) суд приходит к выводу о его необоснованности в полном объеме по аналогии с его подходом в части суммы 1 552 956,80 руб. за 2019 год, исходя из совокупного анализа представленных в подтверждение этого обстоятельства доказательств: Соглашения от 06.02.2019, государственного муниципального контракта №ЭА/20-7760 от 12.08.2020, заключенного заявителем с ООО «Спортика», а также осуществленных заявителем по актам осмотров, передач и приемок спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок муниципалитетам, в том числе: городской округ «Город Петровск - Забайкальский» на сумму 118 416 руб.; городской округ «Поселок Агинское» на сумму 533 875,20 руб.; Хилокский район (г. Хилок) на сумму 274 328,40 руб., всего на сумму 926 619,60 руб. (т. 2, л.д. 67-109, т.т. 5, 6, т. 7, л.д. 72-92, т. 8, л.д. 141-145, т. 10, л.д. 18-19). 

В рассматриваемом случае следует отметить и то, что постановлением УФК по Забайкальскому краю №23-21-66/2021 от 24.09.2021 прекращено производство по делу об административном правонарушении №20-23/55-2021 в отношении Министра физической культуры и спорта Забайкальского края за несоблюдение порядка и (или) условий предоставления (расходования) субсидии в части недостижения результативности её использования.

При этом таким постановлением зафиксировано, что в ходе рассмотрения дела законным представителем заявителя даны пояснения, а также представлены акты приемки-передачи спортивного оборудования, фотоотчеты, подтверждающие факт устранения недостач и недокомплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок в июле 2021 года.

С учетом изложенного, суд резюмирует вывод об удовлетворении заявления Минспорта Забайкальского края в части признания незаконным оспариваемого представления относительно требования о возврате в доход федерального бюджета средств, израсходованных по нецелевому и неправомерному использованию, в размере 908 087,21 руб. в срок до 01.12.2021.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку представление заинтересованного лица в соответствующей части не отвечает нормам БК РФ, нарушает права и интересы заявителя как субъекта хозяйственной деятельности, суд полагает установленной совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ, для признания его частично незаконным, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении заявления в отношении требования представления по пунктам 1-3 устранить нарушение, а именно вернуть в доход федерального бюджета средства, израсходованные по нецелевому и неправомерному использованию в размере 7 824 644,01 руб. (5 363 600 руб. + 1 552 956,80 руб. + 908 087,21 руб.) в срок до 01.12.2021.

В остальной части заявления надлежит отказать по ранее приведенным мотивам.

В силу частей 4, 5 статьи 96 АПК РФ в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу, а в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Принимая во внимание то, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению судом, и в отношении него были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого представления заинтересованного лица на основании определения от 29.07.2021, то с учетом признания судом такого представления незаконным в части суммы истребуемого по нему возврата в федеральный бюджет в размере 7 824 644,01 руб., в указанной части обеспечительные меры сохраняют своё действие до момента фактического исполнения судебного акта по правилам части 4 статьи 96 АПК РФ. В остальной части обеспечительные меры подлежат отмене с момента вступления в силу судебного акта.

Государственная пошлина взысканию не подлежит в силу ч. 3 ст. 110 АПК РФ и пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ч.ч. 4, 5 ст. 96, ст.ст. 110, 112, 167-170, 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить частично.

Признать незаконным представление УФК по Забайкальскому краю №21-1/27 от 26.05.2021 в части требования по пунктам 1-3 устранить нарушение, а именно вернуть в доход федерального бюджета средства, израсходованные по нецелевому и неправомерному использованию в размере 7 824 644,01 руб. в срок до 01.12.2021, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Минспорта Забайкальского края.

Отменить обеспечительные меры, принятые Арбитражным судом Забайкальского края по данному делу на основании определения от 29 июля 2021 года о приостановлении действия представления Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 26.05.2021 №21-1/27 в части требования по пункту 2 описательной части представления устранить нарушение, а именно вернуть в доход федерального бюджета средства, израсходованные по нецелевому и неправомерному использованию средств в размере 748 854,07 руб. в срок до 1 декабря 2021 года, с момента вступления в законную силу настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Четвёртый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                                            Д.Е. Минашкин