ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-7112/20 от 21.04.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело № А78-7112/2020

28 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  21 апреля 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 28 апреля 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи А.А. Курбатовой, при ведении протокола судебного заседания  до перерыва помощником судьи А.А. Ефимовой, после перерыва секретарем судебного заседания О.Н. Павловой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Энергетик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по договору №81-УК в размере 561113,01 руб., неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (исходя из ставки 4,25%) в сумме 25703,46 руб., с последующим начислением по день фактического исполнения обязательства,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представителя по доверенности №27 от 05.04.2021;

от ответчика –  представитель явку не обеспечил, извещен;

Общество с ограниченной ответственностью «Олерон+» (далее – истец, ООО «Олерон+») обратилось в суд к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Энергетик» (далее – ответчик, ООО «УК Энергетик», общество) с вышеуказанным заявлением.

Определением суда от 18.08.2020 рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик 07.09.2020 представил отзыв на исковое заявление с возражениями относительно исковых требований, с приложением дополнительных документов (л.д. 60-127 т. 1). В возражениях указал, что предъявленный счет по многоквартирным домам, управление которыми осуществляет ООО УК «Энергетик» считает незаконным, в связи с тем, что ООО УК «Олерон+» выставило счета об оплате предоставляемых услуг собственникам  жилых помещений многоквартирных домов, которые в свою очередь производят оплату по счетам, присвоенным каждому собственнику. Полагает, что при наличии публичных договоров непосредственно с собственниками помещений в многоквартирных домах, подтверждаемых наличием выставляемых квитанций на оплату за сбор и вывоз ТКО со стороны ООО «Олерон+» и фактом принятия оплаты за указанные услуги от собственников МКД, ООО «Олерон+» предпринимает попытку к необоснованному обогащению. Собственники помещений спорных МКД приняли решение о заключении прямых договоров на обращение ТКО, начиная с 01.01.2020, непосредственном между собственниками и региональным оператором ООО «Олерон+», что зафиксировано протоколами общих собраний собственников, направленных в адрес ООО «Олерон+».

Определением от 16.10.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Ответчик, участвуя в судебных заседаниях, также приводил доводы, что начисления в отношении услуги, оказанной по адресу мкр. Солнечный д.8, необоснованны, поскольку договор расторгнут (л.д.102-113 т. 3). Также выразил доводы о расхождении с данными ООО «Олерон +» по количеству проживающих в спорных МКД (л.д. 2 т. 4).

Истец исковые требования уточнил, просил взыскать задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период январь-май 2020 года в общем размере 561113,01 руб., пени за период с 11.02.2020 по 05.04.2020 в размере 559,27 руб. (л.д. 50-52 т. 4), на позицию ответчика возразил по доводам, изложенным в дополнительных пояснениях (л.д. 123-127 т. 3).

Судом в соответствии со статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании арбитражного суда объявлялся перерыв в предварительном судебном заседании до 21.04.2021, о чем было сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте суда.

После объявленного перерыва истец представил письменные возражения на расчет объема ТКО со сведениями о количестве проживающих, идентичными сведениям о количестве проживающих представленных ответчиком (л.д. 73 т. 4).

Уточненные требования истца судом приняты к рассмотрению.

Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ. В связи с чем, дело в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

30.03.2018 между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и обществом с ограниченной ответственностью «Олерон+» (далее - ООО «Олерон +») подписано соглашение, согласно которому, ООО «Олерон +» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края (далее - Региональный оператор). Поэтому единственной организацией, имеющей право на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края является ООО «Олерон +».

Региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается с 01.01.2020.

В адрес ООО «Олерон+» от ООО УК «Энергетик» поступила заявка на заключение договора с региональным оператором на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании данных, представленных ООО УК «Энергетик» в адрес ООО «Олерон+», региональным оператором был подготовлен проект договора на оказание услуги  по обращению с твердыми коммунальными отходами.

28.02.2020 в адрес ООО УК «Энергетик» поступил договор №81УК. Который ответчиком не подписан, обществом предложены альтернативные варианты разногласных пунктов договора (л.д. 80-82 т. 1).

18.06.2020 в адрес ООО УК «Энергетик» был направлен проект договора №81УК (л.д. 64, 65-79 т. 1). По данному договору  региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы с объектов потребителя согласно Приложению №1 к договору №81УК и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Приказами РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 №173-НПА и от 20.12.2019 №611-НПА установлены нормативы накопления ТКО на территории Забайкальского края и предельный единый тариф на услугу регионального оператора (л.д. 57-57, 58 т. 1).

Ответчиком данный проект договора не был подписан. В письме от 18.06.2020 (л.д. 40 т. 1) общество указало на отсутствие заключённого между сторонами договора.

В отсутствие подписанного обществом договора, истцом услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресам, указанным в приложении №1 к договору №81УК оказывалась. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – 01.01.2020.

За период с января по май 2020 года выставил в адрес ответчика счета на оплату (л.д. 41-55 т. 1), согласно которым истец за период с января 2020 года по май 2020 года оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 877280,40 руб.

Ссылаясь на неоплату оказанных услуг, после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора (л.д. 7-8 т. 1), истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением о взыскании задолженности и неустойки.

По существу иска суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации  управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе:

- определение способа оказания услуг и выполнения работ;

 -подготовка заданий для исполнителей услуг и работ;

- выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме;

 -заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

 -заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;

 -заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

 -заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме .

На основании подпункта «ж» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам  и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг. Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.

Согласно пункту 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг  предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

В силу подпункта «б» пункта 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, указанных в пункте 148(11) настоящих Правил.

Исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальную услугу потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленной коммунальной услуги, подлежит определению в соответствии с пунктами 148(8) - 148(11) настоящих Правил.

Из содержания пунктов 148(3) - 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут выступать 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011  № 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

Согласно пункту 148 (8) Правил предоставления коммунальных услуг управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на управляющей организации как на исполнителе коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами лежит обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в пункте 5 статьи 24.7 предусматривает, что договор  на оказание слуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Отказ от заключения договора свидетельствуют о нарушении управляющей компанией, являющейся исполнителем коммунальной услуги и лицом, обязанным в силу прямого указания закона заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, положений ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п.п. «д» п. 4 Правил № 416, п. 148.7 и п.п. «б» п. 148.22 Правил № 354.

Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 13.09.2018 №301-КГ18-13640 по делу №А17-9036/2017.

В соответствии с пунктом 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

В силу положений пункта 1 статьи 24.6 ФЗ N 89-ФЗ, пунктов 2, 4 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.

30.03.2018 между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и ООО «Олерон+» подписано соглашение, согласно которому ООО «Олерон+» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края.

Следовательно, единственной организацией, имеющей право на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края, является ООО «Олерон+».

Региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается с 01.01.2020.

Согласно п. 8(4) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - Правила обращения с отходами) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 8(5) Правил обращения с отходами Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).

Пунктом 8(8) Правил установлено, что Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

В адрес ООО «Олерон+» от ответчика  поступила заявка на заключение договора.

В соответствии в п. 8(10) Правил в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

18.06.2020 ООО «Олерон+» подготовило проект договора №81УК на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и направило его в адрес общества (л.д. 64 т. 1).

Согласно отметке общества (л.д. 78 т. 1) проект договора оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчик получил 09.07.2020.

Из п. 8(12) Правил следует, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Ответчик не представил предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Таким образом, договор между сторонами считается заключенным с 31.07.2020.

Пунктом 11.1 договора согласовано, что датой начала оказания услуг считается 01.01.2020.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно пункту 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Пунктом 8.18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее - Постановление) установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора. В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.

Согласно пункту 6.2. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации потребитель, который получает плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляет расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым такой управляющей организацией заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Как следует из пункта 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с постановлением № 1156 на регионального оператора возложена обязанность обеспечивать транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Из вышеизложенного следует, что правоотношения между региональным оператором и потребителем могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.

Договор №81УК договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в главе 39 ГК РФ.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

По смыслу указанных норм исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 48 от 29.09.1999 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание юридических услуг»).

За период с января по май 2020 года выставил в адрес ответчика счета на оплату (л.д. 41-55 т. 1), согласно которым истец за период с января 2020 года по май 2020 года оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 877280,40 руб.

В ходе судебного разбирательства истец учел оплаты собственником помещений МКД, представив сводный отчет оплат (л.д. 129-138 т. 3), задолженность ответчика составляет 561113,01 руб. (л.д. 51 т. 4).

Сведений об оплате указанной задолженности в материалы дела не представлено.

Возражения ответчика относительно неправомерности начислений в отношении услуг, оказанных по адресу мкр. Солнечный д.8 подлежат отклонению, поскольку согласно уведомлению ООО «УК «Энергетик» уведомление датировано 10.07.2020, общество указывает на его расторжение с 11.08.2020 (л.д. 102-113 т. 3). В настоящем деле рассматриваются требования истца за период оказания услуг с января 2020 по май 2020 года, т.е. в период действия договора.

Возражения ответчика относительно принятия собственниками помещений в МКД, в которых ООО УК «Энергетик» является управляющей компанией,  решения с 01.01.2020 перейти на прямые договора с обществом с ограниченной ответственностью «Олерон» также подлежат отклонению на основании следующего.

Согласно представленным истцом сопроводительным письмам в адрес ООО «Олерон+» протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов поступили только в ноябре - декабре 2020 года (с 10 ноября по 02 декабря 2020) (л.д. 57-64 т. 4).

Подпунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

При этом в силу подпункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.

О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В материалы дела представлены протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений от 13.01.2020 (п. Ясногорск, мкр. Луговой, д.9) (л.д. 135-159 т. 1), от 18.01.2020 (п. Ясногорск, мкр. Солнечный, д.6) (л.д. 1-11 т. 2), от 22.01.2020 (<...>) (л.д. 12-27 т. 2), от 12.01.2020 (п. Ясногорск, мкр. Луговой, д.2) (л.д. 28-50 т. 1), от 14.01.2020 (п. Ясногорск, мкр. Луговой, д.10) (л.д. 51-74 т. 2), от 19.01.2020 (<...>) (л.д. 75-87 т. 2), от 17.01.2020 (п. Ясногорск, мкр. Солнечный, д.4) (л.д. 88-100 т. 2), принятые собственниками каждого из многоквартирных домов.

Согласно содержанию указанных протоколов собственниками приняты решения о заключении «прямых» договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором с 01.01.2020.

Между тем, данные протоколы получены истцом в период с 10.11.2020 по 02.12.2020, что подтверждается сопроводительными письмами ответчика.

Согласно пункту 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

Однако такие последствия в отношении ресурсоснабжающей организации возникают только в случае реализации соответствующего решения в порядке, установленном этой же нормой права, а именно, в силу части 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части (не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

В данном случае доказательств соблюдения обществом, как инициатором соответствующих собраний, положений части 1 статьи 46ЖК РФ, не представлено.

Материалы дела свидетельствуют о нарушении указанных положений, поскольку направление протоколов общих собраний собственников помещений спорных МКД осуществлено по истечении 9-10 месяцев после принятия решений о переходе на «прямые» договоры и обозначенной даты такого перехода, что не может быть расценено как добросовестное поведение участников соответствующих правоотношений.

Прямые договоры с собственниками помещений в данном случае не могут быть признаны заключенными с даты, определенной в решениях общего собрания собственников помещений МКД, учитывая отсутствие у регионального оператора фактической возможности заключения договора с 01.01.2020, в связи с несвоевременной исполнением обязанности по направлению протоколов в адрес ресурсоснабжающей организации.

Указанные выводы суда соответствуют правовым подходам при разрешении споров со схожими обстоятельствами, в частности, изложенными в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу №А55-37518/2019, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу А75-2052/2019, от 01.10.2019 по делу №А70- 270/2019, Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу № А73-5168/2019.

Контрасчет ответчика подлежит отклонению, расхождений в отношении количества проживающих граждан с учетом сопоставительных данных истца (л.д.74 т. 2)  и ответчика (л.д. 3 т. 2) не установлено. Ответчиком в расчетах применен норматив 0.075 куб.м./чел в мес. В свою очередь, Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принят приказ № 173-НПА от 14.08.2019 (л.д. 56-57 т. 1) об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края, согласно которому норматив на 1 проживающего в многоквартирном доме на территории Забайкальского края составляет 0.142 куб.м./расч.ед./мес. С учетом нормативов, утвержденных РСТ для Забайкальского края и количества проживающих по данным истца и ответчика (2261 чел.), объем принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц составляет 321,06 м.куб.: (2261 чел.* 0.142 куб.м./расч.ед./мес=321,062м.куб). Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принят приказ № 611-НПА от 20.12.2019 (л.д 58 т. 1) об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Олерон+», согласно которому тариф составляет 546,49 руб./куб.м. Таким образом, размер ежемесячной платы ООО УК «Энергетик» перед ООО «Олерон+» составляет 175456,08 руб./мес., что и заявлено истцом в представленном расчет (л.д. 6 т. 1)

На дату судебного заседания задолженность составляет 561113,01 руб.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании основного долга подлежат удовлетворению.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Истец начисли ответчику неустойку в размере 559,27 руб. за период с с11.02.2020 по 05.04.2020 (л.д. 52 т. 4).

Поскольку ответчик допустил просрочку оплаты, начисление истцом неустойки правомерно.

Представленный расчет истца проверен судом, в заявленном размере признан не нарушающим прав ответчика, ответчиком не оспорен.

При изложенных обстоятельствах требование по настоящему делу подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 21267 руб. по платежному поручению от 13.08.220 №2093 (л.д. 16 т. 1).

Исходя с цены иска в соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ уплате подлежала государственная пошлина в размере 14233 руб. 

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, уплаченная государственная пошлина в размере 14233 руб. подлежит возмещению истцу за счет ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 7034 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющей компания «Энергетик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность по договору №81УК на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (не является публичной офертой) за период с января по май 2020 года в общем размере 561113,01 руб., пени за период с 11.02.2020 по 05.04.2020 в размере 559,27 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 14233 руб., всего – 575905,28 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Олерон+» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению №2093 от 13.08.2020 государственную пошлину в размере 7034 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                               А.А. Курбатова