АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-7555/2020
17 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2020 года
Решение изготовлено в полном объёме 17 декабря 2020 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СИБТРЕЙД» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Читинской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным постановления Читинской таможни от 26.08.2020 № 10719000-1076/2020,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Бурятской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>),
2) Общества с ограниченной ответственностью «Гелион» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
3) Общества с ограниченной ответственностью «Центр качества» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
4) Общества с ограниченной ответственностью «Международный стандарт качества» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в заседании:
от заявителя: генерального директора Общества ФИО1 (личность установлена по паспорту);
от заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 18.12.2019 года, диплом ВСГ 0881523 (регистрационный номер 8359 от 13.11.2006);
от третьих лиц 1-4: не явились, извещены в соответствии со статьей 123 АПК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью «СИБТРЕЙД» (далее – заявитель, ООО «СИБТРЕЙД») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Читинской таможни от 26.08.2020 № 10719000-1076/2020.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Заявитель указал на отсутствие состава вмененного правонарушения, а также вины в его совершении, посколькуОбщество при осуществлении декларирования соответствия объекта технического регулирования руководствовалось регулирующими нормами действующего законодательства Евразийского экономического союза и Российской Федерации и не нарушало, установленные международными договорами государств-членов ЕАЭС, решениями ЕЭК, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на ввоз товара, задекларированного в декларации на товары №10719120/211019/0004120, на территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.
Представитель таможенного органа пояснила, что обжалуемое постановление вынесено в пределах предоставленной компетенции уполномоченным на то лицом, выявленные правонарушения подтверждаются материалами дела.
Третье лицо-1 поддержало позицию Читинской таможни.
Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.
ООО «СИБТРЕЙД» с целью оформления ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления 21.10.2019 подало декларацию на товары №10719120/211019/0004120 (далее - ДТ) с применением системы электронного декларирования на Читинский таможенный пост Читинской таможни. По ДТ заявлен товар № 5 - «Бочки (емкости) пластиковые объемом 300 литров и менее; страна происхождения: Китай; область применения: строительство; назначение: хранение и транспортировка технических жидкостей; маркировка изделий: SZQ» (далее - товар). Также по данной ДТ декларантом указано ООО «СИБТРЕЙД» (графа 14).
Поставка товаров реализована во исполнение контракта №MZY-FY-SIB от 14.02.2017 (далее - Контракт), заключенного между ООО «СИБТРЕЙД» (Покупатель) и Китайской компанией MANZHOULI ZHONGYU ECONOMIC & TRADE CO., LTD (Продавец). В соответствии с которым, Покупатель покупает у Продавца товары (оборудование, товары народного потребления) согласно спецификациям на каждую партию товара.
В период с 04.09.2019 по 23.04.2020 Бурятской таможней в соответствии со ст.332 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «СИБТРЕЙД» по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и, (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
Камеральной таможенной проверкой установлено, что при декларировании товара «Бочки (емкости) пластиковые объемом 300 литров и менее; страна происхождения: Китай; область применения: строительство; назначение: хранение и транспортировка технических жидкостей; маркировка изделий: SZQ» по ДТ №10719120/211019/0004120 представлена декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-CN.НА81.В.03051/19 от 17.07.2019, имеющая признаки недействительного документа, что послужило основанием для несоблюдения ООО «Сибтрейд» запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического союза, установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 августа 2011 года «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 47 от 19 марта 2013 г. «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (TP ТС 005/2011)».
Выявленные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении ООО «СИБТРЕЙД» дела об административном правонарушении, о чем 23.06.2020 Бурятской таможней составлен протокол № 10718000-789/2020 по ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу частей 3-5 статьи 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В материалы дела об административном правонарушении № 10719000-1076/2020 приобщено письмо таможни от 29.05.2020 № 08-23/05908 «Об уведомлении о составлении протокола об АП», согласно которому составление протокола назначено на 13 часов 00 минут 23.06.2020.
Согласно списку № 100 внутренних почтовых отправлений Бурятской таможни от 01.06.2020, данному почтовому отправлению, направленному по почтовому адресу ООО «СИБТРЕЙД»: 672012, <...> (согласно выписки из ЕГРЮЛ), присвоен идентификатор 67000837136823 (пункт 1 списка).
Согласно отчету об отслеживании отправления с данным почтовым идентификатором, 06.06.2020 была неудачная попытка вручения письма адресату, данный отчет сформирован официальным сайтом Почты России 19 июня 2020 года, который имеется в материалах дела об административном правонарушении (л. д. 121). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 67000837136823 (отчет сформирован официальным сайтом Почты России 24 ноября 2020 года) письмо № 08-23/05908 от 29.05.2020 «Об уведомлении о составлении протокола об АП», вручено ООО «СИБТРЕЙД» 30.06.2020.
15.06.2020 исх. № 08-23/06488 Бурятской таможней было направлено письмо в адрес ООО «СИБТРЕЙД» «Об уведомлении о составлении протокола об АП». Данное письмо Бурятской таможней направлено средствами почтовой связи и по электронной почте в адрес ООО «СИБТРЕЙД» (region075@mail.ru, адрес электронной почты указан Обществом в сопроводительном письме от 24.09.2019 № 003/СИБ, л.д. 33-35), о чем имеется скриншот с почтового ящика должностного лица Бурятской таможни («Отправленные» - «Почтовый ящик - ФИО3»). Письмо «Об уведомлении о составлении протокола об АП» от 15.06.2020 № 08-23/06488 было получено ООО «СИБТРЕЙД» 18.06.2020,что подтверждается скриншотом с почтового ящика должностного лица Бурятской таможни («Входящие» - «Почтовый ящик - ФИО3») и направлением Информационного письма от 18.06.2020.
Также данное следует из содержания письма ООО «СИБТРЕЙД» от 18.06.2020 № 008/СИБ в адрес Бурятской таможни (л.д.124, 125 т.7).
Таким образом, ООО «СИБТРЕЙД» 18.06.2020 было уведомлено о составлении протокола об АП, протокол составлен 23.06.2020.
Как разъяснено в пунктах 10, 24 и 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
На основании изложенного и в силу приведенных положений законодательства, ООО «СИБТРЕЙД» надлежаще извещено административным органом о месте и времени рассмотрения дела и составлении протокола.
06.07.2020 указанное дело поступило на рассмотрение в Читинскую таможню, где после перерегистрации ему присвоен номер 10719000-1076/2020.
20.08.2020 Читинской таможней в отношении ООО «СИБТРЕЙД» вынесено постановление по делу об административном правонарушении №10719000-1076/2020 и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Объективная сторона правонарушения, квалифицируемого по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, заключается в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
В соответствии с примечанием 2 к главе 16 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры, в том числе таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения. В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союза) с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры, в том числе таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС запретами и ограничениями признаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В п. 1, 2 ст. 104 ТК ЕАЭС закреплено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 105 ТК ЕАЭС декларация на товары является одним из видов таможенной декларации, применяемой при таможенном декларировании, и используется при помещении товаров под таможенные процедуры.
Согласно пп. 4, 7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в частности сведения:
- о товарах (в том числе наименование, описание, необходимое в числе прочего для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности);
- о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии со ст. 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии соблюдения запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст.118 ТК ЕАЭС выпуск товаров осуществляется при соблюдении запретов и ограничений.
Декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС).
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п.8 ст. 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).
Решением Комиссии Таможенного союза №769 от 16.08.2011 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (далее - TP ТС 005/2011).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 47 от 19.03.2013 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям TP ТС 005/2011, в соответствии с которым товар классифицируемый в товарной позиции 3923 Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) требует подтверждения соответствия (представление декларации о соответствии).
Кроме того, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации рассмотрено обращение Бурятской таможни от 07.07.2019 №11-04-22/08714 и сообщено, что продукция «бочки пластиковые с областью применения: строительство, назначение: хранение и транспортировка технических жидкостей, маркировка изделий SZQ является упаковкой, соответственно, объектом подтверждения соответствия TP ТС № 005/2011 «О безопасности упаковки».
В целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений в отношении проверяемых товаров, а именно подтверждения соответствия данных товаров требованиям TP ТС №005/2011 при таможенном декларировании ООО «Сибтрейд» представлена Декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-СКНА81.В.03051/19 от 17.07.2019 (далее - ДС 03051/19, Декларация о соответствии).
В ходе таможенной проверки проведена проверка достоверности сведений, заявленных в Декларации о соответствии, в результате которой установлено следующее.
В соответствии с п. 3,6 ст. 7 TP ТС № 005/2011 декларирование соответствия серийно выпускаемой упаковки (укупорочных средств) проводит изготовитель либо уполномоченное изготовителем лицо. При декларировании соответствия изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия упаковки (укупорочных средств) требованиям настоящего технического регламента.
На основании указанной правовой нормы между ООО «Сибтрейд» и изготовителем проверяемого Товара Factory Wuxi City, Sanyuan Plastic Co.,Ltd (China) заключен договор №5 от 20.04.2018, в соответствии с которым изготовитель уполномочивает ООО «Сибтрейд» на выполнение функции иностранного изготовителя по обеспечению требований технических регламентов Таможенного союза продукции по подтверждению соответствия продукции изготовителя на единой территории Таможенного союза.
Таким образом, ООО «Сибтрейд» являясь уполномоченным представителем по обеспечению требований технических регламентов Таможенного союза, осуществило действия по оформлению Декларации о соответствии.
В целях получения декларации о соответствии на Товар ООО «Сибтрейд» заключило с ООО «МосСтандарт» (г. Москва) договор на оказание возмездных услуг №ФА-39-2019 от 26.06.2019.
При этом, счет фактуру № 923 от 17.07.2019 за «комплекс оказанных услуг по сбору (формированию), анализу материалов, необходимых для получения (оформления) разрешительной документации Декларация TP ТС на бочки, канистры сроком на 5 лет НА81.В.03051/19 от 17.07.2019» на сумму 10 500 рублей выставлена в адрес не ООО «МосСтандарт», а в адрес ООО «Центр Качества» (г.Новосибирск). Оплата указанной суммы, согласно платежному поручению от 26.07.2019 № 1707 направлена также в адрес ООО «Центр Качества».
Кроме того, для таможенной проверки ООО «СИБТРЕЙД» предоставило информационное письмо от 29.06.2019 с уведомлением о направлении проб и образцов в адрес испытательной лаборатории ООО «Гелион», направленное в адрес ООО «Центр Качества», а не в адрес ООО «МосСтандарт».
Подтвердить договорные отношения с ООО «МосСтандарт» в ходе таможенного контроля не представилось возможным, так как на направленное письмо Бурятской таможни от 27.11.2019 № 07-23/15494 ответа от указанной организации не поступило.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.
В ходе таможенной проверки установлено, что ДС 03051/19 зарегистрирована органом по сертификации ООО «Международный Стандарт Качества» (аттестат по аккредитации RA.RU.11HA81).
В связи с этим, в ходе таможенной проверки в адрес названного органа по сертификации направлен запрос о предоставлении документов и сведений от 12.09.2019 № 07-23/11834 в отношении взаимоотношений с ООО «СИБТРЕЙД» в части получения ДС 03051/19, в соответствии с частью 4 статьи 241 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ).
ООО «Международный Стандарт Качества» ответ подготовили 22.11.2019, также документы и сведения были предоставлены не в полном объеме.
Как посчитал таможенный орган, указанными действиями Общество нарушило требования статьи 241 Федерального закона № 289-ФЗ, совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в связи с чем в ходе таможенного контроля составлен протокол об административном правонарушении №10718000-789/2020.
При этом в представленном в таможенный орган письме № 18 от 22.12.2019 ООО «Международный Стандарт Качества» подтвердило факт взаимоотношении с ООО «СИБТРЕЙД» и регистрации ДС 03051/19 в установленном порядке.
При проведении анализа сведений, указанных в ДС 03051/19 установлено, что данная декларация о соответствии зарегистрирована на основании протокола испытаний № МСК-3057 от 17.07.2019, выданным испытательной лабораторией ООО «Гелион» (ИНН <***>, г.Самара, сертификат о признании компетентности испытательной лаборатории POCCRU.31218JUI.00008).
С целью подтверждения фактов исследования товара в ООО «Гелион», а также фактов выдачи протокола испытания № МСК-3057 от 17.07.2019, указанного в ДС 03051/19 в ходе таможенного контроля в адрес ООО «Гелион» направлены запросы о предоставлении документов и(или) сведений от 12.09.2019 №07-23/11833, от 24.04.2020 №08-23/04774.
Ответ на указанные запросы от ООО «Гелион» не поступили.
При проведении дальнейшего анализа, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений ООО «СИБТРЕЙД» в ходе таможенной проверки проведен анализ сведений из Единого реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), размещенного на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) www.fsa.gov.ru, в ходе которого установлено что испытательная лаборатория ООО «Гелион» отсутствует в реестре аккредитованных лиц - органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
При проведении анализа деятельности ООО «Гелион» установлено, что согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности данного общества является «торговля оптовая скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и принадлежностями», в дополнительных видах деятельности, связанная с техническими испытаниями исследованиями какой либо продукций на подтверждение соответствия требованиям технических регламентов, отсутствует.
В связи с установленными сведениями об отсутствии в реестре аккредитованных лиц - органов по сертификации и испытательных лабораторий ООО «Гелион» в ходе таможенной проверки направлен запрос Бурятской таможни от 18.09.2019 № 07-23/12121 в адрес уполномоченного органа Федеральной службы по аккредитации, в том числе с просьбой предоставить информацию в отношении ООО «Гелион».
Федеральная служба по аккредитации в письме от 29.10.2019 № 25340/04-АВ «О рассмотрении обращения» в отношении ДС 03051/19 подтвердила, что Испытательная лаборатория ООО «Гелион» не является лицом, аккредитованным в национальной системе аккредитации, в связи с чем, сообщила, что сведения о выдаче ООО «Гелион» сертификата о признании компетентности испытательной лаборатории от 09.04.2019 РОСС RU.31218.HFL00008, указанного в протоколе испытаний № МСК-3057 от 17.07.2019, в Росаккредитации, отсутствуют.
В свою очередь, ООО «СИБТРЕЙД» в ходе таможенной проверке предоставило:
-письмо от 29.06.2019 в ООО «Центр Качества», в котором уведомляет указанное общество о направлении в адрес испытательной лаборатории ООО «Гелион» проб и образцов товаров (бочек пластиковых) для проведения исследований и испытаний;
-акт приема проб и образцов 03.07.2019 в соответствии с которым ИЛ ООО «Гелион» получило пробы и образцы продукции (бочки, емкости пластиковые, маркировка SZQ) для проведения исследований и испытаний в целях подтверждения соответствия продукции действующим техническим регламентам;
- уведомление от 03.07.2019, поступившее в адрес ООО «СИБТРЕЙД» от ИЛ ООО «Гелион» о получении проб и образцов продукции для проведения исследований и испытаний.
Оценивая, указанные документы, таможенной проверкой установлено, что наличие у ООО «СИБТРЕЙД» данных документов не имеет значения для признания ДС 03051/19 соответствующей законодательству, так как протокол испытания № МСК-3057 от 17.07.2019, представленный для ее оформления и последующей регистрации, являющийся одним из доказательств для получения декларации соответствия выдан лицом, не являющимся аккредитованным в национальной системе аккредитации ООО «Гелион».
Более того, учитывая отсутствие ответа ООО «Гелион» на запрос Бурятской таможни, а также платежных, бухгалтерских документов ООО «Сибтрейд» таможенной проверкой не подтвержден факт взаимоотношений ООО «Гелион» с ООО «Сибтрейд» ставится под сомнение прохождение испытания и получения протокола исследований в указанной организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О техническом регулировании» декларирование соответствия осуществляется, в том числе по схеме принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).
В данном случае ООО «СИБТРЕЙД» выбрана указанная схема принятия декларации о соответствии, то есть на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны - аккредитованной испытательной лаборатории.
При этом, третья сторона, к которой обратился ООО «СИБТРЕЙД» не является аккредитованной испытательной лаборатории, соответственно, протокол испытания № МСК-3057 от 17.07.2019, как ранее сказано, не может быть признан надлежащим доказательством для получения декларации о соответствии ДС 03051/19.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
В ходе проверочных мероприятий, осуществленных в рамках камеральной таможенной проверки, установлено, что протокол испытания № МСК-3057 от 17.07.2019 получен в неаккредитованной организации, полагаем, сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, являющиеся необходимыми для получения декларации о соответствии у ООО «СИБТРЕЙД» отсутствуют, являются недостоверными и несоответствующими требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Также актом камеральной таможенной проверки №10718000/210/230420/А000007 констатируется, что ДС 03051/19 содержит недостоверные сведения и, согласно, примечанию к статье 16.1 КоАП РФ является недействительным документом.
По данному факту в ходе таможенного контроля Бурятской таможней в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) направлены письма (от 17.12.2019 №07-23/16611, от 11.03.2020 №08-23/02770) о прекращении действия декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-CN.HA81.B.03051/19 от 17.07.2019.
На указанные выше письма Роспотребнадзор (письмо от 09.06.2020 №75-00-07/23-1533-2020) сообщил, что по информации Бурятской таможни проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «СИБТРЕЙД».
Согласно проведенной проверки Роспотернадзора на основании полномочий и прав, предоставленных статьей 34 Федерального закона от 27.12.2020 №184-ФЗ «О техническом регулировании», п.5.9 Положения о Федеральной Службе по надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, в целях устранения выявленных нарушений предписывает ООО «СИБТРЕЙД» прекратить действие декларации о соответствии № RU Д-СN.НА81.В.03051/19 от 17.07.2019, зарегистрированная органом по сертификации ООО «Международный Стандарт Качества» на основании протокола испытаний №МСК-3057 от 17.07.2019 Испытательной лаборатории ООО «Гелион», основание ч.1 ст.34 Федерального закона от 27.12.2008 №184-ФЗ «О техническом регулировании».
На 23.06.2020 согласно официального сайта Федеральной службы по аккредитации (далее - Росакккредитация) www.fsa.gov.ru установлено, что статус декларации о соответствии № RU Д-СN.НА81.В.03051/19 от 17.07.2019 изменен на «выдано предписание», тип выдачи предписания «о прекращении», дата выдачи 05.06.2020, дата публикации изменений о смене статуса 11.06.2020.
Учитывая то, что протокол испытания № МСК-3057 от 17.07.2019 получен в неаккредитованной организации, таможенный орган пришел к выводу, что сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, являющиеся необходимыми для получения декларации о соответствии у ООО «СИБТРЕЙД» отсутствуют.
Учитывая приведенное, сведения о проведенных исследованиях, указанные в ДС 03051/19, недостоверны.
Таким образом, камеральной таможенной проверкой было установлено, что при декларировании товара «Бочки (емкости) пластиковые объемом 300 литров и менее; страна происхождения: Китай; область применения: строительство; назначение: хранение и транспортировка технических жидкостей; маркировка изделий: SZQ» по ДТ №10719120/211019/0004120 представлена декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-CN.HA81.B.03051/19 от 17.07.2019, имеющая признаки недействительного документа, что послужило основанием для несоблюдения ООО «СИБТРЕЙД» запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического союза, установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 августа 2011 года «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 47 от 19 марта 2013г. «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (TP ТС 005/2011)».
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В п.16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно подпунктам 4 и 7 пункта 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10- значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; и о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС (подпункт 7).
Таким образом, обязанностью декларанта является соблюдения требований о достоверности представления информации о представлении действительных, достоверных сведений о товарах на основании действительных документов.
В рассматриваемом случае таможенное декларирование товаров производится декларантом, в связи с чем он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре и соблюдать установленные ограничения.
Следовательно, субъектом ответственности за заявление при таможенном декларировании недействительного документа, являющегося основанием для неприменения ограничений, является именно общество.
Вступая в таможенные правоотношения, общество должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Суд соглашается с доводами таможенного органа, что с целью соблюдения положений действующего законодательства, общество должно провести в аккредитованной испытательной лаборатории испытание задекларированной продукции, получив соответствующий протокол испытаний, если данную обязанность по договору декларант передал третьему лицу, следовательно, обязан убедиться, что такие испытания проводились.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в определениях от 08.02.2011 N 191-О-О, от 20.11.2014 N 2738-О, к основаниям ответственности, в том числе в сфере таможенных правоотношений, относится вина, если в самом законе прямо и недвусмысленно не установлено иное. Решая вопрос о распределении бремени доказывания вины, законодатель вправе освободить от него органы государственной власти при обеспечении возможности для самих субъектов правонарушения подтверждать свою невиновность. Предоставленное субъекту таможенных правоотношений правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ним обязательств, с тем чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей, которое не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов.
Что касается вопроса об определении частью 3 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации субъекта административного правонарушения, то указанное законоположение преследует цель пресечь нарушения таможенного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, которые приводят к ущемлению прав и свобод других лиц вопреки положениям Конституции Российской Федерации (статья 17, часть 3).
Следовательно, административной ответственности подлежит лицо, осуществляющее деятельность, связанную с незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, вступающее в правоотношения с таможенными органами. Таким лицом является либо декларант, либо его таможенный представитель (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1572-О).
Исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, ненадлежащее исполнение обязательств контрагентами не является основанием для освобождения общества от ответственности, поскольку забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами лежит на декларанте, который отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Доводы представителя общества о том, что акт камеральной таможенной проверки не является допустимым доказательством по делу, поскольку он не подписан одним из должностных лиц проводивших проверку, отклоняется судом.
Порядок оформления результатов таможенной проверки и принятия решений по ее результатам предусмотрен статьей 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), согласно которой результаты таможенной проверки оформляются актом.
В соответствии с частью 2 статьи 237 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) акт камеральной таможенной проверки от 23.04.2020 №10718000/210/230420/А000007 утвержден начальником Бурятской таможни, направлен в адрес проверяемого лица.
Отсутствие в акте подписи одного из проверяющих должностных лиц, при утверждении акта проверки начальником таможни, не является грубым нарушением, которое могло бы повлечь за собой признание судом данного документа недопустимым доказательством
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При таких обстоятельствах, основания для применения по данному делу положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Процессуальных нарушений судом не установлено.
Оснований для применения норм ст.4.1.1 КоАП РФ – замены административного наказания в виде штрафа предупреждением, в совокупности с нормами ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, судом не усматривается, поскольку заявитель ранее привлекался к административной ответственности (постановления от 14.08.2018 № 10612000-000708/2018, от 12.03.2019 № 10612000-003140/2018).
Анализируя вышеприведенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В заявленном обществом с ограниченной ответственностью «СИБТРЕЙД» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требовании о признании незаконным постановления Читинской таможни от 20.08.2020 № 10719000-1076/2020, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
Судья Д.С. Горкин