АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-7614/2016
08 сентября 2016 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминым Е.П., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда, расположенного по адресу: 672002 г. Чита ул. Выставочная дом 6, дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонного) (ОГРН 1097530000589, ИНН 7530012861) к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа с.Акурай» (ОГРН 1027501006928, ИНН 7529008420)о взыскании задолженности в размере 44 637,86 руб., судебных расходов в размере 37 руб.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (далее также – заявитель, управление) обратилось в суд с уточненными, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требованиями к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа с.Акурай» (далее также – учреждение, страхователь, заинтересованное лицо) о взыскании задолженности в размере 44 637,86 руб., в том числе: 11 097,9 руб.- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 28 606,46 руб.- страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 4 933,5 руб.- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; судебных издержек, связанных с почтовыми расходами, в размере 37 руб.
Определением суда от 29 июня 2016 года заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 22 августа 2016 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При указанных обстоятельствах судебное заседание проводится без участия представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, дополнительно представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Акурай» зарегистрировано в качестве юридического лица 03 мая 2000 года, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 11 ноября 2002 года за ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 674623, <...>.
Учреждением в управление представлен уточненный расчет за полугодие 2015 года по начисленным и уплаченным страховым взносам, согласно которому учреждением к уплате исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 601 586,92 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 139 458,78 руб.
09 декабря 2016 года управлением в адрес учреждения выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №207S01150042924, которым учреждению в срок до 29 декабря 2015 года предложено уплатить: 11 097,90 руб.- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 4 933,5 руб.- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 104 905,44 руб.- страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Указанное требование от 09 декабря 2016 года с расчетами пени направлено в адрес страхователя по почте.
В связи с неисполнением требования от 09 декабря 2016 года в добровольном порядке управление обратилось в арбитражный суд с уточненным заявлениемо взыскании задолженности в размере 44 637,86 руб.
По существу заявленных требований суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 года №212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ установлено, что организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
На основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ установлено, что ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно части 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
На основании части 8 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.
Из приведенных норм права следует, что уплата страховых взносов плательщиками производится на основании платежных документов в соответствии с указанными в них реквизитами платежа (основание, тип, принадлежность платежа, отчетный (расчетный) период, статус плательщика страховых взносов). В связи с чем, произвольное зачисление поступающих от страхователя платежей не допускается.
Частью 1 и 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно части 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Судом установлено, что управлением в отношении расчета за полугодие 2015 года по начисленным и уплаченным страховым взносам была проведена камеральная проверка. По итогам камеральной проверки расчета управлением составлена справка от 12 октября 2015 года №207С02150015427 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов. В соответствии со справкой у учреждения имеется недоимка по обязательному медицинскому страхованию в размере 104 905,44 руб. Согласно представленным пояснениям управления и реестру платежей до настоящего момента указанная недоимка учреждением неуплачена в части 28 606,46 руб. Заинтересованное лицо доказательств уплаты спорной недоимки не представило. На основании чего, исходя из имеющихся в материалах дела документов, суд приходит к выводу об обоснованности требований о взыскании сумм недоимки.
Согласно расчетам пени взыскиваемые суммы пени начислены с 16 мая 2015 по 09 декабря 2015 года на недоимки за апрель, май и июнь 2015 года в связи с тем, что оплата страховых взносов учреждением производилась несвоевременно и не в полном объеме.
Из расчетов сумм пени по обязательному медицинскому страхованию следует, что взыскиваемые пени за май 2015 года начислены с 16 июня 2015 года по 04 декабря 2015 года на недоимку в размере 57 343,64 руб., с 05 декабря 2015 года по 09 декабря 2015 года на недоимку в размере 52 858,64 руб., пени за апрель 2015 года начислены, в том числе, с 30 мая по 09 декабря 2015 года на недоимку в размере 0,34 руб. Указанные недоимки для пени сформировались из расчета того, что за апрель 2015 года в период с 30 мая по 09 декабря 2015 года платежей не производилось, за май в период с 16 июня по 09 декабря 2015 года был произведен только платеж №535873 от 04 декабря 2015 года на сумму 4485 руб.
Однако согласно пункту 11 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ на основании заявления плательщика страховых взносов об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. При этом орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов.
Из приведенных положений следует, что в случае уточнения страхователем назначения произведенного платежа пени, за период в счет которого, подлежит зачислению платеж в связи с уточнением его назначения, подлежат пересчету с момента фактической уплаты платежа до момента принятия управлением решения об уточнении назначении платежа, принятого на основании заявления страхователя.
Указанные порядок пересчета пени соответствуют правовой природе пени, так как пени подлежат начислению на недоимку. В свою очередь, если денежные средства в счет оплаты страховых взносов во внебюджетный фонд поступили, то недоимка для пени у страхователя отсутствует.
Из материалов дела усматривается, что страхователь платежным поручением №161 от 25 сентября 2015 года уплатил за август 2015 года сумму в размере 32 215,91 руб. После чего представил в управление заявление об уточнении платежа №161 от 25 сентября 2015 года, в котором указал, что указанный платеж подлежит зачислению в части 20 519,9 руб. за май 2015 года, в части 0,34 руб. за апрель 2015 года. На основании указанного заявления управлением были приняты решения от 25 декабря 2015 года об уточнении платежа №161 от 25 сентября 2015 года. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что взыскиваемые управлением за май 2015 года и апрель 2015 года пени, которые были начислены без учета произведенного платежа №161 от 25 сентября 2015 года, не соответствуют фактическому размеру обязательств страхователя.
Суд отклоняет ссылки заявителя в обоснование заявленных требований на тот факт, что уточнение платежа №161 от 30 декабря 2015 года было произведено после выставления требования №207S01150042924 от 09 декабря 2015 года. Суд полагает, что отсутствие у заявителя возможности учесть платеж №161 от 30 декабря 2015 года при выставлении требования №207S01150042924 от 09 декабря 2015 года не является основанием для того, чтобы возлагать на учреждение обязанность уплатить суммы пени в размере, который не соответствует фактическим обязательствам учреждения.
С учетом платежа №161 от 25 сентября 2015 года размер недоимки для пени за июнь 2015 года с 16 июня по 25 сентября 2015 года составлял 57 343,64 руб., с 26 сентября по 04 декабря 2015 года составлял 36 823,74 руб., с 05 декабря по 09 декабря 2015 года составлял 32 338,74 руб. Таким образом, размер правомерно начисленной пени за май 2015 года по обязательному медицинскому страхованию с 16 июня по 25 сентября 2015 года (101 день) составляет 1592,72 руб., с 25 сентября по 04 декабря 2015 года (71 день) составляет 718,98 руб., с 05 по 09 декабря 2015 года (5 дней) составляет 44,46 руб., всего 2356,16 руб. За апрель 2015 года страховые обязательства были исполнены в полном объеме 25 сентября 2015 года. Из чего следует, что пени на недоимку за апрель 2015 года в размере 0,34 руб. подлежат начислению по 25 сентября 2015 года. В связи с чем, суд приходит к выводу, что размер правомерно начисленной пени на недоимку за апрель 2015 года в размере 0,34 руб. составляет 0,01 руб., всего пени за апрель 2015 года 44,48 руб.
Иных нарушений в расчетах взыскиваемых сумм пени суд не установил. Размеры страховых обязательств подтверждаются расчетом за полугодие 2015 года по начисленным и уплаченным страховым взносам. Сроки взыскания недоимок для пени управлением не пропущены. Порядок уплаты взносов и периоды начисления сумм пени по обязательному медицинскому страхованию и страховой части трудовой пенсии подтверждаются реестрами поступления платежей и выписками из программы «Администрирование СВ» (платежными поручениями) с учетом уточнений платежей.
Таким образом, размер обязательств учреждения по уплате пени за полугодие 2015 года составляет по страховой части трудовой пенсии сумму в размере 11 097,90 руб., по обязательному медицинскому страхованию сумму в размере 4504,62 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Судом установлено, что учреждением взыскиваемые в рамках настоящего дела суммы задолженности добровольно не уплачены. В связи с чем, взысканию с учреждения в пользу управления подлежит задолженность в размере 44 208,98 руб. В остальной части требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В части требований управления о взыскании судебных расходов судом установлено, что согласно заявлению управления взыскиваемые судебные расходы являются расходами на отправку почтовой корреспонденции (копии заявления) в адрес страхователя.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Из положений статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что перечень судебных издержек является открытым, то есть взысканию подлежат не только прямо поименованные виды судебных издержек, но и иные расходы, отвечающие критерию связанности с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 2 статьи 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается, в том числе, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
Следовательно, направление копии искового заявления лицам, участвующим в деле, является процессуальной обязанностью заявителя. В связи с чем, соответствующие почтовые расходы заявителя, в случае их надлежащего подтверждения, подлежат взысканию с учреждения.
Понесенные судебные расходы в сумме 37 руб. подтверждены почтовым реестром отправки и кассовым чеком от 20 июня 2016 года. Однако согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Таким образом, с учетом частичного удовлетворения требований заявителя, взысканию с учреждения подлежат судебные расходы в размере 36,63 руб. Требования о взыскании судебных расходов в остальной части удовлетворению не подлежат.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Однако с учетом того, что страхователь является муниципальным общеобразовательным учреждением, то есть получает финансирование из средств бюджетной системы Российской Федерации и осуществляет деятельность социальной направленности, на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать сМуниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с.Акурай» зарегистрированного в качестве юридического лица 03 мая 2000 года, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 11 ноября 2002 года за ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 674623, <...> в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонного) задолженность за полугодие 2015 года в размере 44 208,98 руб., в том числе: 11 097,9 руб.- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 28 606,46 руб.- страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 4 504,62 руб.- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с.Акурай» зарегистрированного в качестве юридического лица 03 мая 2000 года, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 11 ноября 2002 года за ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 674623, <...> в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонного) судебные расходы в размере 36,63 руб.
В остальной части заявленных требований и судебных расходов отказать.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с.Акурай» зарегистрированного в качестве юридического лица 03 мая 2000 года, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 11 ноября 2002 года за ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 674623, <...> в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия.
Судья Н.В. Ломако