ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-7621/2021 от 17.05.2022 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело № А78-7621/2021

24 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 24 мая 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи А.А. Курбатовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Плотниковой рассматривает в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 672000, <...>, дело по исковому заявлению публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании отсутствующим права собственности ответчика на объект - Хозбытовая внеплощадочная канализация (лит.Г7), протяжённостью 514,5 м, расположенный по адресу <...> вл.11, кадастровый № 75:32:040514:113 и зарегистрированный в составе инженерного сооружения - Канализационные сети (лит.Г35), протяжённостью 16520 м, расположенные в п.Энергетиков, coop.2 г.Читы, кадастровый номер 75:32:040512:5098, обязании ответчика внести корректировки в техническую и кадастровую документацию посредством исключения спорного участка канализационной сети - Хозбытовая внеплощадочная канализация (лит.Г7), протяжённостью 514,5 м, расположенный по адресу <...> вл11, кадастровый № 75:32:040514:113, с последующим внесением корректировок в сведения Росреестра по Забайкальскому краю;

исковое заявление Администрации городского округа «Город Чита» к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 14» о признании права собственности на хозбытовую внеплощадную канализацию, площадью 515 кв.м., кадастровый номер 75:32:040514:113, расположенной по адресу: Россия, <...>, отсутствующим, о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 75:32:040514:113, адрес: <...>, протяженностью 515 м., с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора 1. публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 2. межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и <...>. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от истца (по первоначальному иску) – ФИО1, представителя по доверенности № 15 от 01.01.2022;

от ответчика (от истца по встречному иску) – ФИО2, представителя по доверенности № 2-10 от 10.01.2022, личность удостоверена на основании служебного удостоверения № 552;

от третьего лица 1 (ПАО «Россети Сибирь») – представитель явку не обеспечил, надлежащим образом извещен;

от третьего лица 2 (МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия) - представитель явку не обеспечил, надлежащим образом извещен,

от третьего лица 3 (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю) - представитель явку не обеспечил, надлежащим образом извещен.

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №14» (далее – истец, ПАО «ТГК 14», общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации городского округа «Город Чита» (далее – ответчик, администрация) с заявлением о признании отсутствующим права собственности ответчика на объект - Хозбытовая внеплощадочная канализация (лит.Г7), протяжённостью 514,5 м, расположенный по адресу <...> вл.11, кадастровый № 75:32:040514:113 и зарегистрированный в составе инженерного сооружения - Канализационные сети (лит.Г35), протяжённостью 16520 м, расположенные в п.Энергетиков, coop.2 г.Читы, кадастровый № 75:32:040512:5098, обязании ответчика внести корректировки в техническую и кадастровую документацию посредством исключения спорного участка канализационной сети - Хозбытовая внеплощадочная канализация (лит.Г7), протяжённостью 514,5 м, расположенный по адресу <...> вл11, кадастровый № 75:32:040514:113, с последующим внесением корректировок в сведения Росреестра по Забайкальскому краю.

Определением суда от 11.08.2021 указанное исковое заявление принято к производству, делу присвоен номер №А78-7621/2021, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Определением суда от 15.09.2021 по ходатайству ответчика дело №А78-7621/21 и №А78-7883/21 по иску Администрации городского округа «Город Чита» к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 14» о признании права собственности на хозбытовую внеплощадную канализацию, площадью 515 кв.м., кадастровый номер 75:32:040514:113, расположенной по адресу: Россия, <...>, отсутствующим, о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 75:32:040514:113, адрес: <...>, протяженностью 515 м. объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А78-7621/21.

В ходе судебного разбирательства истец по первоначальному иску исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске (т. 1 л.д. 4-5)

Представитель истца первоначально заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнительных письменных доводах, ходатайстве от 27.04.2022 (т. 1 л.д. 5-6, т. 3 л.д. 139, т. 4 л.д. 1-2, 51-52).

Представитель ответчика первоначально заявленные требования не признал, подержал доводы, изложенные в отзыве (т.3 л.д.128).

Администрация по встречному иску позицию поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, отзыве, пояснениях на дополнительные доводы (т. 2 л.д. 5-6, т. 3 л.д. 128-132, т.4 л.д. 28-30).

ПАО «ТГК 14» по встречному иску требования полагал не подлежащими удовлетворению, по доводам, изложенным в отзыве на встречное исковое заявление (т.3 л.д. 106-107).

Третье лицо – МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия – в отзыве на иск указало, что объект - хозбытовая внеплощадочная канализация (лит.Г7), протяжённостью 514,5 м, расположенный по адресу <...> вл.11, кадастровый № 75:32:040514:113 и зарегистрированная в составе инженерного сооружения - канализационные сети (лит.Г35), протяжённостью 16520 м, расположенные в п.Энергетиков, coop.2 г.Читы, кадастровый № 75:32:040512:5098 – в реестре федерального имущества отсутствует (т. 3 л.д. 2-3).

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как указывает истец, спорный объект недвижимого имущества создан в 1987 году Производственным объединением энергетики и электрификации «Читаэнерго» до его акционирования.

После преобразования государственных предприятий энергетики в акционерные общества на территории РФ, объекты недвижимого имущества, созданные на территории п.Энергетиков, включены в План приватизации ОАО энергетики и электрификации «Читаэнерго» (т. 1 л.д. 16-22), который утвержден Решением Комитета по управлению имуществом Читинской области 26.01.1993 № 45 (т. 1 л.д.32).

Хозбытовая внеплощадочная канализация по адресу <...> вл.11 отражена под порядковым № 3401 (т. 1 л.д. 26, 36) Приложения № 1 Акта оценки стоимости зданий и сооружений ПО ЭиЭ «Читаэнерго» по состоянию на 01.07.1992, утвержденного Распоряжением от 20.12.2001 № 1987 «О внесении дополнений в План приватизации ПО ЭиЭ «Читаэнерго» (т. 1 л.д. 24), с изменениями утв. Распоряжением от 26.08.2002 №1267 «О внесении изменений в Акты оценки стоимости имущества ПО ЭиЭ «Читаэнерго» (т. 1 л.д. 33).

Право собственности ОАО ЭиЭ «Читаэнерго»на спорный объект недвижимости было зарегистрировано 05.06.2002 (т. 1 л.д. 51).

Право собственности ПАО «ТГК 14»на спорный объект недвижимости зарегистрировано 31.10.2006 (т. 1 л.д. 52), что также следует из свидетельства о государственной регистрации права от 31.10.2006 75АБ № 190007 (т. 1 л.д. 15).

Сведения о сооружении - хозбытовая внеплощадочная канализация, протяженностью 515 м, 1987 года ввода в эксплуатацию с кадастровым номером 75:32:040514:113, внесены в ЕГРН (т. 1 л.д. 54-56).

Истец полагает, что в результате проведенной на территории Российской Федерации реформы энергетики, объекты, относящиеся к генерирующему предприятию, перешли в собственность ПАО «ТГК-14» и названный объект с октября 2006 года принадлежит на праве собственности истцу, наличие в ЕГРН записи о праве собственности администрации нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Как указывает ответчик во встречном иске муниципальное образование «Город Чита» в лице администрации городского округа является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 75:32:040512:5098 (канализационные сети), расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, п. Энергетиков, сооружение 2, о чем внесена запись № 75-75-01/028/2006-238 Управлением Росреестра по Забайкальскому краю от 17.08.2006 (т. 2 л.д. 38). Протяженность канализационных сетей составляет 16520 м, графически сети отображены в Техническом паспорте (т. 2 л.д. 47-50).

Согласно пояснений истца указанный объект находился у ПАО «ТГК-14» в доверительном управлении на основании договора №1 от 01.04.2005, в последующем передавался ПАО «ТГК-14» по договору аренды имущества №1 от 21.08.2009 согласно приложению №1 (т. 3 л.д. 50-66), по договору аренды муниципального имущества от 20.12.2018.

01.07.2021 в администрацию городского округа «Город Чита» поступило обращение ПАО «ТГК-14» (т. 2 л.д. 51) с приложением договора купли-продажи недвижимого имущества, включающего хозбытовую внеплощадную канализацию, протяженностью 514,5 м (кадастровый номер 75:32:040514:113), принадлежащую на праве собственности ПАО «ТГК 14».

Письмом от 14.07.2021 в адрес администрации ПАО «ТГК 14» с учетом ошибочности введений о включении участка канализационной сети по ул. Энергетиков, 11, протяженностью 514,5 м (кадастровый номер 75:32:040514:113), в состав муниципальный собственности Сооружение: Канализационные сет п. Энергетиков, соор. 2, просило внести корректировки в техническую документацию (исключив данный участок) с последующим внесением корректировок в сведения Росреестра (т. 1 л.д. 49-50).

21.07.2021 администрация в ответе на письмо общества от 14.07.2022 указало, что оснований полагать, что на протяжении 15 лет, эксплуатируя данные сети ПАО «ТГК-14» не было осведомлено, что данный участок канализационных сетей с наименованием «хозбытовая внеплощадочная канализация», протяженностью 515 м. расположенных по адресу: по ул. Энергетиков, вл. 11, с кадастровым номером 75:32:040514:113 вошел в состав канализационных сетей, расположенных по адресу: Забайкальский край, г. Чита, п. Энергетиков, сооружение 2, у администрации не имеется, в связи с чем, право считать, что техническая инвентаризация на названный объект недвижимого имущества проведена в соответствии с действующим законодательством оставила за собой (т. 1 л.д 44).

Кроме того, согласно заключению кадастрового инженера от 24.07.2021 (т. 2 л.д. 26-50) канализационной сети по ул. Энергетиков, 11, протяженностью 514,5 м (кадастровый номер 75:32:040514:113) является частью канализационной сети с кадастровым номером 75:32:040512:5098.

Запись о государственной регистрации права собственности ПАО «ТГК 14» на спорный объект недвижимости нарушает имущественные права органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 6 статьи 8.1 ГК РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

В соответствии со статьей 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом.

В силу пункта 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Согласно пункту 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Муниципальной собственностью, как установлено в пункте 1 статьи 215 ГК РФ, является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

На основании пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Вопросы местного значения городского поселения определены в статье 14 названного Федерального закона

На основании пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Доводы ответчика по встречному иску основаны положениях постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – постановление №3020-1)

В свою очередь, истец указывает, что спорный объект недвижимого имущества создан в 1987 году Производственным объединением энергетики и электрификации «Читаэнерго» до его акционирования, что следует из технического паспорта объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Чита, л. Энергетиков, вл. 11, акта оценки стоимость зданий и сооружений по состоянию на 01.05.2002 по ПРП «Читаэнерго» - хозбытовая внеплощадочная канализация 1987 года ввода в эксплуатацию и прилагаемому плану хозбытовой внеплощадочной канализации в масштабе 1:800 (т. 3 л.д 140-141, 142-143).

При этом согласно уставу акционерного общества энергетики и электрификации «Читаэнерго» от 1992 года (т. 3 л.д. 81-91) в состав организационной структуры ОАО ЭиЭ «Читаэнерго» входили, в том числе: Читинская ТЭЦ-1 (<...>), Читинская ТЭЦ-2 (<...>. 1), производственное ремонтное предприятие (<...> ПРП) и др.

После преобразования государственных предприятий энергетики в акционерные общества на территории РФ, объекты недвижимого имущества, созданные на территории п.Энергетиков, включены в План приватизации ОАО энергетики и электрификации «Читаэнерго» (т. 1 л.д. 16-22), который утвержден Решением Комитета по управлению имуществом Читинской области 26.01.1993 № 45 (т. 1 л.д.32).

Порядок разграничения государственной собственности на имущество урегулирован постановлением №3020-1, распоряжением президента Российской Федерации от 18.03.1992 №114-рп, Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 постановления №3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

При этом согласно абзацу 4 пункта 1 Приложения №3 названного постановления объектами, относящимися к муниципальной собственности, объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: являются, в частности, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

В соответствии с постановлением Главы Администрации города Читы от 13.10.1994 №15410 руководителям ведомств, в том числе: ТЭЦ-2, ТЭЦ-1, передать всю необходимую техническую документацию и Авизо по жилому фонду и инженерным сетям предприятия жилищно-коммунального хозяйства, а городскому производственному жилищно-ремонтному эксплуатационному объединению, производственному управлению водоснабжения и водоотведения и др. принять на баланс жилье и инженерные сети от ведомств с передачей производственных баз, служебных помещений, оборудования и механизмов (т. 1 л..д 23).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.10.1994 № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.

Во исполнение указанных положений ОАО ЭиЭ «Читаэнерго» внесены соответствующие изменения в План приватизации, что подтверждено распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области от 02.10.2002 №1435, которым утверждён Перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (т. 1 л.д. 29-31). В Перечне объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (Приложение №2) спорный объект не поименован.

Согласно уставу акционерного общества энергетики и электрификации «Читаэнерго» от 2001 года (т. 3 л.д. 92-105) в состав организационной структуры ОАО «Читаэнерго» входили, в том числе: Читинская ТЭЦ-1 (<...>), Читинская ТЭЦ-2 (<...>. 1), производственное ремонтное предприятие (ПРП) (<...> ПРП) и др.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Читаэнерго» №18 от 19.09.2005 (т.3 л.д. 8) по первому, третьему и пятому вопросам повестки принято решение реорганизовать ОАО «Читаэнерго» путем выделения: ОАО «Читинская генерирующая компания», ОАО «Читинская энергосбытовая компания», ОАО «Читинские магистральные сети», создать ОАО «Читинская генерирующая компания», ОАО «Читинская энергосбытовая компания», ОАО «Читинские магистральные сети», утвердить разделительный баланс.

В таблице Разделительного баланса (том №27) пункт 2177 указано - хозбытовая внеплощадочная канализация – канализационная линия от КК-22 до КК33, протяженностью линии 514,5 м., протяженностью трубопроводов 514,5 м., количество камер – 15 шт., трубопровод из чугуна, диаметром 300 мм, подземная глубина заложения 3,5- 4 м для отвода фикалий (т. 3 л.д 15).

Согласно протоколу внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Читаэнерго» №3 от 28.07.2006 (т.3 л.д. 18) принято решение о реорганизации ОАО «Читинская генерирующая компания» в форме присоединения к ОАО «ТГК-14» на условиях, предусмотренных договором о присоединении ОАО «Бурятгенрация», ОАО «ЧГК» к ОАО «ТГК-14», утвердить договор о присоединении ОАО «Бурятгенрация», ОАО «ЧГК» к ОАО «ТГК-14», утвердить передаточный акт общества, реорганизуемого в форме присоединения к ОАО «ТГК-14».

В состав объектов недвижимого имущества, переданных ОАО «ТГК-14», в соответствии с решением общего собрания акционеров вошел объект: хозбытовая внеплощадочная канализация - канализационная линия от КК-22 до КК33, протяженностью линии 514,5 м., протяженностью трубопроводов 514,5 м., количество камер – 15 шт., трубопровод из чугуна, диаметром 300 мм, подземная глубина заложения 3,5- 4 м для отвода фикалий (пункт 251 выписки из инвентарной описи основных средств для учета в передаточном акте на 01.01.2006 (т. 23 л.д. 24-26).

Как полагает ответчик, муниципальным образованием городской округ «Город Чита» в собственность от ТЭЦ-1 (структурное подразделение ОАО ЭиЭ «Читаэнерго»), согласно постановлению Главы администрации города Чита от 13.10.1994 № 1510 передано спорное имущество истца как объекты социально-бытового назначения, в том числе внутриквартальные сети тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения (к жилым домам и культурно-бытовым объектам) акционированных предприятий, которые безвозмездно передавались в государственную и (или) муниципальную собственность.

Согласно заключению кадастрового инженера от 24.07.2021 (т. 2 л.д. 26-50) канализационной сети по ул. Энергетиков, 11, протяженностью 514,5 м (кадастровый номер 75:32:040514:113) является частью канализационной сети с кадастровым номером 75:32:040512:5098.

Вместе с тем, из технического паспорта, представленного ответчиком по сооружение – канализационные сети (Лит. 35) по состоянию на 12.04.2005 (т. 3 л.д. 160-162) не усматривается, что в составе канализационной сети, протяженностью 16520 м спорный участок истца описан характеристиками протяженности и обозначения точек (канализационных колодцев).

Как пояснили стороны в судебных заседаниях на спорном участке истца не находятся иные потребители.

При этом согласно Приложению № 2 к Перечню объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, утвержденного Распоряжением от 02.10.2002 №1435 «О внесении изменений в План приватизации ПО ЭиЭ «Читаэнерго» - указанный объект в перечне не поименован.

В свою очередь, согласно абзацу 4 пункта 1 Приложения №3 постановления №3020-1 объектами, относящимися к муниципальной собственности: являются, в частности, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).

Согласно Плану хозбытовой внеплощадочной канализации в масштабе 1:800 спорный участок входил в состав Производственной базы ПРП ОАО ЭиЭ «Читаэнерго» от точки КНС до КК-22 (т. 3 л.д 142-143).

Данных о социально-бытовом назначении объекта истца суду не представлено. доказательств снабжения жилых домов и социальных объектов не приведено. Запрет на приватизацию распространяется именно и только на такие объекты, то есть не входящие в имущественный комплекс предприятия.

Таким образом, объект недвижимого имущества - хозбытовая внеплощадочная канализация (лит.Г7) по ул.Энергетиков, 11, не подпадающий под объекты социально-бытового назначения, не подлежал передаче в муниципальную собственность в порядке приватизации.

Доводы истца, что все объекты недвижимого имущества на территории п.Энергетиков создавались силами и за счёт средств Производственного объединения «Читаэнерго» до и после приватизации, что подтверждено Планом приватизации ОАО ЭиЭ «Читаэнерго», утверждённого решением Комитета по управлению имуществом Читинской области 26.01.1993 № 45, ответчиком иными документами не опровергнуты.

Представленные ответчиком Акт и уведомление (т. 3 л.д. 163) датированы 2006 годом, в то время как на 2002 год за право собственности ОАО ЭиЭ «Читаэнерго»на спорный объект недвижимости было зарегистрировано 05.06.2002.

Согласно пунктам 11, 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт. При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП.

Таким образом, материалами дела подтверждено право собственности ПАО «ТГК-14» на объект- хозбытовая внеплощадочная канализация (лит.Г7), протяжённостью 514,5 м, расположенный по адресу <...> вл.11, возникшее в результате приватизации в 1993 году имущества акционеров открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Читаэнерго», право собственности на который было зарегистрировано 05.06.2002.

Передача ответчиком канализационных сетей в доверительное управление истца и в последующем в аренду не подтверждают принадлежность ответчику спорного имущества на праве собственности.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия подтвердило, что в реестре федерального имущества спорный объект отсутствует.

Согласно абзацу 4 пункта 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Следовательно, учитывая материально-правовой интерес истца (ПАО «ТГК 14») и правовые средства его удовлетворения, суд считает в данном случае необходимым признать отсутствующим право собственности администрации ГО «Город Чита» на объект - Хозбытовая внеплощадочная канализация (лит.Г7), протяжённостью 514,5 м, расположенный по адресу <...> вл.11, кадастровый № 75:32:040514:113 и зарегистрированный в составе инженерного сооружения - Канализационные сети (лит.Г35), протяжённостью 16520 м, расположенные в п.Энергетиков, coop.2 г.Читы, кадастровый номер 75:32:040512:5098, а в удовлетворении встречного иска Администрации ГО «Город Чита» отказать.

На основании абзаца 2 пункта 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, то такое решение является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРП.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Из указанных норм следует, что после рассмотрения дела судом возникают отношения между сторонами по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) включена уплаченная заявителем при обращении в суд сумма государственной пошлины.

Принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1).

Таким образом, на Администрацию ГО «Город Чита» возлагается обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации ПАО «ТГК 14» денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам по иску, от уплаты которых органы не освобождены.

В связи с чем, с Администрации ГО «Город Чита» в пользу ПАО «ТГК 14» следует взыскать 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» удовлетворить.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на объект - хозбытовая внеплощадочная канализация (лит.Г7), протяжённостью 514,5 м, расположенный по адресу <...> вл.11, кадастровый № 75:32:040514:113 и зарегистрированный в составе инженерного сооружения - канализационные сети (лит.Г35), протяжённостью 16520 м, расположенные в п.Энергетиков, coopужение 2 г.Читы, кадастровый № 75:32:040512:5098.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» внести корректировки в техническую и кадастровую документацию посредством исключения участка канализационной сети - хозбытовая внеплощадочная канализация (лит.Г7), протяжённостью 514,5 м, расположенный по адресу <...> вл.11, кадастровый № 75:32:040514:113, с последующим внесением корректировок в сведения Росреестра по Забайкальскому краю.

Взыскать с администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

В иске администрации городского округа «Город Чита» о признании права собственности на хозбытовую внеплощадную канализацию, площадью 515 кв.м., кадастровый номер 75:32:040514:113, расположенной по адресу: Россия, <...>, отсутствующим, о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 75:32:040514:113, адрес: <...>, протяженностью 515 м отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья А.А. Курбатова