ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-7808/10 от 23.12.2010 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-7808/2010

29 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2010 года

Решение изготовлено в полном объёме 29 декабря 2010 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сидоренко В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства здравоохранения Забайкальского края о привлечении к административной ответственности муниципального унитарного предприятия “Аптека № 34” за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),

третье лицо – Управление Росздравнадзора по Забайкальскому краю,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 – представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края по доверенности от 15.11.2010 – консультанта отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился;

от третьего лица – ФИО2 – представителя Управления Росздравнадзора по Забайкальскому краю по доверенности от 15.10.2010 – юрисконсульта.

Министерство здравоохранения Забайкальского края (далее – Министерство или административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности муниципального унитарного предприятия “Аптека № 34” (далее – МУП “Аптека № 34” или предприятие) за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Определение о времени и месте судебного заседания направлялось сторонам, в деле имеются доказательства извещения сторон надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ.

Предприятие своего представителя в судебное заседание не направило по неизвестной причине, просило суд рассмотреть судебное разбирательство в отсутствие его представителя.

Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к ответственности.

Представитель заявителя требования о привлечении предприятия к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ поддержал в полном объеме.

Предприятие требование о привлечении к административной ответственности не оспорил.

Представитель третьего лица поддержал требований заявителя

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

МУП “Аптека № 34” в качестве юридического лица зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.

Предприятие имеет лицензию на осуществление фармацевтическое деятельности от 21.10.2008 № ЛО-75-01-000065.

06.10.2010 Управлением Росздравнадзора по Забайкальскому краю на основании приказа от 27.09.2010 № П75-486/10 была проведена проверка плановая проверка с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений при осуществлении фармацевтической деятельности.

В ходе проверки деятельности предприятия в аптечном учреждении “Аптека № 34”, находящемся по адресу: 673630, <...> установлено грубое нарушение предпринимателем лицензионных требований и условии, предусмотренных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 “Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности ” (далее – Положение о лицензировании фармацевтической деятельности), а также выданной предприятию лицензии на осуществление фармацевтическое деятельности от 21.10.2008 № ЛО-75-01-000065. Указанным нормативным документом установлено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубыми нарушениями понимаются невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами “а” – “д” пункта 4 настоящего Положения, в том числе о соблюдении лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона “О лекарственных средствах”, правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Административным органом выявлены следующие нарушения:

1) в торговом зале аптечного учреждения отсутствует следующая информация:

- о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;

- о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров;

- о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население;

- о дежурном администраторе и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора;

- копия или выписка из Закона “О защите прав потребителей”;

2) вывеска аптечного учреждения оформлена с нарушением:

- отсутствует указание о ближайших и дежурных аптеках;

- адрес местонахождения аптечного учреждения указан не полностью;

3) в торговом зале аптечного учреждения, где осуществляется хранение лекарственных средств, отсутствует прибор для регистрации параметров воздуха (гигрометр);

4) учет калия перманганата ведется в одном журнале с 2008 года, форма и название журнала не соответствует утвержденной;

5) результаты внутренних проверок не протоколируются;

6) отсутствует утвержденный план занятий по повышению профессионального образования сотрудников по вопросам действующего законодательства, применения лекарственных средств и др.

По результатам проверки был составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя выполнения обязательных требований при осуществлении фармацевтической деятельности от 06.10.2010 № 303.

20.10.2010 консультантом отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности Министерства ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № 44. Данным протоколом зафиксирован факт грубого нарушения предпринимателем лицензионных требований и условии и совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в порядке части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 6 статьи 205 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ “О лекарственных средствах” фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, в редакции, действовавшей на момент проверки, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами “а” – “д” пункта 4 настоящего Положения.

В соответствии подпунктом “в” пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона “О лекарственных средствах”, правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

В соответствии с пунктами 2.9, 3.3, 3.19, 7.3, 9.6 и 9.8 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения”, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80, в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены:

- информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;

- информация о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров;

- информация о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи и прочие с указанием Ф.И.О. и должности);

- информация о дежурном администраторе (Ф.И.О., должность) и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора (за исключением аптечного киоска);

- копия или выписка из Федерального закона "О защите прав потребителей";

Аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: "Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск", "Аптечный магазин"; организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек.

Аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями:

- помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего.

Предметно-количественному учету подлежат наркотические средства, психотропные вещества, спирт этиловый и другие лекарственные средства в соответствии с действующей нормативной документацией.

Аптечной организацией должны регулярно проводиться внутренние проверки на соответствие требованиям настоящего ОСТа.

Результаты проверок протоколируются и доводятся до сведения персонала, ответственного за проверяемый участок работы, и руководства аптечной организации.

В аптечных организациях должна быть предусмотрена система постоянного повышения профессионального образования сотрудников по вопросам действующего законодательства, применения лекарственных средств и др. План и темы занятий утверждаются руководителем аптечной организации.

В соответствии с пунктом 9 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 419 “О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом”, нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах.

Не использованные в текущем календарном году страницы журналов прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.

Приложением к указанным правилам утверждена форма Журнала регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

  Факт нарушения предприятием перечисленных норм материалами дела установлен и им не оспаривался.

На основании изложенного суд пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина предприятия в полном объёме подтверждается изученными в суде письменными материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом обязанностей, возложенных законодательством России, не усматривается.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что требования Министерства о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании изложенного, с учётом необходимости достижения целей административного наказания, суд считает возможным применить в отношении предприятия менее строгий вид административного наказания, чем административное приостановление деятельности – административный штраф.

При решении вопроса о назначении размера административного штрафа, суд с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, считает возможным наложить на предприятие минимальный штраф, предусмотренный частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере сорока тысяч рублей. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность лица, привлекаемого к ответственности, суд учитывает совершение правонарушения впервые.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь к административной ответственности муниципальное унитарное предприятие “Аптека № 34”, находящееся по адресу: 673630, <...> основной государственный регистрационный номер 1027500743929, в соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Штраф в соответствии со статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель штрафа:

УФК по Забайкальскому краю (Министерство здравоохранения забайкальского края л/с <***>)

ИНН <***>

КПП 753601001

Расчетный счет <***>

ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю г. Чита

БИК 047601001

КОД 003 1 16 90050 05 0000 140

Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья В.А. Сидоренко