ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8148/14 от 01.12.2014 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-8148/2014

08 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2014 года

Решение изготовлено в полном объёме 08 декабря 2014 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Страмиловой Ю.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авиаэкспресс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю) (ОГРН <***>, ИНН <***>),

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ФИО1

о признании незаконным и отмене постановления от 24.07.2014 года №718,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель не явился, извещен;

от заинтересованного лица – ФИО2., представителя по доверенности от 03.02.2014,

от третьего лица – представитель не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Авиаэкспресс» (далее ООО «Авиаэкспресс», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее Управление Роспотребнадзора, административный орган) №718 от 24.07.2014, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением штрафа 20000 рублей.

Заявление мотивировано недоказанностью в действиях Общества состава и события административного правонарушения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена ФИО1.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен в соответствии со ст.123 АПК РФ.

Представитель Управления с требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещена в соответствии со ст.123 АПК РФ, письменныз пояснений не представлено.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, заслушав представителя административного органа, арбитражный суд установил следующее.

Управлением Роспотребнадзора с целью рассмотрения обращения гражданина, на основании распоряжения №328 от 08.05.2014, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Авиаэкспресс» по адресу: <...>.

Результаты проверки оформлены актом №07-328 от 05.06.2014.

18.06.2014 по результатам проведенной внеплановой выездной проверки в
 отношении ООО «Авиаэкспресс» при обнаружении признаков административного
 правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8. КоАП РФ вынесено определение о
 возбуждении дела об административном правонарушении № 247 и проведено
 административное расследование.

В результате проведенного административного расследования установлено следующее.

22.03.2014 в Чите по адресу: ул.Ленина, д.55 при продаже ООО «Авиаэкспресс» электронного авиабилета с потребителя ФИО1 взята плата за информационно-вычислительные услуги, и именно за оформление билета (маршрут/квитанции) в размере 1900 рублей, что подтверждается контрольно кассовым чеком № 8241 от 22.03.2014, а также товарным чеком № 12945 от 22.03.2014. При этом, при проведении административного расследования и истребования сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ от ООО «Авиаэкспресс» получена информация (вх. № 6087 от 02.07.2014) о том, что стоимость услуги по оформлению авиабилета составляет 0,0 рублей, то есть данная услуга является бесплатной. Следовательно, ООО «Авиаэкспресс» допустило обман потребителя, умышленно взяв с него сумму в размере 1900 рублей за оформление 4-х билетов (2*250рублей, 2*700 рублей), то есть за услугу, которая является бесплатной, и которая является неотъемлемой частью договора об оказании услуги по продаже авиабилета.

По результатам проведенной проверки и административного расследования

должностным лицом Управления Роспотребнадзора, в отношении ООО «Авиаэкспресс» в присутствии защитника Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 17.07.2014 №993 по ст. 14.7. КоАП РФ.

24.07.2014 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 718 о признании ООО «Авиаэкспресс» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.7. КоАП РФ «Обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей» и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

С учетом положений статей 28.3, 23.49 Кодекса, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 №40арбитражный считает, что протокол об административном правонарушении от 17.07.2014 №993 составлен, а оспариваемое постановление от 24.07.2014 №718 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.

Административным органом соблюдена процедура привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренная статьями 28.2, 28.5, 29.6, 29.7, 29.10 КоАП РФ (в том числе, надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения административного дела и вынесения оспариваемого постановления).

Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.

Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.

Административный орган вменяет обществу обман потребителя при продаже авиабилета, которые выразился в том, что с потребителя была умышленно взята денежная сумма в размере 1900 рублей за услугу по оформлению 4-х билетов, которая фактически является бесплатной.

Общество в обоснование правомерности своих действий ссылается на п. 30 Общих правил воздушных перевозок, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, которым закреплено право уполномоченного агента взимать с пассажира дополнительную плату за оказание услуг по подбору оптимального маршрута перевозки и консультационных услуг.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что в данном случае взимание дополнительных средств за услугу - оформление билетов (являющейся бесплатной) не соответствует требованиям действующего законодательства, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливаются перевозчиками (часть 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации).

При этом согласно статьям 786 и 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 64 и 103 Воздушного кодекса Российской Федерации расходы перевозчика, связанные с воздушной перевозкой пассажиров возмещаются за счет провозной платы, формируемой на основании тарифов и сборов.

Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и (или) багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки или комбинации тарифов от аэропорта, из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза до аэропорта назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 N 155 (пункт 30 Общих правил воздушных перевозок).

Пунктом 7 Правил N 155 установлено, что в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением расходов на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходов на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 N 82, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Иных сборов, связанных с заключением и исполнением договора воздушной перевозки пассажира, действующим законодательством не предусмотрено.

Пункт 11 Правил N 155 устанавливает, что пассажирские тарифы, багажные тарифы, сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа, топливный сбор, сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, условия применения тарифов и сборов, маршруты сквозных тарифов, норма бесплатного провоза багажа, установленные перевозчиком курсы перевода валют, исключения к кодам бронирования (далее - тарифная информация) подлежат регистрации и опубликованию.

Регистрация тарифной информации осуществляется путем ее включения в единую базу данных в установленном порядке.

Опубликование тарифной информации производится путем ее доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа.

В обоснование своих доводов о незаконности оспариваемого постановления, заявитель ссылается на то, что денежные средства в размере 1900 рублей были получены от потребителя за услуги «ИВУ АВИА» (информационно-вычислительные услуги), в которые входит подбор маршрута.

Вместе с тем данные доводы опровергаются имеющимся в материалах доказательствами. Так, факт взимания платы именно за процедуру оформления билета (маршрут/квитанции) подтверждается чеком от 22.03.2014 № 8241, приложенным к обращению потребителя ФИО1 (в котором указано, что сумма 1900 рублей оплачена потребителем за «услугу за оформление авиабилета»), а также товарным чеком от 22.03.2014 № 12945, представленным ООО «Авиаэкпресс» (в котором также указано, что потребителю оказана услуга за оформление билета на общую сумму 1900 рублей).

При этом согласно ответу ООО «Авиаэкспресс» от 02.07.2014 исх. № 748 определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 30.06.2014 стоимость услуги по оформлению авиабилета составляет 0,0 рублей, то есть является бесплатной.

Таким образом, ООО «Авиаэкспресс» допущен обман потребителя при продаже авиабилета, которые выразился в том, что с потребителя была умышленно взята денежная сумма в размере 1900 рублей за услугу по оформлению 4-х билетов, которая фактически является бесплатной.

Следовательно, в действиях Общества имеется объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.14.7 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные факты правонарушения свидетельствует о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению прав потребителя, что говорит о виновности его действий.

Таким образом, в действия ООО «Авиаэкспресс» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.7 КоАП РФ.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, характер допущенного Обществом нарушения, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, доказательств обратного заявителем не представлено.

На основании вышеизложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя и отмены оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Авиаэкспресс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.07.2014 №718, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Ю.Ю. Клишина